Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку по теме

Колегов Сергей Викторович

Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_russkomu_yazyku.doc_dlya_sayta.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Колегов Сергей Викторович, учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ  №34 г. Белгорода.

Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.

 В решении важной задачи обучения правописанию эффективным средством являются игровые, занимательные формы работы.

 Следует отметить, что поиски наиболее оптимальных форм обучения русскому языку ведутся постоянно. Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает им уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему.

 Сформировать грамотное письмо у  учащихся - задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию и умеют делать различные разборы, но страдают от неумения грамотно писать.

 Не секрет, что в начальной школе учителя по-разному работают над формированием грамотности, и у пятиклассников очень разный уровень подготовки. На практике часто встречаюсь с тем, что интерес к русскому языку, как к учебному предмету у них либо снижен, либо отсутствует вовсе. Нередко ученики и их родители не верят в возможность повышения грамотности. Начинаю с того, чтобы вера эта появилась, так как без сотрудничества с учеником и его родителями о хороших результатах  говорить не приходится.

 Много внимания уделяю игровым, занимательным формам работы, потому что необходимо пробудить интерес и веру в свои силы  в каждом ученике. И не просто пробудить, но и сохранить.

 С.И. Ожегов толкует слово "занимательный" как "способный занять внимание, воображение."

 Игровых, занимательных форм работы очень много. Плохо лишь то, что они напечатаны в различных изданиях. Лично я пользуюсь такими книгами :"Занимательно о русском языке" В.А. Ивановой и др.; "Секреты орфографии","Секреты пунктуации" Г.Г. Граник и др.; комплексом брошюр (10шт.) для 5-9 классов "Подсказки на каждый день" Т.Ю. Угроватовой,"Занимательная орфография" М.В. Панова и  др.

 Игра-спутник жизни детей. Работы психологов показывают, что  дети испытывают большую потребность в игре, которая обеспечивает заинтересованное восприятие учащихся учебного материала, активизирует деятельность, содействует развитию воли памяти, мышления.

 В  качестве  иллюстрации  приведу  несколько игр.

Игра "Помоги Пете Ошибкину":

1)В слове "вьюга" Петя Ошибкин написал твёрдый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки "в-" перед гласной "ю", с которой начинается корень "юг", пишется твёрдый знак.

Согласны ли вы с Петей?

2)"Не был" Петя Ошибкин написал слитно.

"Это слово,-сказал он,-можно заменить синонимом без "не"-"отсутствовал"". Почему он не прав?

3)"Расчистил" Петя написал с буквой "з". Он рассуждал так: "Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются".

Прав ли он?

 Игра "Зоркий глаз":

Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдёт в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?

         Игра “Эстафета”. Напиши правильно: стюарде…а, гри…аса, га…ерея, ко…ерсант, а…ликация, ветер…нар, а…улировать и др.

Игра “Справочное Бюро”: 

Выберете слово, соответствующее лексическому значению:

Колорит, компонент, комфорт, компромисс (составная часть чего-либо).

Констатировать, конспирировать, конкурировать, консультировать (сплотить кого-либо для усиления деятельности).

Игра “Угадайка”: 

Учитель называет опознавательные признаки орфограмм, учащиеся должны узнать орфограммы и назвать слова с ними; затем эти слова записать в тетрадь.

1) Орфограмма находится в конце слова после шипящей. Выбор написания зависит от того, к какому склонению относится существительное.

2) Орфограмма находится в корне с чередующимися гласными (безударная). Выбор зависит от того, оканчивается ли корень на “ст” и “щ”.

Игра “Аукцион”: 

Запишите как можно больше глаголов, которые пишутся всегда слитно с “не”: Недопонимать, негодовать, неистовствовать, несдобровать и т.д.

Игра “Как смолоть рожь на муку?”:

 (Это своего рода математическая головоломка). Из заданного слова необходимо получить требуемые, изменяя каждый раз лишь одну букву, при этом после каждого изменения должно получится осмысленное слово. В игре могут быть использованы только существительные в именительном падеже единственного числа.

Рожь – (рожа – кожа – ложа – лужа – лука –мука  ).  

 Игра "Пирамида": 

Строим пирамиду.  Берем, например, букву "д" и "пристраиваем" к ней с одной стороны по букве до тех пор, пока буквосочетания не превратятся в слова.

                     д

                   ад

                 лад

                клад

              оклад

            доклад

Игра "Прятки с приставками":

Приставки- большие шалунишки, любят играть в прятки.

Найдите спрятавшиеся приставки "при-, пре-":

Беспристрастный, достопримечательность, допризывник, боеприпасы, непривычный, непринуждённый, бесприютный, времяпрепровождения, непрерывный, неприметный.

   Характерно то, что занимательность одинаково действенна для всех категорий учащихся, но в отношение к деятельности слабоуспевающих она имеет особый смысл.

Ученики, ощущающие трудности в обучении, особенно откликаются на занимательность, на новое и необычное, дающее выход эмоции. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках русского языка (игры, нестандартные упражнения, состязания, конкурсы, орфографические задачи, игры-путешествия, шарады, загадки, шутки и т. п.) создаётся положительный эмоциональный фон для учебной деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые слабоуспевающие считают трудными и даже непреодолимыми.

К числу занимательных форм относится редактирование текста, в котором очень много ошибок. Даётся задание: исправьте речевые, грамматические, орфографические у пунктуационные ошибки. Привожу примеры таких творческих заданий для учащихся 5-11 классов:

5 кл. Отредактируйте текст. Исправьте речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

Перед Нильсом расспахнулось дверь одново из магазинов, и мальчик вошол. Хозяин улыбался плчётнаму гостю, раставлял тавары. Сдесь было всё шолковые ткани и игрушечьные щигольсские жаккей на лошадяхтвкусные жолуди с шёколаду, и даже, чёрный плащь рыцарсский. Но Нильс немог купить и дешовой растчоски денек унего не было.

