Развитие монологической речи посредством речевых логических задач
материал
К семи годам у детей происходит переход от диалогической речи к различным формам монологической.
Монологическая речь – это развернутый вид речи. Она в большей степени, чем диалогическая речь, произвольна: говорящему требуется выразить некоторое содержание. Для этого он должен выбрать адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание. Монологическая речь – это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь «монолог» как целое.
Монолог является сложной организованной системой облечённых в словесную форму мыслей, характеризующийся преднамеренным воздействием на окружающих. Именно поэтому монологу надо учить. Для обучения монологу Вам помогут речевые логические задачи. Решайте их с детьми с пребольшим удовольствием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_logicheskie_zadachi.docx | 717.69 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
К семи годам у детей происходит переход от диалогической речи к различным формам монологической.
Монологическая речь – это развернутый вид речи. Она в большей степени, чем диалогическая речь, произвольна: говорящему требуется выразить некоторое содержание. Для этого он должен выбрать адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание. Монологическая речь – это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь «монолог» как целое.
Монолог является сложной организованной системой облечённых в словесную форму мыслей, характеризующийся преднамеренным воздействием на окружающих. Именно поэтому монологу надо учить. Для обучения монологу Вам помогут речевые логические задачи. Решайте их с детьми с пребольшим удовольствием. Вот некоторые речевые логические задачи.
Шарик упал!
Девочка Наташа положила шарик на кубик и ушла гулять. Кошка толкнула кубик, шарик упал. Наташа пришла, видит - шарик на полу лежит.
- Почему упал шарик?
Почему укатился мячик?
У мальчика Саши было два мячика – один красный, другой синий. Саша положил красный мячик на столик, а синий на кукольную горку. Смотрит – один мячик укатился.
- Угадай, какой укатился?
- Почему?
Что было ночью?
В детском саду утром воспитатель подошёл к окну и сказал: «Дети посмотрите в окно, всё вокруг белое – земля, крыши домов, деревья».
- Как вы думаете, что было ночью?
Снежный колобок
Была зима. Выпал пушистый снег. Дети вышли на улицу и начали лепить из снега комочки. Мальчик Коля слепил снежный колобок и спрятал его в карман пальто. После прогулки, уже после обеда, Коля пошёл в раздевалку и начал искать в пальто снежный колобок. Но его нигде не было. Из кармана капала вода.
- Куда девался снежный колобок?
Рассказ о маленьком Вове
Маленький Вова посмотрел в окно и сказал: «Мама, на улице нет дождя. Можно я пойду гулять?». Мама тоже посмотрела в окно и сказала: «Да, Вова, можно гулять, но на улице очень сильный ветер. Наверное, будет дождь. Надень, сынок, курточку и сапоги».
- Как мама узнала, что на улице сильный ветер?
Экскурсия
С экскурсии ребята пришли с красивыми букетами жёлтых и ярко-красных листьев, с полными корзинами грибов. Их чуть не замочил холодный дождь. «Вот и осень наступила», - сказала Света.
- Как Света догадалась, что осень наступила?
Дождливая погода
Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула, когда увидела дочку: «Ой, какой пошёл сильный дождь!».
- Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идёт сильный дождь?
Почему?
Вчера вечером шёл снег. Он сразу таял на дорожках. Мы гуляли, и под ногами был снег, как каша. А сегодня, когда я шла в детский сад, на улице очень скользко. Все люди идут очень осторожно.
- Почему на улице стало скользко?
- Почему мокрый снег превратился в лёд?
- Что надо сделать, чтобы лёд был нескользкий?»
Что здесь случилось?
Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу обгладывал кору деревьев, а днём спал под своим любимым кустом, на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенёк, под которым спал, а вода всё прибывает. Уж половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухое место, а когда оглянулся, увидел, что пенёк совсем скрылся под водой. Откуда взялось столько воды, подумал заяц. Но так и не догадался.
- Расскажи, что случилось?
Кто, где зимует?
