Программа внеурочной деятельности курса «Ансамбль народных инструментов»
методическая разработка
Программа внеурочной деятельности курса «Ансамбль народных инструментов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_ansambl_narodnyh_instrumentov.doc | 310.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности курса «Ансамбль народных инструментов» составлена соответствии с требованием федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г., в соответствии с основными нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28, Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Внеурочная деятельность курса «Ансамбль народных инструментов» направлена на общекультурное развитие личности и включает в себя художественное воспитание и общее музыкальное образование, основанные на сложившейся традиционной школе обучения игре на народных инструментах и богатом учебном репертуаре – образцах национальной музыки, отечественной и зарубежной классики.
Актуальность данной программы определяется потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры, обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду.
Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие художественно-эстетического вкуса учащихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося в составе ансамбля, что имеет большое воспитательное значение.
Отличительной особенностью данной программы является включение таких учебных элементов в образовательный процесс как:
- первый год обучения (5 класс) - «Формирование и развитие навыков игры на музыкальных инструментах и работа над ними через различные музыкальные упражнения и пьесы»:
- второй год обучения ( 6 класс) - «Работа над репертуаром и продолжением развития навыков игры на инструментах»
- третий – четвёртый год обучения (7-8 классы) - «Концертная деятельность и продолжение работы над репертуаром»
Реализация данной программы, учитывая единство учебно-воспитательного и творческо-образовательного процесса, осуществляется посредством:
- Постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребенка через овладение игры на музыкальных инструментах, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки, творческого воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;
- Создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения каждого человека к миру музыки, с помощью которых он может ярко проявить разносторонние дарования;
- Постоянных групповых занятий: творческий характер всех выполняемых заданий направлен на развитие активных действий ребенка, на освоение им художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, на воспитание духовно обогащенной личности;
- Межпредметных связей между различными видами искусства, что обеспечивает развитие познавательно-художественной деятельности ребенка, формирование навыка ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативно-творческого мышления.
Цель программы: создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для формирования его нравственно-личностных качеств, высокой коммуникативной культуры, приобщения к ценностям народной культуры.
Основные задачи программы:
Обучающие:
- обучение основам музыкальной грамоты;
- обучение передаче формирования навыков образно-эмоционального строя музыкального произведения;
- знание народной культуры, традиций и обрядов.
Развивающие:
- развитие музыкального слуха: мелодического и гармонического;
- развитие чувства ритма;
- развитие памяти и внимания;
- развитие эмоциональной восприимчивости, образного мышления, творческих способностей;
- развитие творческого потенциала ребёнка, его познавательно-творческой активности.
Воспитывающие:
- воспитание собранности и дисциплины;
- формирование навыков сценической культуры;
- воспитание чувства коллективизма;
- воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры;
- воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
- приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам русской народной культуры;
- воспитание у учащихся гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества.
Планируемые результаты
Личностные УУД: расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций; формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии русской народной и современной музыки.
Познавательные УУД: применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности; проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности
Регулятивные УУД: осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, в процессе самообразования и самосовершенствования; устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений, в самообразовании; развитие критической оценки собственных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; устойчивое умение работать с различными источниками информации о музыке.
Коммуникативные УУД: устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
- общепедагогические:
- репродуктивный;
- проблемно-поисковый;
- креативный
- музыкального воспитания:
- индивидуальный;
- ансамблевый.
Обеспечивают реализацию основных целей, задач программы следующие педагогические принципы:
- принцип открытости процесса образования, его многообразие и содержательность требуют обращения к достижениям отечественной культуры;
- принцип вариативности обучения с учётом личностных особенностей предполагает обеспечение индивидуальной образовательной траектории каждому обучающемуся;
- принцип субъективности образования предписывает ориентацию на максимальную активизацию субъектной позиции личности и формирование её опыта самопознания, самообразования и самореализации;
- принцип гуманистической ориентации воспитания требует добровольности включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- принцип эвристической среды означает доминирующие творческие начала при организации образовательной деятельности, при этом творчество рассматривается как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
Предложенная программа является:
- специализированной (по уровню освоения);
- познавательной, развивающей художественную одарённость (по цели обучения);
- сквозной (по форме организации образовательного процесса).
