Формирование глобальных компетенций как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении иностранному языку
материал
В статье говорится о роли школы, учителя иностранного языка в формировании глобальных компетенций как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении иностранному языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_globalnoy_kompetentsii.docx | 49.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«ООШ с. Малоперекопное» - филиал МАОУ СОШ с. Кормёжка
им. Ф.П. Полынина Балаковского района Саратовской области
Формирование глобальной компетенции
как компонента функциональной грамотности учащихся
при обучении иностранному языку
Выполнила: Потапова М.И.,
учитель немецкого языка
2024 г.
В контексте модернизации современного образования обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину, имеют как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты.
Для этого необходимо формирование глобальных компетенций обучающихся. Специфика глобальной компетенции имеет свое обособленное место в структуре функциональной грамотности, и степень овладения данной компетенцией выражается в способности ученика эффективно решать проблемы глобального масштаба.
С. - 2,3: Что же такое «Глобальные компетенции»? – Это новый компонент функциональной грамотности. Под глобальными компетенциями понимают способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других
С. 4: Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений.
С.5: Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. В школьном расписании такой предмет отсутствует, но элементы содержания представлены в ряде школьных предметов: география, обществознание, история, биология, иностранный язык.
Зачем нам глобальные компетенции?
С.6: Чтобы жить в гармонии в многонациональных(мультикультурных) сообществах. Обучение глобальным компетенциям может повысить возможности трудоустройства. Эффективное общение и правильное поведение в разнообразных коллективах являются ключами к успеху на многих рабочих местах, и будут оставаться таковыми еще больше, поскольку технологии продолжают облегчать людям возможности связи по всему миру.
Школа играет решающую роль в развитии глобальных компетенций молодых людей, может предоставить учащимся возможности изучить современные мировые события, которые оказывают влияние как на мировое сообщество, так и на них самих. Педагоги могут научить детей как критически, эффективнее и более ответственно использовать цифровые источники информации и СМИ.
Целенаправленное формирование глобальной компетенции связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам.
Глобальным компетенциям не учат на отдельном предмете, это часть содержания программы каждого предмета в школе.
С. 7, 8: Иностранный язык — глобальный предмет, который позволяет «глобализированно» раскрывать любую тему, высказывать различные точки зрения, опираясь на знания по литературе, истории, географии, биологии.
С.9, 10: Учебные ситуации, направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся, являются основой для формирования ГК на уроках иностранного языка. Содержание программы по предмету «Иностранный язык» основного общего образования затрагивает такие глобальные темы, как национальные традиции, экологические проблемы, жизнь в мегаполисе или в сельской местности, здоровый образ жизни, проблемы молодежи, выбор профессии и др. Перед учителем стоит задача – способствовать выражению личного отношения к той или иной ситуации, а также глобальной теме/ проблеме. На уроках иностранного языка мы формируем следующие глобальные компетенции: аналитическое и критическое мышление, осознание и понимание глобальных проблем, осознание межкультурных различий, взаимопонимание и т.д. Естественно, все эти вопросы поднимаются на наших уроках, а также мы извлекаем информацию, связанную с ними из наших текстов, с которыми мы работаем в наших учебниках или других ресурсах.
С.11 : Роль педагога в формировании у учеников глобальной компетентности на уроках иностранного языка заключается в создании условий:
- для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества;
- для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия;
- для формирования аналитического и критического мышления школьника;
- для того, осознания школьниками собственной культурной идентичности и понимания культурного многообразие мира;
- для формирования осознанного отношения к потреблению различных ресурсов, включая природные, а также информационные;
- для формирования представления о сотрудничестве в коллективе, парах и группах;
- для формирования представления о рынке труда, востребованных профессий; роли иностранного языка в профессиональном развитии.
С.12: Способы формирования глобальных компетенций на уроках иностранного языка
- создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а также потребность учиться, делая тем самым реальным достижением успеха в овладении предметом;
- затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;
- активизировать ученика, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
- создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;
- учить ребенка работать над языком самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных и эмоциональных возможностей - следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
- предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество
Основу формирования глобальных компетенций составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения к рассматриваемому предмету, что будет способствовать получению знаний, необходимых для существования в современном мире.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно разными способами: обучение в малых группах сотрудничества; мозговой штурм; опорные сигналы; метод проектов; драматизация; использование ИКТ и др. Наиболее эффективными являются нестандартные уроки: игра, соревнование, просмотр фильмов с последующим анализом, обсуждением и высказыванием собственной точки зрения. Использование видео -ресурсов на уроках иностранного языка позволяет приблизить обучающихся к реальным жизненным ситуациям, ощутить специфику языка, эмоциональную окрашенность. При задаче – развивать ГК учитель организует дискуссии, дебаты после просмотра видео сюжета, например, о последствиях урагана, развитии технического прогресса, биографии выдающихся деятелей науки, искусства, бизнеса. Тем самым демонстрируя школьникам, что в любой ситуации могут быть положительные и отрицательные стороны, а также различные точки зрения. Для чего необходимо формировать глобальные компетенции у обучающихся общеобразовательной школы?
- Для формирования готовности жить в многокультурном мире, для формирования навыков без конфликтного решения вопросов и поиска компромиссов.
Современные реалии требуют от педагога готовности к постоянному развитию, наличия достаточных знаний, осознанного подхода к выбору методов обучения и целесообразности их использования в работе.
Формирование глобальных компетенций направлено на достижение метапредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование глобальных компетенций не заканчивается на уровне урока, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.
Таким образом, формирование глобальных компетенций — это целостный и непрерывный процесс, при котором ученики могут перенести знания, умения, отношения и ценности в другие сферы своей жизни и деятельности.
Использованные источники:
- Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселев Ю. П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. Санкт-Петербург: КАРО, 2019. 143 с.
- Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4(61). 117 с.
- Букичева О. А. Развитие глобальных компетенций посредством иностранного языка. «Просвещение. Иностранные языки», 2023.
- Лебедева Е.С. Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка. Urok.1sept.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика формирования функциональной грамотности учащихся на уроках иностранного языка (английский, немецкий)
Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать я...
Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности
выступление на педагогическом совете...
Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности
Глобальная компетентность-это специфический обособленный ценностно-ориентированный компонент функциональной грамотности, который имеет собственное предметное содержание, ценностную основу, нацел...
Выступление на школьном МО учителей иностранного языка 2021 год: "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках иностранного языка в школе".
Выступление на МО....
Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении английскому языку
В данном материале отражены ответы на такие вопросы, как "Что такое «Глобальные компетенции»?, "Зачем нам глобальные компетенции?", ...
Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности учащихся в процессе обучения английскому языку
В данной статье представлен опыт по теме "Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку". Что же такое креативность? ...