Статьи "Функциональная грамотность учащихся на уроках иностранного языка"
статья
Предварительный просмотр:
Почему эта тема актуальна в наши дни?
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.
Слайд 5
Теоретическое обоснование
Без знания иностранного языка очень трудно существовать в современном мире, найти престижную работу, путешествовать, заниматься саморазвитием.
Слайд 6
Функциональная грамотность – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке. Это способность использования полученных на уроках знаний, умений и навыков в рамках взаимодействия с социумом: написать письмо, заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке.
Функциональная грамотность – это умение извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д.
Слайд 7
Ученик у которого сформированы навыки функциональной грамотности может
«свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.»
Слайд 8
Мы знаем , что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках иностранного языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Слайд 9
Итак, цель формировнаия функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач
Слайд 10 -Основная задача учителя – стимулировать речемыслительную активность обучащихся, создать ситуативность обучения, другими словами смоделировать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь. Основной характеристикой подобных ситуаций является практическая задача: купить билет в кино, сделать заказ в кафе/ресторане, решить, куда пойти/поехать и т.д.
Слайд 11
Можно выделить несколько особенностей заданий для оценки функциональной грамотности:
- задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
- в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
- контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
- ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
- вопросы изложены простым и ясным языком;
- используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Слайд 12
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
- математическая ;
- читательская;
- естественнонаучная ;
- финансовая ;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление.
Слайд 13
Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.
Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12.
Типовое задание на формирование математической грамотности вы можете увидеть на экране ( производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
«Ты гостишь у своей бабушке в деревни. Скажи своему английскому другу Бену, сколько домашних птиц есть у твоей бабушки.» Look at the pictures and count the birds.
Ex: Two ducks and two cocks are four birds.)
Слайд 14 – С элементами обучения детей финансовой грамотности мы сталкиваемся также буквально с первых шагов обучения иностранному языку.
Ребята еще в младшем звене знакомятся денежными знаками стран изучаемого языка
Знакомство с иностранной валютой продолжается в среднем звене .На экране я привела пример с учебника Спотлайт для 8 класса «English Banknotes and Coins».
(Типовая задача на формирование финансовой грамотности может быть сформулирована так: Look at the picture, read the text and answer the questions.
English Banknotes and Coins
The official currency of the Unites Kingdom is the pound sterling which is equal to one hundred pence. The British do not use the Euro. Although a few of the big shops will accept Euro, it is rarely used across Britain. English banknotes are issued by the Bank of England. As to coins they are minted also by this state bank. The following coins are in circulation: one penny, two pence, five pence, ten pence, 20 pence, 50 pence, 1 pound, and 2 pounds. The singular of pence is "penny". The symbol for the penny is "p"; hence an amount such as 50p is often pronounced "fifty pee" rather than "fifty pence".
- What is the official currency of the U.K.?
- What is the smallest unit?
- How many pence are there in one pound?
- What banknotes in the U.K. now?)
Слайд15
Естественно- научная грамотность- «.. это способность обучающихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов ,для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменениях ,которые вносит в него деятельность человека ,а также для принятия соответствующих решений
Типовое задание на формирование естественнонаучной грамотности вы можете видеть на экране:
(Read the extract from the article in youth magazine and give your opinion. Is keeping animals in the zoo a good idea?
“ … Zoos help scientists and common people to learn more about animals. They show us how rich the animal world is.
But in zoos they keep animals in cages, and it is very unkind…”)
Слайд 16
Глобальные компетенции понимаются как “способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству”. Одну из глобальных проблем – проблему экологии- начинают обсуждать на уроках английского языка в 7 классе. (Задание на формирование функциональной грамотности можно сформулировать следующим образом:
You are going to take part in the conference “Green Home”. Say what five important things about ecology we must teach children. Choose one of the ideas and develop it.)
Слайд17
«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.
Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ. Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок.
Слайд18
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание.( В процессе обучения учитель часто сталкивается с проблемами учащихся при работе с текстом. При чем проблемы возникают и при работе с текстом на русском языке, не говоря уже о иностранном._
Одним из самых распространенных заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания типа True-False, которые могут быть сформулированы по- разному.
- (Mark *the correct answer according to the text.
- Read the text and choose the statements which are NOT mentioned in the text.
- Read the text and decide which of the fact are not stated in the text.)
Слайд 19
К отличительных особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся:
- большой объем неадапритованного текста;
- информация представленная в виде рисунков, схем, диаграмм,…
- интегрированные задания;
- так называемые «несплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные документы и т.д.
Слайд 20
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения иностранного языка можно различными способами:
обучение в малых группах сотрудничества;
дискуссии;
ролевые и деловые игры проблемной направленности;
проектно-исследовательские;
поисковые;
драматизация;
использование ИКТ и разноуровневое обучение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.
Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....
Выработка практической грамотности учащихся на уроках русского языка при помощи музыки и сигнальных опор.
Каждый учитель - словесник ищет приёмы и методы, чтобы сделать урок ярким и запоминающимся, оставляющим в голове школьника свой след. Поддержать интерес к предмету мне помогают сигнальные опоры,...
Нейролингвистическое программирование как средство развития устойчивой положительной мотивации и повышения общей грамотности учащихся на уроках русского языка ( из опыта работы)
Работа посвящена актуальной проблеме - использованию техники нейролингвистического программирования (НЛП) на уроках русского языка. В работе дается общая характеристика, структура НЛП, описываются эле...
Практика формирования функциональной грамотности учащихся на уроках иностранного языка (английский, немецкий)
Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать я...
Выступление на школьном МО учителей иностранного языка 2021 год: "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках иностранного языка в школе".
Выступление на МО....
Оценка читательской грамотности обучающихся на уроках иностранного языка.
Оценка читательской грамотности обучающихся на уроках иностранного языка....
Формирование глобальных компетенций как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении иностранному языку
В статье говорится о роли школы, учителя иностранного языка в формировании глобальных компетенций как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении иностранному...