Мастер-класс для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"
консультация

Макарова Елена Геннадьевна

Мастер-класс для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №2 «Росинка»

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Подготовила

учитель-логопед

Макарова Е.Г.

2022

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.

Задачи:

1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

3. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент (5 мин.).

Мастер. – Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Перед Вами предметы: пустой сосуд, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды. На наш взгляд, эти предметы символизируют образ воспитанника. Кто согласен с нами, докажите это.

(Ребёнок, как сосуд, который мы наполняем знаниями, умениями и навыками.

Ребёнок впитывает в себя всё доброе и хорошее, всё ненужное - отсеивает. Дети - как чистые листы этой тетради, мы своей рукой пишем их судьбы).

2. Вводная часть (10 мин.)

ВведениеМастерДошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество – фольклор. Поэтому мне сегодня хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые мы используем в своей работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества. Виды устного народного творчества.

       Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты. При укладывании детей спать, во время умывания, причёсывания, еды, бодрствования:

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи.

«Какая у кого песенка?»

У ходиков песня такая:

-Тик. Тик. Тик.

У птички-синички – такая:

-Пик. Пик. Пик.

У поросенка – такая:

-Рюх. Рюх. Рюх.

У ежика песня такая:

-Плюх. Плюх. Плюх.

У кисоньки песня такая:

-Мяу. Мяу.

А у рыбешки какая?

Руки-стрелки

Ладошки клювиком.

Кольцо из большого и указательного пальцев.

Левая рука с растопыренными пальцами-колючками и по ней шлепки правой ладонью.

Рука гладит кошечку.

Закрывают рот рукой.

        В таких произведениях имеются звукоподражания голосам птиц и животных, что вызывает желание повторить, а значит, развивает речь.

Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно. Всем известно, что пальчиковые игры развивают мелкую моторику, способствуя развитию речи. Дети очень любят играть в пальчиковые игры. Давайте и мы поиграем:

"Собираем листочки"

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет.

«Загадки – близнецы»

 Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку оранжевого или зелёного цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого оранжевые карточки, тот начинает, у кого зелёные, тот даёт ответ.

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Игра «Скажи по-русски»

 Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить, насколько Вы близки, к истокам народного творчества. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания?

Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее. Баба с воза – кобыле легче.

Детская философия. Устами младенца глаголет истина.

Без страдания нет наград. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Первый из них всегда обречён. Первый блин комом.

Один старый и два новых. Старый друг лучше новых двух.

Кредиторы ждать не любят. Долг платежом красен.

Все пошли – и ты догоняй. Семеро одного не ждут.

Чужая рубашка опасна для жизни. Своя рубаха ближе к телу.

Конфликт поколений в курятнике. Яйца курицу не учат.

Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей.

«Соедини несоединимое»

Мастер. Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).

-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).

-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).

-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).

-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).

3. Заключительная часть. (Продукт деятельности. 10 мин.)

Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Но сказка далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. И поэтому, чтобы как-то разнообразить подход к сказке, я предлагаю моделирование.

-----С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, учатся импровизировать.

-----Например, можно предложить три одинаковых круга. Вспомнить с детьми, что за сказочные герои спрятались в этих кругах («Три поросенка»). По мере рассказывания сказки дети определяют какими геометрическими фигурами можно обозначить героев сказки. Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф моно обозначить кругами разного цвета. Их дома можно выложить из квадрата и треугольника. Волк – будет обозначен овалом серого цвета.

-----

Сказка «Теремок»

Стоял в поле теремок. (квадрат и треугольник)

Кто первый подошел к теремку? (мышка-норушка)

А мышка была такой: круглая, маленькая, серая

- Что спросила мышка? (Терем-теремок! Кто в тереме живет)

- Что произошло дальше? (Никто не отозвался, и стала мышка в нем жить).

- Кто пришел дальше? (лягушка)

(Остальные герои рассматриваются по этому принципу)

Лягушка - квакушка: круглая, маленькая, зеленая.

Зайчик - попрыгайчик: круг белого цвета

Лисичка - сестричка: круг оранжевого цвета

Волчок – серый бочок: круг серого цвета.

- Вот они все в теремочке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый.

Медведь: большой круг коричневого цвета

- Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел.

- Что заревел медведь?

- Медведь полез в теремок. Лез-лез – никак не мог влезть. На крышу полез, теремок под ним и развалился.

---------- Сказка «Репка»

-Дети, сейчас мы покажем сказку «Репка» для кукол.

- Как вы думаете, что можно обозначить большим желтым кругом? (репку).

- Квадратом какого цвета мы обозначим Дедушку? (голубого).Бабушку? (розовым,Внучку? (зеленым).А зверей какими геометрическими фигурами? (треугольниками). Жучку обозначим треугольником какого цвета? (коричневого,кошку? (оранжевого,мышку? (серого)

Так дети до конца пересказывают сказку с помощью моделей и выкладывают их по порядку.

«Модели сказок»

Мастер: А сейчас попробуем создать модели к русским народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели. Моделирование начитается с замещения одних объектов другими (реальных – условными).

(Участники делятся на две подгруппы. Каждая подгруппа создаёт свою модель сказки. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки).Например: сказка «Заюшкина избушка» Избушка зайца лубяная – коричневый квадрат

Избушка лисы ледяная – голубой квадрат

Лиса – оранжевый круг

Заяц – белый круг

Собака – серый круг

Медведь – коричневый круг

Петух – красный круг

Сказка «Колобок»

Дед – коричневый треугольник

Бабка – Зеленый треугольник

Колобок – желтый круг

Заяц – белый круг

Волк – серый круг

Медведь – коричневый круг

Лиса – оранжевый круг

Мастер: Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.

Выводразвитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей. Так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Итог

Мастер: Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам, и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

САМООБРАЗОВАНИЕ. ТЕМА: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Пояснительная записка     Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возр...

Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей. Тема: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста с ЗРР»

Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»...