Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Формирование культуры здоровья»
учебно-методический материал
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Формирование культуры здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_zdorovya.docx | 43.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП ООО МОБУ Каранская СОШ
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Каранская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» « Согласовано» «Утверждено» Руководитель ШМО Заместитель директора Директор школы
_____ ____________ ______ _______ ______А.Ф.Мансуров
Протокол № ____ ______________ . Приказ от______№_____
от ____________
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Формирование культуры здоровья»
7 класс
срок реализации: 1 год
спортивно-оздоровительное направление
Составлена на основании ООП ООО МОБУ Каранская СОШ МР Буздякский район
РБ от 30.08.2019
Составитель: Хусаинова Л.А,
классный руководитель 7 класса
СОДЕРЖАНИЕ
1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) Тематическое планирование.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности в 7 классе
по спортивно-оздоровительному направлению
Планируемые результаты
Личностные результаты
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• осознавать и распространять информацию о необходимости ведения здорового образа жизни;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• уметь оценивать ситуацию на основе общечеловеческих и российских ценностей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
Познавательные
• умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• формулировать цепочки правил;
• представлять информацию в различных формах: текст, таблица, схема, план, презентация;
• овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
Регулятивные
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• уметь организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели;
• овладение составляющими проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение анализировать и оценивать информацию и результаты собственного труда;
Коммуникативные
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
• умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• умение организовывать самостоятельную деятельность, деятельность в группе и выступать в роли участника, организатора.
Предметные результаты
знать:
• основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
• способы сохранения и укрепление здоровья;
• особенности воздействия двигательной активности на организм человека; • основы рационального питания;
• влияние режима питания на здоровье;
• правила оказания первой помощи;
• и соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
• влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
• значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
уметь:
• составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
• выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
• использовать средства профилактики ОРВИ, клещевого энцефалита;
• определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
• заботиться о своем здоровье;
• оказывать первую медицинскую помощь при отравлении, укусах нас-
медицинскую помощь при отравлении, укусах насекомых, клещей, змей;
• находить выход из стрессовых ситуаций.
Формы и режим занятий:
Программа предназначена для обучающихся 5 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсии, презентация, практические занятия, продуктивные игры, исследовательские проекты, конференции, , составление и разгадывание кроссвордов, «круглые столы»., просмотр тематических видеофильмов, компьютерных презентаций, экскурсии, прогулки на свежем воздухе.
2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Вот мы снова в школе (4 часа).
Здоровье и здоровый образ жизни. Три группы определений слова «здоровье» Что необходимо делать, чтобы сохранить или не разрушить свое здоровье.
Правила личной гигиены. Оптимальное сочетание физического и умственного труда.
Правильное питание. Закаливания и занятия физкультурой. Правильное чередование труда и активного отдыха. Полноценный здоровый сон.
Физическая активность и здоровье. Виды физической активности. Сущность здоровья. Участники Паралимпийских игр.
Как познать себя. Собственная индивидуальность. Я-концепция: реальная и идеальная.
Тема 2. Питание и здоровье (6 часов)
«Природа – источник здоровья». Полноценное питание, солнце, воздух, вода, труд и отдых. Воздушные ванны, аутогенные тренировки на природе, загар.
Питание -необходимое условие для жизни человека. Строение органов пищеварения человека. Разнообразие продуктов питания. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы.
Витамины и минеральные вещества. Полезные продукты. Овощи. Фрукты.
Здоровая пища для всей семьи. Что разрушает здоровье, что укрепляет. «МЫ ЕДИМ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ, А НЕ ЖИВЁМ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЕСТЬ.». Заповеди правильного питания.
Секреты здорового питания. Рацион питания. Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»
Как питались в стародавние времена и питание нашего времени. Игра «Кулинарная эстафета».
Тема 3. Моё здоровье в моих руках (5 часов)
Домашняя аптечка. Комплектование домашней аптечки.
Береги зрение смолоду. Значение зрения. Строение глаза. Причины нарушения зрения. Первая помощь при повреждении глаза. Гигиена зрения. Тренировка зрения.
Сотовый телефон – плюсы и минусы. Контроль. Полезные функции. Безопасность. Повод для общения. Интернет. Ответственность. Ограничения для реального общения. Зависимость. Вред здоровью.
Отдых для здоровья. Активный отдых. Пикник. Отдых на море. Рыбалка. Прогулка в лесу. Активные игры на свежем воздухе.
Творческий проект: «Мы за здоровый образ жизни»
Тема 4. Я в школе и дома (4 часа)
Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим. Творческий проект «Мой выходной день»
Делу время, потехе час. Правильное распределение своего времени. Определение времени без часов.
Мой внешний вид – залог здоровья. Значение слова «неряха». Назначение одежды и обуви. Кто аккуратен, тот людям приятен.
Что такое дружба? Как дружить в школе? Понятие «дружба». Что важно для дружбы. Взаимопонимание. Взаимопомощь.
