Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи
методическая разработка по теме

Костылева Полина Александровна

Представлены игры и творческие задания для составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению игр и творческих заданий по составлению рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Название игры, цель            Содержание и методические рекомендации

«О ком? О чем?». Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно- следственные связи, обозначенные в тексте. Логопед  читает  небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:

  1. О каком объекте идет речь?
  2. Какими признаками наделен объект?
  3. Какие действия он совершал?
  4. Какой вывод делает автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса логопеда.

«Доскажи словечко». Учить детей подбирать рифмующиеся слова. Логопед  читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети.

Игровой мотив: у логопеда то появляется, то пропадает голос.

Вариант игры: логопед  читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму

«Склад-несклад». Учить детей подбирать рифму к заданному слову. Водящий загадывает слово, а играющие  придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала).

Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом.

Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.

«Чистоговорки». Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию. Логопед  задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним.

Например: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща.

Игровой мотив: соревнование в быстроте правильности  произнесения звукосочетаний.

«Сочини дальше» Учить детей подбирать рифму к заданному слову, правильно произносить автоматизируемые звуки. Логопед  дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

Например: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».

Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы».

Например: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень».

Усложнение: логопед  раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.

«Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. Логопед  произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Игровой мотив: исправления ошибок логопеда.

«Сочиним стишок и его запишем» Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами. Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами.

Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.

С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т.д.

«Дразнилка» Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.        Логопед  предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.).

Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

«Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи с учётом ФГОС».

В работе раскрыты основные принцыпы и формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в ДОУ в условиях ФГОС....

Особенности связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и методические рекомендации

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, в подходах к р...

Рассказ-описание как вид связной речи и его особенности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Аннотация. Проблема трудности овладения дошкольниками с общим недоразвитием речи  навыка связного высказывания характеризуется недоразвитием таких компонентов речи, как: грамматический, лексическ...