Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку по теме
Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_russkomu_yazyku.doc_dlya_sayta.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Колегов Сергей Викторович, учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ №34 г. Белгорода.
Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.
В решении важной задачи обучения правописанию эффективным средством являются игровые, занимательные формы работы.
Следует отметить, что поиски наиболее оптимальных форм обучения русскому языку ведутся постоянно. Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает им уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему.
Сформировать грамотное письмо у учащихся - задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию и умеют делать различные разборы, но страдают от неумения грамотно писать.
Не секрет, что в начальной школе учителя по-разному работают над формированием грамотности, и у пятиклассников очень разный уровень подготовки. На практике часто встречаюсь с тем, что интерес к русскому языку, как к учебному предмету у них либо снижен, либо отсутствует вовсе. Нередко ученики и их родители не верят в возможность повышения грамотности. Начинаю с того, чтобы вера эта появилась, так как без сотрудничества с учеником и его родителями о хороших результатах говорить не приходится.
Много внимания уделяю игровым, занимательным формам работы, потому что необходимо пробудить интерес и веру в свои силы в каждом ученике. И не просто пробудить, но и сохранить.
С.И. Ожегов толкует слово "занимательный" как "способный занять внимание, воображение."
Игровых, занимательных форм работы очень много. Плохо лишь то, что они напечатаны в различных изданиях. Лично я пользуюсь такими книгами :"Занимательно о русском языке" В.А. Ивановой и др.; "Секреты орфографии","Секреты пунктуации" Г.Г. Граник и др.; комплексом брошюр (10шт.) для 5-9 классов "Подсказки на каждый день" Т.Ю. Угроватовой,"Занимательная орфография" М.В. Панова и др.
Игра-спутник жизни детей. Работы психологов показывают, что дети испытывают большую потребность в игре, которая обеспечивает заинтересованное восприятие учащихся учебного материала, активизирует деятельность, содействует развитию воли памяти, мышления.
В качестве иллюстрации приведу несколько игр.
Игра "Помоги Пете Ошибкину":
1)В слове "вьюга" Петя Ошибкин написал твёрдый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки "в-" перед гласной "ю", с которой начинается корень "юг", пишется твёрдый знак.
Согласны ли вы с Петей?
2)"Не был" Петя Ошибкин написал слитно.
"Это слово,-сказал он,-можно заменить синонимом без "не"-"отсутствовал"". Почему он не прав?
3)"Расчистил" Петя написал с буквой "з". Он рассуждал так: "Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются".
Прав ли он?
Игра "Зоркий глаз":
Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдёт в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?
Игра “Эстафета”. Напиши правильно: стюарде…а, гри…аса, га…ерея, ко…ерсант, а…ликация, ветер…нар, а…улировать и др.
Игра “Справочное Бюро”:
Выберете слово, соответствующее лексическому значению:
Колорит, компонент, комфорт, компромисс (составная часть чего-либо).
Констатировать, конспирировать, конкурировать, консультировать (сплотить кого-либо для усиления деятельности).
Игра “Угадайка”:
Учитель называет опознавательные признаки орфограмм, учащиеся должны узнать орфограммы и назвать слова с ними; затем эти слова записать в тетрадь.
1) Орфограмма находится в конце слова после шипящей. Выбор написания зависит от того, к какому склонению относится существительное.
2) Орфограмма находится в корне с чередующимися гласными (безударная). Выбор зависит от того, оканчивается ли корень на “ст” и “щ”.
Игра “Аукцион”:
Запишите как можно больше глаголов, которые пишутся всегда слитно с “не”: Недопонимать, негодовать, неистовствовать, несдобровать и т.д.
Игра “Как смолоть рожь на муку?”:
(Это своего рода математическая головоломка). Из заданного слова необходимо получить требуемые, изменяя каждый раз лишь одну букву, при этом после каждого изменения должно получится осмысленное слово. В игре могут быть использованы только существительные в именительном падеже единственного числа.
Рожь – (рожа – кожа – ложа – лужа – лука –мука ).
Игра "Пирамида":
Строим пирамиду. Берем, например, букву "д" и "пристраиваем" к ней с одной стороны по букве до тех пор, пока буквосочетания не превратятся в слова.
д
ад
лад
клад
оклад
доклад
Игра "Прятки с приставками":
Приставки- большие шалунишки, любят играть в прятки.
Найдите спрятавшиеся приставки "при-, пре-":
Беспристрастный, достопримечательность, допризывник, боеприпасы, непривычный, непринуждённый, бесприютный, времяпрепровождения, непрерывный, неприметный.
Характерно то, что занимательность одинаково действенна для всех категорий учащихся, но в отношение к деятельности слабоуспевающих она имеет особый смысл.
Ученики, ощущающие трудности в обучении, особенно откликаются на занимательность, на новое и необычное, дающее выход эмоции. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках русского языка (игры, нестандартные упражнения, состязания, конкурсы, орфографические задачи, игры-путешествия, шарады, загадки, шутки и т. п.) создаётся положительный эмоциональный фон для учебной деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые слабоуспевающие считают трудными и даже непреодолимыми.
К числу занимательных форм относится редактирование текста, в котором очень много ошибок. Даётся задание: исправьте речевые, грамматические, орфографические у пунктуационные ошибки. Привожу примеры таких творческих заданий для учащихся 5-11 классов:
5 кл. Отредактируйте текст. Исправьте речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
Перед Нильсом расспахнулось дверь одново из магазинов, и мальчик вошол. Хозяин улыбался плчётнаму гостю, раставлял тавары. Сдесь было всё шолковые ткани и игрушечьные щигольсские жаккей на лошадяхтвкусные жолуди с шёколаду, и даже, чёрный плащь рыцарсский. Но Нильс немог купить и дешовой растчоски денек унего не было.
