Рабочая программа внеурочной деятельности Шахматы 5 КЛАСС
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности Шахматы 5 КЛАСС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_shahmaty_5_klass.doc | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Шахматы»
5 А, Б, В, Г классы
4 год обучения
2020-2021 учебный год
Составитель: Рудь Николай Валентинович, учитель физической культуры
Нижневартовск, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы» – 4 год обучения, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся 5 А,Б,В,Г классов МБОУ «СШ № 21» .
Реализация курса внеурочной деятельности «Шахматы» – это обучение школьников игре в шахматы начиная с раннего детства. Современная школа динамична, она предъявляет обучающемуся массу серьезных требований. Произвольным должно быть не только поведение, но и умственная деятельность обучающегося - его внимание, память, мышление.
Ученику необходимо умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решение поставленной задачи. Также нужно овладеть системой понятия, а для этого требуется развитие логического мышления.
Известно, что наибольшие трудности в школе испытывают ученики, которые проявляют интеллектуальную пассивность, неумение и нежелание думать, решать задачи, имеющие небольшой объём знаний. На помощь здесь может прийти широкое введение шахмат в сетку школьных занятий. Ведь игровая деятельность детей влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у обучающихся развивается произвольные внимание и произвольная память. Игра в шахматы учит ребят становиться на точку зрения других людей, учитывать их будущее поведение. Говоря о шахматах в школе, мы подразумеваем не стольку игру как таковую, сколько рационально построенный процесс обучения шахматным азам (в формах, доступных для детей каждой возрастной группы) Обучение игре в шахматы не сама цель. А использование шахмат как средство обучения позволит наиболее полно реализовать педагогический потенциал, заложенный в древней игре.
Как никогда актуальность обусловлено тем, что знание и умение, необходимые для организации учебной игры в шахматы в будущем станут основой для реализации в основной и средней школы. Учебная игра в шахматы при изучении курса имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности обучающихся.
Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность,субьективность,приесмтвенность,результативность,партнерство,творчество и успех.
Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» создана с учетом опыта преподавание шахмат в школе и опирается на ряд авторских наработок. В их числе: широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски. Шахматные игры являются частью патриотического, эстетического, умственного и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение шахматной игре, создаются эмоционально положительная основа для развития волевых качеств, внимания, мышления
Цель курса внеурочной деятельности «Шахматы» — создание благоприятных условий для успешного освоения школьниками основ шахматной игры, развития у учащихся интеллектуальных способностей, внимания, память, мышление. Стремление к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха, приобщение к занятиям шахматами, использование их в свободное время на основе формирования интересов к шахматной игре.
Результаты курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Шахматы» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление умственного и психического здоровья, формирование культуры здоровья обучающихся, способствующей познавательному и эмоциональному развитию. Особенностью курса является углублённое обучение базовым комбинационным действиям, включая тактику шахматной партии. Обучающиеся получают представления о шахматной игре взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов пополняются представления о шахматной игре, соревнованиях, турнирах правилах техники безопасности. Освоение учениками программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение учениками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
- Личностные результаты
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
2. Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре, в коллективе, в команде;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3.Предметные результаты
- знать шахматные термины;
- знать названия шахматных фигур;
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
- определять последовательность событий;
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
- конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по чертежу, по заданной схеме, проводить элементарные комбинации.
Содержание курса внеурочной деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Из истории возникновения соревнований по шахматам системы проведения шахматных соревнований. | Познавательная беседа | Просмотр диафильмов «Второй шаг в мир шахмат». |
Матование одинокого короля разными фигурами (повторение). | Учебная игра | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, выполнение творческого задания. |
Тактические комбинации и приемы: « СВЯЗКА», « СКВОЗНОЙ УДАР», « ДВОЙНОЙ УДАР», « ЛОВЛЯ ФИГУРЫ» (повторение). | Учебная игра | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений. |
Тактические комбинации и приемы: «ДВОЙНОЙ ШАХ», «ОТКРЫТЫЙ ШАХ» (повторение). | Учебная игра | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений. |
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Учебная игра | Решение учениками шахматных заданий. |
Тактический прием «ЗАВЛЕЧЕНИЕ» . | Учебная игра | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений. |
Тактический прием «ОТВЛЕЧЕНИЕ». | Познавательная беседа | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений. |
Тактический прием « УНИЧТОЖЕНИЕ ЗАЩИТЫ». | Учебная игра | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений. |
