РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Народные игры».
календарно-тематическое планирование на тему
Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы. Игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_podv_narodnye_igry_1_kl.docx | 52.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 3 города Аткарска.
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по ВР Директор МОУ - СОШ № 3
__________/М.А Лунёва /. ____________/ Э.Н. Дусаева /.
«____»___________2014 г. «____»___________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Подвижные народные игры».
срок реализации программы один год
спортивно - оздоровительной направленности
форма организации образовательной деятельности – кружок для учащихся 6-7лет
Руководитель: Кузнецова А.В.-
учитель физической культуры,
1 категории.
г. Аткарск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010; Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании ( в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»; Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Учебного плана муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 на 2014 – 2015 учебный год.
Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы. Игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Подвижные игры - сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать правильные выводы. Занятия играми, обогащая участников новыми ощущениями, представлениями, понятиями, тем самым способствуют развитию способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности.
Цель: создание условий для физического развития детей, формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство,сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры
Задачи:
- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию; - обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; - обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр; - умение работать в коллективе; - воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
Программа предполагает следующую организацию учебно-воспитательного процесса: рассчитана на учащихся 1 класса, 1 час в неделю (продолжительностью 45 мин.), 34 часа в год.
Программой предусматривается обучение учащихся подвижным народным играм, которые вырабатывают у детей характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые игры учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Игровой процесс включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Программа кружка также составлена на основе материала, который учащиеся изучают на уроке физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его учетом интересов учеников (в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей). Настоящая программа относится к программам спортивно-оздоровительной направленности.
Основная форма занятий – организованные занятия подвижных игр, соревнования, конкурсы, выполнение КУ.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Во время обучения учащиеся должны знать краткую историю и содержание народной игры, ее правила, технику безопасности, умение самостоятельно выбирать и проводить подвижную игру, овладеть элементарными приёмами двигательных умений и навыков. Выработать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми; сознательно применять подвижные народные игры для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья, уметь работать в коллективе. Форма проверки – зачет, наблюдение.
Прогнозируемые результаты направлены:
- укрепление здоровья;
- повышение работоспособности обучающихся;
- развитие двигательных качеств;
- сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Контрольные упражнения по физической подготовке (подтягивание из виса лежа; прыжок в длину с места; челночный бег 3*10).
Универсальными компетенциями учащихся является:
- умение организовать собственную деятельность и использовать средства для достижений цели,
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей,
- умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе обучения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Подвижные народные игры» являются умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания,
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях,
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей,- оказывать бескорыстную помощь сверстникам, находить с ними общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Подвижные народные игры» являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта,
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления,
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважении и взаимопомощи, дружбы и толерантности,
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий,
- планировать свою собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения,
- управлять своими эмоциями при общении,
- технически правильно выполнять двигательные действия в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Подвижные народные игры» являются следующие умения:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека,
- оказывать носильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, объяснять ошибки и способы их устранения,
- организовать и проводить с учащимися подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их судейство,
- бережно обращаться с мячом, соблюдать требования по технике безопасности к местам проведения,
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения, двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
Социально-психологические основы: влияние физических упражнений, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Физические качества, эмоции и их регулирование в процессе занятий. Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая учащихся позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема занятия | Всего | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |
Аудито рная | Неудито рная | ||||
1 | Игра как средство воспитания. История возникновения и развития народной игры | 1 | 1 | - | Иметьпредставле -ние о двигательном режиме 1-классникаЗнать, выполнять правила игры. Уметь организовать подвижную игру,оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать еёСоблюдатьдисципли ну и правила Т.Б. во время игр. |
2 | Морально-психологическая подготовка младшего школьника в подвижных играх и развитие двигательных способностей. | 1 | 1 | - | |
3 | Врачебный контроль. Оздоровительное значение подвижных игр. Самоконтроль состояния здоровья школьника. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни. | 1 | 1 | - | |
4 | Правила подвижных игр и соревнований. | 1 | 1 | - | |
5 | Общая физическая подготовка. | 7 | 1 | 6 | |
6 | Народные игры | 20 | 1 | 19 | |
7 | Контрольные игры. Экскурсии в музей. | 3 | - | 3 | |
8 | Итого | 34 | 6 | 28 |
Содержание программы кружка.