И вдруг, малышь, взпомнил что аставил монедку на побирежьи. Нильс побежал схвотил монедку назат а когда вирнулся города небыло.
6 кл. Отредактируйте текст. Исправьте речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
Шол я, значит, в новам пальте по Каштановой алеи. Есть здеся харошая кафе. Люблю чорная кофе, особливо с пероженным. Вот заходю, ложу сваи вещи, на акно и тащюсь к прелафку очиредь зонимать. Народу набежало! Вот и мая очиреть подбежала типерь я крайний, гляжу –мама родная! – а вещи-то каторые я на акно поклал спёрли! Разстроился я типеря ужо ничево нехочю ни кофе – ни мароженна ни жевачьки.
7 кл. Отредактируйте текст. Исправьте речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
Паче всего уменя получаица выпалнять заданее по русскому. Как сяду – готово. Открыв учебник уменя затрачивается всево десять менут кажнае зодание. Зодания в учкбнеке лёхкие каторые нам дают. Обычна ход моих мыслей токой. Я смотрю номир упрожнения открыв, дневник. Затем, ничего ниостаётся как списал текст, и зделал разбор по составу. Если он конечно даётся. Обычно, я получу «пятёрку». Потому что я люблю руский придмет.
8 кл. Отредактируйте текст. Исправьте речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
На город налезли полчищя царства Неграммотности. Летщики со сваих бомбардеровчиков збрасывали на город орфограффические ашибки артилерристы обстреливали глупастью парашутисты дисантники межь сениватых облоков на речевых зпускались ашипка, и сеяли в городи безсмыслецу. Почирнели горотские улици.
Словенцы поднявшись, перешли в ноступление, на защиту раднова города. Вражисский ашибконосец взарвался на мине прележания а сосредаточенность прагнала ричевые ашибки. И Дом Дружбы был достроенн.
9 кл. Отредактируйте текст. Исправьте речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
Вот приехал, аднажды, кнам в школу не знакомый коресспандент. И говарит – ну-ка кто сдесь самый смелый. Збежались кнему все. Тута малодой за смеялся мущина, и сказал: «Что втечении пити минут хотит зодать нам вопросы, на щёт уроков рускава». А об чом вы вы хотели нас спрасить – за интерисавались – дефчёнки всюду нос суют, свой! Журналист пошол на встречу им, и падкинул наводящий вапрос – почиму вы такие без граммотные? Удевились мы очень, наш 9 «З» нельзя кликать бизграммотные – вот в соседский клас сганяйте-ка; вазмущалист парни. Тагда, он придлажил написать слова: айзбирг, пол-острова равесстник, капчёный в углях, каломбур олигория – и разказ обэтой встречи. Мы так и по ступили. А вы ка думаити граммотные мы, или нет?
10 кл. Отредактируйте текст. Исправьте речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
Ни мало ашибок, зделаит засваю ни долгую десятикласник жизнь. Имееца ввиду ашипки па рускаму. Сколька их! И арфаграфичесские и, пунктоационные и, грамотические. кканцу года столька ашибак новых узнаеш! Сколька арфаграм и пунктограм! Думаицца согласитца кажный: што вазможнассти ученека в деле соввершенея ашибак – с каждым годами разширяются бисканечьна из прынцыпа изходя – чем большы знаний «то тем больши ашыбак».
Проверь сибя: карекотура, прекротить, в последствие, галлерея, жованный, ариентация, утромбавать.
11 кл. Отредактируйте текст. Исправьте речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
Кажный учиник грамотным хотит быть отличникам. Стримясся к целе у этой ему хочица всё зделать самому. За чем нуждны приподоватили? Вить, есть учбнеки любому достичь помагающее савиршенства. Хотишь буть физикам хотишь займись матиматикой – езыками, или летиратурой, а хотишь стань безнессменам. Но вот русский придёца учить всем набрамшись тирпение. Ни льзя быть харошим руковадителем, или камерсантом бузграмматным будучи. Ты согласинн?! Как напишим слова: притендовать, венегрет, поларбуза, паздбище, в следстии того что, ращитывать, семафор.
Интересно то, что очень неграмотные учащиеся при выполнении таких заданий делают гораздо меньше ошибок, чем обычно!
Лично я глубоко уверен, что и игровые, занимательные формы работы способствуют росту орфографической грамотности в целом, расширению лексического запаса обучающихся, интересу к учебному предмету и повышению общей успеваемости по русскому языку.
Используемая литература:
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991.
Ивановой В.А. Занимательно о русском языке. - М.: Просвещение, 1998.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999 .
Панова М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение, 1986
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в пятом классе. - М.: ВЛАДОС. 1995.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в шестом классе. -М.: «ВЛАДОС».1995.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в седьмом классе. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1996.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в восьмом классе М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в девятом классе. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Активные формы и методы формирования орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка"
Статья посвящена разнообразным формам и методам, способствующим формированию орфографической зоркости учащихся...
Нейролингвистическое программирование как средство развития устойчивой положительной мотивации и повышения общей грамотности учащихся на уроках русского языка ( из опыта работы)
Работа посвящена актуальной проблеме - использованию техники нейролингвистического программирования (НЛП) на уроках русского языка. В работе дается общая характеристика, структура НЛП, описываются эле...
Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...
Статья "Приемы формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах".
Выпускаясь из начальной школы, ученики еще не приобрели необходимых знаний по русскому языку, у них нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них...
Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».
Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и лит...
Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...
Доклад «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни. Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и...