РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Народные игры».
календарно-тематическое планирование на тему

Кузнецова Анна Викторовна

Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени   восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы. Игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.  Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_podv_narodnye_igry_1_kl.docx52.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя  общеобразовательная школа № 3 города Аткарска.

«Согласовано»                                                                                 «Утверждено»

Заместитель директора по ВР                                                Директор МОУ - СОШ № 3

__________/М.А Лунёва /.                                                     ____________/ Э.Н. Дусаева /.        

«____»___________2014 г.                                                   «____»___________2014 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Подвижные народные игры».

срок реализации программы один год

     спортивно - оздоровительной направленности                                                                                                            

                      форма организации образовательной деятельности – кружок                             для учащихся  6-7лет

                                                                                                  Руководитель: Кузнецова А.В.-

учитель физической культуры,

1 категории.

г. Аткарск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010; Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании ( в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»; Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Учебного плана муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 на 2014 – 2015 учебный год.

Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени   восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы. Игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.  Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Подвижные игры - сознательная деятельность, в которой  проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать правильные выводы. Занятия играми, обогащая участников новыми ощущениями, представлениями, понятиями, тем самым способствуют развитию способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности.

Цель: создание условий для физического развития детей,  формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство,сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья  средством подвижной игры        

Задачи:

-  укрепление  здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу  жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;                                                                                                                                                     - обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;                                       - обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;                                                                        - умение работать в коллективе;                                                                                                          - воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных     компетенций.

 Программа предполагает следующую организацию учебно-воспитательного   процесса: рассчитана на учащихся 1 класса, 1 час в неделю (продолжительностью 45 мин.), 34 часа в год.

Программой предусматривается обучение учащихся подвижным народным  играм, которые вырабатывают у детей характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые игры учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Игровой процесс  включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре  родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Программа кружка также составлена на основе материала, который учащиеся изучают на уроке физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его учетом интересов учеников (в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей). Настоящая программа относится к программам спортивно-оздоровительной направленности.

Основная форма занятий – организованные занятия подвижных игр, соревнования, конкурсы, выполнение  КУ.  

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Во время обучения  учащиеся должны знать краткую историю и содержание народной  игры, ее правила, технику безопасности, умение самостоятельно выбирать и проводить подвижную игру, овладеть элементарными приёмами двигательных умений и навыков. Выработать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми; сознательно применять подвижные народные игры для повышения работоспособности, организации отдыха и  укрепления   здоровья, уметь работать в коллективе. Форма проверки – зачет, наблюдение.        

Прогнозируемые результаты направлены:

  • укрепление здоровья;
  • повышение работоспособности обучающихся;
  • развитие двигательных качеств;
  • сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

Контрольные упражнения по физической подготовке (подтягивание из виса лежа; прыжок в длину с места; челночный бег 3*10).

      Универсальными компетенциями учащихся является:

- умение организовать собственную деятельность и использовать средства для достижений цели,                                                                                                                                                              

- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей,

- умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе обучения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Подвижные народные игры» являются  умения:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи  и сопереживания,

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях,

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей,- оказывать бескорыстную помощь сверстникам, находить с ними общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Подвижные народные игры» являются следующие умения:

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта,

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления,

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважении и взаимопомощи, дружбы и толерантности,

- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий,

- планировать свою собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения,

- управлять своими эмоциями при общении,

- технически правильно выполнять двигательные действия в игровой и соревновательной деятельности.

     Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Подвижные народные игры» являются следующие умения:

- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека,

- оказывать носильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, объяснять ошибки и способы их устранения,

- организовать и проводить с учащимися подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их судейство,

- бережно обращаться с мячом, соблюдать требования по технике безопасности к местам проведения,

- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения, двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.  

Социально-психологические основы: влияние физических упражнений,  личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Физические качества, эмоции и их регулирование в  процессе занятий. Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая учащихся позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.


Учебно-тематический план

№п/п

Тема занятия

Всего

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Аудито

рная

Неудито

рная

1

 Игра как средство воспитания.  История возникновения и развития народной игры

1

1

-

Иметьпредставле -ние о двигательном режиме 1-классникаЗнать, выполнять  правила игры. Уметь организовать подвижную  игру,оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать еёСоблюдатьдисципли ну и правила  Т.Б.                во время  игр.

