Личностно-ориентированное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья
статья
В настоящее время в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта). Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, которая учитывает готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, и другие особенности ученика для того, чтобы оказать помощь каждому конкретному ребёнку, направленную на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками в соответствии с требованиями ФГОС, проводить успешную коррекционно- реабилитационную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
andreeva_o.n._statya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреева Ольга Николаевна
Центр олимпиад СПб «ГБНОУ СПБ ГДТЮ»
Личностно-ориентированное обучение для детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Организация олимпиад для одаренных детей с ОВЗ
В настоящее время в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта).
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, которая учитывает готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, и другие особенности ученика для того, чтобы оказать помощь каждому конкретному ребёнку, направленную на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками в соответствии с требованиями ФГОС, проводить успешную коррекционно- реабилитационную работу.
Личностно-ориентированное обучение, на прямую связанное с современными требованиями ФГОС, обусловленное гуманизацией образования и индивидуализацией обучения, это обучение, ориентированное на личность.
В последние годы личностно - ориентированный подход считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Это в полной мере относится к коррекционным школам потому, что их воспитанники более всего нуждаются в выработке этих механизмов.
Задача личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, адаптировать его к школе.
Главное в личностно-ориентированном обучении в условиях школы для детей с ОВЗ то, что мы должны обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.
Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик».
Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В личностно-ориентированном обучении ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д.
Профессионально-трудовое обучение в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья является основой подготовки детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющие разные отклонения в развитии. Планируя свою работу, учитель должен знать состояние внимания, утомляемости и темпов работы каждого ученика так как это влияет на процесс
усвоения и выполнения практических заданий. Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития. Работа с такими детьми требует от педагога более чёткого и продуманного использования методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Нужно организовать такое обучение, которое позволяет обучающимся, с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся учебные возможности, с другой - развивать недостающие способности.
Трудовое обучение в школе для детей с ОВЗ определяется рядом этапов обучения учащихся. Каждый из них решает на ряду с общими, специфические для данного этапа задачи.
Первый этап охватывает обучение в 1-4 классах. На этом этапе у обучающихся формируется первый трудовой опыт.
Задачи трудового обучения в 1-4 классах
- изучение индивидуальных трудовых возможностей обучающихся,
- формирование у обучающихся готовности трудиться в школьных мастерских
- последующее обучение основам выбранной профессии.
С 4 класса уроки трудового обучения проводятся в мастерских школы. Работа в новых условиях требует новых организационных умений и навыков, связанных с использованием новых материалов, инструментов, организацией и уборкой рабочего места, которые во многом обеспечивают успешность последующей профессиональной подготовки учащихся.
Считаю, что при подготовке к уроку, в центре внимания должен стоять личностно- ориентированный подход к каждому учащемуся, так при составлении плана урока в 4 классе учитываю особенности:
подбираю творческие задания, вопросы, учитывая индивидуальные задания;
продумываю создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;
обсуждаю с детьми в конце урока, что «мы узнали», что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз;
анализирую работы учащихся;
выставляю отметку ученику в конце урока по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
поощряю, творческую активность учащихся.
Второй этап трудового обучения охватывает учащихся 5-8 классов. На этом этапе учащиеся на уроках труда уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои знания, умения, навыки. В 5-6 классах усложняя задания, наблюдаю за успехами обучающихся. Они стараются научиться работать последовательно, используя инструкции, показы, планы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»
«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...
Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....
«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....
Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...
Статья "Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья"
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и ...