Программа рассчитана на 4 года обучения
1 год обучения- 5-е классы 34 часа (1 час в неделю)
В группе учащихся 1 года обучения работа ведется по трем направлениям:
- освоение музыкальной грамоты;
- овладение музыкальным инструментом (оснащение, строй);
- приобретение навыков ансамблевой игры.
2 год обучения – 6 классы 34 часа (1 час в неделю) работа продолжается:
- дальнейшее совершенствование технических возможностей в овладении музыкальными инструментами, усложнение репертуара за счет введения новых приемов игры;
- знакомство с музыкальными жанрами, с творчеством композиторов;
- знакомство с лучшими исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах, прослушивание их игры в грамзаписях.
3 год и 4 год обучения – объединяет учащихся 7-го – 8-го классов (68 часов)
В группе обучающихся достигается исполнение репертуара повышенной сложности, исполняются ведущие партии сводного состава ансамбля. Сводный ансамбль состоит из учащихся 2,3,4 года обучения. Именно этот состав ансамбля готовит программу для участия в школьных и городских, смотрах-конкурсах, концертов.
Возраст участников ансамбля– 11-15 лет
Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала через различные формы концертной деятельности (участие в школьных концертах посвященных «красным датам» календаря, отчетных концертах – в конце учебного года и т.п.
В обязанности музыкального руководителя входит:
• комплектование ансамбля;
• подбор репертуара, инструментовка произведений;
• проведение сводных репетиций ансамбля;
• теоретическая подготовка обучаемых (основы музыкальной грамоты);
• подготовка бесед по истории музыкальной литературы;
• подбор произведений для прослушивания профессиональных
оркестров русских народных инструментов.
Содержание программы
1 год обучения.
1. Вводное занятие. Понятие о народном оркестре, ансамбле, инструментальных группах ансамбля, оркестра. История создания и развития оркестра русских народных инструментов. Виды ансамблей, состав оркестра. Строение инструментов. Звучание и тембры инструментов. Инструктаж по технике безопасности.
2. Работа музыкальными упражнениями и пьесами. Работа над ритмом, единым ансамблевым метром. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок. Работа над выразительным исполнением. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в ансамбле и исполнить пьесу целиком.
3. Сводный ансамбль. Совершенствование ансамблевых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и всего оркестра. Умение свободно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.
4. Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Порядок выхода на сцену и правила поведения на сцене и за кулисами. Первоначальные навыки ансамблевой игры. Закрепление навыка концентрации внимания, слуха. Преодоление сценического волнения. Уверенное понимание жестов дирижера.
5. Итоговое занятие. Участие в отчетном концерте по окончанию учебного года
Прогнозируемый результат:
В течение обучения по программе «Ансамбль народных инструментов» учащиеся 1 года обучения должны:
- ознакомиться с основными принципами и иметь первоначальные навыки игры на инструменте, позволяющими продолжить дальнейшее обучение уже в основном составе ансамбля;
- быть собранными и внимательными на уроках;
- уметь слышать свои ошибки и исправлять их;
- обладать навыками ансамблевой игры.
