Рабочая программа элективного учебного предмета «Секреты ораторского мастерства»
методическая разработка по литературе (10 класс)
Рабочая программа элективного учебного предмета
«Секреты ораторского мастерства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksekrety_oratorskogo_masterstva.doc | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного учебного предмета
«Секреты ораторского мастерства»
(10 класс)
Пояснительная записка
Актуальность. В последнее время нередко слышны сожаления о том, что подрастающее поколение разучилось говорить на чистом, красивом и могучем русском языке. Действительно, до 2017 года школьники сдавали только письменный вариант ЕГЭ по русскому языку. Тестовая форма проверки знаний, безусловно, хороша для выявления пробелов в пунктуации и правописании. Но как быть с остальными областями? Новый устный экзамен призван определить не только то, насколько выпускник усвоил правила грамматики, но и то, как хорошо он умеет выражать свои мысли, складывать слова в предложения и доносить смысл речи до слушателей. Правильная речь крайне важна для построения карьеры в современных отраслях производства. Четкое формулирование задачи перед подчиненными необходимо для любого руководителя, а умение выражать мысли и доносить идеи – для каждого, кто стремится продвинуться по служебной лестнице. Вот почему школьнику важно знать не только правописание, но и выучить основы ораторского искусства. А формировать грамотную устную речь – задача школы.
Содержание учебной программы
- Общие положения.
Программа элективного учебного предмета «Секреты ораторского мастерства» составлена в соответствии с требованиями Концепции федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы к результатам освоения основных образовательных программ по русскому языку, литературе, а также задачами, стоящими перед муниципальным общеобразовательным учреждением «СШ №21» г. Нижневартовска.
Основываясь на выше сказанное, учитывая экономические и социальные особенности города и ХМАО - Югры, в соответствии с задачами целевой программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы», Программой развития МБОУ «СШ № 21» на 2013-2018 годы определен курс на создание условий для доступного качественного образования, обеспечение устойчивого развития в соответствии с целями и задачами, имеющихся условий в школе и социального заказа.
Цель освоения программы курса: приобретение обучающимися навыков публичного выступления, прежде всего, грамотного представления перед аудиторией своих мыслей, что призвано способствовать успешному прохождению ЕГЭ (в устной части), а также будущей адаптации школьников в профессиональном сообществе.
Задачи курса:
- знакомство с основными этапами развития риторики от античности до наших дней, со становлением научной риторики;
- понимание особенностей отражения образа и личности автора в риторическом выступлении, правил построения аргументации;
- выявление принципов составления выступления: изобретения, расположения и исполнения речи;
- понимание соотношения стилей языка и стилей выступления, а также особенностей публичного выступления;
- формирование навыков создания научного выступления и его произнесения перед аудиторией.
- Особенности ступени образования, для которой разработан курс или место дисциплины в структуре образовательной программы
Элективный курс «Секреты ораторского мастерства» относится к дисциплинам вариативной части «гуманитарного» цикла учебного плана подготовки выпускника средней школы. При изучении дисциплины «Секреты ораторского мастерства» школьники используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения русского языка и литературы, которые изучаются с первого класса.
Для более полного освоения дисциплины «Секреты ораторского мастерства» требуется знание основных коммуникативных качеств речи, чёткое представление о понятии «литературный язык» и его отличии от нелитературных форм национального языка, знание основ русской стилистики, навыки грамотной речи, которые приобретаются обучающимися в рамках курса «Культура речи». Освоение данной дисциплины является одним из необходимым условием успешной подготовки выпускников.
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Секреты ораторского мастерства»
Процесс изучения «Секретов ораторского мастерства» направлен на формирование следующих компетенций.
Личностные компетенции (ЛК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ЛК-1);
- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь (ЛК-2);
- готов к кооперации с одноклассниками, работе в коллективе (ОК-3);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ЛК-6);
- умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ЛК-8);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ЛК-9) и т.д.
