Оценка читательской грамотности обучающихся на уроках иностранного языка.
методическая разработка по английскому языку
Оценка читательской грамотности обучающихся
на уроках иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка читательской грамотности обучающихся
на урокахиностранного языка.
Читательская грамотность — одна из важнейших составляющих функциональной грамотности школьника. Предметом измерения при ее оценке является умение чтения как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов. Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (размышления о содержании или структуре текста, их перенос на себя, в сферу личного сознания) и использование полученной информации (содержания текста) в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества — экономической, политической, социальной и культурной. При выборе текстов следует учитывать такие параметры, как формат, вид, тип, объем.
Для оценивания читательской грамотности рекомендуется подбирать сплошные и несплошные (составные) тексты достаточно большого объема. Несплошные тексты позволяют оценить такие умения, как интерпретация и обобщение различной информации из нескольких источников. Рекомендуется выбирать тематику текстов с учетом текущей информационной среды и потребностей социума, что позволяет оценивать способность учащихся ориентироваться в современном мире и справляться с новыми вызовами времени.
Мы рекомендуем использовать печатные или отображенные на дисплее аутентичные тексты разных жанров и типов: 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, репортаж); 3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы).
Несплошные тексты, кроме вербальных фрагментов, могут включать визуальные изображения: 1) графики; 2) диаграммы; 3) таблицы; 4) карты, схемы; 5) рисунки, фотографии; 6) формы (анкеты и др.); 7) информационные листы и объявления.
Для формирования навыков читательской грамотности учащихся рекомендуется подбирать аутентичные тексты по следующим тематическим областям: межличностные отношения; человек и природа; человек и технический прогресс; экологические проблемы; здоровый образ жизни; безопасность; путешествия по родной земле; научные открытия; выбор товаров и услуг; образование; великие люди нашей страны; будущее и др. Правильно подобранные тексты позволяют адекватно отобразить формирование компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность человека в его будущей профессиональной деятельности в условиях современного общества и его прогнозируемого развития.
Для проверки понимания прочитанного материала можно предложить обучающимся задания, в которых требуется воспользоваться полученной из текста информацией. Контроль сформированности читательской грамотности проводится на основе заданий с выбором ответа, кратким и развернутым ответом. Специфика отбора текстового материала связана с постановкой в текстах проблем, с которыми школьник может столкнуться в повседневной жизни.
С учетом этого фактора рекомендуется составлять задания, направленные на оценку способности школьника правильно понимать коммуникативное намерение автора и назначение текста, а также на оценку умения ориентироваться в структуре текстов разных видов и форматов, в структуре заданий и способах формулировки ответов на поставленные вопросы. Таким образом, происходит оценивание не только предметных, но и метапредметных интеллектуальных умений.
Оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функциональной сфокусировано на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса. При оценивании уровня понимания информации из многочисленных разнообразных текстовых или других источников необходимо учитывать сформированность таких умений, как анализ, синтез, интеграция и интерпретация информации, сравнение данных, полученных из разных источников, оценка их достоверности, интерпретация и обобщение фактов из нескольких отличающихся (а иногда противоречащих друг другу) текстов. Объектом оценивания является умение осуществлять эффективный поиск, сортировку и фильтрацию большого объема информации, проводить поиск нужных данных при просмотре множественных источников; умение использовать при работе с текстом информацию из разных предметных областей.
В процессе написания данной статьи перед нами возникли вопросы: «Как помочь обучающимся в формировании функциональной грамотности? Как подготовить их к жизни в современном мире? Какие типы заданий целесообразно использовать на уроках иностранного языка и во время внеурочных занятий?» Ответ на эти непростые вопросы — в разнообразии текстов и видов чтения:
- чтение для личных целей (для себя): включает личные письма (в том числе блоги, чаты, смс), художественную литературу, биографии и др.;
- чтение для общественных целей: официальные документы, информация разного рода о событиях общественного значения и др.;
- чтение для практических целей: тексты инструкций; информация о товарах, услугах; реклама; путеводители; расписание движения транспорта; афиши;
— чтение для получения образования: включает учебную, справочную литературу, научно-популярные тексты.
У многих обучающихся достаточно хорошо развиты познавательные интересы, любознательность: дети с удовольствием схватывают новое. Исходя из этого, как на уроках, так и во внеурочной деятельности рекомендуется применять современные инновационные технологии: творческий подход, сотрудничество в обучении (групповые и парные формы работы), ИК- технологии, что позволяет добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения.
В собственной практике автор статьи часто использует различные приемы критического мышления. Самым продуктивным при работе с текстом мы считаем методический прием «Инсерт» (INSERT). Сама аббревиатура — название данного приема (I — интерактивная, N —познавательная, S — система, E — для эффективного, R — чтения, T — размышления) — раскрывает его характер: это система мыслительных действий, которые приведут к пониманию и использованию информации. Прием «Инсерт» требует от обучающегося сконцентрированного чтения, параллельного анализа и выбора изучаемой информации. Этот прием развивает навыки работы с таблицей и условными знаками, умение четко разграничивать информацию на знакомую или новую тему, вызывающую несогласие или вопрос, пробуждает интерес к неизвестным фактам.
На первом этапе (вызов) обучающимся предлагается внимательно прочитать текст. Во время чтения они должны делать на полях пометки, а после — заполнить таблицу, где значки станут заголовками. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Таким образом обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.
После чтения познакомьте учащихся с системой маркировки:
- V — известная информация,
- + — новая информация,
- ? — непонятная информация,
- — — думаю по-другому.
Второй этап (осмысление): обучающиеся в соответствии с маркировкой расставляют значки на полях текста (разрешается подчеркивать слова, графически выделять нужную информацию). Важно, что на данном этапе обучающиеся еще раз прочитывают текст, анализируя и сортируя информацию.
На этапе размышления ученики заполняют таблицу: переносят свои метки в графы, но уже в виде тезисов. Работа на данном этапе развивает навыки выборочного письма, тезисного оформления информации.
Завершающий этап приема «Инсерт» — рефлексия. Данный этап можно провести в парах в форме диалога. Обучающиеся обсуждают свои заполненные таблицы.
В соответствии с существующими группами читательских действий, то есть задач и способов их решения, которые читатель использует для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами, рекомендуется оценивать читательские действия, связанные с:
- нахождением и извлечением информации из текста;
- интеграцией и интерпретацией текста;
- осмыслением и оценкой текста;
– использованием информации из текста.
Результатом сформированности читательских действий у обучающихся являются читательские умения, подлежащие оценке:
- Находить и извлекать информацию.
- Интегрировать и интерпретировать информацию.
- Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
– Использовать информацию из текста.
Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо уметь находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать ее, интерпретировать и оценивать прочитанное. Всё это позволит участвовать в деятельности, предполагающей использование возможностей печатного слова для решения жизненных задач в различных сферах жизни на основе прикладных знаний, необходимых для ориентирования и успешного функционирования индивида в быстро меняющемся современном мире. Именно поэтому особое внимание при оценке сформированности читательской грамотности мы уделяем значимости умений, связанных как с пониманием прочитанного, так и с развитием способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях, в том числе — нестандартных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Отработка читательской грамотности на уроках иностранного языка
Текст для отработки читательской грамотности...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...
Практические задания по формированию и оценке читательской грамотности на уроках русского языка для 5-9 классов
Современный человек вынужден учиться в течение всей жизни. Основы умения учиться закладываются, как известно, в школьный период. Одним из условий эффективного образования является сформированность клю...
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 5 класса
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках литературы....
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 6 класса
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 6 классов...
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 7 классе
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 7 классов...