Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи
методическая разработка по теме
Представлены игры и творческие задания для составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по проведению игр и творческих заданий по составлению рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Название игры, цель Содержание и методические рекомендации
«О ком? О чем?». Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно- следственные связи, обозначенные в тексте. Логопед читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:
- О каком объекте идет речь?
- Какими признаками наделен объект?
- Какие действия он совершал?
- Какой вывод делает автор?
Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса логопеда.
«Доскажи словечко». Учить детей подбирать рифмующиеся слова. Логопед читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети.
Игровой мотив: у логопеда то появляется, то пропадает голос.
Вариант игры: логопед читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму
«Склад-несклад». Учить детей подбирать рифму к заданному слову. Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала).
Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом.
Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.
«Чистоговорки». Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию. Логопед задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним.
Например: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща.
Игровой мотив: соревнование в быстроте правильности произнесения звукосочетаний.
«Сочини дальше» Учить детей подбирать рифму к заданному слову, правильно произносить автоматизируемые звуки. Логопед дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.
Например: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».
Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы».
Например: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень».
Усложнение: логопед раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.
«Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. Логопед произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.
Игровой мотив: исправления ошибок логопеда.
«Сочиним стишок и его запишем» Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами. Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами.
Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.
С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т.д.
«Дразнилка» Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов. Логопед предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.).
Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством использования игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной у дошкольников с общим недоразвитием речи
Предлагаются игры и творческие задания для развития связной речи у дошкольньников с общим недоразвитием речи...
«Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи с учётом ФГОС».
В работе раскрыты основные принцыпы и формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в ДОУ в условиях ФГОС....
Особенности связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и методические рекомендации
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, в подходах к р...
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Логокоррекционная работа с детьми с ОНР...
Рассказ-описание как вид связной речи и его особенности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Аннотация. Проблема трудности овладения дошкольниками с общим недоразвитием речи навыка связного высказывания характеризуется недоразвитием таких компонентов речи, как: грамматический, лексическ...