Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке для пятого класса "Особый ребенок"
методическая разработка (5 класс) на тему
Материал будет интересен педагогам, реализующим программы обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями, а также с тяжелыми множественнымит нарушениями развития (тотальное отсутствие речи, умственная отсталость, тяжелые двигательные нарушения и т.п.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbo_transport.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
интегрированного урока по «Социально-бытовой ориентировке»
для 5 класса «Особый ребенок» по теме:
«Виды транспорта: машина, велосипед, грузовик,
автобус, трактор»
Пояснительная записка
Методическая разработка данного урока будет интересна для учителей школ, реализующей программу обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями, прежде всего, для учителей классов «Особый ребенок». Освоение учащимися с тяжелой умственной отсталостью тем по программе, которые не связаны с их личным опытом крайне затруднено. Поэтому в ходе подготовительной работы собирается материал (фото и видео) с различных экскурсий и мероприятий, на котором запечатлены учащиеся класса в тех, или иных ситуациях взаимодействия с изучаемыми предметами или явлениями (например: поездка на экскурсию в автобусе, доставка еды в корпус интерната на тракторе).
Приведу краткую характеристику класса: все четверо учащихся класса «Особый ребенок» являются воспитанниками ДДИ №4 г.Павловска. В классе две девочки и два мальчика в возрасте от 11 до 14 лет. Учащиеся имеют множественные нарушения как двигательной, так и интеллектуальной сферы. Все дети имеют диагноз тяжелая умственная отсталость.
Обучение проходит по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой (Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2011)
Тема урока: «Виды транспорта: машина, велосипед, грузовик, автобус, трактор»
Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала.
Урок интегрированный. Межпредметные связи: альтернативное чтение.
Цель урока: повторить и закрепить знания учащихся о таких видах транспорта, как: машина, велосипед, грузовик, автобус, трактор.
Задачи:
Образовательные: актуализировать знания учеников о некоторых видах транспорта; обобщить представления учащихся об объектах, относящихся к транспортным средствам; продолжить обучать учащихся применению средств альтернативной коммуникации (пиктограммы, жесты, технические средства)
Коррекционные: коррегировать зрительное и слуховое восприятие, долговременную память; поддерживать возможную амплитуду движений в поясе верхних (упражнения физкультминутки) и нижних конечностей (сопряженные со взрослым действия по имитации кручения педалей велосипеда).
Воспитательные: развивать любознательность учащихся к объектам окружающего мира через актуализацию личного опыта детей; отрабатывать правила поведения в обществе.
Материалы и оборудование к уроку: колокольчик; адаптированный велосипед; игрушечные грузовик и машина, игрушка «звуковой руль»; соки в пакетах; GoTalk с записью приветствия; пиктограммы и рисунки транспортных средств; фланелеграфы; компьютер, проектор; запись звуков транспорта; фото и видеоматериалы, относящиеся к теме урока; фотография ученика, приехавшего в гости.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Индивидуаль-ная работа |
1.Организа-ционный момент | Наш урок начинается. Кто ни будь хочет позвонить? | Ответивший жестом или вокализацией ученик звонит в звонок | При необходимости сопровождение «рука в руке» |
2.Основная часть. Сюрпризный момент: «Приезд гостей». | Чем же мы будем заниматься на уроке? (Стук в дверь) Звучит песня «Кручу, кручу, кручу педали, кручу!» | В класс въезжает ученик на велосипеде, к велосипеду привязан грузовик с соком в пакетах | Сопровождение велосипедиста |
Учитель, сопровождающий ученика на велосипеде: «Здравствуйте!» | Ученики здороваются друг с другом и с взрослыми (жестами и с помощью GoTalk) | При необходимости вербальная поддержка для выполнения задания | |
Учитель, сопровождающий ученика на велосипеде: «Мы вам привезли сок!» «Пока!» - уходят (велосипед остается). | Ученики жестом говорят «Спасибо!» | При необходимости вербальная поддержка для выполнения задания | |
Постановка темы урока. Выделение обобщающего признака всех видов транспорта. | Сок пить еще рано. Сейчас у нас урок. Мы будем с вами говорить про транспорт. Транспорт – это то, на чем ездят (показ большого переносного фланелеграфа с надписью «транспорт» и картинками). У любого транспорта есть колеса. (Показ на картинках и реальных объектах) | Дети наблюдают за действиями учителя | |