И вдруг, малышь, взпомнил что аставил монедку на побирежьи. Нильс побежал схвотил монедку назат а когда вирнулся города небыло.

 6 кл. Отредактируйте текст. Исправьте речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

Шол я, значит, в новам пальте по Каштановой алеи. Есть здеся харошая кафе. Люблю чорная кофе, особливо с пероженным. Вот заходю, ложу сваи вещи, на акно и тащюсь к прелафку очиредь зонимать. Народу набежало! Вот и мая очиреть подбежала типерь я крайний, гляжу –мама родная! – а вещи-то каторые я на акно поклал спёрли! Разстроился я типеря ужо ничево нехочю ни кофе – ни мароженна ни жевачьки.

 7 кл. Отредактируйте текст. Исправьте речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

Паче всего уменя получаица выпалнять заданее по русскому. Как сяду – готово. Открыв учебник уменя затрачивается всево десять менут кажнае зодание. Зодания в учкбнеке лёхкие каторые нам дают. Обычна ход моих мыслей токой. Я смотрю номир упрожнения открыв, дневник. Затем, ничего ниостаётся как списал текст, и зделал разбор по составу. Если он конечно даётся. Обычно, я получу «пятёрку». Потому что я люблю руский придмет.

8 кл. Отредактируйте текст. Исправьте речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

На город налезли полчищя царства Неграммотности. Летщики со сваих бомбардеровчиков збрасывали на город орфограффические ашибки артилерристы обстреливали глупастью парашутисты дисантники межь сениватых облоков на речевых зпускались ашипка, и сеяли в городи безсмыслецу. Почирнели горотские улици.

Словенцы поднявшись, перешли в ноступление, на защиту раднова города. Вражисский  ашибконосец взарвался на мине прележания а сосредаточенность прагнала ричевые ашибки. И Дом Дружбы был достроенн.

 9 кл. Отредактируйте текст. Исправьте речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

Вот приехал, аднажды, кнам в школу не знакомый коресспандент. И говарит – ну-ка кто сдесь самый смелый. Збежались кнему все. Тута малодой за смеялся мущина, и сказал: «Что втечении пити минут хотит зодать нам вопросы, на щёт уроков рускава». А об чом вы вы хотели нас спрасить – за интерисавались – дефчёнки всюду нос суют, свой! Журналист пошол на встречу им, и падкинул наводящий вапрос – почиму вы такие без граммотные? Удевились мы очень, наш 9 «З» нельзя кликать бизграммотные – вот в соседский клас сганяйте-ка; вазмущалист парни. Тагда, он придлажил написать слова: айзбирг, пол-острова равесстник, капчёный в углях, каломбур олигория – и разказ обэтой встречи. Мы так и по ступили. А вы  ка думаити граммотные мы, или нет?

10 кл. Отредактируйте текст. Исправьте речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

Ни мало ашибок, зделаит засваю ни долгую десятикласник жизнь. Имееца ввиду ашипки па рускаму. Сколька их! И арфаграфичесские и, пунктоационные и, грамотические. кканцу года столька ашибак новых узнаеш! Сколька арфаграм и пунктограм! Думаицца согласитца кажный: што вазможнассти ученека в деле соввершенея ашибак – с каждым годами разширяются бисканечьна из прынцыпа изходя – чем большы знаний «то тем больши ашыбак».

Проверь сибя: карекотура, прекротить, в последствие, галлерея, жованный, ариентация, утромбавать.

11 кл. Отредактируйте текст. Исправьте речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

Кажный учиник грамотным хотит быть отличникам. Стримясся к целе у этой ему хочица всё зделать самому. За чем нуждны приподоватили? Вить, есть учбнеки любому достичь помагающее савиршенства. Хотишь буть физикам хотишь займись матиматикой – езыками, или летиратурой, а хотишь стань безнессменам. Но вот русский придёца учить всем набрамшись тирпение. Ни льзя быть харошим руковадителем, или камерсантом бузграмматным будучи. Ты согласинн?! Как напишим слова: притендовать, венегрет, поларбуза, паздбище, в следстии того что, ращитывать, семафор.

Интересно то, что очень неграмотные учащиеся при выполнении таких заданий делают гораздо меньше ошибок, чем обычно!

Лично я глубоко уверен, что и игровые, занимательные формы работы способствуют росту орфографической грамотности в целом, расширению лексического запаса обучающихся, интересу к учебному предмету и повышению общей успеваемости по русскому языку.

Используемая литература:

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991.

Ивановой В.А. Занимательно о русском языке. - М.: Просвещение, 1998.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999 .

Панова М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение, 1986

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в пятом классе. - М.: ВЛАДОС. 1995.

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в шестом классе. -М.: «ВЛАДОС».1995.

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в седьмом классе. -  М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1996.

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в восьмом классе М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в девятом классе. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Активные формы и методы формирования орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка"

Статья посвящена разнообразным формам и методам, способствующим  формированию орфографической зоркости учащихся...

Нейролингвистическое программирование как средство развития устойчивой положительной мотивации и повышения общей грамотности учащихся на уроках русского языка ( из опыта работы)

Работа посвящена актуальной проблеме - использованию техники нейролингвистического программирования (НЛП) на уроках русского языка. В работе дается общая характеристика, структура НЛП, описываются эле...

Статья "Приемы формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах".

Выпускаясь из начальной школы, ученики еще не приобрели необходимых знаний по русскому языку, у них нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них...

Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».

Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на  уроках  русского языка и лит...

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...

Доклад «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни. Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и...