Тактический прием: «СПЕРТЫЙ МАТ». | Учебная игра | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений. |
Сочетание тактических приемов. | Учебная игра | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений. |
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Учебная игра | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений. |
Борьба за инициативу. | Познавательная беседа | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений. |
Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля. | Учебная игра | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений. |
Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля. | Учебная игра | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений. |
Шахматный турнир. | Учебная игра | Соревновательная деятельность практическая игра с партнером. |
Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план. | Учебная игра | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений. |
Основы пешечного Эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата. | Учебная игра | Рассказ учителя и объяснение темы на примере шахматных заданий выполнение этих заданий вместе с учениками. |
Основы пешечного Эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом». | Учебная игра | Рассказ учителя и объяснение темы на примере шахматных заданий выполнение этих заданий вместе с учениками. |
Основы пешечного Эндшпиля: оппозиция и ключевые поля. | Учебная игра | Рассказ учителя и объяснение темы на примере шахматных заданий выполнение этих заданий вместе с учениками. |
Основы пешечного Эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой. | Учебная игра | Рассказ учителя и объяснение темы на примере шахматных заданий выполнение этих заданий вместе с учениками. |
Основы пешечного Эндшпиля: король против пешек, правила блуждающего квадрата. | Учебная игра | Рассказ учителя и объяснение темы на примере шахматных заданий выполнение этих заданий вместе с учениками. |
Теоретические позиции пешечного Эндшпиля: ферзь против пешки. | Учебная игра | Рассказ учителя пояснение на шахматных заданиях выполнение вместе с учениками шахматных заданий. |
Сыграй как чемпион мира. Партия В.Крамник - Д.Садвакасов. | Учебная игра | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений. |
Сыграй как чемпион мира. Партия В.Ананд – М. Карлсен. | Учебная игра | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений. |
Шахматный турнир. | Учебная игра | Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, соревновательная деятельность, игра с партнером. |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата по факту | Тема учебного занятия | Количество часов |
ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ШАХМАТАМ. СИСТЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ШАХМАТНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ. | 1 | ||
МАТОВАНИЕ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ РАЗНЫМИ ФИГУРАМИ ( ПОВТОРЕНИЕ). | 1 | ||
ТАКТИЧЕСКИЕ КОМБИНАЦИИ И ПРИЕМЫ: « СВЯЗКА», « СКВОЗНОЙ УДАР», « ДВОЙНОЙ УДАР», « ЛОВЛЯ ФИГУРЫ» (ПОВТОРЕНИЕ). | 1 | ||
ТАКТИЧЕСКИЕ КОМБИНАЦИИ И ПРИЕМЫ: «ДВОЙНОЙ ШАХ», «ОТКРЫТЫЙ ШАХ» (ПОВТОРЕНИЕ). | 1 | ||
КОНКУРС РЕШЕНИЯ ПОЗИЦИЙ: КАК БЫ ВЫ СЫГРАЛИ? | 1 | ||
ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ЗАВЛЕЧЕНИЕ». | 1 | ||
ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ОТВЛЕЧЕНИЕ». | 1 | ||
ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ « УНИЧТОЖЕНИЕ ЗАЩИТЫ». | 1 | ||
ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ: «СПЕРТЫЙ МАТ». | 1 | ||
СОЧЕТАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ. | 1 | ||
КОНКУРС РЕШЕНИЯ ПОЗИЦИЙ: КАК БЫ ВЫ СЫГРАЛИ? | 1 | ||
БОРЬБА ЗА ИНИЦИАТИВУ. | 1 | ||
ОСНОВЫ ДЕБЮТА: АТАКА НА НЕРОКИРОВАВШЕГОСЯ КОРОЛЯ. | 1 | ||
ОСНОВЫ ДЕБЮТА: АТАКА НА РОКИРОВАВШЕГОСЯ КОРОЛЯ. | 1 | ||
КОНКУРС РЕШЕНИЙ ПОЗИЦИЙ: КАК БЫ ВЫ СЫГРАЛИ?. | 1 | ||
ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР | 1 | ||
ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР. | 1 | ||
ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР. | 1 | ||
ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР. | 1 | ||
ОСНОВЫ АНАЛИЗА ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ: ВЫБЕРИ ХОД И НАЙДИ ПЛАН. | 1 | ||
ОСНОВЫ ПЕШЕЧНОГО ЭНДШПИЛЯ: ПРОХОДНАЯ ПЕШКА, ПРАВИЛО КВАДРАТА. | 1 | ||
ОСНОВЫ ПЕШЕЧНОГО ЭНДШПИЛЯ: КРАЙНЯЯ ПЕШКА, «ОТТАЛКИВАНИЕ ПЛЕЧОМ» | 1 | ||
ОСНОВЫ ПЕШЕЧНОГО ЭНДШПИЛЯ: ОППОЗИЦИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛЯ. | 1 | ||
ОСНОВЫ ПЕШЕЧНОГО ЭНДШПИЛЯ: КОРОЛЬ С ПЕШКОЙ ПРОТИВ КОРОЛЯ С ПЕШКОЙ. | 1 | ||
ОСНОВЫ ПЕШЕЧНОГО ЭНДШПИЛЯ: КОРОЛЬ ПРОТИВ ПЕШЕК, ПРАВИЛА БЛУЖДАЮЩЕГО КВАДРАТА. | 1 | ||
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ПЕШЕЧНОГО ЭНДШПИЛЯ: ФЕРЗЬ ПРОТИВ ПЕШКИ. | 1 | ||
КОНКУРС РЕШЕНИЯ ПОЗИЦИЙ: КАК БЫ ВЫ СЫГРАЛИ?. | 1 | ||
СЫГРАЙ КАК ЧЕМПИОН МИРА. ПАРТИЯ В.КРАМНИК - Д.САДВАКАСОВ. | 1 | ||
СЫГРАЙ КАК ЧЕМПИОН МИРА. ПАРТИЯ В.АНАНД – М. КАРЛСЕН. | 1 | ||
ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР. | 1 | ||
ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР. | 1 | ||
ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР. | 1 | ||
ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР. | 1 | ||
ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР. | 1 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"
Рабочая программа» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 6 класса
Рабочая прогамма внеурочной деятельности "Шахматы"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 5-8 классов
Рабочая программа "Шахматы" может быть использованна учителями для организации внеурочной деятельности в 5-8 классах....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» Направление: общеинтеллектуальное направление
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"
Модифицированная программа внеурочной деятельности "Шахматы". Предназначена для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов...