Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировкепо теме: «Выбор профессии.» 11 класс.
методическая разработка (11 класс) по теме

Конспект урока СБО "Выбор профессии" для учащихся 11 класса коррекционной школы VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное казённое образовательное учреждение для детей -  сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст. Новолеушковской  

Краснодарского края

Методическая разработка урока

по социально – бытовой ориентировке

по теме: «Выбор профессии.»

11 класс.

Учитель Маленькая Л.В.

2011 – 2012 учебный год

Тема: «Выбор профессии.»

Цель: развитие у учащихся способности к профессиональному                             самоопределению, адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

Обучающие: Формировать у учащихся интерес к выбору профессии. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений.

 Формировать адекватную реакцию уч-ся на рекомендации                                                                        педагога по выбору специальностей, соответствующих уровню их индивидуальных возможностей.

Коррекционно-развивающие: формировать и развивать наглядно-образное мышление, речевую активность, диалогическую речь.

Воспитательные: воспитание чувства уважения и гордости к человеку        

любой профессии.          

Оборудование: ноутбук,  мультимедийная  презентация урока, картинки,              

пазлы «Профессии», тесты.

Словарь: профессия, повар, строитель, каменщик, маляр.

Ход урока.

I. Организационный момент.

          а).приветствие учащихся;

          б).настрой учащихся.

- Какая декада проходит у нас в школе?

    ( декада СБО).

- В рамках декады СБО у нас с вами открытый урок, на который к нам пришли гости. Я надеюсь, вы будите внимательны и активны на уроке.

II. Подготовительная работа.

       

  1. Угадай профессию (загадки).

Он с утра в столовой  нашей

Варит суп, компот и кашу.       (картинка, повар)

Он одет в комбинезон,

Ловко красит  рамы он.

Победил он потолок,

Сделать нам ремонт помог.  (картинка, маляр)

Мы работаем бригадой

Нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо,

Чтоб построить новый дом.       (картинка, строитель)

Разгребает снег лопатой,

Подметает двор метлой,

Догадались ли, ребята,

Кто следит за чистотой. (картинка, дворник)

-Назовите одним словом отгадки. (профессии)

Словарная работа:     профессия    

  1. Игра –соревнование «Собери пазл.»

(складывание крупных пазлов «Профессии».)

Педагог сопровождает процесс складывания пазлов стихотворением:

Кто нам делает сапожки,
Ранцы, пуговицы, ложки?
Кто построил дом? И кто
Сшил нам куртки и пальто?

- Кто нам сделал в школе парты,
Напечатал книжки, карты?
Кто кует металл для плуга,
Добывает нефть и уголь?
Отгадали вы сейчас – правильно

ЛЮДИ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ трудятся для нас.

(Учащиеся  называют профессии по собранным пазлам и представляют профессию, чем занимается человек той или иной профессии : сапожник, продавец, швея, плотник, шахтёр, врач, стекольщик)

  1. «Угадай профессию по социальному объекту.»

Педагог – ответы ребят (вывешивание картинок)

  1. Школа  - учитель
  2. Больница – доктор
  3. Парикмахерская - парикмахер
  4. Магазин - продавец
  5. Почта - почтальон

 III. Сообщение темы урока.

Вы уже наверное поняли, что сегодня мы с вами будем говорить о профессиях, а точнее о правильном выборе профессии по окончании школы.

Откройте тетради и запишите тему нашего урока: «Выбор профессии.»

                                                                                                     Слайд№1.

Выбор профессии – жизненно важный вопрос.  От него зависит ваш успех в работе.

Ребята, что же такое, по вашему мнению, профессия? (Ответы детей)

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует  определённой  подготовки, определенного уровня знаний, специальных умений и при этом служит источником дохода.                                                                        (запись определения в тетрадь)    

                                                                                                        Слайд№2.

Профессия –род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий.                                                                   

                                                                    

   IV. Изучение нового материала.

Мы отправимся в интересное путешествие по городу профессий, для того чтобы еще больше узнать о профессиях и том, как сделать правильный выбор и не ошибиться.

Учащийся читает стихотворение:

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай –

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

                                      И людям пользу приносить.

           Трудовая деятельность считается профессиональной, если выполняются, по крайней мере, два условия:

1. Профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков которые подтверждаются специальными документами о проф. образовании.

2. Профессия является своего рода товаром, который человек может продать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом и за который другие люди готовы платить. Иными словами профессиональная деятельность может служить источником дохода.

Первые профессии появились с возникновением на земле городов. Сегодня в мире существует более 40 000 профессий.

                                                                                                           Слайд№3

-Как правильно выбрать профессию?

Ваша задача на этапе выбора заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

-интересна и привлекательна для Вас;

-соответствует Вашим способностям;

-пользуется спросом на рынке труда.

Чтобы сориентироваться в мире профессий, я предлагаю Вам классификацию по предмету труда, т.е. по тому, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности. А предметом труда могут быть: другие люди, техника, информация, природа, художественные произведения.

Поэтому можно выделить пять типов профессий:

1.«Человек – человек»

2. «Человек – техника»

3. «Человек – знаковая система»

4.  «Человек – природа»

5. «Человек – художественный образ»

                                                              (запись в тетрадь)                                                           Беседа по каждому типу профессий.

                                                              Слайд № 4.

Таким образом, выбор профессии и получение её – одно из слагаемых профессионального успеха.

 Человек - природа

Человек- знаковая система

Человек-человек

типы

профессий

Человек – художественный образ

Человек-техника

                                                                                                           

                                                                                                                Слайд№5.

Определите, к какому типу относится данная профессия ( швея)и докажите.

                                                                                                                 Слайд№6.

   - Что влияет на выбор места работы? (высокий заработок, любовь к профессии, престижность и отсутствие выбора).

- Каким рабочим специальностям обучают в нашей школе?

-Какой  специальностью вы овладели на уроках производительного труда?

-Обведите в тетради тот тип профессий, к которой подходит ваша специальность.

- Нравятся ли вам эта специальность, или вы хотите получить другие профессии по окончании школы?

-Кто из вас определился с выбором?

Обведите в тетради тот тип профессий, который вам подходит.

- Какие вы знаете профессии, не требующие высокой квалификации, где вы могли бы работать без профессиональной подготовки?

 (няня в детском садике, в школе, дворники, санитарки, на благоустройстве города- озеленители).

-- Знаете ли вы выпускников, которые благополучно устроились в жизни?

                                                                Физминутка.

 При решении проблемы «Кем быть?» рекомендуется пользоваться следующими правилами:

Правило первое: Познай и изучи себя.

- здоровье;

- интересы и склонности;

- способности, знания и умения.

Правило второе:

Узнай все о профессии:

- предмет, цель и условия труда;

- пути получения профессии;

- медицинские противопоказания;

- требования профессии к личности

(профессионально важные качества);

- актуальность выбранной профессии на

рынке труда и перспективы ее развития.

                                                                                                  Слайд№7.

Знакомство с профессией маляр строительный:

-Содержание труда.

-Профессиональные качества.

- Медицинские противопоказания.

Профессия Маляр строительный

Профессия маляра относится к одной из важнейших отраслей народного хозяйства – строительству.

Малярные работы производятся при окончательной отделке зданий и сооружений перед сдачей их в эксплуатацию. Они включают декоративную отделку фасадов, окраску стен, потолков, перегородок, полов, дверей, окон и других элементов.

Маляр уходит со стройки последним, его работа венчает труд всего коллектива строителей. Он приносит радость людям, вселяющимся в новые квартиры.

Маляр строительный должен обладать следующими качествами:

  1. художественный вкус
  2. терпение
  3. монотоноустойчивость
  4. физическая выносливость
  5. творческое воображение
  1. аккуратность
  2. старательность
  3. сила воли
  4. развитая моторика кисти
  5. практическое мышление.