В течение года учащиеся должны разучить 2 музыкальных произведения. В концертном варианте представить 1-2 номера.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения (5 класс)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теоретич. | Практич. | Всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Постановка пальцев левой руки на инструменте Прием «Пиццикато» | 0,3 | 0,7 | 1 |
3. | Постановка пальцев левой руки в мажорном звукоряде | 03, | 07, | 1 |
4. | Игра на инструменте в 1 позиции Упражнение на технику левой руки по хроматическому звукоряду. | 0,3 | 0,7 | 1 |
5. | Упражнения на технику левой руки в двух позициях по одной струне. | 0,3 | 0,7 | 1 |
6 | Музыкальная грамота. Отработка упражнений | 0,3 | 0,7 | 1 |
7 | Упражнение на технику левой руки по хроматизму вверх по трем струнам в 1 позиции | 0,3 | 0,7 | 1 |
8 | Координация рук. Штриховая игра | 0,3 | 0,7 | 1 |
9 | Упражнения для правой руки. Игра медиатором. | 0,3 | 0,7 | 1 |
10 | Работа над ударами правой рукой вверх по открытым струнам | 0,3 | 0,7 | 1 |
11 | Работа над ударами правой рукой вниз по открытым струнам | 1 | 1 | |
12 | Работа над ударами. Правой рукой вверх. вниз по открытым струнам | 0,3 | 0,7 | 1 |
13 | Работа над ударами. Правой рукой вверх, вниз в упражнениях для левой руки | 0,3 | 0,7 | 1 |
14 | Работа над тремоло правой рукой по открытым струнам | 0,3 | 0,7 | 1 |
15 | Работа над тремоло правой рукой в упражнениях для левой руки. В медленном темпе | 0,3 | 0,7 | 1 |
16 | Работа над тремоло правой рукой в упражнениях для левой руки. Прием легато. | 0,3 | 0,7 | 1 |
17 | Разбор пьесы «Котик» | 0,3 | 0,7 | 1 |
18 | Отработка партий пьесы «Котик»
| 1 | 1 | |
19-20 | Соединение парий пьесы «Котик» | 2 | 2 | |
21-22 | Работа над игрой в ансамбле в пьесе «Котик» | 2 | 2 | |
23 | Работа над штрихами в пьесе «Котик» | 1 | 1 | |
24 | Работа над динамикой в пьесе «Котик» | 1 | 1 | |
25 | Разбор р.н.п. «Как под яблонькой» | 03, | 0,7 | 1 |
26 | Работа над тремоло в р.н.п. «Как под яблонькой» | 1 | 1 | |
27 | Работа над штрихами в р.н.п. «Как под яблонькой» | 1 | 1 | |
28-29 | Отработка партий в р.н.п. «Как под яблонькой» | 2 | 2 | |
30-31 | Соединение партий в р.н.п. «Как под яблонькой» | 2 | 2 | |
32 | Работа над динамикой в р.н.п. «Как под яблонькой» | 1 | 1 | |
33 | Повторение пьесы «Котик, р.н.п. «Как под яблонькой» | 1 | 1 | |
34 | Отчетный концерт | 1 | 1 | |
Всего 34 часа. |
Содержание программы:
2 год обучения
1. Вводное занятие. Повторение и закрепление знаний, полученных ранее. Виды народных ансамблей ,состав народного оркестра его расположение на сцене. Знакомство с репертуарным планом. Обсуждение работы коллектива. Инструктаж по технике безопасности.
2. Работа над репертуаром. Работа над ритмом, единым ансамблевым метром. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки. Работа над звуком, способностью «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение.
3. Сводный ансамбль. Подчинение индивидуальной манеры исполнения общеансмамблевой. Совершенствование приемов звукоизвлечения, штрихов, работа над качеством звука. Понимание художественной цели. Воспитание чувства единства целого и частей исполняемых пьес. Совершенствование ансамблевых и оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и звучание всего оркестра, умение совместно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.
4.Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Выступления на сцене. Уверенное, свободное и выразительное исполнение репертуара, быстрая реакция на жест дирижера. Умение слышать звучание всего ансмамбля, быть постоянно внимательным и собранным, справляться со сценическим волнением.
5. Итоговое занятие. Отчетный концерт. Исполнение программного репертуара ансмбля. Выработка уверенного поведения на сцене. Обсуждение и анализ выступления в коллективе.
Прогнозируемый результат
По окончании обучения учащиеся 2 года обучения должны:
- уметь давать субъективную оценку музыкальному произведению;
- творчески относиться к занятиям музыкой;
- уметь свободно и уверенно держаться на сцене;
- овладеть навыками игры на народных инструментах; уметь самостоятельно подобрать аппликатуру; владеть качественным звукоизвлечением;
- обладать развитым чувством ритма, музыкальным слухом.
В течение года учащиеся должны разучить 5 произведений. В концертном варианте представить 2-3 номера.