Предметные компетенции (ПК):
- умеет понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни (ПК1);
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов (ПК2);
- способен аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера (ПК3);
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления (ПК4) и т.д.
Метапредметные компетенции (МК):
- формирование смыслового интерпретирующего чтения;
- умение создавать обобщения по конкретному тематическому направлению, самостоятельно выбирать основания и критерии для аргументации, выстраивать рассуждение, и делать выводы (МК1);
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (МК2);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований (МК3);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с темой выступления для выражения своих чувств, мыслей (МК4) и т.д.
В результате освоения дисциплины «Секреты ораторского мастерства» обучающийся должен: (табл. 2)
Таблица 2
Портрет выпускника
Знать: | Уметь: | Владеть: |
|
|
|
4.Организация учебной деятельности учащихся
4.1.Структура и содержание курса «Секреты ораторского мастерства»
Данный курс предназначен для изучения в профильных (филологических) 10- 11 классах.
Общая трудоемкость курса составляет 1 час в неделю, 35 часов в год, 70 часов всего за два года согласно тематическому модульному планированию (табл. 1)
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | По плану | Фактически | Тема урока | Примечание |
1 | 2.09 5.09 | 2.09 5.09 | Риторика как наука и искусство. | |
2 | 9.09 12.09 | 9.09 12.09 | Функциональные стили речи и жанры красноречия. | |
3 | 16.09 19.09 | 16.09 19.09 | Анализ текстов, относящихся к различным функциональным стилям. | |
4 | 23.09 26.09 | 23.09 26.09 | Определение лингвистических, функциональных и языковых признаков текстов. | |
5 | 30.09 3.10 | 30.09 3.10 | История риторики. Античная риторика. Школа софистов. | |
6 | 7.10 10.10 | 7.10 10.10 | Мысли Платона о риторике. «Риторика» Аристотеля. | |
7 | 14.10 17.10 | 14.10 17.10 | Цицерон о риторическом знании. | |
8 | 21.10 24.10 | 21.10 24.10 | Анализ текстов различных античных авторов. | |
9 | 28.10 31.10 | 28.10 31.10 | Анализ текстов различных античных авторов. | |
10 | 11.11 14.11 | 11.11 14.11 | История русской риторики. | |
11 | 18.11 21.11 | 18.11 21.11 | Риторика в Древней Руси. | |
12 | 25.11 28.11 | 25.11 28.11 | Риторика Ломоносова. | |
13 | 2.12 5.12 | 2.12 5.12 | Русская риторика XIX века: Кошанский, Зеленецкий, Миртов. | |
14 | 9.12 12.12 | 9.12 12.12 | Логический аспект риторики. | |
15 | 16.12 19.12 | 16.12 19.12 | Понятие и тезис высказывания. Правила формулировки тезиса. | |
16 | 23.12 26.12 | 23.12 26.12 | Аргументация. Типы аргументов. | |
17 | 13.01 16.01 | 13.01 16.01 | Общие места (топика). | |
18 | 20.01 23.01 | 20.01 23.01 | Композиция и стиль. | |
19 | 27.01 30.01 | 27.01 30.01 | Анализ принципов построения аргументации в публицистических и научных текстах. | |
20 | 3.02 6.02 | 3.02 6.02 | Формулировка тезиса в соответствии с заданной темой высказывания. | |
21 | 10.02 13.02 | 10.02 13.02 | Риторика как искусство воздействия. Речевая эмоция. | |
22 | 17.02 20.02 | 17.02 20.02 | Анализ текстов и выступлений публицистической тематики с точки зрения способов воздействия. | |
23 | 27.02 | 27.02 | Подготовка публицистического выступления. | |
24 | 2.03 5.03 | 2.03 5.03 | Выбор темы. Выбор языковых средств. Установление контакта с аудиторией. | |
25 | 12.03 | 12.03 | Академическое красноречие. Типы научной коммуникации. | |
