на конкурс "Педагог года тындинского района - 2021". Мастер-класс
методическая разработка
Мастер-класс с учителями нашей школы. Разработка и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_loginovoy_l.i.docx | 17.83 КБ |
master-klass_loginovoy_l.i._prezentatsiya.pptx | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
на конкурс «Педагог года Тындинского района - 2021»
учителя русского языка и литературы Логиновой Людмилы Ивановны.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня вы все – мои ученики.
Все мы живем в большой и красивой стране под названием (пауза) РОССИЯ! Значит, мы (пауза) – РОССИЯНЕ. И наш официальный язык (пауза) – русский. А так как мы все педагоги, то можем с уверенностью сказать, что уж свой родной язык мы знаем хорошо. И говорим мы правильно! А как же иначе, мы ж педагоги! И детей постоянно поправляем, если неправильно произносят то или иное слово. И слух нам режут такие слова, как «ихний» или «текёт».
Чтож, давайте проверим!
Сегодня мы с вами поговорим на древнерусском и современном языке, научимся отличать русские слова от иностранных, а также устроим небольшой штурм нашим мозгам.
Итак, начнем!
Задание 1. Прочитайте стихотворение и скажите мне о чем же оно? (СЛАЙД 3)
Десятью любить!
Елико ненавидеть?
Зело перси пить,
Аще не обидеть,
Дщерь из Галилеи
Зажигает в танце.
Есмь у ней жених?
Паки иностранцы!
Егда улыбнусь,
Бровь согну дугою,
В сердце една грусть,
Бо она с любовью!
Десятью любить,
Елико ненавидеть?
Зело перси пить,
Аще не обидеть!
(Е.П.Свидченко)
В этом стихотворении много древнерусских слов. (СЛАЙД 4)
Десятью — десять раз
Елико — сколько
Зело — очень
Перси — грудь
Аще — если, хотя, когда
Дщерь — дочь, дочка, дочерь
Паки — вновь, опять
Егда — когда
Една — одна
Бо — ибо, потому что
И вот как звучит стихотворение на привычно нам языке: (СЛАЙД 5)
Десять раз любить!
Сколько ненавидеть?
Очень грудью пить,
Если не обидеть,
Дочь из Галилеи
Зажигает в танце.
Есть у ней жених?
Опять иностранцы!
Когда улыбнусь,
Бровь согну дугою,
В сердце одна грусть,
Потому что она с любовью!
Трудно было? А ведь это обычные русские слова, которые использовались раньше в речи и некоторые из них до сих пор используются в некоторых регионах нашей страны. Например, в Карелии и Пермском крае.
Переходим к следующему заданию. (СЛАЙД 6)
Найдите в стихотворении иностранные слова и замените их на русские.
Нюрины дебаты
(О засилии иностранных слов в современном русском языке)
Агафье говорила Нюра:
- Чудесна нынче конъюнктура,
И мой опинион таков,
Что есть немало женихов.
Но, хоть я этому и рада,
дифференцировать их надо,
Давай, Агафья, мы вдвоем
По ним дебаты проведем.
Во-первых, исключим из квоты
Тех, у которых нет работы
Или валюты в банке нет,
А есть с нуждою паритет.
И тех, кто ростом слишком мал,
Пусть и имеет капитал.
Но финишируем вступленье -
Начнем само перечисленье:
Варфоломей еще студент,
Он не создаст истаблишмент,
Ивана я не уважаю,
Ему импичмент выражаю,
И мне не нравится Семен -
спонтанно нелоялен он,
А трансформировать Павлина
Весьма опасно в семьянина.
Зато Василий мной любим:
Есть у меня консенсус с ним!
(Е. Бергер)
Иностранные слова: (СЛАЙД 7)
Коньюнктура – обстановка
Опинион – мнение
Дифференцировать – отличать
Дебаты – обсуждения
Квота – норма, доля
Паритет – равенство
Финишировать – заканчивать
Истаблишмент – политическая элита
Импичмент – отстранение от должности
Спонтанно нелоялен – неожиданно нечестен
Трансформировать – изменить, переделать
Консесус - согласие
А теперь посмотрите на доску, как звучит это стихотворение на чистом русском языке. (СЛАЙД 8)
Переходим к следующему заданию. (СЛАЙД 9)
Просто прочитайте стихотворение.
Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.
Давайте проверим правильно ли вы его прочли.(СЛАЙД 10)
И последнее задание. Составьте осмысленное предложение из нескольких одинаковых слов. Например, Покрывало покрывало покрывало (покрывало – постельное бельё, покрывало – глагол, покрывало – постельное белье), или Начало начало начало.
А теперь САМО задание. В русское языке есть предложение из 20 одинаковых осмысленных слов. Кто сможет его назвать?
Ответ: (СЛАЙД 11)
За косой-косой косой Косой, косой-косой косой-косой косой-косой косой Косой косой-косой косой-косой Косой косой-косой Косой луг косо косил.
А теперь расшифровка: (СЛАЙД 12)
"За очень кривой речной отмелью с названием "Косая", очень пьяный, очень сильно скошеноглазый, сильно промахивающийся заяц по имени Косой сильно-сильно кривым режущим инструментом сделанным из волос с собственным именем "Коса" сильно-сильно искривленный луг с названием "Косой" косил".