1 Игра как средство воспитания. История возникновения и развития народной игры. Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
2 Психологическая подготовка младшего школьника в подвижных играх и развитие двигательных способностей. По своему содержанию этот раздел подготовки целиком направлен на воспитание у занимающихся лучших черт характера. Значение боевого духа, крепкой воли, дисциплины, самообладания. Психологическая подготовка могла бы успешно способствовать как формированию морально – волевых и нравственных качеств, так и развитию психических качеств, от которых зависят успех и в физической подготовке. Воспитание этих качеств, происходит в процессе всей учебной и спортивной деятельности. Каждое задание требует от детей определенного волевого усилия, вызывает у них те или иные эмоции. Тренинг на формирование и развитие быстроты движения рук и ног, темп, скорость, ориентирование в пространстве, реагирование на препятствие, перестроение двигательной деятельности, смена ведущих. Практическая работа - подвижные игры, игровые упражнения.
3 Врачебный контроль. Самоконтроль состояния здоровья обучающихся. Понятие о здоровом образе жизни. Оздоровительное значение подвижных игр. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела. Врачебный контроль. Самоконтроль состояния здоровья школьника. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни. Знание и организация самоконтроля в школе и дома. Понятие о субъективных и объективных критериях самоконтроля, подсчет ударов пульса. Воздействие физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно – сосудистую системы организма. Практическая работа - самоконтроль состояния здоровья каждого обучающегося.
4 Правила подвижных игр и соревнований. Правила подвижных игр. Права и обязанности ведущего в игре. Одежда и обувь детей на свежем воздухе и спортивном зале. Основы организации игр. Роль подвижных игр в воспитании нравственных чувств, сознании и дальнейшем проявлении их в общественно полезной и творческой деятельности детей. Игры разных народов и игровые упражнения.
5 Физическая подготовка. Значение физической подготовки для развития физических способностей. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивного мастерства. Оценка уровня физической подготовки. Практическая работа. Общеразвивающие упражнения без предмета и с предметом. Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями и сопротивлением партнера. Специальные легкоатлетические упражнения: бег на короткие дистанции(10-20м); старты с места из различных исходных положений; ускорения на 3-10м; бег на 100-300м; прыжки с места и с разбега в длину и в высоту, через препятствия, через гимнастическую скакалку; метание мячей (малых и набивных) на дальность; бег с преодолением препятствий; эстафетный бег. Специальные гимнастические упражнения: перекаты в группировке; упражнения на координацию движений; упражнения для формирования осанки.
6. Подвижные народные игры. Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Разучивание игр. Проведение игр. Выбор свободного места для игры им. Практическая работа. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты. «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Мышеловка», «Каравай», «Салки». «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Штандер».
7 Контрольные игры, соревнования. Экскурсии. Организация и проведение подвижных игр дома, в школе, группе продлённого дня. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок в игре. Практическая работа. Игры имеют важное значение для корректировки учебного процесса и воспитания морально-волевых качеств. Экскурсии в музей, на выставки, к памятникам истории и культуры.
