Конспект занятия "Времена года", с использованием различных образовательных технологий
план-конспект
Конспект занятия "Времена года", с использованием различных образовательных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_vremena_goda.docx | 40.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 г. Ярцева Смоленской области
Конспект занятия
«Времена года»
(старшая группа)
Разработала:
Учитель-логопед
Иванова Марина Анатольевна
г.Ярцево
2018 год
Тема занятия: «Времена года»
Место проведения: МБДОУ детский сад №3
Группа: старшая
Количество воспитанников: 18 человек
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Время проведения: 9 ч.30 мин.
Здоровьесберегающие технологии, используемые во время занятия.
- Комфортное начало занятия.
Прежде чем начать занятие, у детей нужно вызвать желание заниматься, любознательность, стремление узнавать новое. Занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения. Интерес детей – важный союзник воспитателя. На речевых занятиях известное место занимают юмор, шутка. Начало занятия с использованием стихотворных строк обеспечивает положительный эмоциональный настрой детей.
- Проблемно–диалогическая технология.
При построении проблемно-диалогового занятия надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговое занятие не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог:
- категоричность воспитателя, нетерпимость к другому мнению;
- отсутствие внимания воспитателя к ребёнку;
- закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;
- неумение воспитателя быть хорошим слушателем.
В начале занятия воспитатель в диалоге с детьми задаёт цель, к которой дети должны прийти в конце занятия (ответить на определённый вопрос).
В ходе занятия, получая новые и закрепляя ранее полученные знания, дети приходят к выводу, который является ответом на поставленный вопрос.
Проблемно–диалогическая технология – метод введения нового знания в современном образовании.
- Физминутки «Путешественники», «У оленя дом большой»
Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современном дошкольном образовании уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части занятия, но и своевременному и правильному восстановлению сил дошкольника.
Физминутки, представляют собой комплексы из нескольких физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений. Здоровый и неутомленный ребёнок активен, расположен к общению, с удовольствием включается в работу, предложенную воспитателем, способен к более качественному усвоению знаний.
- Пальчиковая гимнастика.
Взрослые редко обращают внимание, как малыш держит карандаш – пишет, и ладно. А в первом классе выясняется, что пишет он медленно, рука сильно устаёт, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате – плохие оценки и устойчивая нелюбовь к письму. Как помочь ребёнку? Пальчиковая гимнастика поможет Вашему ребёнку стать хозяином своих ладошек и десяти пальцев, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит подняться ещё на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
- Упражнения на релаксацию.
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
- Использование музыки при проведении занятия.
Музыка имеет волшебную и чарующую власть над всеми. Музыка на занятиях в детском саду способствуют формированию общей духовной и музыкальной культуры. Во время занятий музыка помогает ребёнку развить его фантазию и творческие способности.
Цель занятия:
- Формирование у детей элементарной системы знаний.
- Совершенствование звукопроизношения.
- Формирование у детей любви к природе, бережного отношения к ней.
Задачи занятия:
- Расширять знания детей о живой и неживой природе.
- Совершенствовать навыки звукопроизношения и разговорной речи.
- Обогащать словарный запас ребёнка.
- Воспитывать познавательные способности детей.
- Закреплять представления о характерных признаках времён года.
- Развивать мышление и воображение.
- Воспитывать творческих, эмоциональных и нравственных детей.
Методические приёмы: музыка, вопросы, загадки, игры.
Предварительная работа.
- Беседы на экологические темы.
- Заучивание стихов, загадок.
- Наблюдения за живой природой и природными явлениями.
- Изготовление кормушек и скворечников с родителями.
- Тематические прогулки в парковые зоны города.
Оборудование: музыкальный центр, диски с записями музыки; декорации: макеты деревьев, картинки с изображениями птиц, цветов; наборы геометрических фигур на каждого ребёнка; альбомный лист и карандаш на каждого ребёнка; кегли и верёвочки для выполнения физминутки; корзинки с номерами; репродукции картин на тему времена года.
Ход занятия:
- Учитель-логопед и дети становятся в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.
Собрались все дети в круг:
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Учитель-логопед: Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы подарить хорошее настроение.
В группу входит персонаж.
- Ребята, здравствуйте!
- Здравствуйте!!!
- А вы знаете, кто я?
- Ответы детей.
- Я – Старичок-Лесовичок! Я живу в лесу, берегу природу. Я пришёл, чтобы пригласить вас в мой лес. А лес мой не простой, а волшебный.
- А почему он волшебный?
- Этого я вам не скажу. Мне бы хотелось, чтобы вы сами догадались в ходе нашего путешествия. Ну что, принимаете моё приглашение?
- Да!
- Тогда отправляемся в путь.
- Физминутка.
Дети становятся друг за другом. На ковре стоят кегли и лежат две верёвочки на расстоянии 30 см. друг от друга.
Вслед за Лесовичком дети повторяют слова и выполняют физ. упражнения.
- Звучит музыка «Времена года. Осень».