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения (6 класс)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теоретич. | Практич. | Всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Проверка постановки пальцев левой руки на инструменте. Прием «Пиццикато» | 0,3 | 0,7 | 1 |
3. | Проверка постановка пальцев левой руки в хроматическом звукоряде. | 03, | 07, | 1 |
4. | Игра на инструменте в 1 позиции «Во саду ли в огороде» | 0,3 | 0,7 | 1 |
5. | Упражнения на технику левой руки. «Во саду ли в огороде» | 0,3 | 0,7 | 1 |
6 | Музыкальная грамота. Отработка упражнений на технику левой и правой руки. | 0,3 | 0,7 | 1 |
7 | Музыкальная грамота. Отработка Р.Н.П. «Во саду ли в огороде» | 0,3 | 0,7 | 1 |
8 | Координация рук. Штриховая игра | 0,3 | 0,7 | 1 |
9 | Упражнения для правой руки. Игра медиатором. Прием легатто | 0,3 | 0,7 | 1 |
10 | Работа над тремоло в пьесе | 0,3 | 0,7 | 1 |
11 | Работа над тремоло правой рукой | 1 | 1 | |
12 | Работа нда тремоло. Упражнения для левой руки в 1 позиции | 0,3 | 0,7 | 1 |
13 | Виды тремоло | 0,3 | 0,7 | 1 |
14 | Штрихи. | 0,3 | 0,7 | 1 |
15 | Штрих « Маркатто». Гамма ми мажор в одну октаву | 0,3 | 0,7 | 1 |
16 | Штрих «Деташе». Гамма ми мажор в одну октаву | 0,3 | 0,7 | 1 |
17 | Штрих «Пицикатто» Разбор партий р.н.п. «Лапти» | 0,3 | 0,7 | 1 |
18 | Отработка партий р.н.п. «Лапти» | 1 | 1 | |
19-20 | Соединение парий р.н.п. «Лапти» | 2 | 2 | |
21-22 | Работа над игрой в ансамбле р.н.п. « Лапти» | 2 | 2 | |
23 | Работа над штрихами в р.н.п.« Лапти» | 1 | 1 | |
24 | Работа над динамикой в р.н.п. « Лапти» | 1 | 1 | |
25 | Разбор р.н.п.. «Светит месяц» | 03, | 0,7 | 1 |
26 | Работа над тремоло в р.н.п. «Светит месяц» | 1 | 1 | |
27 | Работа над штрихами в р.н.п. «Светит месяц» | 1 | 1 | |
28-29 | Отработка партий в р.н.п. «Светит месяц» | 2 | 2 | |
30-31 | Соединение партий в р.н.п. «Светит месяц» | 2 | 2 | |
32 | Работа над динамикой в р.н.п. «Светит месяц» | 1 | 1 | |
33 | Подготовка к отчетному концерту | 1 | 1 | |
34 | Отчетный концерт | 1 | 1 | |
Всего : 34 часа. |
Содержание программы
3 год обучения
1. Вводное занятие. Повторение и закрепление знаний, полученных ранее. Виды народных ансамблей, состав народного оркестра его расположение на сцене. Знакомство с репертуарным планом. Обсуждение работы коллектива. Инструктаж по технике безопасности.
2. Работа над репертуаром. Работа над ритмом, единым ансамблевым метром. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки. Работа над звуком, способностью «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение.
3. Сводный ансамбль. Подчинение индивидуальной манеры исполнения общеансмамблевой. Совершенствование приемов звукоизвлечения, штрихов, работа над качеством звука. Понимание художественной цели. Воспитание чувства единства целого и частей исполняемых пьес. Совершенствование ансамблевых и оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и звучание всего оркестра, умение совместно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.
4. Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Выступления на сцене. Уверенное, свободное и выразительное исполнение репертуара, быстрая реакция на жест дирижера. Умение слышать звучание всего ансмамбля, быть постоянно внимательным и собранным, справляться со сценическим волнением.
5. Итоговое занятие. Отчетный концерт. Исполнение программного репертуара ансмбля. Выработка уверенного поведения на сцене. Обсуждение и анализ выступления в коллективе.