Собрались насекомые на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто как зимует. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть тёплая и удобная щель»; «А я, … » - сказала пчела; «- А мы … » - зажужжали жуки; «А я,…» - зашуршала гусеница; «А я, … » - прошептал муравей.
- Что сказали насекомые? Где они будут зимовать?
О чём рассказал непоседа ёжик?
Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа белка. Собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щёлкам, а если найдёт на земле грибок, сорвёт его и повесит сушить на дерево - зимой это ей очень пригодиться. Целый день работает белка и всё посматривает на соседа - старого ёжа, который к осени ленивым, неповоротливым стал, мало бегает по лесу, мышей не ловит, забирается в сухие листья, да дремлет. «Что ты ёж совсем разленился? – спрашивает белка. - Почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь, зимой есть нечего будет». Рассмеялся ёж и что-то тихо сказал белке. Так тихо, что я не расслышала.
- Что ёж сказал белке?
- Почему засмеялся, услышав её вопрос?
Про девочку Машу
Проснулась утром Маша, посмотрела в окно и видит: вся улица стала белая. Оделись, Маша с Колей, и побежали во двор, а двор тоже белый. «Очень я снег люблю» - сказала Маша. Снег, снег возьму его домой. А Коля сказал: «Что ты, глупая, не бери снег домой, он дома растает. Давай лучше из снега фигуры лепить». «Давай» - говорит Маша - сделаем мартышку, мышку, осла и телёнка, козла и поросёнка. Хорошо». Стали они лепить. Лепили, лепили и вот что налепили; мышку, мартышку, осла и телёнка, козла и поросёнка. На другое утро проснулась Маша и кричит с кровати – «Коля вставай, скорее пойдём наших зверей смотреть». Вышли на улицу и видят: улица не белая, а серая, мокрая, с крыши капает, всюду лужи. Смотрят, где же звери? «Ах, сказала Маша – куда же они делись?» - «А я знаю куда – сказал Коля. – Они проголодались за ночь и стали друг друга есть. Съела мышку мартышка, съел козёл осла, съел поросёнка телёнок, козёл съел мартышку, телёнок съел козла».
- Правильно ли сказал Коля, и куда делись звери?
Первые цветы
На лесных полянках зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, на длинных тонких ножках – голубые шапочки пробиваются из-под снега.
- Знаете ли вы, как называются эти цветы?
Где снежинки?
Леночке понравилась снежинка. Она принесла её домой. «Смотри, мама, какая красивая!» А на рукавичке блестит капелька воды.
- Где же снежинка?
Что бабушка рассказала Саше?
На новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было цветов и травы, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом. Удивился Саша побежал скорее в лес, где он собирал ягоды и грибы, и слушал, как поют птицы, но в лесу было тихо, не слышно было птиц, не видно зверей. Тогда побежал Саша на речку, чтобы посмотреть, как прыгают лягушки и купаются утята. Но он не нашёл речки, потому что кругом была только белая поляна, да снег. Очень удивился Саша, стал спрашивать бабушку: «Куда девались цветы, трава, ягоды? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка? Где все рыбы и лягушки?». Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать.
- Что же она рассказала внуку?
Зимние братья
Расскажу вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же неодинаковые. Второй – средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрепит под ногами снег. Он разрисовывает разными узорами окна. Торопятся прохожие, боятся его проказ - он может обморозить щёки, уши, нос. Когда приходит первый брат, стоит ясная погода, на небе ни облака, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днём начинает пригревать солнышко. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата: мелькает, кружится, снежинки пушистые, будто одуванчики.
- Угадайте что это за зимние братья?
- Как их зовут?
- Расскажите о первом, самом старшем брате.
Книги зимы
Белым ровным снегом покрыл снег всю землю. Лесные поляны теперь, как гладкие, чистые страницы какой-то огромной книги. Днём идёт снег, кончится - страницы чистые. Утром придёшь - белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых.
- Как вы думаете, что это за книга?
- Что по этой книге можно прочитать?
Кто обедал в птичьей столовой?
В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички (мы много видим их в городе), крошки съели, а рябину не тронули. Кто это? Во вторник прилетели птички с жёлтыми грудками, тоже рябину не тронули, но сало и семечки склевали. Кто это?
