Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер»
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер» для 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_vneurochka_2015.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №15»
Муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
Утверждаю | |
Директор МАОУ «Лицей №15» | |
__________________________ «___»________________2015г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Мой инструмент – компьютер»
4«А», 4«В» классов
Составитель:
учитель математики и информатики
Чернышева Елена Валерьевна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по информатике «Мой инструмент - компьютер» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO) и проводится в форме «Фабрики идей». На основе авторской программы курса информатики для 5 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Дополнительное образование по информатики «Мой инструмент - компьютер» основной школы является частью организационного продолжения курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Цель программы:
Формирование информационной компетенции и культуры обучающегося, формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки, хранении и передачи информации.
Данная цель достигается решениями следующих задач:
Задачи:
- развивать основные навыки и умения использования компьютерных устройств;
- формировать представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развивать алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развивать умения составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
- формировать знания об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- воспитать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место предмета в учебном плане
Дополнительная образовательная программа по информатике «Мой инструмент - компьютер» рассчитана для обучающихся 10-11 лет сроком на 1 год обучения. Всего 34 ч., по 1 часу в неделю. Занятия проводятся в группе по 10-13 человек.
Для развития устойчивого интереса к учебному процессу в дополнительном образовании по информатике «Мой инструмент - компьютер» используются учебники Босовой Л.Л. (Информатика 5 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний), а также используются презентации, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:
- словесного (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
- наглядного (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практического (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
- проектного.
Планирования результатов освоения курса
Сформулированная цель реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам дополнительного общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные, предметные, метапредметные результаты.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные результаты:
- умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
- умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
- умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Календарно-тематическое планирование
(1час в неделю, 34 часа в год)
№ | Тема | 4А | 4В | ||
План. дата | Факт. дата | План. дата | Факт. дата | ||
Инструктаж по ТБ. Как устроен компьютер. | 07.09 | 07.09 | |||
Ввод информации в память компьютера. Клавиатурный тренажер. | 14.09 | 14.09 | |||
Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Ввод информации в память компьютера. | 21.09 | 21.09 | |||
Основные устройства компьютера. Клавиатурный тренажер. | 28.09 | 28.09 | |||
Устройство компьютера: процессор, память. Клавиатурный тренажер. | 05.10 | 05.10 | |||
Информация. Действия с информацией. | 12.10 | 12.10 | |||
Хранение и носители информации. | 19.10 | 19.10 | |||
Передача информации. | 26.10 | 26.10 | |||
Кодирование информации. | 09.11 | 09.11 | |||
Рабочий стол. Запуск программ. | 16.11 | 16.11 | |||
Главное меню. Диалоговое окно. | 23.11 | 23.11 | |||
Текстовые редакторы. Текстовая информация. | 30.11 | 30.11 | |||
Ввод и редактирование текста. | 07.12 | 07.12 | |||
Работа с фрагментами текста. Форматируем текст. | 14.12 | 14.12 | |||
Таблицы в текстовом редакторе. | 21.12 | 21.12 | |||
Решение задач с помощью таблицы. | |||||
Построение диаграмм. | |||||
Обработка информации. Формы представления информации. | |||||
Поиск информации в Интернете. | |||||
Вставка рисунков и текста в текстовый редактор. | |||||
Обработка числовой информации. Работа с Калькулятором. | |||||
Компьютерная графика. Графические редакторы. | |||||
Проект: «Мой рисунок». | |||||
Векторная и растровая графика. | |||||
Изучаем Paint. Простейшие инструменты. | |||||
Редактирование рисунков в Paint. | |||||
Создание объемных фигур и орнамента в Paint. | |||||
Проект: «Мой рисунок». | |||||
Растровый редактор Gimp. Инструменты. | |||||
Редактирование фотографий. | |||||
Создание презентаций. | |||||
Структура презентаций. Вставка рисунков. | |||||
Создание движущихся объектов. Проект: «Прыгающий мячик». | |||||
Эффекты анимации. Проект: «Восход солнца». | |||||
Итого: 34 часа. |
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Список используемой литературы
- Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Поурочные разработки по информатике: 5 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.
- Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.
Интернет ресурсы.
- http://www.informika.ru/;
- http://www.informika.ru
- http://www.edu.ru
- http://teacher.fio.ru
- http://www.encyclopedia.ru
- http://www.kpolyakov.ru
- http://www.informika.na.by
«Согласовано» «Согласовано»
Председатель МО Зам. директора по УВР
________________ ____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".
Содержание занятий «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Удивительный мир слов".
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной и выразительной речи....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( общеинтеллектуального направления) «Математический калейдоскоп»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления)...
рабочая программа по внеурочной деятельности, Общеинтеллектуальное направление
Содержание данной программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 6 класса. Занятия содержат подборку нестанда...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ЮНЫЙ ЭРУДИТ» 7 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Юный эрудит" 7 класс содержит: пояснительную записку, личностные, метапредметные и предметные результаты освое...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ» 9 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Индивидуальный итоговый проект" 9 класс содержит: пояснительную записку,планируемые результаты освоения курса,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Клуб любителей английского языка.Talking»
Рабочая программа внеурочной деятельности с тематическим планировнием по английскому языку 6 класс...