Прогнозируемый результат
По окончании обучения учащиеся 3 года обучения должны:
- уметь давать субъективную оценку музыкальному произведению;
- творчески относиться к занятиям музыкой;
- уметь свободно и уверенно держаться на сцене;
- овладеть навыками игры на народных инструментах; уметь самостоятельно подобрать аппликатуру; владеть качественным звукоизвлечением;
- обладать развитым чувством ритма, музыкальным слухом.
В течение года учащиеся должны разучить 5повышенной сложности произведений. В концертном варианте представить 2-3 номера.
Календарно-тематическое планирование
3 год обучения (7 класс)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теорет. | Практ. | Всего | ||
1. | Вводное занятие. Повторение | 0,3 | 0,7 | 1 |
2. | Музыкальная грамота . Штрихи: «деташе, маркатто».Гамма ми -мажор | 0,3 | 0,7 | 1 |
3. | Разбор вариаций на р.н.п. «Коробейники» | 0,3 | 0,7 | 1 |
4. | Работа над первой вариацией. р.н.п. «Коробейники | 0,3 | 0,7 | 1 |
5. | Работа над аккомпанементом в р.н.п. «Коробейники | 0,3 | 0,7 | 1 |
6 | Работа над мелодией кантеленное тремоло в р.н.п. «Коробейники | 0,3 | 0,7 | 1 |
7. | Соедение всех партий 1 вариации р.н.п. «Коробейники | 0,3 | 0,7 | 1 |
8 | Работа над ансмаблевым звучанием й темы р.н.п. «Коробейники» | 1 | 1 | |
9 | Работа над штрихами в 1 вариации р.н.п. «Коробейники | 1 | 1 | |
10 | Работа над динамикой 1 вариации р.н.п. «Коробейники» Разбор 2 вариации | 0,3 | 0,7 | 1 |
11 | 2 Вариация. Штрих «Пицикатто» р.н.п. «Коробейники | 0,3 | 0,7 | 1 |
12 | 2 вариация . работа над партиями | 1 | 1 | |
13 | 2 вариация соедениние партий ансамбля | 1 | 1 | |
14 | Соедениение 1 и 2 вариаций в ансмабле. Работа над штрихами. | 1 | 1 | |
15 | Разбор 3 вариации р.н.п. «Коробейники | 0,3 | 0,7 | 1 |
16 | Работа над партиями в ансамбле | 1 | ||
17 | Соединение партий 3 вариации р.н.п. «Коробейники | 1 | 1 | |
18 | Работа над штрихами в ансамбле . р.н.п. «Коробейники | 1 | 1 | |
19 | Соединение трех вариаций р.н.п. «Коробейники | 1 | 1 | |
20 | Работа над игрой в ансамбле. Динамика. | 1 | 1 | |
21 | Разбор 4 вариации р.н.п. «Коробейники | 0,3 | 0,7 | 1 |
22 | Работа над партиями в ансамбле | 1 | 1 | |
23 | Соединение партий 4 вариации р.н.п. «Коробейники | 1 | 1 | |
24 | Работа над штрихами в ансамбле . р.н.п. «Коробейники | 1 | 1 | |
25 | Соединение четырех вариаций р.н.п. «Коробейники | 1 | 1 | |
26 | Работа над игрой в ансамбле. Динамика. | 1 | 1 | |
27 | Разбор 5 вариации р.н.п. «Коробейники | 1 | 1 | |
28 | Работа над партиями в ансамбле | 1 | 1 | |
29 | Соединение партий 5 вариации р.н.п. «Коробейники | 1 | 1 | |
30 | Работа над штрихами в ансамбле . р.н.п. «Коробейники | 1 | 1 | |
31 | Соединение пяти вариаций р.н.п. «Коробейники | 1 | 1 | |
32 | Работа над игрой в ансамбле. Динамика. | 1 | 1 | |
33 | Подготовка к отчетному концерту | 1 | 1 | |
34 | Отчетный концерт | 1 | 1 |
Содержание программы
4 год обучения
1. Вводное занятие. Повторение и закрепление знаний, полученных ранее. Состав народного оркестра, его расположение на сцене. Знакомство с репертуарным планом. Обсуждение работы коллектива. Инструктаж по технике безопасности.