26 | 16.03 19.03 | 16.03 19.03 | Анализ научных выступлений. Правила подготовки научного выступления. | |
27 | 23.03 26.03 | 9.04 20.04 | Подготовка презентации на научную тему. | |
28 | 6.04 9.04 | 16.04 27.04 | Композиционное построение выступления. Образ оратора. | |
29 | 13.04 16.04 | 18.05 23.05 | Образ и личность оратора. Пафос. Логос. | |
30 | 20.04 23.04 | 30.04 25.05 | Изобретение, расположение и исполнение речи. | |
31 | 27.04 30.04 | 7.05 27.05 | Культура дискутивно-полемической речи. Спор: понятие и определение. | |
32 | 7.05 | 14.05 28.05 | Условия возникновения спора. Понятие критики. Классификация видов спора. Уловки в споре. | |
33 | 11.05 14.05 | 21.05 | Итоговое обобщение | Вынесено на ВД |
34 | 18.05 22.05 | Анализ политических дебатов | Вынесено на ВД |
Таблица 1
Модульное тематическое планирование элективного учебного предмета
«Секреты ораторского мастерства» (фрагмент)
№ п/п | Раздел курса | Неделя | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям)/ промежуточной аттестации (по полугодию) | |||
Лекции | Прак. зан. | Сам. работа | ВСЕГО | ||||
1. | Модуль 1. Риторика как наука и искусство. Функциональные стили речи и жанры красноречия. | 1-2 | 2 |
| 2 | 4 |
|
2. | Модуль 1. Анализ текстов, относящихся к различным функциональным стилям. Определение лингвистических, функциональных и языковых признаков текстов. | 3-4 |
| 2 | 2 | 4 |
|
3. | Модуль 1. История риторики. Античная риторика. Школа софистов. Мысли Платона о риторике. «Риторика» Аристотеля. Цицерон о риторическом знании. | 5-6 | 2 |
| 2 | 4 |
|
4. | Модуль 1. Анализ текстов различных античных авторов. | 7-8 |
| 2 | 3 | 5 |
|
5. | Модуль 1. История русской риторики. Риторика в древней Руси. Риторика Ломоносова. Русская риторика XIX века: Кошанский, Зеленецкий, Миртов. | 9-10 | 2 |
| 2 | 4 | Защита проекта |
6. | Модуль 2. Логический аспект риторики. Понятие и тезис высказывания. Правила формулировки тезиса. Аргументация. Типы аргументов. Общие места (топика). Композиция и стиль. | 11-12 | 2 |
| 2 | 4 |
|
7. | Модуль 2. Анализ принципов построения аргументации в публицистических и научных текстах. Формулировка тезиса в соответствии с заданной темой высказывания. Интерактивная игра. | 13-14 |
| 2 | 2 | 4 | Коллоквиум |
8. | Модуль 2. Риторика как искусство воздействия. Речевая эмоция. Основные виды риторических фигур. | 15-16 | 2 |
| 2 | 4 |
|
9. | Модуль 2. Анализ текстов и выступлений публицистической тематики с точки зрения способов воздействия. Правила подготовки публицистического выступления. | 17-18 |
| 2 | 2 | 4 |
|
10. | Модуль 2. Подготовка презентации на публицистическую тему. Выбор темы. Выбор языковых средств. Установление контакта с аудиторией. | 19-20 |
| 2 | 3 | 5 | Презентация на публицистическую тему |
11. | Модуль 3. Академическое красноречие. Типы научной коммуникации. | 21-22 | 2 |
| 2 | 4 |
|
12. | Модуль 3. Анализ научных выступлений. Правила подготовки научного выступления. | 23-24 |
| 2 | 2 | 4 |
|
13. | Модуль 3. Подготовка презентации на научную тему. Композиционное построение выступления. Образ оратора. | 25-26 |
| 2 | 4 | 6 | Презентация на научно-популярную тему |
14. | Модуль 4. Образ и личность оратора. Этос. Пафос. Логос. Изобретение, расположение и исполнение речи. | 27-28 | 2 |
| 2 | 4 |
|
15. | Модуль 4. Культура дискутивно-полемической речи. Спор: понятие и определение. Условия возникновения спора. Понятие критики. Классификация видов спора. Уловки в споре. | 29-30 | 2 |
| 2 | 4 |
|
16. | Модуль 4. Анализ политических дебатов. Интерактивная игра, заключающаяся в введении дебатов. | 31-32 |
| 2 | 2 | 4 |
|
17. | Промежуточная аттестация (конец 10 класса) | 33-34 |
| 1 | 3 | 4 | Дифференцированный зачет |
18. | ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ | 35 | Парад творческих проектов «В начале было слово…» |
Комплексная проблематика построения публичного выступления подразумевает обращение к целому ряду актуальных тем, касающихся изучения истории риторики и основных приёмов ораторского искусства. Поскольку за время существования риторики как науки и искусства, насчитывающих более 2000 лет, был накоплен огромный объём теоретических и практических знаний в области построения устной и письменной речи, нам представляется необходимым в рамках курса выбрать приоритетные направления изучения данной дисциплины. Научно-образовательные подходы в этой области тесно связаны с анализом взаимодействия различных культурологических, психологических, лингвистических факторов в рамках развития ораторского искусства, что в целом определяет интегративный междисциплинарный аспект курса ««Секреты ораторского мастерства». При этом основной акцент делается на формирование у учащихся навыков построения публичного выступления, прежде всего научного стиля, а также на построения взаимодействия с аудиторией.
Изучение основ ораторского искусства рассчитано на 1 учебный год и включает отдельные масштабные модули, каждый из которых включает изучение основных тем важнейшей проблематики в теории и практике риторики:
Модуль 1. Риторика и стилистика. История риторики от античности до наших дней;
Модуль 2. Логический и воздействующий аспекты риторики;
Модуль 3. Принципы построения научного выступления;
Модуль 4. Образ оратора. Культура дискутивно–полемической речи.
Изучение основ ораторского искусства предполагает не только прослушивание лекций, но и участие в семинарах по выбранной преподавателем проблематике, включает самостоятельную, внеаудиторную работу учащихся, подготовку письменных работ и презентаций.
4.2.Тематический план курса ««Секреты ораторского мастерства» (фрагмент)
Модуль 1. Риторика и стилистика. История риторики от античности до наших дней.
Тема 1. Риторика как наука и искусство.
Соотношение понятий: язык, речь, текст. Понятие речевой деятельности наряду с другими видами человеческой деятельности. Ораторская речь и функциональные стили литературного языка. Понятие функционального стиля. История формирования стилистической системы русского литературного языка. Официально-деловой, научный, публицистический, художественно-беллетристический стили. Разговорная речь. Соотношение «книжности» и «разговорности» в ораторской речи. Жанры ораторского искусства: академическое, социально-политическое, духовное, судебное, обиходно-бытовое.
Тема 2. История развития риторики.
Классическая риторика: греческая, римская, средневековая. Речевая практика греческой античности. Школа софистов. Мысли Платона о риторике. «Риторика» Аристотеля. Убеждающая и воздействующая коммуникация. Истинность произносимого в ораторской речи. Слово как способ достижения цели. Формулировка цели. Этос. Пафос. Логос. Теория речевых коммуникаций. Риторические воззрения Квинтилиана. Воздействующий аспект риторики. Становление русской риторики. Неориторика (современная риторика) как теория убеждающей коммуникации, особый способ описания, осознанного в форме определённой системы правил. Главная риторическая схема.
Модуль 4. Образ и личность оратора. Культура дискутивно – публицистической речи.
Тема 1. Образ и личность оратора в рамках научной и публицистической презентации.
