Конспект занятия " Времена года"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Конспект занятия учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ по теме: «Времена года».
Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.
Задачи:
Образовательные
1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
2. Закреплять названия месяцев.
3. Закреплять пространственные представления детей (вверху-внизу, справа-слева).
4. Закреплять навыки счета (прямой и обратный счет), цифровой ряд до 10.
Коррекционно-развивающие
1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.
2. Развивать зрительное внимание и восприятие.
3. Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
2.Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Материал: часы «Времена года», домики времен года “Лето”, “Осень”, “Зима” «Весна»; картинки «месяцы», картинки-символы, оборудование для игр: "Выложи снеговика"(части снеговика),«Птицы на дереве»(дерево на ковролине, картинки»перелётные птицы»), загадки о первоцветах, картинки «первоцветы», «Кочки»(овалы с цифрами 1-10), «Посади бабочку на цветок»(цветок с разноцветными лепестками, бабочки из картона разного цвета), «Съедобные – несъедобные» (корзинка, картинки «грибы»), “Путаница” (разрезной материал для фланелеграфа «Времена года»).
Ход занятия:
1. Орг. момент:
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.
Педагог обращает внимание детей на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА"(круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора - месяцы):
- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают все времена года и их месяцы.
- Сколько всего времён года? (Четыре)
- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.
Месяцев двенадцать ровно
Составляют целый год.
И у всех них свой черед.
Только лишь один уходит,
Сразу же другой приходит.
2. Путешествие к зиме.
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, в какое время года мы отправимся.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)
- Правильно. Зима год начинает и год заканчивает.
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "зиму"
- Мы отправляемся в гости к зиме.
Домик ЗИМЫ
- А вот и домик зимы. (Приклепляет на ковролин синий домик с окошками и фигурку девочки- ЗИМЫ)
- Ребята назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)
- А теперь подберите картинки в зимний домик, что подходит к зиме? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Игра "Выложи снеговика"
- Сейчас мы с вами будем собирать снеговиков. (Дети собирают снеговиков из деталей)
3. Путешествие к весне.
- В гостях у какого времени года мы побывали? (у зимы). А теперь перенесёмся в следующее время года.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает -
Когда это бывает? (Весной)
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "весну"
Домик ВЕСНЫ
- А вот и её домик. (Прикрепляет на ковролин зелёный домик с окошками и фигурку девочки- весны)
- Ребята назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)
- А теперь подберите картинки в домик, что подходит к весне? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Игра «Птицы на дереве»
- Весной к нам возвращаются перелётные птицы. А вы хотите увидеть этих птиц?
Дефектолог прикрепляет поочередно картинки птиц на дерево на ковролине. Дети называют какая птица куда села (Грач сел на ветку справа вверху. и т.д.)
5. Путешествие в лето.
“Ярко солнце светит
В воздухе тепло
И куда не глянешь
Всё кругом светло
По лугу пестреют
Яркие цветы
Золотом облиты
Тёмные кусты.”
- Как вы думаете, в какое время года мы попали?
-Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.
- Молодцы. Я переведу стрелку на ЛЕТО
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "лето"
Домик ЛЕТА
- А вот и домик лета (Прикрепляет на ковролин красный домик с окошками и фигурку девочки- лето)
- Ребята назовите летние месяцы (Июнь, июль, август)
- А теперь подберите картинки в домик, что бывает летом? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Игра «Кочки»
- Летом на лугу цветет много цветов, летает много бабочек. Вы хотите попасть на луг?
Тогда нам нужно перейти по кочкам через болото.
Чтобы не утонуть в болоте и добраться до твердой земли, нужно передвигаться по "кочкам", ловко и осторожно перепрыгивая с одной кочки на другую. (“Кочки” – это овалы из бумаги, на которых написаны цифры от 1 до 10, “кочки” раскиданы “змейкой”).
Перепрыгивая, дети вслух называют номер "кочки".
Игра «Посади бабочку на цветок»
- Вот мы и оказались на лугу. Посмотрите, как много здесь бабочек. (Детям раздаются разноцветные бабочки)
- Посадите бочек на цветы такого же цвета. (Дети выбирают цветы, «Сажают» на них бабочек и называют их цвет).
5. Путешествие в осень.
"Пусты поля, мокнет земля,
Лес облетает, когда это бывает"
(Осенью.)
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень"
Домик ОСЕНИ
- А вот и домик осени (Прикрепляет на ковролин желтый домик с окошками и фигурку девочки- осень)
- Ребята назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А теперь подберите картинки в домик, что бывает осенью? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Игра «Съедобные – несъедобные»
- Осенью в лесу можно собирать грибы. Посмотрите, сколько на полянке у меня грибов. Соберём грибы в корзинку. А кто знает: какие грибы можно собирать? ( Дети называют съедобные и несъедобные грибы)
Игра «С какого дерева, какой лист?»
- Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…
Дефектолог разбрасывает листочки и предлагает детям назвать поднявший лист: с какого дерева он прилетел. Дети называют.
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Времена года"
Цель: закрепление знаний детей о временах года, их признаках.Задачи:Образовательные:1.Систематизация знаний детей о сезонных изменениях в природе, закрепление названий месяцев.2. Закрепление навыков п...
Конспект занятия "Времена года" (дополнительная общеразвивающая программа "Экоберегоша")
Конспект занятия по экологии для обучающихся 5-7 лет в семейном клубе "Солнышко"...
Конспект занятия «Времена года»
Расширение знаний школьников о временах года, о погоде...
Конспект занятия "Времена года" (6-7 лет)
Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....
Конспект занятия "Время года"
Дидактическая игра «Времена года» Светлана Владимировна Крупина Дидактическая игра «Времена года» Цель: Систематизировать и обобщить знания детей об отличительных признаках вре...
Конспект занятия "Времена года", с использованием различных образовательных технологий
Конспект занятия "Времена года", с использованием различных образовательных технологий...
Конспект занятия «Времена года» (старшая группа)
Конспект занятия«Времена года»(старшая группа)...