2

Морально-психологическая подготовка младшего школьника в подвижных играх и развитие двигательных способностей.

1

1

-

3

Врачебный контроль. Оздоровительное значение подвижных игр. Самоконтроль  состояния здоровья школьника. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.

1

1

-

4

Правила подвижных игр и соревнований.

1

1

-

5

Общая физическая подготовка.

7

1

6

6

Народные игры

20

1

19

7

Контрольные игры. Экскурсии в музей.

3

-

      3

8

Итого

34

6

28

Содержание программы кружка.

1 Игра как средство воспитания.  История возникновения и развития народной игры. Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

2 Психологическая подготовка младшего школьника в подвижных играх и развитие двигательных способностей.   По своему содержанию  этот раздел подготовки целиком направлен на воспитание у занимающихся лучших черт характера. Значение боевого духа, крепкой воли, дисциплины, самообладания. Психологическая подготовка могла бы успешно способствовать как формированию морально – волевых  и нравственных качеств, так и развитию психических качеств, от которых  зависят успех и в физической подготовке. Воспитание этих   качеств,  происходит в процессе  всей учебной и спортивной деятельности. Каждое задание требует от детей определенного волевого усилия, вызывает у них те или иные эмоции. Тренинг на формирование и развитие быстроты движения рук и ног, темп, скорость, ориентирование в пространстве, реагирование на  препятствие, перестроение  двигательной  деятельности, смена ведущих. Практическая работа -  подвижные игры, игровые  упражнения.

3 Врачебный контроль. Самоконтроль состояния здоровья обучающихся. Понятие о здоровом образе жизни. Оздоровительное значение подвижных игр. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела. Врачебный контроль. Самоконтроль  состояния здоровья школьника. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни. Знание и организация самоконтроля в школе и дома. Понятие о субъективных и объективных критериях самоконтроля, подсчет ударов пульса. Воздействие физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно – сосудистую системы организма.   Практическая работа -  самоконтроль состояния здоровья каждого обучающегося.

4  Правила подвижных игр и соревнований. Правила подвижных игр. Права и обязанности ведущего в игре. Одежда и обувь детей на свежем воздухе и спортивном зале. Основы организации игр. Роль подвижных игр  в воспитании нравственных чувств, сознании и дальнейшем проявлении их в общественно полезной и творческой деятельности детей. Игры разных народов и игровые упражнения.

5 Физическая подготовка. Значение физической подготовки для развития физических способностей. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивного мастерства. Оценка уровня физической подготовки. Практическая работа. Общеразвивающие   упражнения без предмета и с предметом. Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями и сопротивлением партнера. Специальные легкоатлетические упражнения: бег на короткие дистанции(10-20м); старты  с места из различных исходных положений; ускорения на 3-10м; бег на 100-300м; прыжки с места и с разбега в длину и в  высоту, через препятствия, через гимнастическую скакалку; метание мячей (малых и набивных) на дальность; бег с преодолением препятствий; эстафетный бег. Специальные гимнастические  упражнения: перекаты в группировке; упражнения на координацию движений; упражнения для формирования осанки.    

6. Подвижные народные игры. Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Разучивание игр. Проведение игр.  Выбор свободного места для игры им. Практическая  работа. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты. «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Мышеловка», «Каравай», «Салки». «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Штандер».

7 Контрольные игры, соревнования. Экскурсии. Организация и проведение подвижных игр дома, в школе, группе продлённого дня. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок в игре. Практическая работа.  Игры имеют важное  значение для корректировки учебного процесса и  воспитания   морально-волевых качеств.  Экскурсии в музей, на выставки, к памятникам истории и культуры.

 8 Ожидаемый результат:

1 Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.     2  Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.                           3  Развитие умений работать в коллективе.                                                                                                          4  Формирование у детей  уверенности в своих силах.                                                                5  Умение применять игры  самостоятельно.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Литература для детей.

1

М.Ф. Литвинова  «Русские народные игры». М., «Просвещение», 1986.

1

2

 И.В. Панкеев  «Русские народные игры». М., 1998.

1

Литература для учителя.

1

Г.П Богданов., О.У Утёнов.  «Система внеурочных занятий со школьниками  оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом», М., 1993.

1

2

В.П Богданов. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и  туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми. методическое пособие, 1990.

1

3

 Г.А Васильков. В.Г. Васильков.  «От игры - к спорту», «Просвещение», 1985.