Выбор пиктограмм и изображений транспорта. Соотнесение с реальными объектами. | Мы знаем разные виды транспорта. Машина, грузовик, велосипед, автобус, трактор (учитель крепит на другой фланелеграф пиктограммы соответствующих видов транспорта, соотносит с картинками). Посмотрите, на чем приехал Вова? Кто может показать? А кто у нас в классе ездит на велосипеде? (показ фото) А как мы крутим педали у велосипеда? Покажите! На чем привезли сок? Кто может показать? Итак, ребята, мы с вами показали настоящий велосипед и картинку. Игрушку «грузовик» и картинку. | Дети наблюдают за действиями учителя Выказавший желание ученик соотносит фото Вовы и транспортного средства. Алексей Л. должен ответить «Я!» Выполняют движения в рамках сопряженных действий. Выказавший желание ученик (другой) выбирает пиктограмму «грузовик» | При необходимости сопровождение «рука в руке» Лена Т. выполняет самостоятельные движения ногами с небольшой амплитудой. Постановка какому-то другому ученику вопроса: «Правильно ответил ……?» |
Выбор пиктограмм и изображений транспорта. Соотнесение с объектами, изображенными на фото и видео-материалах. | Сейчас мы будем смотреть отрывок из мультфильма. Вы его знаете (отрывок мультфильма «Автомобиль кота Леопольда»). Ребята, на чем ездит кот Леопольд в мультфильме? (стоп-кадр) | Смотрят отрывок из мультфильма Выказавший желание ученик (другой) выбирает пиктограмму «машина» | При необходимости сопровождение «рука в руке» Постановка какому-то другому ученику вопроса: «Правильно ответил ……?» |
Физкультми-нутка | Мы сказали, что у всех видов транспорта есть колеса. А еще у них есть руль. Кто может показать руль на игрушечной машине? Давайте отдохнем и поиграем. Учитель демонстрирует игру с игрушечным рулем. | Ответивший ученик показывает руль на игрушке. Дети по очереди играют. | Индивидуальное сопровождение |
Соотнесение с объектами, изображенными на фото и видео-материалах. | А теперь мы посмотрим фотографии (фото с автобусных экскурсий). Кто на фото? Вы ездили на экскурсию? Вас было много народу, много человек? На чем вы ездили? | Ученик отвечает «Я» жестом или вокализацией. Отвечает «Да!» Выбирает пиктограмму «автобус» | При необходимости проговаривание всех видов транспорта и соотнесение с пиктограммами |
Аудиальное чтение. Соотнесение звука, производимого трактором с его изображением | Ребята, сейчас мы будем слушать звук, который часто слышим (запись звука работающего трактора). Что так шумит? Кто знает? Трактор привозит вам еду каждый день. (Просмотр видеозаписи с трактором) | Слушают Выказавший желание ученик (другой) выбирает пиктограмму «трактор» | При необходимости сопровождение «рука в руке» |
Закрепление обобщающих признаков транспортных средств. | Ребята, мы с вами сегодня повторяли виды транспорта. Помните, у всех видов транспорта есть колеса и руль (Повторный показ на игрушечной машине). | Наблюдают за действиями учителя | |
3.Заключительная часть. Подведение итогов. | Итак, ребята, на транспорте ездят. (Соотнесение с картинками на фланелеграфе). К нам приехал Вова на велосипеде, Леопольд в мультфильме ездил на машине, на экскурсии вы ездите на автобусе, трактор привозит вам еду, а грузовик привез сок! Вы все - молодцы! (Раздача «смайликов») Урок закончился! (Звонок). Будем пить сок. | Дети наблюдают за действиями учителя Ученики показывают жест «Пить!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Виды бандеролей. Порядок их отправления. » 7 класс.
Уроки СБО с специальной (коррекционной) школе 8 вида направлены на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование знани...
Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировкепо теме: «Выбор профессии.» 11 класс.
Конспект урока СБО "Выбор профессии" для учащихся 11 класса коррекционной школы VIII вида....
Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Бюджет семьи. Хозяйство и трудовая атмосфера в семье.» 9 класс
Конспект урока СБО "Бюджет семьи. Хозяйство и трудовая атмосфера в семье." 9 класс...
Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировкепо теме: «Лекарственные растения в домашней аптечке.» 7 класс
Конспект урока по СБО "Лекарственные растения в домашней аптечке" 7 класс...
Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировки 7 кл "Лекарственные растения в домашней аптечке".
Цель: Познакомить с некоторыми лекарственными растениями. Учить готовить настои, отвары.Задачи: - образовательная (информационная): познакомить с лекарственными растениями, где применяются...
Методическая разработка по модулю «Социально-бытовой ориентировки для 6 класса с легкой умственной отсталостью по теме «Питание»
Поурочные планы составлены для 6 класса по программе «Социально-бытовой ориентировки» по теме: «Питание». При изучении темы «Питание» запланированы комбиниров...
Презентация к методической разработке урока по социально-бытовой ориентировке "Закаливание организма""
Презентация на тему "Закаливание организма"...