В среду и четверг прилетели небольшие птички с красными грудками и белой полоской на тёмно-синих крыльях. Они сидели, нахохлившись, и клевали ягоды рябины. Кто это?
А в пятницу в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело-чёрные, с пушистыми хохолками на голове. Кто это?
- Как называются птицы, которые обедали в птичьей столовой, одним словом?
- Почему они так называются?
Удивительные капельки
На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листике и цветке они увидели крупные, прозрачные, как бусинки, капельки воды. Они блестели, переливались на солнышке. «Что это такое?» - удивились ребята и побежали спрашивать у Елены Ивановны.
- А ты знаешь, что это такое?
- Как называются эти капельки воды?
- В какое время дня бывают они?
- Останутся ли они на траве и цветах целый день?
Что случилось на прогулке?
«В понедельник мы поедем в лес» - сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло, стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелёными листочками. Вдруг дети заметили на невысокой ёлочке гнездо. Можно было рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая с тонким клювиком и в рыжей шапочке. Эта птичка называется славка. Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела.
- Почему птичка не улетела?
- Почему забеспокоилась, закричала, когда дети близко подошли к гнезду?
Книжка про осень
Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой – деревья стояли с жёлтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце и деревья казались золотыми. Весёлая была картина. На второй была картина, где листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шёл дождь. Грустная картина. А на третьей картине почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружится и медленно падает на землю первый снег. «Как называется первая картина?» - спросил Саша маму. «Осень»- прочитала мама. «А эта?» - показал Саша на вторую картину. «Осень» - опять сказала мама. «А эта?» - спросил Саша про третью картину. «Осень» - опять прочла мама.
- Почему про осень в книжке нарисовано три картины?
- Как различить их по порядку: что раньше, что потом?
Волшебные льдинки
Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки. Было раннее утро. Солнце только поднялось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло льдинки. До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светило. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется. Вдруг ему за воротник кап-кап, поднял он голову - нет сосулек. Только капельки воды с крыши капают. Удивился он, куда это сосульки подевались. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.
- Расскажи, что это за капельки?
- Откуда они появились?
- Куда сосульки делись?
- Увидит ли лесник сосульки вечером?
Летом
Погода стоит тёплая, но большой жары нет. В садах цветут сирень, жасмин, акация. В лесу зацвела рябина. В воздухе вьётся тополиный пух. Нарядны луга, лесные поляны. Всё наряднее, крупнее, разноцветнее букеты лесных цветов: здесь и колокольчики, и ромашки, и васильки. В лесу цветёт земляника, но ягод ещё нет. Из птичьих гнёзд вылетают птенцы - учатся летать.
- В каком месяце лета это бывает?
Разноцветные кораблики
Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: жёлтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывёт. Много ещё прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замёрзнет. Расскажи, что это за кораблики, и в какое время года они появляются.
Для кого Виталик оставил рябинку?
Виталик с мамой гуляли по лесу. Виталик увидел куст рябины, усыпанный ягодами, и позвал маму. Вместе они набрали полную корзину ягод. «Мама, а зачем ты на ветках оставила ягоды? Если все собрать, будет полная корзина!». «Не надо собирать в лесу все грибы и ягоды, надо оставлять немного», — сказала мама и объяснила, почему.
- О чём рассказала мама сыну?
Что ищет медведь?
Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверюшек пугает и что-то всё ищет, ищет…
- Что ищет медведь?
Что за зверёк?
Этого зверька не поймёшь. То спит, то бегает. Проснётся, потянется, пощёлкает орешков, полакомится сушёными ягодками — и снова в клубочек свернётся. Темно, тепло. И нет для него разницы — день или ночь.
- Что за зверёк такой?
Что за зверёк?
Вот что-то белое на полянку выкатилось: уши длинные, глаза раскосые, в стороны смотрят. Скок-поскок и с глаз долой под кусток. Ишь как вздрогнул! Не бойся — это от мороза ветка треснула. Нет, убегает… да ещё и следы путает!