Образ и личность. Образ докладчика и лектора – схожесть и различие. Этос. Пафос. Логос. Изобретение, расположение и исполнение речи. Знание предмета и учёт своего опыта при создании будущих выступлений. Оратор и аудитория: навыки анализа характера аудитории. Использование аналоговой среды для планирования выступления. Навыки начала и завершения выступления.
Тема 2. Культура дискутивно–полемической речи.
Спор: понятие и определение. Условия возникновения спора. Понятие критики. Классификация видов спора. Спор для разъяснения истины как основной вид научного спора. Спор для убеждения противника. Спор ради победы. Спор ради спора. Спор сосредоточенный и бесформенный; простой и сложный. Спор при слушателях и без слушателей. Спор для слушателей. Спор в Древней Греции и современные споры. Спор как форма организации человеческого общества. Уловки в споре: допустимые и недопустимые.
При изучении тем, входящих в модули 1-4, семинары проводятся в интерактивных формах свободной дискуссии на заданную тему, анализе текстов различных стилей, форме дебатов, презентации. Учебным планом предусмотрено 8 семинаров. Выпускники получают список обсуждаемых на семинаре тем и рекомендованной литературы в начале учебного года. Ниже приводятся темы для подготовки к семинарам.
Модуль 2. Логический и воздействующий аспекты риторики.
Семинар 3. Логический аспект риторики. Анализ логического построения текста и его составляющих: (определение понятийного ядра текста, анализ логических форм изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение), формулировка тезисов, анализ научных и публицистических текстов и выступлений с целью поиска представленных в них тезисов и аргументов и т.д.).
Семинар 4. Анализ риторических произведений публицистической тематики на наличие стилистических фигур – особых зафиксированной стилистикой оборотов речи, применяемых для усиления экспрессивности высказывания: анафоры и эпифоры, эллиптических конструкций, примеров употребления амплификации и оксюморона, примеров употребления парцелляции, параллелизма, градации, инверсии и т.д.)
Семинар 5. Презентация на публицистическую тему.
Модуль 3. Принципы построения научного выступления.
Семинар 6. Анализ научных выступлений. Правила подготовки научного выступления: анализ научного выступления с точки зрения композиционного построения, изучение принципов построения введения к научной работе, формулировка объекта и предмета, цели и задач, актуальности исследования и т.д.)
Семинар 7. Презентация на научно – популярную тему.
Модуль 4. Культура дискутивно – публицистической речи.
Семинар 8. Спор. Полемика. Дискуссия. Дебаты: просмотр записи политических дебатов с целью анализа образа оратора, анализ представленных оратором аргументов и контраргументов, анализ используемых ораторами допустимых и недопустимых уловок в споре, дебаты на публицистическую тему.
5. Учебники и УМК.
В процессе преподавания элективного курса следует использовать учебное пособие по риторике для 11 класса Ладыженской Т. А. (изд.: Ювента, 2002 г., серия: Общеобразовательная программа «Школа 2100», которое продолжает на этапе старшей школы начатый в 1-10 классах курс риторики общения. В 11 классе особое внимание уделяется тем риторическим знаниям и умениям, которые помогут подготовить старшеклассников к успешному общению в жизни, кроме этого данное пособие отвечает требованиям Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (с изм. на 26 января 2016 года).
К данному методическому пособию имеются Методические рекомендации, в которых указаны нравственно-риторические идеи курса, его понятийная часть и формируемые умения, а также распределение часов по темам (разделам учебника). Здесь представлены разработки уроков, в которых формулируются задачи урока, даются необходимые теоретические сведения, приводятся образцы текстов, поясняется методика проведения риторического анализа, приводятся возможные решения риторических задач. Это поможет учителю в разработке своих вариантов урока.
6.Использование современных учебных материалов.