8 Ожидаемый результат:
1 Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. 2 Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр. 3 Развитие умений работать в коллективе. 4 Формирование у детей уверенности в своих силах. 5 Умение применять игры самостоятельно.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Литература для детей. | ||
1 | М.Ф. Литвинова «Русские народные игры». М., «Просвещение», 1986. | 1 |
2 | И.В. Панкеев «Русские народные игры». М., 1998. | 1 |
Литература для учителя. | ||
1 | Г.П Богданов., О.У Утёнов. «Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом», М., 1993. | 1 |
2 | В.П Богданов. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми. методическое пособие, 1990. | 1 |
3 | Г.А Васильков. В.Г. Васильков. «От игры - к спорту», «Просвещение», 1985. | 1 |
4 | П.А Виноградов « Физическая культура и здоровый образ жизни», М.,1991. | 1 |
5 | М.Ф. Литвинова. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986. | 1 |
6 | И.В. Панкеев. Русские народные игры.- Москва, 1998. | 1 |
7 | С.А. Шмаков. «Нетрадиционные праздники в школе», М.,- «Новая школа», 1997. | 1 |
Материально- техническое оборудование. | ||
1 | Гимнастическая дорожка (маты). | 8 |
2 | Теннисные мячи. | 25 |
3 | Наборы кубиков( по 9 штук в каждом). | 4 |
4 | Гимнастические обручи | 15 |
5 | Мяч – прыгунок. | 5 |
6 | Баскетбольные мячи. | 6 |
7 | Мини – клюшки (хоккейные). | 15 |
8 | Платочков. | 15 |
9 | Гимнастические скакалки. | 15 |
10 | Камешков одного размера (галька). | 30 |
11 | Декоративные удочки. | 2 |
12 | Флажки | 15 |
13 | Набор «Городки»; | 2 |
14 | Гимнастические палки | 15 |
КОЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
Аудито рная | Неауди торная | |||
1 | История возникновения и развития народной игры. Об историческом наследии русского народа и русских народных играх. | 1 | - | 8.09 |
2 | Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры. «Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», | 1 | 15.09 | |
3 | «Серый волк», «Платок», «Пирожок», «Редька». | 1 | 22.09 | |
4 | Общие подвижные символические игры. Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры. Выработка правил. | 1 | - | 29.09 |
5 | Игры для формирования правильной осанки. «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки». | 1 | 6.10 | |
6 | Игры со скакалками. «Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка». | 1 | 13.10 | |
7 | Игры с бегом «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», | 1 | 20.10 | |
8 | « Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок - бегунок». | 1 | 27.10 | |
9 | Игры с прыжками «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», | 1 | 10.11 | |
10 | «Воробушки и кот», «Болото», «Удочка». | 1 | 17.11 | |
11 | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик к верху». | 1 | 24.11 | |
12 | «Лови мяч», «Колодка», «Зевака», «Свечки», | 1 | 1.12 | |
13 | Игры лазанием и перелезанием «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы». | 1 | 8.12 | |
14 | Игры для развития внимания «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки». | 1 | 15.12 | |
15 | Общеразвивающие игры «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Казаки и разбойники». | 1 | 22.12. | |
16 | «Перетягивание каната», «Камешек», «Вытолкни за круг». | 1 | 29.12 | |
17 | Игры с разными предметами «Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки». | 1 | 12.01 | |
18 | Игры с камешками, шариками, палками «Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Колечко», «Рулетка». | 1 | 19.01 | |
19 | Игры в помещении «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», | 1 | 26.01 | |
20 | «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл». | 1 | 2.02 | |
21 | Игры в фанты «Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби». «Самовар». | 1 | 9.02 | |
22 | Игры- шутки «Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха». | 1 | 16.02 | |
23 | Права и обязанности ведущего в игре. Одежда и обувь детей на свежем воздухе и спортивном зале. | 1 | 2.03 | |
24 | Загадки, шарады, каламбуры «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», | 1 | 2.03 | |
25 | «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов». КУ- прыжки через препятствия, гимнастическую скакалку. | 1 | 9.03 | |
26 | Контрольные упражнения: прыжки в длину с места, метание набивного мяча на дальность; бег с преодолением препятствий; | 1 | 6.04 | |
27 | Праздник «Мир народных игр» | 1 | 13.04 | |
28 | Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники», | 1 | 20.04 | |
29 | «Сказочница», Гусиное перо», «Подвижки льда». | 1 | 20.04 | |
30 | Сюжетные игры «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», | 1 | 27.04 | |
31 | «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки». | 1 | 27.04 | |
32 | Объяснение содержания игры. Проведение и правила игры. Выбор свободного места для игры и водящего. | 1 | 4.05 | |
33 | Праздник « Знакомство с играми народов разных стран». | 1 | 11.05 | |
34 | Экскурсия в музей на выставку русской народной одежды и поделок. | 1 | 18.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Русская народная игра во внеурочное время»
Игра во внеурочное время...
народные игры как средство педагогики
данная работа участвовала в Фестивале педагогических идей газеты" первое сентября"...
"Народные игры на уроках физкультуры"
В работе представлены наиболее распространённые национальные игры....
Народная игра - русская лапта в школе
Преподавание лапты в начальной школе...
Проект " Народные игры" как средство воспитания
Проект "Народные игры" содержит описание подготовительной работы, участников. Можно использовать игры, своего региона, игры народов,проживающих в вашей местности....
Народные игры Республики Саха (Якутия) в культурно- спортивной программе «Игры предков»
В данной работе представлен ход организации национальной игры народа Саха "Чыысхай"...
«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...