                          Слайд№8.

Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

«Выбор профессии можно сравнить с решением сложной задачи со многими неизвестными, когда требуется учесть множество факторов.»

                                    Доктор психологических наук, профессор А.А.Головей.

                                                             Условно, эти составляющие факторы можно обозначить как формулу профессий "хочу", "могу", "надо".

"Хочу" - (интересы и склонности).

"Могу" - (способности, состояние здоровья).

"Надо" - (потребности общества в кадрах).

                                                                                                           Слайд№9.

В целом выбор профессии считается оптимальным и будет удачным, если совпадут все три основные факторы, влияющие на выбор профессии:

«хочу», «могу», «надо».

                                                                                                           Слайд№10.

Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно. Давайте посмотрим наиболее типичные ошибки выбора профессии:

  1. следование чужим советам, выбор за компанию;
  2. выбор близлежащего учебного заведения или внешне привлекательной, престижной профессии;
  3. отсутствие существенной информации о профессии или специальности,
  4. незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.

                                                                                                  Слайд№11.

V. Закрепление нового материала.

- О чём говорили на уроке?

- Дайте определение, что такое профессия.

-Назовите 5 типов профессий.

- Определите, к какому типу относится данная профессия………..

-Как правильно выбрать профессию?

VI. Домашнее задание.

Подготовить информацию о выбранной вами профессии.

VII. Итог занятия.

Я верю, вы найдёте достойное  место в жизни, выберите такую работу, которая  будет выполняться вами  с особым старанием и любовью и будет приносить вам радость.

Надеюсь, что мы будем с гордостью о вас вспоминать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Выбор профессии.»

Слайд 2

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки, определенного уровня знаний, специальных умений и при этом служит источником дохода. Профессия – род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий.

Слайд 5

5 типов профессий.

Слайд 7

; - Правило первое: Познай и изучи себя. здоровье; интересы и склонности; - способности, знания и умения. Правило второе: Узнай все о профессии: предмет, цель и условия труда; пути получения профессии; медицинские противопоказания; - требования профессии к личности (профессионально важные качества); - актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.

Слайд 8

Профессия Маляр строительный Профессия маляра относится к одной из важнейших отраслей народного хозяйства – строительству. Малярные работы производятся при окончательной отделке зданий и сооружений перед сдачей их в эксплуатацию. Они включают декоративную отделку фасадов, окраску стен, потолков, перегородок, полов, дверей, окон и других элементов. Маляр уходит со стройки последним, его работа венчает труд всего коллектива строителей. Он приносит радость людям, вселяющимся в новые квартиры. Маляр строительный должен обладать следующими качествами: художественный вкус развитая моторика кисти терпение старательность монотоноустойчивость сила воли физическая выносливость развитая моторика кисти творческое воображение практическое мышление

Слайд 9

«Выбор профессии можно сравнить с решением сложной задачи со многими неизвестными, когда требуется учесть множество факторов.» Доктор психологических наук, профессор А.А.Головей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Виды бандеролей. Порядок их отправления. » 7 класс.

Уроки СБО с специальной (коррекционной) школе 8 вида направлены на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование знани...

Методическая разработка урока по английскому языку по теме "Экология" 6 класс

Подробный конспект урока, проводимого в 6 классе. Цель - обобщение и систематезация знаний по теме....

Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировки 7 кл "Лекарственные растения в домашней аптечке".

Цель: Познакомить с некоторыми лекарственными растениями. Учить готовить настои, отвары.Задачи: - образовательная (информационная): познакомить с лекарственными  растениями, где  применяются...

Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке для пятого класса "Особый ребенок"

Материал будет интересен педагогам, реализующим программы обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями, а также с тяжелыми множественнымит нарушениями развития (тотальное отсутствие речи, умствен...