"Секреты словесного мастерства"
рабочая программа (7 класс)

Бухляева Юлия Александровна

Рабочая программа. Учебный курс в 7 классе "Секреты словесного мастерства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7-sekrety_slovesnogo_masterstva.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ермоловская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

по учебному курсу

«Секреты словесного мастерства»

7 класс

Срок реализации: 1 год

                       

   

 Составила

Бухляева Юлия Александровна,

                                      учитель русского языка и

литературы IКК

                     

Пояснительная записка

           Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

            Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала России.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, также в нём учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Темы занятий учебного курса «Секреты словесного мастерства» подобраны в соответствии с программой по литературе для 7 класса и с учётом возрастных особенностей учащихся и являются дополнением к основному курсу литературы.

Задачи программы:

Обучающие:

-формирование читательского интереса у учащихся и навыков восприятия печатного текста;

-ознакомление с некоторыми литературоведческими терминами.

Развивающие:

-развитие усидчивости, дисциплинированности;

-развитие внимания;

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

-развитие умения находить эмоциональный лейтмотив и основную проблематику сюжета;

-развитие умения следить за развитием сюжета в произведении;

-развитие умения сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и различие авторских позиций;

-развитие умения обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

-развитие умения сопоставлять жизненный материал и сюжет литературного произведения.

Воспитательные:

-приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

-воспитание интереса и уважения к культуре своего и других народов;

-стимуляция роста личности учащихся.

Цели программы:

♦ Развитие и поддержка интереса к чтению.

♦ Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием.

♦ Формирование читательской культуры.

♦ Использование чтения как инструмента познания мира и самопознания.

♦ Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

♦ Постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историей.

♦ Повышение уровня чтения.

Содержание учебного курса

Введение. Знакомство с планом работы, развитие диалогической речи учащихся. Учащихся знакомят с программой курса. Учитель выявляет основные навыки и умения, приобретённые учащимися за предшествующие годы:

-умение рассказать о прочитанном произведении;

-умение пересказать текст;

-умение построить рассказ о писателе;

-умение выстроить рассказ о героях того или иного произведения.

Музыка в литературе. Музыкальные произведения, написанные на сюжеты текстов художественной литературы (на былинные и сказочные сюжеты).

Живопись в литературе. Сопоставление иллюстраций с литературными произведениями.

Анекдоты. Знакомство с новым жанром. Жанр городского фольклора – анекдот, его происхождение, тематика, персонажи, злободневность.

Скрывшие своё имя. Из истории анонимов и псевдонимов. Значение терминов «псевдоним» и «аноним», причины, принуждавшие авторов скрывать свои имена, происхождение псевдонимов, способы их образования.

Моя любимая книга. Выставка рисунков-иллюстраций к любимым литературным произведениям.

Человек в литературе. Роль и место человека в литературе.

Итоговая читательская конференция. Роль книги в жизни современного подростка.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Развитие познавательной активности подростка.

Высокий уровень: у воспитанника присутствует устойчивая познавательная мотивация, креативность мышления, способность к созданию новых идей, ребенок легко увлекается новыми идеями.

Средний уровень: ребенок испытывает потребность получения новых знаний, открытий для себя, новых способов деятельности, для решения поставленных задач необходима помощь, способен придумывать интересные идеи, но не всегда способен их оценить и выполнить.

Низкий уровень: у воспитанника отсутствует креативность мышления, не испытывает радость открытия, отсутствует воображение, нет навыка самостоятельного решения проблем.

  1. Уровень усвоения исторических знаний.

Высокий уровень: воспитанник свободно владеет исторической терминологией, хорошо знает основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса, умеет находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.

Средний уровень: ориентируется в исторических терминах, знает основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, но затрудняется их анализировать.

Низкий уровень: слабо ориентируется в терминах, в назывном порядке знает отдельные факты, процессы и явления, с трудом ориентируется в анализе информации.

  1. Уровень сформированности навыков самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;

Высокий уровень: воспитанник в полной мере владеет навыками самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;

Средний уровень: воспитанник недостаточно владеет всеми навыками самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований. Нуждается в помощи руководителя.

Низкий уровень: воспитанник недостаточно владеет навыками самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований., нуждается в постоянной помощи руководителя.

  1. Уровень воспитанности

Высокий уровень: воспитанник умеет уважать чужую точку зрения, умеет слушать, не задевает интересов других людей, умеет прийти на помощь, проявляет инициативу.

Средний уровень: не всегда проявляет стремление помочь, забота о других часто на словах, не всегда проявляет инициативу, не умеет радоваться чужим успехам, не всегда добросовестно выполняет поручения.

Низкий уровень: не умеет слушать других, бывает, груб, не уважает чужого мнения.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты

-гармонизация гуманных взаимоотношений в системе «человек – природа»;

-повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда.

Метапредметные результаты 

-способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

-готовность к сотрудничеству с соучениками.

В результате изучения курса выпускник должен

знать/понимать:

  • Понимать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним.
  • Владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом.
  • Иметь опыт исследовательской работы.

уметь:

  • Построить устное и письменное сообщение.
  • Общаться с отдельным человеком и аудиторией.
  • Анализировать и сопоставлять факты.
  • Работать с учебной, научно-популярной и художественной литературой.
  • Уметь увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения.
  • Уметь выдвинуть гипотезу и делать обобщения.
  • Уметь систематизировать материал.
  • Уметь планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности).

Показатели освоения курса

Критерии эффективности реализации

- уровень освоения программного материала;

- уровень социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Форма и методы обучения

1

Вводное занятие

1

Лекция

2

Музыка в литературе

1

Лекция.

Урок-беседа

3

Живопись в литературе

1

Урок-беседа

4

Анекдоты: происхождение, тематика, персонажи, злободневность анекдотов.

1

Урок-беседа

5

Скрывшие своё имя: из истории анонимов и псевдонимов.

1

Лекция

6

Моя любимая книга. Иллюстрация к любимой книге.

1

Беседа. Выставка рисунков.

7

Человек в литературе.

1

Урок-викторина

8

Итоговая читательская конференция.

1

Конференция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе "Тайны словесного мастерства"

Содержит программу курса,обоснование целей и задач, а также тематическое планирование...

э/презентация "Секреты педагогического мастерства"

Э/презентация содержит аннотацию на проект "Книги в нашей зизни" Участники проекта учащиеся 9 класса, которые работали по группам, с разной целью: установить количество читающих в школе или в своём кл...

конспект внеклассного занятия "Секреты профессионального мастерства"

Это занятие было проведено мною совместно с психологом Натальей Юрьевной в рамках всероссийской научно-практической конференции "Экология образования: актуальные проблемы"...

Эссе секреты профессионального мастерства. Потапкина М.С. МОУ"СОШ"ЛЦО

Эссе секреты профессионального мастерства. Конкурс учитель года 2014-2015 год.Потапкина М.С....

Элективный курс "Секреты ораторского мастерства" (10 класс)

Элективный курс "Секреты ораторского мастерства" (10 класс)...

Рабочая программа элективного учебного предмета «Секреты ораторского мастерства»

Рабочая программа элективного учебного предмета«Секреты ораторского мастерства»...