На этой веселой ноте мы заканчиваем с вами на урок. Вам понравилось, коллеги? Надеюсь, что сегодня каждый из вас вспомнил забытое старое и узнал для себя что-то новое. Спасибо за внимание! До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛОГИНОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ
ЗАДАНИЕ 1. ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ И СКАЖИТЕ О ЧЕМ ОНО. Десятью любить! Елико ненавидеть? Зело перси пить, Аще не обидеть, Дщерь из Галилеи Зажигает в танце. Есмь у ней жених? Паки иностранцы! Егда улыбнусь, Бровь согну дугою, В сердце една грусть, Бо она с любовью!
ДРЕВНЕРУССКИЕ СЛОВА: Десятью — десять раз Елико — сколько Зело — очень Перси — грудь Аще — если, хотя, когда Дщерь — дочь, дочка, дочерь Паки — вновь, опять Егда — когда Една — одна Бо — ибо, потому что
Десять раз любить! Сколько ненавидеть? Очень грудью пить, Если не обидеть, Дочь из Галилеи Зажигает в танце. Есть у ней жених? Опять иностранцы! Когда улыбнусь, Бровь согну дугою, В сердце одна грусть, Потому что она с любовью!
ЗАДАНИЕ 2. НАЙДИТЕ В СТИХОТВОРЕНИИ ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА И ЗАМЕНИТЕ ИХ НА РУССКИЕ. Агафье говорила Нюра : - Чудесна нынче конъюнктура, И мой опинион таков, Что есть немало женихов. Но, хоть я этому и рада, дифференцировать их надо, Давай, Агафья, мы вдвоем По ним дебаты проведем. Во-первых, исключим из квоты Тех, у которых нет работы Или валюты в банке нет, А есть с нуждою паритет. И тех, кто ростом слишком мал, Пусть и имеет капитал. Но финишируем вступленье - Начнем само перечисленье: Варфоломей еще студент, Он не создаст истаблишмент , Ивана я не уважаю, Ему импичмент выражаю, И мне не нравится Семен - спонтанно нелоялен он, А трансформировать Павлина Весьма опасно в семьянина. Зато Василий мной любим: Есть у меня консенсус с ним!
ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА: Коньюнктура – обстановка Опинион – мнение Дифференцировать – отличать Дебаты – обсуждения Квота – норма, доля Паритет – равенство Финишировать – заканчивать Истаблишмент – политическая элита Импичмент – отстранение от должности Спонтанно нелоялен – неожиданно нечестен Трансформировать – изменить, переделать
Агафье говорила Нюра : - Чудесна нынче ОБСТАНОВКА, И моё МНЕНИЕ таково, Что есть немало женихов. Но, хоть я этому и рада, ОТЛИЧАТЬ их надо, Давай, Агафья, мы вдвоем По ним ОБСУЖДЕНИЕ проведем. Во-первых, исключим из НОРМЫ Тех, у которых нет работы Или валюты в банке нет, А есть с нуждою РАВЕНСТВО. И тех, кто ростом слишком мал, Пусть и имеет капитал. Но ЗАКОНЧИМ вступленье - Начнем само перечисленье: Варфоломей еще студент, Он не создаст ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЭЛИТУ, Ивана я не уважаю, Ему ОТСТАВКУ выражаю, И мне не нравится Семен - НЕОЖИДАННО НЕЧЕСТЕН он, А ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ Павлина Весьма опасно в семьянина. Зато Василий мной любим: Есть у меня СОГЛАСИЕ с ним!
ЗАДАНИЕ 3. ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ. ФЕНОМЕН ЗВОНИТ ПО СРЕДАМ ПРИНЯВ ДОГОВОР ПО ГОДАМ, ОН ОТДАЛ ЭКСПЕРТАМ ЭСКОРТА ХОДАТАЙСТВО АЭРОПОРТА.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: Фено́мен звони́т по среда́м , Приня́в догово́р по года́м , Он о́тдал экспе́ртам эско́рта Хода́тайство аэропо́рта .
ЗАДАНИЕ 4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ 20 ОДИНАКОВЫХ СЛОВ. За косой-косой косой Косой, косой-косой косой-косой косой-косой косой Косой косой-косой косой-косой Косой косой-косой Косой луг косо косил.
РАСШИФРОВКА: За очень кривой речной отмелью с названием "Косая", очень пьяный, очень сильно скошеноглазый , сильно промахивающийся заяц по имени Косой сильно-сильно кривым режущим инструментом сделанным из волос с собственным именем "Коса" сильно-сильно искривленный луг с названием "Косой" косил ".
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мастер –класс», в рамках муниципального этапа конкурса «Учитель года-2011» МО «Гвардейский район»
- "Мастер-класс" (регламент: 20 минут). Участники конкурса демонстрируют свой педагогический опыт, отражают значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций...
Мастер-класс на районном конкурсе «Учитель года – 2009»
конспект подготовительной части урока физической культуры (девушки). "Цыганочка"...
Портфолио преподавателя МБУДО "Дипкунская ДШИ" Тындинского района
На современном этапе развития нашего общества в числе важнейших проблем особенно актуальны вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. В вечном поиске положительного и доброго мы выходим на...
Учитель года - 2017, конкурсное задание "Мастер-класс"
Everyone dreams to learn one foreign language at least. If you go abroad for vacation or holydays you can`t speak fluency. You are scare to make any mistake.Я надеюсь, вы поняли мою вступительную речь...
на конкурс "Педагог года Тындинского района - 2021". Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"
разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "Имя числительное как часть речи", самоанализ урока и презентация...
на конкурс "Педагог года Тындинского района - 2021". Классный час в 9 классе "В поисках будущей профессии"
разработка классного часа, самоанализ и презентация...
на конкурс "Педагог года тындинского района - 2021". Эссе "Учиться и учить"
Эссе "Учиться и учить"...