Учитель-логопед читает стихотворение:
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Старичок-Лесовичок: Вот мы и пришли в мой волшебный лес. Посмотрите вокруг. Как вы думаете, какое время года в нашем лесу? (Дети рассматривают декорации).
- Осень.
- А почему вы так думаете?
- Ответы детей.
- А знаете ли вы, что осень бывает разной?
- Нет.
- Вот сейчас Денис и Варя расскажут два стихотворения, а вы внимательно послушаете.
Под негромкую музыку Денис и Варя рассказывают стихотворения.
Денис
«Золотая осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Варя:
«Поздняя осень»
Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть – Стесняется.
Учитель-логопед:
- Как вы думаете, какая осень описана в стихотворении, которое рассказала Маша?
- Ранняя.
- Золотая.
- Красивая.
- А почему вы так решили?
Дети называют признаки ранней или «золотой» осени:
- Листья ещё на деревьях, они имеют жёлтую или красную окраску; птицы собираются в стаи, но ещё не улетают.
- Солнце ещё греет, но уже прохладно. И т.д.
Учитель-логопед:
- А о какой осени шла речь в стихотворении Никиты?
- О поздней!
Дети называют признаки поздней осени:
- Птицы улетели.
- Листья опали.
- Холодно.
- Идут дожди.
- Под ногами появился первый лёд. И т.д.
Учитель-логопед:
- Молодцы, ребята, хорошо работали, а теперь немного отдохнём.
Учитель-логопед с детьми выполняют динамическую паузу. Тем временем помощник убирает осенние декорации и выставляет зимние.
- Динамическая пауза.
«У оленя дом большой»
Учитель-логопед: Пока мы с вами отдыхали, в лесу произошли изменения. Посмотрите вокруг – что вы видите?
Дети:
- Снежинки.
- Снеговика.
- На ветках лежит снег.
- Зайчик одел белую шубку и т.д.
Воспитатель: Какое это время года?
- Зима!
Звучат звуки зимы.
Учитель-логопед: Правильно. На улице зима: птицы не поют весёлых песен, холодно, солнце очень редко выглядывает из-за туч, завывает вьюга. И всё-таки мы очень любим зиму. А за что мы любим зиму?
Дети:
- Можно кататься на коньках.
- Играть в снежки.
- Лепить снежную бабу.
- А ещё зимой мой любимый праздник – Новый год!
- Дед Мороз приносит подарки.
- А ещё зимой каникулы и не надо ходить в детский сад и т.д.
Давайте с вами пройдём к столам (представим, что это пеньки в лесу) и немного поработаем. Сейчас вы возьмёте лист бумаги, карандаши и нарисуете то, что вам зимой нравится больше всего.
Пока дети работают (2-3 мин.), учитель-логопед и помощник убирают декорации зимы и выставляют весенние декорации.
По окончанию работ воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.
- Звучит музыка «Весна». Учитель-логопед читает стихотворение:
Природа проснулась,
Всё радостью дышит,
Становятся дни всё длинней и длинней.
И солнце гуляет всё выше и выше
И веет теплом от оживших полей.
Учитель-логопед: Ребята, о каком времени года я сейчас прочитала стихотворение?
- О весне!
Учитель-логопед: Правильно. Давайте вспомним с вами признаки весны.
- Стало тепло.
- На ветках распускаются почки, появляются листики.
- Появилась травка.
- Прилетели птицы из тёплых краёв и т.д.
Учитель-логопед: Давайте, ребята, поговорим с вами о птицах.
- Как называют птиц, которые улетают зимовать на юг?
- Перелётные.
- А каких перелётных птиц вы знаете?
- Скворцы.
- Ласточки.
- Грачи.
- Утки.
- Журавли и т.д.
- А тех птиц, которые остаются с нами, как называют?
- Зимующими.
- Назовите мне зимующих птиц, которых вы знаете.
- Ворона.
- Воробей.
- Голубь.
- Синичка.
- Дятел и т.д.
Учитель-логопед: ребята, давайте с вами поиграем в игру. Мы разделимся на две команды. Посмотрите, как много птиц в нашем лесу. Сейчас команда мальчиков будет искать перелётных птиц, а команда девочек – зимующих.
Дети ходят по группе, выполняют задание. В конце игры подводят итоги. Выигрывает команда, сделавшая меньше ошибок.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята. А теперь давайте вспомним, что зимующие и перелётные птицы делают весной.
- Строят гнёзда.
- Выводят птенцов.
Учитель-логопед: Правильно. А ведь человек тоже помогает птицам весной. Как?
- Люди делают скворечники для птиц.
- Вот и мы сейчас с вами сделаем скворечники для птиц.
Прошу вас пройти за свои столы. У вас в «розетках» лежат геометрические фигуры. Выложите из них скворечник.
Дети работают.
По окончанию работы Старичок - Лесовичок и воспитатель оценивают работы. Дети рассказывают, для кого они сделали домик.