Информационные источники составляют основную массу образовательных ресурсов, необходимых для реализации настоящей программы. К ним относятся:
- цифровые копии произведений искусства (живописи, графики, архитектуры, художественных и научно - популярных фильмов и т.д.) и архивных документов;
- аудиозаписи музыкальных произведений;
- фото и видеозаписи различных исторических событий;
- аудио тексты художественных произведений, научных работ и т.п.;
- карты, чертежи, схемы (в том числе, созданные с помощью специальных инструментов);
- анимации и интерактивные модели и др.
7. Современные образовательные технологии в преподавании элективного курса «Секреты ораторского мастерства».
В современном обществе с превалированием средств массовой информации и коммуникации, информационных технологий происходит расширение коммуникативных возможностей и средств коммуникации. Всё более важную роль в современном мире играют виртуальные средства общения, делающие личное общение и развитие устных речевых навыков необязательными. Для наиболее полного усвоения обучающимися материала курса «Секреты ораторского мастерства», а также для стимулирования их дальнейшей самостоятельной деятельности в приобретении личностных навыков коммуникации в учебном процессе в рамках данного курса предлагаются разнообразные современные образовательные технологии: информационно – коммуникационные, проектные, игровые технологии, модульные, технологии мастерских, кейс – технологии, групповые технологии и т.д.
Активные и интерактивные формы проведения занятий: во время семинарских занятий по курсу работа происходит в формате «круглого стола» на заданную тему. В процессе обсуждения тем семинара ученики также приобретают навыки ведения публичной дискуссии.
Ролевые игры: в рамках изучения тем «Культура дискутивно-полемической речи» и «Аргументация» учащимся предлагается провести дебаты на выбранную ими общественно значимую тему. В рамках данных дебатов аудитория делится на команду сторонников и противников, задача которых - сформулировать аргументы и контраргументы, выстроить тактику аргументации и обосновать собственную точку зрения. Также выбирается судейская команда, в задачи которой входит выработка критериев оценки команд, выбор победителя дебатов и обоснование собственного выбора.
Работа в мини-группах: для работы над темой «Культура дискутивно - полемической речи» учащимся предлагается заранее разбиться на группы 8-12 человек, подготовить вопросы на выбранную тему для своих оппонентов и совместно работать над вопросами, предложенными представителями «конкурирующей» группы. Таким образом, стимулируется умение работать в команде, умение само организовываться, как мини коллектив, вырабатываются навыки формулировки вопросов и ответов, умение слушать оппонентов.
Разбор конкретных ситуаций: в течение семестра семинары проходят в форме докладов-презентаций на публицистическую или научно-популярную тему, по завершении которых в группе происходит разбор не только содержательной стороны доклада, но и формы подачи материала, умения докладчика выступать перед аудиторией, аргументировать свое мнение, поддерживать контакт со слушателями.
Кроме того, в рамках проводимых семинарских занятий учащимся предлагаются видеоматериалы, представляющие собой отрывки из телепередач и кинофильмов, содержащие дебаты. После просмотра видеоматериалов учащимся предлагается обсудить просмотренное не столько с точки зрения содержательной стороны, но и с точки зрения техники ведения дебатов, разбора логических и выразительных средств, используемых ораторами.
8.Использование современных оценочных средств в процессе обучения.
Текущий контроль успеваемости осуществляется на основании оценки работы ученика на семинарских (практических) занятиях.
Вид контроля: коллоквиум (на 7-й неделе); презентация на публицистическую тему (на 10-й неделе) или презентация на научно-популярную тему (на 13-й неделе). Коллоквиум проводится на лекционном или семинарском занятии на контрольной неделе. Оценка на коллоквиуме засчитывается как оценка за первую контрольную неделю. Оценки, полученные обучающимися на коллоквиуме и за презентацию, являются составляющими общей оценки на зачёте. Итоговая оценка является округлённым средним арифметическим данных трёх оценок (коллоквиум, презентация, ответ на вопрос билета).