2. Работа над репертуаром. Работа над ритмом, единым ансмамблевым метром. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки. Работа над звуком, способностью «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение.
3. Сводный ансамбль. Подчинение индивидуальной манеры исполнения ообщеансамблевой. Совершенствование приемов звукоизвлечения, штрихов, работа над качеством звука. Понимание художественной цели. Воспитание чувства единства целого и частей исполняемых пьес. Совершенствование ансамблевых и оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и звучание всего оркестра, умение совместно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.
4. Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Выступления на сцене. Уверенное, свободное и выразительное исполнение репертуара, быстрая реакция на жест дирижера. Умение слышать звучание всего ансамбля, быть постоянно внимательным и собранным, справляться со сценическим волнением.
5. Итоговое занятие. Отчетный концерт. Исполнение программного репертуара оркестра. Выработка уверенного поведения на сцене. Обсуждение и анализ выступления в коллективе.
Прогнозируемый результат
По окончании 4 года обучения учащиеся должны:
- уметь давать субъективную оценку музыкальному произведению;
- творчески относиться к занятиям музыкой;
- уметь свободно и уверенно держаться на сцене;
- овладеть навыками игры на народных инструментах; уметь самостоятельно подобрать аппликатуру; владеть качественным
звукоизвлечением;
- обладать развитым чувством ритма, музыкальным слухом.
В течение года учащиеся должны разучить 6 произведений. В концертном варианте представить 4-5 номера.
Календарно-тематическое планирование
4 год обучения (8 класс)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теорет. | Практ. | Всего | ||
1. | Вводное занятие. Повторение | 0,3 | 0,7 | 1 |
2. | Повторение концертных номеров | 0,3 | 0,7 | 1 |
3. | Разбор вариаций на р.н.п. «Валенки», «Под окном черемуха колышется» | 0,3 | 0,7 | 1 |
4. | Работа над первой вариацией. р.н.п. «Валенки»«Под окном черемуха колышется» | 0,3 | 0,7 | 1 |
5. | Работа над аккомпанементом в р.н.п. «Валенки» «Под окном черемуха колышется» | 0,3 | 0,7 | 1 |
6 | Работа над мелодией кантеленное тремоло в р.н.п. «Валенки», «Под окном черемуха колышется» | 0,3 | 0,7 | 1 |
7. | Соединение всех партий 1 вариации р.н.п. «Валенки» «Под окном черемуха колышется» | 0,3 | 0,7 | 1 |
8 | Работа над ансмаблевым звучанием й темы р.н.п. «Валенки» «Под окном черемуха колышется» | 1 | 1 | |
9 | Работа над штрихами в 1 вариации р.н.п. «Коробейники | 1 | 1 | |
10 | Работа над динамикой 1 вариации р.н.п. «Валенки» «Под окном черемуха колышется» Разбор 2 вариации | 0,3 | 0,7 | 1 |
11 | 2 Вариация. Штрих «Пицикатто» р.н.п. «Валенки» «Под окном черемуха колышется» | 0,3 | 0,7 | 1 |
12 | 2 вариация . работа над партиями | 1 | 1 | |
13 | 2 вариация соединение партий ансамбля | 1 | 1 | |
14 | Соединение 1 и 2 вариаций в ансамбле. Работа над штрихами. | 1 | 1 | |
15 | Разбор 3 вариации р.н.п. «Валенки». «Под окном черемуха колышется» | 0,3 | 0,7 | 1 |
16 | Работа над партиями в ансамбле | 1 | ||
17 | Соединение партий 3 вариации р.н.п. «Валенки» «Под окном черемуха колышется» | 1 | 1 | |
18 | Работа над штрихами в ансамбле . р.н.п. «Валенки» «Под окном черемуха колышется» | 1 | 1 | |
19 | Соединение трех вариаций р.н.п. «Валенки», «Под окном черемуха колышется» | 1 | 1 | |
20 | Работа над игрой в ансамбле. Динамика. | 1 | 1 | |
21 | Разбор 4 вариации «Под окном черемуха колышется» р.н.п. «Валенки» | 0,3 | 0,7 | 1 |
22 | Работа над партиями в ансамбле | 1 | 1 | |