Тема 5. Чтоб забыть про докторов (6 часов)
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься. История возникновения спорта. Виды спорта.
Почему нужно чистить зубы. Зачем нужны зубы и как они устроены. Что такое кариес. История ухода за зубами. Правила ухода за зубами. Какую пасту лучше использовать.
«Сколько стоит твоё здоровье». Творческий проект
Разговор о правильном питании - Вкусные и полезные вкусности. Творческий проект «Советы Хозяюшки»
«Мы не дружим с сухомяткой». Понятие «сухомятка», её отрицательное воздействие на организм человека. Формула правильного питания.
Лекарственные растения – наши помощники. История применения лекарственных растений. Виды и польза.
Тема 6. Я и моё ближайшее окружение (5 часов)
Вредные привычки и их профилактика. Понятие «вредная привычка». Курение. Позитивные изменения при отказе от курения. Алкоголь. Причины алкоголизма и его последствия. Профилактика подросткового алкоголизма. Наркомания.
Я и опасность. Электрические приборы. Отравление. Аллергия. «Невидимая и неслышимая опасность».
«Мы и улица». ПДД. Правила поведения на железной дороге, в общественных местах.
Мир моих увлечений. Коллекционирование. Настольные игры. Рукоделие. Чтение. Спорт. Компьютерные игры.
Школа и моё настроение. Влияние собственного настроения на окружающих. Как поднять себе настроение.
Тема 7: Вот и стали мы на год взрослей (4 часа)
Опасности летом. Травматизм. Обезвоживание организма. Перегрев. Укусы насекомых. Кишечные инфекции. Опасные растения.
«Не зная броду, не суйся в воду». Водоёмы. Надувные игрушки для плавания.
«Пишем книгу рекордов». Книга рекордов Гиннесса. Как достичь выдающихся успехов.
«Гордо реет флаг здоровья». Творческий проект
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7/8классы/- М. «Просвещение». 2013.
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2012.- 205 с.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2017 г. - / Мастерская учителя.
- Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2015. - 85 с.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2012. – 268 с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 2014. – 120 с.
Интернет — ресурсы
- http://www.metodkabinet.eu/
- http://www.uroki.net/doc.htm
- http://mir-prazdnikov.ru
- http://www.otrok.ru/
- http://www.1september.ru/
- http://www.moyashkola.net/
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
- Компьютер Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
- Принтер лазерный
- Проектор
- Экран (на штативе или навесной) Минимальные размеры 1,5 × 1,5 м
Формы и режим занятий:
Программа предназначена для обучающихся 7 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсии, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки), мини – представления и концерты, викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, составление и разгадывание кроссвордов, «круглые столы», просмотр тематических видеофильмов, компьютерных презентаций, экскурсии, прогулки на свежем воздухе. Выставка поделок из природного материала. Конкурс рисунков.Выпуск санитарного бюллетеня о здоровом образе жизни.
Контроль за уровнем освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Контроль осуществляется в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, участие в фестивале учебных предметных презентаций; либо в форме дифференцированного или недифференцированного зачета (по выбору педагога) в конце изучения каждого тематического раздела. Зачет проводится в виде беседы на заданную тему, групповой работы, игры, письменного тестирования или устного опроса, самостоятельной работы, защиты творческих работ.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Темы курса | Количество часов |
Тема 1. Вот мы снова в школе (4 часа) | ||
1. | Здоровье и здоровый образ жизни | 1 |
2. | Правила личной гигиены | 1 |
3. | Физическая активность и здоровье | 1 |
4. | Как познать себя | 1 |
Тема 2. Питание и здоровье (6 часов) | ||
5. | «Природа – источник здоровья» | 1 |
6. | Питание -необходимое условие для жизни человека | 1 |
7. | Витамины и минеральные вещества | 1 |
8. | Здоровая пища для всей семьи | 1 |
9. | Секреты здорового питания. Рацион питания | 1 |
10. | Как питались в стародавние времена и питание нашего времени | 1 |
Тема 3. Моё здоровье в моих руках (5 часов) | ||
11. | Домашняя аптечка | 1 |
12. | Береги зрение смолоду | 1 |
13. | Сотовый телефон – плюсы и минусы | 1 |
14. | Отдых для здоровья | 1 |
15. | Творческий проект: «Мы за здоровый образ жизни» | 1 |
Тема 4. Я в школе и дома (4 часа) | ||
16. | Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим. Творческий проект «Мой выходной день» | 1 |
17. | Делу время, потехе час. | 1 |