Критерии оценки: ответы на коллоквиуме оцениваются в зависимости от полноты ответа. Презентация оценивается в зависимости от полноты раскрытия темы, структурированности ответа, формы подачи материала выступающим (поведение, чистота речи, контакт с аудиторией), а также видеоряда, сопровождающего выступление. В зависимости от данных критериев выставляется оценка за презентацию.
Промежуточная аттестация:
- Форма аттестации: дифференцированный зачёт
- Проведение зачёта и оценка: на зачёте ученик должен ответить на вопрос, представленный в билете (список вопросов приведён ниже). Итоговая оценка является округлённым средним арифметическим трёх оценок (коллоквиум, презентация и ответ на вопрос билета).
Итоговый контроль осуществляется в виде проектно - творческой работы (возможна групповая подготовка). Суть творческой работы состоит в том, что индивидуально, либо группа учеников, готовят публичное выступление, ограниченное по времени, на злободневную тему. Творческие работы оцениваются по критериям компетентным жюри (учителями-филологами, историками, психологом и т.д.). Кроме этого, остальные слушатели из числа учеников, сотрудников ОУ также принимают участие в оценивании работ при помощи интерактивного голосования.
Критерии оценки: красноречие, убедительность, грамотность выступления и т.д.
По завершению курса важно подвести итоги освоения курса на основе различных диагностик универсальных учебных действий. Педагогом-психологом, дополнительно к известным психодиагностическим тестам и опросникам (Е. Ильиной, Г. Казанцевой, В. Юркевич Ю.М. Орловой, Филипса), могут быть включены наблюдение, анкетирование родителей и педагогов. Полученные результаты позволят педагогу оценить результативность освоения курса старшеклассниками и в зависимости от полученных результатов, провести методическую, содержательную коррекцию настоящей программы. Результаты диагностики сформированности компетенций, которые описаны выше, вносятся в таблицу.
Диагностика результативности освоения программы
«Секреты ораторского мастерства»
ФИО ученика | Компетенции | |||||||||||
ЛК | ПК | МП | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Заключение
Таким образом, реализация программы элективного курса «Секреты ораторского мастерства» для учащихся 10-11 классов в полном объеме обеспечит не только углубленное изучение риторики учащимися, но и будет способствовать развитию образовательной среды МБОУ «СШ №42» (разнообразные формы организации учебной деятельности, оснащение аудиторий современными техническими средствами образования и т.д.). Кроме этого, в ходе совместной работы учитель-ученик в образовательную деятельность будут привлечены родители и/или законные представители и социальные партнеры (представители библиотек, вузов, музеев, ученые).
Итак, для современных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Таким образом, задачей каждого педагога становится постоянный поиск новых методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, качественное обновление уже известных, ибо в силах каждого учителя проявить свою индивидуальность, активизировать собственный творческий потенциал.
Представляя аттестационное, задание автор гарантирует, что представленная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
«_____» ________ 2019
_____________ _____________________
подпись расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"
Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...
Рабочая программа элективного учебного предмета по биологии «Вы и ваши гены» для 10 – 11 классов. на 2012-2013 уч.год
В соответствии с требованиями Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования разработана данная программа элективного курса «Вы и ваши гены»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 10 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ10 КЛАСС...
Рабочая программа элективного учебного предмета по математике для 10 - 11 класса
Рабочая учебна программа элективного учебного предмета по математике "КУрс - практикум для подготовки к ЕГЭ по математике"...
Рабочая программа элективного учебного предмета по математике "Логические основы математики". 11 класс
Программа элективного учебного предмета «Логические основы математики» адресована учащимся 11 классов МАОУ СОШ №2. Данная программа изучается в течение одного г...
рабочая программа элективного учебного предмета
программа элективного учебного предмета для профильного химико-биологического класса...
Рабочая программа элективного учебного предмета «Секреты хорошей речи»
Основные цели курса:– систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка; – дать общие сведения о ...