Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий во 2 «Б» классе для обусчающегося с ОВЗ имеющего ТМНР
рабочая программа

Алла Александровна Белоусова

Рабочая програма коррекционно- развивающих занятий во 2 "Б" классе для обучающегося с ОВЗ имеющего  ТМНР. Данная учебная программа помогает оптимально и рационально  организовать процесс обучения ребенка с глубоким нарушением интеллекта с учетом его актуального и блежайшего развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

.

Адаптированная рабочая программа

коррекционно- развивающих занятий

для  2«Б» класса

на 2018– 2019 учебный год

Учитель        Белоусова Алла Александровна

Класс    2 «Б»    

Всего часов в год 35

Всего часов в неделю 1

Срок реализации 1 год.        

пгт. Тёткино 2018г.

Пояснительная записка.

Данная  адаптированная рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для 2 «Б» классе разработана на основе :

- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», регистрационный № 38528 от 14.08.2015 года;

- Программы  для  0-4  классов  школы  VIII вида  (длядетей с нарушениями интеллекта).- Бгажнокова   И.М

Целью коррекционно- развивающих занятий является формирование способов усвоения общественного опыта, которые является ключом к развитию  потенциальных возможностей   ребенка с глубокой умственной отсталостью.

Коррекционно- развивающие  занятия направлены на решение следующих задач:

- формирование способов усвоения умственно отсталыми школьниками социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;

 - развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка;

-        преодоление        и        предупреждение        у        детей        с глубокой умственной отсталостью вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы,поведения и личности в целом;

- формирование способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка) которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Содержание работы.

Коррекционно- развивающие занятия  проводятся  во вторую половину дня один раз в неделю, направлены на частичную компенсацию дефекта. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для   учащихся с глубокой умственной  отсталостью.

Ребенок с нарушением интеллекта имеет общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы. У него отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Такой ребенок не может целостно воспринимать наблюдаемые объекты, он воспринимает их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Беден и узок круг его представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны. Отмечается тяжелое недоразвитие речи в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности  словаря. У ребенка наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи. Ребенок   испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

        Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для ребенка с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как  о сложной функциональной системе  структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьника. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития ребенка.

Принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Сроки

Содержание работы

03-15 сентября

Диагностика психического развития ребенка. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета

15 сентября – 15 мая

Индивидуальные занятия.

15 мая – 30 мая

Итоговая диагностика психического развития ребенка. Заполнение документации.

В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают учащемуся сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку.

Уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащегося: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи .

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание ребенка, на его личный опыт.

Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться в социуме.

Направления коррекционно-  развивающей работы.

-Формирование представлений о сенсорных эталонах и их  свойствах;

-развитие зрительного гнозиса ,навыкаиндентификации  по  сенсорным признакам (цвет, форма, величина);

- формирование  знаний о независимости  количества предметов от их размера и пространственного расположения;

-  счет  с  использованием различных анализаторов;

- развитие умений в сравнении множеств;

- знакомство с литературным материалом ,в котором присутствуют числа.

-формирование представлений о временных отрезках (части суток, времена года,) и умение ориентироваться в них;

- развитие умений и навыков ориентировки на плоскости и в пространстве относительно себя и других объектов ,работа с планом-схемой;

- формирование элементов логического мышления: решение задач на последовательность событий; анализ изображений на рисунке.

Количественные представления.

Составление  множеств (группы предметов) из разных по качеству элементов (разного цвета, размера, формы, материала).

Устанавливление отношения между целым множеством и его отдельными частями;  множество больше каждой своей части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному.

Упражнять в счете звуков, в счете на ощупь, в счете и воспроизведении заданного количества движений по образцу.

Уточнять понимание независимости числа от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения и направления счета.  

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

        Закреплять представление о том, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Величина.

 Учить устанавливать размерные отношения между  тремя предметами разной длины (высоты, ширины): систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине.

Развивать глазомер, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), образца и равные ему.

Форма.  

Развивать умение анализировать форму знакомых предметов, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книга, картина, крышка стола — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелка, часы, крышка кастрюли — круглые и т д.

Ориентировка в пространстве.

Закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.

 Ориентировка на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).

Учить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками — указателями маршрутов (вперед, назад, налево, направо и т. ).

Учить ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине).

Ориентировка во времени.

 Закрепить представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.

На конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

        Формировать представления о временах года( зима, весна, лето, осень ) их последовательности и отличительных признаках.

Логические задачи.

Формировать целостное восприятие. Учить складывать разрезные картинки из 4- 6 частей, разрезанные в различных направлениях.

        Учить складывать логические картинки , составляя цепочку последовательности событий.