1

4

П.А Виноградов « Физическая культура и здоровый образ жизни», М.,1991.

1

5

М.Ф. Литвинова. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986.

1

6

И.В. Панкеев. Русские народные игры.- Москва, 1998.

1

7

С.А. Шмаков. «Нетрадиционные праздники в школе», М.,-  «Новая школа», 1997.

1

Материально- техническое оборудование.

1

Гимнастическая дорожка (маты).

8

2

Теннисные мячи.

25

3

Наборы кубиков( по 9 штук в каждом).

4

4

Гимнастические обручи

15

5

Мяч – прыгунок.

5

6

Баскетбольные мячи.

6

7

Мини – клюшки (хоккейные).

15

8

Платочков.

15

9

Гимнастические скакалки.

15

10

Камешков одного размера (галька).

30

11

Декоративные удочки.

2

12

Флажки

15

13

Набор «Городки»;

2

14

Гимнастические палки

15

КОЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

                                                                                                                      Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Аудито рная

Неауди торная

1

История возникновения и развития народной игры. Об историческом наследии русского народа и русских  народных играх.

1

-

8.09

2

Что такое народная игра?  Познакомить с историей народной подвижной      игры.  «Бабки»,  «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль»,

1

15.09

3

 «Серый волк»,  «Платок», «Пирожок», «Редька».

1

22.09

4

 Общие подвижные символические игры.    Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.  Выработка правил.

1

-

29.09

5

Игры для формирования правильной осанки.  «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».

1

6.10

6

Игры со скакалками. «Найди жгут»,  «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».

1

13.10

7

Игры с бегом  «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка»,

1

20.10

8

 « Пятнашки обыкновенные», «Салка»,  «Городок - бегунок».

1

27.10

9

Игры с прыжками   «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики»,

1

10.11

10

«Воробушки и   кот», «Болото», «Удочка».

1

17.11

11

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик к верху».

1

24.11

12

«Лови мяч»,   «Колодка», «Зевака», «Свечки»,

1

1.12

13

Игры лазанием и перелезанием «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи  кованы».

1

8.12

14

Игры для развития внимания   «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».

1

15.12

15

Общеразвивающие игры  «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Казаки и  разбойники».

1

22.12.

16

«Перетягивание каната», «Камешек», «Вытолкни за круг».

1

29.12

17

Игры с разными предметами  «Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».

1

12.01

18

Игры с камешками, шариками, палками  «Двенадцать  палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Колечко», «Рулетка».

1

19.01

19

Игры в помещении     «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза»,  

1

26.01

20

«Колечко», «Все в   кружок», «Слепой козёл».

1

2.02

21

Игры в фанты   «Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби». «Самовар».

1

9.02

22

Игры- шутки      «Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик»,  «Черепаха».

1

16.02

23

Права и обязанности ведущего в игре. Одежда и обувь детей на свежем воздухе и спортивном зале.

1

2.03

24

Загадки, шарады, каламбуры   «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха»,

1

2.03

25

 «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов». КУ-  прыжки через препятствия,  гимнастическую скакалку.

1

9.03

26

Контрольные упражнения: прыжки в длину с места, метание набивного мяча на дальность; бег с преодолением препятствий;

1

6.04

27

Праздник «Мир народных игр»  

1

13.04

28

Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники»,

1

20.04

29

«Сказочница», Гусиное перо»,  «Подвижки льда».

1

20.04

30

Сюжетные игры    «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору»,

1

27.04

31

«Зайцы в   огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».

1

27.04

32

Объяснение содержания игры. Проведение и  правила игры.  Выбор свободного места для игры и водящего.

1

4.05

33

Праздник  « Знакомство с  играми  народов разных стран».

1

11.05

34

Экскурсия в музей на выставку русской  народной одежды и поделок.

1

18.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

народные игры как средство педагогики

данная работа участвовала в Фестивале педагогических идей газеты" первое сентября"...

"Народные игры на уроках физкультуры"

В работе представлены наиболее распространённые национальные игры....

Народная игра - русская лапта в школе

Преподавание лапты в начальной школе...

Проект " Народные игры" как средство воспитания

Проект "Народные игры" содержит описание подготовительной работы, участников. Можно использовать игры, своего региона, игры народов,проживающих в вашей местности....

Народные игры Республики Саха (Якутия) в культурно- спортивной программе «Игры предков»

В данной работе представлен ход организации национальной игры народа Саха  "Чыысхай"...

«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...