18. | Мой внешний вид – залог здоровья | 1 |
19. | Что такое дружба? Как дружить в школе? | 1 |
Тема 5. Чтоб забыть про докторов (6 часов) | ||
20. | Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься | 1 |
21. | Почему нужно чистить зубы | 1 |
22. | «Сколько стоит твоё здоровье». Творческий проект | 1 |
23. | Разговор о правильном питании - Вкусные и полезные вкусности. Творческий проект «Советы Хозяюшки» | 1 |
24. | «Мы не дружим с сухомяткой» | 1 |
25. | Лекарственные растения – наши помощники | 1 |
Тема 6. Я и моё ближайшее окружение (5 часов) | ||
26. | Вредные привычки и их профилактика | 1 |
27. | Я и опасность. | 1 |
28. | «Мы и улица» | 1 |
29. | Мир моих увлечений | 1 |
30. | Школа и моё настроение | 1 |
Тема 7: Вот и стали мы на год взрослей (4 часа) | ||
31. | Опасности летом | 1 |
32. | «Не зная броду, не суйся в воду» | 1 |
33. | «Пишем книгу рекордов» | 1 |
34. | «Гордо реет флаг здоровья». Творческий проект | 1 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Формирование культуры здоровья»
№ п/п | № занятия | Тема занятия | Дата | Примечание | |
план | фактич. | ||||
Тема 1. Вот мы снова в школе (4 часа) | |||||
1. | 1. | Здоровье и здоровый образ жизни | 03.09 | ||
2. | 2. | Правила личной гигиены | 10.09 | ||
3. | 3. | Физическая активность и здоровье | 17.09 | ||
4. | 4. | Как познать себя | 24.09 | ||
Тема 2. Питание и здоровье (6 часов) | |||||
5. | 1. | «Природа – источник здоровья» | 01.10 | ||
6. | 2. | Питание -необходимое условие для жизни человека | 08.10 | ||
7. | 3. | Витамины и минеральные вещества | 15.10 | ||
8. | 4. | Здоровая пища для всей семьи | 22.10 | ||
9. | 5. | Секреты здорового питания. Рацион питания | 05.11 | ||
10. | 6. | Как питались в стародавние времена и питание нашего времени | 12.11 | ||
Тема 3. Моё здоровье в моих руках (5 часов) | |||||
11. | 1. | Домашняя аптечка | 19.11 | ||
12. | 2. | Береги зрение смолоду | 26.11 | ||
13. | 3. | Сотовый телефон – плюсы и минусы | 03.12 | ||
14. | 4. | Отдых для здоровья | 10.12 | ||
15. | 5. | Творческий проект: «Мы за здоровый образ жизни» | 17.12 | ||
Тема 4. Я в школе и дома (4 часа) | |||||
16. | 1. | Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим. Творческий проект «Мой выходной день» | 24.12 | ||
17. | 2. | Делу время, потехе час. | 14.01 | ||
18. | 3. | Мой внешний вид – залог здоровья | 21.01 | ||
19. | 4. | Что такое дружба? Как дружить в школе? | 28.01 | ||
Тема 5. Чтоб забыть про докторов (7 часов) | |||||
20. | 1. | Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься | 4.02 | ||
21. | 2. | Почему нужно чистить зубы | 11.02 | ||
22. | 3. | «Сколько стоит твоё здоровье». Творческий проект | 18.02 | ||
23. | 4. | Разговор о правильном питании - Вкусные и полезные вкусности. | 25.02 | ||
24 | 5 | Творческий проект «Советы Хозяюшки» | 3.10 | ||
25 | 6 | «Мы не дружим с сухомяткой» | 10.03 | ||
26 | 7 | Лекарственные растения – наши помощники | 17.03 | ||
Тема 6. Я и моё ближайшее окружение (5 часов) | |||||
27 | 1. | Вредные привычки и их профилактика | 31.03 | ||
28 | 2. | Я и опасность. | 7.04 | ||
29 | 3. | «Мы и улица» | 14.04 | ||
30 | 4. | Мир моих увлечений | 21.04 | ||
31 | 5. | Школа и моё настроение | 28.04 | ||
Тема 7: Вот и стали мы на год взрослей (4 часа) | |||||
32. | 1. | Опасности летом | 5.05 | ||
33. | 2. | «Не зная броду, не суйся в воду» | 12.05 | ||
34. | 3. | «Пишем книгу рекордов» | 19.05 | ||
35. | 4. | «Гордо реет флаг здоровья». Творческий проект | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью» разработана на основе Федерального государственного образов...
ПРОГРАММА курсов внеурочной деятельности «Формирование культуры здоровья» (спортивно - оздоровительное направление)
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Формирование культуры здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Энциклопедия здоровья"
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура здоровья" для 10 классов
Данная программа позволяет рассмотреть условия сохранения здоровья. Программа охватывает многие аспекты воспитания здорового образа жизни. Достоверная информация помогает у...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хранитель культуры и добра" для 6 классов
Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире. ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Основы медицины и здорового образа жизни" 7 класс
Программа внеурочной деятельности «Основы медицины и здорового образа жизни» рассчитана на учеников 7-х классов. Она базируется на обя...
Курс внеурочной деятельности "Формирование экологической культуры"
Курс предназначен для учащихся 5 класса. Содержит тематмческое планирование с указанием ЦОР...