23 | Соединение партий 4 вариации р.н.п. «Валенки» «Под окном черемуха колышется» | 1 | 1 | |
24 | Работа над штрихами в ансамбле . р.н.п. «Валенки» «Под окном черемуха колышется» | 1 | 1 | |
25 | Соединение четырех вариаций р.н.п. «Валенки» «Под окном черемуха колышется» | 1 | 1 | |
26 | Работа над игрой в ансамбле. Динамика. | 1 | 1 | |
27 | Разбор 5 вариации р.н.п. «Валенки» «Под окном черемуха колышется» | 1 | 1 | |
28 | Работа над партиями в ансамбле | 1 | 1 | |
29 | Соединение партий 5 вариации р.н.п. «Валенки» «Под окном черемуха колышется» | 1 | 1 | |
30 | Работа над штрихами в ансамбле . р.н.п. «Валенки» «Под окном черемуха колышется» | 1 | 1 | |
31 | Соединение пяти вариаций р.н.п. «Валенки» «Под окном черемуха колышется» | 1 | 1 | |
32 | Работа над игрой в ансамбле. Динамика. | 1 | 1 | |
33 | Подготовка к отчетному концерту | 1 | 1 | |
34 | Отчетный концерт | 1 | 1 |
Состав ансамбля:
- домра – прима
- домра – альт
- балалайка – прима
- балалайка – секунда
- балалайка – альт
- аккордеон
- гитара
- шумовые инструменты (треугольник, бубен, коробочка, трещотка и т.д.)
Подходы к формированию репертуара
Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный, высококачественный репертуар ансамбля стимулирует рост исполнительского и художественного мастерства участников ансамбля и одновременно способствует развитию художественных вкусов публики. Подбирая репертуар для ансамбля народных инструментов необходимо учитывать не только учебные задачи, но и представлять конечную цель работы – концертное выступление.
Примерный репертуар ансамбля русских народных инструментов:
1 .Светит месяц (русск. нар.песня)
2 .Во саду ли, в огороде (русск.нар.песня)
3 .Коробейники (русскнар.песня)
4. Танцевальные частушки.
5. Как под горкой под горой (русск. нар.песня)
6. Воробей (муз. Адамовского, ст. Синицына)
7. Песенка про кузнечика (муз. Шаинского из мультфильма «Приключения Незнайки»
8. Яблочко (матросская пляска)
9. Катюша (муз. Блантера)
10. Полюшко – поле (фрагмент из героической симфонии Л. Книппера)
11. Песня друзей (муз. Гладкова, ст. Энтина из мультфильма « Бременские музыканты»
12. Во кузнице (русск. нар.песня)
13. Во горнице, во новой (русск. нар.песня)
14. Калинка (русск. нар.песня)
15. Полянка (русск. плясовая)
16. Погоня (муз. Я,Френкеля из к/ф «Новые приключения неуловимых).
Условия реализации программы
- Дидактический материал: фотографии инструментов, баянистов, ансамблей, рисунки и таблицы, набор открыток портретов отечественных и зарубежных композиторов.
- Методический материал: образовательная программа, методическая литература, разработки внеклассных мероприятий, бесед о музыке, музыкантах-исполнителях, бесед о творчестве музыкантов, видео- и аудиозаписи, программы городских, конкурсов и др.
- Оборудование класса: музыкальные инструменты, стулья, методический фонд.
- Технические средства обучения: музыкальный центр, фонохрестоматия, записи произведений и программ баянистов-исполнителей, видеоматериал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мордовские народные игры» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мордовские народные игры» 1-4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Народные игры».
Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер»
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер» для 4 классов...
Программа внеурочной деятельности как инструмент подготовки к независимой оценке качества обучения по английскому языку
Программа внеурочной деятельности как инструмент подготовки к независимой оценке качества обучения по английскому языку...
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...