Мастер-класс для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"
консультация
Мастер-класс для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.docx | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №2 «Росинка»
Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Подготовила
учитель-логопед
Макарова Е.Г.
2022
Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.
Задачи:
1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
3. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент (5 мин.).
Мастер. – Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Перед Вами предметы: пустой сосуд, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды. На наш взгляд, эти предметы символизируют образ воспитанника. Кто согласен с нами, докажите это.
(Ребёнок, как сосуд, который мы наполняем знаниями, умениями и навыками.
Ребёнок впитывает в себя всё доброе и хорошее, всё ненужное - отсеивает. Дети - как чистые листы этой тетради, мы своей рукой пишем их судьбы).
2. Вводная часть (10 мин.)
Введение: Мастер. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество – фольклор. Поэтому мне сегодня хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые мы используем в своей работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества. Виды устного народного творчества.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты. При укладывании детей спать, во время умывания, причёсывания, еды, бодрствования:
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи.
«Какая у кого песенка?»
У ходиков песня такая: -Тик. Тик. Тик. У птички-синички – такая: -Пик. Пик. Пик. У поросенка – такая: -Рюх. Рюх. Рюх. У ежика песня такая: -Плюх. Плюх. Плюх. У кисоньки песня такая: -Мяу. Мяу. А у рыбешки какая? | Руки-стрелки Ладошки клювиком. Кольцо из большого и указательного пальцев. Левая рука с растопыренными пальцами-колючками и по ней шлепки правой ладонью. Рука гладит кошечку. Закрывают рот рукой. |
В таких произведениях имеются звукоподражания голосам птиц и животных, что вызывает желание повторить, а значит, развивает речь.
Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно. Всем известно, что пальчиковые игры развивают мелкую моторику, способствуя развитию речи. Дети очень любят играть в пальчиковые игры. Давайте и мы поиграем:
"Собираем листочки"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет.
«Загадки – близнецы»
Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку оранжевого или зелёного цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого оранжевые карточки, тот начинает, у кого зелёные, тот даёт ответ.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Игра «Скажи по-русски»
Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить, насколько Вы близки, к истокам народного творчества. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания?
Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее. Баба с воза – кобыле легче.
Детская философия. Устами младенца глаголет истина.
Без страдания нет наград. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Первый из них всегда обречён. Первый блин комом.
Один старый и два новых. Старый друг лучше новых двух.
Кредиторы ждать не любят. Долг платежом красен.
Все пошли – и ты догоняй. Семеро одного не ждут.
Чужая рубашка опасна для жизни. Своя рубаха ближе к телу.
Конфликт поколений в курятнике. Яйца курицу не учат.
Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей.
«Соедини несоединимое»
Мастер. Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).
-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).
-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).
-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).
3. Заключительная часть. (Продукт деятельности. 10 мин.)
Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Но сказка далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. И поэтому, чтобы как-то разнообразить подход к сказке, я предлагаю моделирование.
-----С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, учатся импровизировать.
-----Например, можно предложить три одинаковых круга. Вспомнить с детьми, что за сказочные герои спрятались в этих кругах («Три поросенка»). По мере рассказывания сказки дети определяют какими геометрическими фигурами можно обозначить героев сказки. Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф моно обозначить кругами разного цвета. Их дома можно выложить из квадрата и треугольника. Волк – будет обозначен овалом серого цвета.
-----
Сказка «Теремок»
Стоял в поле теремок. (квадрат и треугольник)
Кто первый подошел к теремку? (мышка-норушка)
А мышка была такой: круглая, маленькая, серая
- Что спросила мышка? (Терем-теремок! Кто в тереме живет)
- Что произошло дальше? (Никто не отозвался, и стала мышка в нем жить).
- Кто пришел дальше? (лягушка)
(Остальные герои рассматриваются по этому принципу)
Лягушка - квакушка: круглая, маленькая, зеленая.
Зайчик - попрыгайчик: круг белого цвета
Лисичка - сестричка: круг оранжевого цвета
Волчок – серый бочок: круг серого цвета.
- Вот они все в теремочке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый.
Медведь: большой круг коричневого цвета
- Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел.
- Что заревел медведь?
- Медведь полез в теремок. Лез-лез – никак не мог влезть. На крышу полез, теремок под ним и развалился.
---------- Сказка «Репка»
-Дети, сейчас мы покажем сказку «Репка» для кукол.
- Как вы думаете, что можно обозначить большим желтым кругом? (репку).
- Квадратом какого цвета мы обозначим Дедушку? (голубого).Бабушку? (розовым,Внучку? (зеленым).А зверей какими геометрическими фигурами? (треугольниками). Жучку обозначим треугольником какого цвета? (коричневого,кошку? (оранжевого,мышку? (серого)
Так дети до конца пересказывают сказку с помощью моделей и выкладывают их по порядку.
«Модели сказок»
Мастер: А сейчас попробуем создать модели к русским народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели. Моделирование начитается с замещения одних объектов другими (реальных – условными).
(Участники делятся на две подгруппы. Каждая подгруппа создаёт свою модель сказки. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки).Например: сказка «Заюшкина избушка» Избушка зайца лубяная – коричневый квадрат
Избушка лисы ледяная – голубой квадрат
Лиса – оранжевый круг
Заяц – белый круг
Собака – серый круг
Медведь – коричневый круг
Петух – красный круг
Сказка «Колобок»
Дед – коричневый треугольник
Бабка – Зеленый треугольник
Колобок – желтый круг
Заяц – белый круг
Волк – серый круг
Медведь – коричневый круг
Лиса – оранжевый круг
Мастер: Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.
Вывод: развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей. Так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Итог
Мастер: Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам, и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...
САМООБРАЗОВАНИЕ. ТЕМА: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Пояснительная записка Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возр...
Мастер-класс для родителей "Подвижная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс...
Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей. Тема: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста с ЗРР»
Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»...