К концу года учащийся должен знать и уметь:

-что множество состоит из отдельных предметов; количество не зависит от величины предметов и их пространственного расположения; определенное количество предметов можно обозначить числом и записать при помощи цифры; число можно увеличивать и уменьшать; численность множеств можно уравнять;

-видеть на основании счета равенство и неравенство численности множеств, когда предметы находятся на разном расстоянии друг от друга и имеют различные размеры; считать до пяти; соотносить количество, число и цифру; отсчитывать определенное количество предметов по образцу или названному числу; считать звуки и движения; устанавливать неравенство между двумя множествами (больших или меньших на один предмет) и уравнивать их путем увеличения или уменьшения количества элементов на один (единицу); выделять и сравнивать подмножества;

-сравнивать два предмета по длине, высоте и ширине, определять равенство величин, отражать результаты сравнения в речи:

- выкладывать в ряд предметы (до пяти), разные по величине, в возрастающем и убывающем порядке, сравнивать предметы по величине на глаз, сравнивать предме-ты по двум протяженностя;

-различить геометрические фигуры по форме и сравнивать их, видеть геометрические формы в окружающем пространстве;

-обозначать направление движения: «вверх вниз», «вперед назад», «налево направо», дифференцировать значение пространственных наречий: «вверх- вверху», «вниз внизу», «вперед впереди», «назад сзади», «слева налево», «справа направо»;

-понимать значение слов: «утро», «день», «вечер», «ночь», «сутки», «год», «осень», «зима», «весна», «лето» и стараться использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий, в процессе продуктивной деятельности и в быту;

- складывать разрезанную картинку по вертикали, горизонтали и диагонали из 3, 4 частей;

- понимать последовательность событий и складывать логические цепочки из сюжетных картинок.

Календарно- тематическое планирование коррекционно- развивающих занятий во 2 «Б» классе на 2018- 2019 уч.год.

№ п/п

Тема

Количество

 занятий

Дата.

Iчетверть.

8

1

Диагностическое обследование мелкой и общей моторики .

1

04.09

2

Диагностическое обследование памяти, внимания, мышления.

1

11.09

3

Сравнение предметов по величине. Понятия «большой»- «маленький».

1

18.09

4

Геометрические фигуры.

1

25.09

5

Группировка предметов по цвету и форме.

1

02.10

6

Ориентировка в пространстве. Понятия «впереди», «сзади», «на», «под».

1

09.10

7

Количественные отношения: «один»- «много», «столько же».

1

16.10

8

Сутки. Режим дня.

1

23.10

IIчетверть.

8

9

Группировка предметов по форме и размеру; размеру и цвету.

1

06.11

10

Сравнение предметов по длине. Понятия «длинный»- «короткий»

1

13.11

11

Равенство и неравенство совокупности предметов.

1

20.11

12

Соотнесение числа с количеством предметов.

1

27.11

13

Счет предметов на ощупь, в движении.

1

04.12

14

Арифметическая задача на нахождение суммы.(с опорой на картинку)

1

11.12

15

Соотнесение геометрической фигуры с предметом.

1

18.12

16

Деление квадрата( прямоугольника) на 2, 4 части.

1

25.12

IIIчетверть.

10

17

   Последовательность событий.

(с опорой на картинку)

1

15.01

18

Сравнение предметов по ширине. Понятия «широкий»- «узкий».

1

22.01

19

Различные виды счета: на ощупь, в движении, на звук

1

29.01

20

Ориентировка во времени. Понятия «вчера» - «сегодня»- «завтра».

1

05.02

21

 Арифметическая задача на нахождение разности.( с опорой на картинку).

1

12.02

22

 Порядковый счет. Счет в движении.

1

19.02

23

 Круг.Деление круга на две и четыре части.

1

26.02

24

 Сравнение предметов по высоте Понятия «высокий»- «низкий»

1

05.03

25

  Работа с разрезными картинками. Составление картинки из 2,3 частей.

1

12.03

26

Деление  квадрата и треугольника  по вертикали.

19.03

IV четверть.

9

27

  Временна года.

1

02.04

28

Сравнение предметов по ширине. Понятия «широкий»- «узкий».

1

09.04

29

Количество и счет. Счет предметов  при помощи различных анализаторов.

1

16.04

30

Развитие целостного восприятия. Складывание разрезной картинки разрезанной по диагонали.(из 2,3 частей)

1

23.04

31

 Ориентировка на листе бумаги. Апликация из готовых предметов.

1

30.04

32

Дидактическая игра «Что перепутал художник».

07.05

33

   Обобщение знаний, умений.

1

14.05

34

Диагностическое обследование общей и мелкой моторики.

1

21.05

35

Диагностическое обследование памяти, внимания, мышления.

1

28.05

 Литература.

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)  Просвещение, М., 2011,  под ред. Бгажноковой И.М
  2. Т.Б. Филичева, А.Р.Соболева «Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург, 1996
  3. Н.С. Резникова «Как развить память у ребенка», изд. Мой Мир, М., 2005
  4. Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006
  5. О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - СПб, 2011
  6.  И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва. Развитие элементарных математических представлений. Коррекционно-развивающее обучение.
  7. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.
  8. Использованная литература
  9. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
  10. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
  11. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.
  12. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
  13. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
  14. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
  15. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.
  16. Бабкина Н.В. “Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе” Начальная школа. – 1998 г. - № 4.
  17. Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.
  18. Развивающие игры для детей. – Москва: Физкультура и спорт. 1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ, ТМНР

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с элементами сказкотерапии для обучающихся с ТМНР

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы “особых детей”. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психол...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 5 – 9 классов (Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР у учащихся с ЗПР)

Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей  системе коррекционной работы. Это связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный хара...