Учитель-логопед: Что ж, мы помогли птицам, а сейчас прошу пройти на коврик, сесть и закрыть глаза.
Учитель-логопед проводит упражнение на релаксацию (звучит музыка).
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают...
Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).
Шея не напряжена и расслаблена...
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляются (2 раза).
Дышится легко... ровно... глубоко...
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянуться!
Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
- Во время релаксации помощник раскладывает на ковре бумажные цветы. Можно распылить в группе цветочный аромат.
Учитель-логопед: ребята, откройте глаза и посмотрите вокруг. Что вы видите и чувствуете?
- Много цветов.
- Еще запах цветов.
- Как вы думаете, где мы оказались?
- На цветочной поляне.
- Правильно. А какое время года сейчас в лесу?
- Лето!
- А много ли названий цветов вы знаете?
- Много!
- Вот мы это сейчас и проверим.
Загадки о цветах (3-4 шт.).
Четыре ярко красных
Блестящих лепестка
И зёрнышки в коробочке
У этого цветка. (Мак).
Много лепесточков острых –
Красных, желтых, белых, пестрых.
На меня ты погляди-ка,
Называюсь я... (Гвоздика).
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился ... (Одуванчик).
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный ... (Василёк).
Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка.
Сердечко золотое,
Что это такое? (Ромашка).
Учитель-логопед: Ребята, вы просто молодцы! А вы знаете, что у всех цветков разное количество лепестков?
- Да!
- Сколько лепестков у клевера?
- Три.
- А у мака?
- Четыре.
- У ромашки?
- Много.
Сейчас мы с вами сыграем в игру «Собери букет».
Мы разделимся на три команды. У меня три корзинки для цветов, на которых написаны цифры 1, 2, 3.
Первая команда собирает цветы, у которых 4 лепестка.
Вторая команда собирает цветы, у которых много лепестков.
Третья команда собирает цветы с тремя лепестками.
Будьте внимательны при счёте.
Дети собирают цветы. В конце игры воспитатель и Старичок-Лесовичок оценивают работу команд. Дети должны сказать название цветка.
- Учитель-логопед: молодцы, ребята. А теперь возвращаемся в детский сад.
Наши ножки устали, много ходили. Поэтому, давайте сядем за столы, выпрямим спинки и послушаем Старичка-Лесовичка.
Старичок-Лесовичок: Ребята, понравилось вам у меня в лесу?
- Да!
- А теперь ответьте мне – почему мой лес называется волшебным?
- Ответы детей.
- Потому, что мы побывали во всех временах года сразу.
- Правильно.
Учитель-логопед: А на самом деле такое бывает?
- Нет!
- А почему вы так думаете?
- Потому, что времена года сменяют друг друга не сразу.
- Сколько месяцев в каждом времени года?
- Три!
- А в году сколько месяцев?
- Двенадцать.
Учитель-логопед: Правильно ли, Старичо - Лесовичок, ответили ребята на твой вопрос?
Старичок-Лесовичок: Да. Молодцы, ребята. А за то, что не шумели у меня в лесу и птичкам помогли – хочу угостить вас.
Старичок-Лесовичок угощает детей, прощается и уходит.
- Учитель-логопед: Понравилось вам наше путешествие?
- Да!
- Давайте с вами снова встанем в круг и подведём итоги нашего занятия. Я буду бросать мяч и задавать вопрос. А тот, кто поймал – быстро отвечает на вопрос. Остальные ребята молчат. Если вы не можете ответить – бросаете мне мяч обратно. Поняли?
- Да!
- Где мы сегодня были?
- В лесу.
- Какое время года было сначала?
- Осень.
- Какая бывает осень?
- Золотая, поздняя.
- Когда птицы возвращаются с юга домой?
- Весной.
- Что люди делают для птиц?
- Скворечники.
- У какого цветка четыре лепестка?
- У мака.
- Какое время года между осенью и весной?
- Зима.
- Где мы были в конце прогулки?
- На цветочной поляне.
Учитель-логопед: Что ж, ребята, вы хорошо поработали. Наше занятие подошло к концу. Спасибо. Ешьте угощение и отдыхайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.
В своей работе для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса я использую следующие современные образовательные технологии: проектную технологию, технологию личностно ор...
5.1.Использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
Справка, копии сертификатов...
Конспект занятия "В мире профессий", с использованием различных образовательных технологий
Конспектзанятя "В мире профессий", с использованием различных образовательных технологий...
Конспект занятия "Дидактические игры", с использованием различных образовательных технологий
Конспект занятия "Дидактические игры", с использованием различных образовательных технологий...
Конспект занятия "Дифференциация звуков Ж - Ш", с использованием различных образовательных технологий
Конспект занятия "Дифференциация звуков Ж - Ш", с использованием различных образовательных технологий...
Конспект занятия "Зимние развлечения» (рассказ по картине)", с использованием различных образовательных технологий
Конспект занятия "Зимние развлечения» (рассказ по картине)", с использованием различных образовательных технологий...