- Что за зверёк такой?
Почему убегают оленята?
Когда снег начал таять, у оленей появились маленькие оленята. Оказывается, сначала они совсем слабенькие, бессильные и всё время дрожат. Особенно тревожно видеть, как у них дрожат ноги, кажется, вот-вот сломаются, и малыши упадут на снег. Когда оленята совсем маленькие были, они давали себя погладить по лбу. А теперь только подойдёшь к ним — убегают.
- Почему убегают оленята?
Что здесь произошло?
Однажды в конце апреля лесорубы заметили гнездо с притаившейся в нём кедровкой. Они окружили гнездо, гладили птице перья, угощали её колбасой и орешками — кедровка даже не шелохнулась. А вскоре у вырубки летали уже шесть кедровок. Все пёстрые, все крикливые.
- Что здесь произошло?
Пассажиры
Белка, Заяц и Ёж едут в отдельных вагонах. Белка едет не в первом и не в последнем вагоне. Заяц – не в последнем вагоне. Кто в каком вагоне едет?
Художницы
Оля, Лена и Маша решили рисовать. Одна девочка рисовала карандашами, вторая – красками, третья – фломастерами. Кто чем рисовал, если известно, что Оля фломастерами не рисовала? Одна Машина подруга рисовала фломастерами, а вторая – красками.
Пешеходы
Вова и Юра стояли у регулируемого пешеходного перехода. Как только для пешеходов загорелся зелёный сигнал светофора, Вова и Юра услышали звуковой сигнал приближающейся машины с включённым маячком.
- Кто из ребят верно решил поступить в данной ситуации?
Где ночуют птицы?
Многие думают, что гнездо служит птице жилищем. Но когда кто-то говорит, что маленькая или большая птица укрылась от непогоды в своём гнезде, знайте, что это неверно. После выведения птенцов самка покидает гнездо и больше не возвращается в него. Птицы не имеют дома.
- Где же они ночуют?
Чем питается чайка?
Словно на сторожевой вышке, стоят чайки на камне, высматривают добычу. Жёлтый клюв, ослепительной белизны грудь. Только спина и крылья светло-серые. Зоркие глаза сразу замечают, чем можно поживиться.
- Чем питаются чайки?
Кто он, этот человек?
Шёл по тайге человек. Набрёл на ручей. Присел около него, внимательно воду разглядывает, пробует на вкус. Очень его заинтересовало: почему это у воды такой рыжий цвет? Мы с тобой пройдём — ну, ручей и ручей, что в нём особенного? А этому человеку ручей о многом расскажет. Если вода серая — значит, тут плодородная земля, чернозём. А если жёлтая — то внизу глина. А вот если вода ржавая, рыжего цвета, — то под землёй могут быть залежи железа.
- Кто он, этот человек?
С пожеланиями плодотворной работы учитель-логопед Павлова Т.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст как средство развития монологической речи учащихся с русским(неродным)языком обучения
Научить ребенка писать сочинение-сложнейшая задача учителя русского языка, а научить ребенка с родным (нерусским) языком свободно и связно говорить на русском языке , тем более живущего в дали, ...
Развитие монологической речи учащихся по английскому языку в режиме профильной школы
Перспективные направления интенсификации обучения монологической речи учащихся с учетом актуальности данной проблемы....
Развитие монологической речи слабослышащих учащихся
В данной статье рассматриваются особенности монологической речи слабослышащих учащихся(школа II вида) и приемы работы для её формирования на уроках по развитию речи...
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Представлены игры и творческие задания для составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством использования игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной у дошкольников с общим недоразвитием речи
Предлагаются игры и творческие задания для развития связной речи у дошкольньников с общим недоразвитием речи...
«Система коммуникативных заданий для развития монологической речи обучающихся 6 класса (на примере типа речи описания) в соответствии с КИМами»
Хочу представить коллегам систему заданий, которая поможет подготовить к написанию сжатого изложения и сочинения, а особенно - к устному собеседованию выпускников основной школы....
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ...