Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 5-8 классов
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа  "Шахматы" может быть использованна учителями для организации внеурочной деятельности в 5-8 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shahmaty_5-8_klassy.docx90.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____        /

Протокол №____        от

«02» августа 2018г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СШ № 14»

_____          /                          

«02» августа        2018 г.

«Утверждено»

Руководитель МБОУ «СШ №14» /_______/ Полякова В.А.

Приказ №        _____ от

«30»  августа 2018г.

                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Шахматы» для  5-8 классов

Автор – составитель:

Кузнецов Александр Борисович

Рассмотрено на заседании педагогического  совета                                               протокол № ______        

от «03»  августа   2018г.                                                                      

Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики курса.

2. Общая характеристика учебного курса.

3. Описание места курса в учебном плане.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса 4.

«Шахматы».

5. Содержание курса.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной 6.

деятельности.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

8. Планируемые результаты изучения курса.

1.Пояснительная записка.

      Рабочая программа по предмету «Шахматы» является приложением к Основной образовательной программе ООО МБОУ «СШ №14» на 2018-2019 год, составлена на основе следующих нормативных документов.

  1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений во ФГОС ООО…».)
  2. Положение о рабочей программе педагога (утверждена приказом директора от 29.08.2014 № 703, с изменениями)

Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 29.12.2014 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Программа «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.

Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Рабочая программа учебного предмета учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучающиеся с ОВЗ -это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть слабослышащие, слабовидящие, с нарушениями речи, нарушениями опорнодвигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом - психологом организуют работу по индивидуальным планам.

Специалисты сопровождения отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ, текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, показатели функционального состояния их здоровья.

Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции)
  •  Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе внеурочной деятельности, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта.

Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

2.Общая характеристика курса.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что данный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам этого возраста. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний.

Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.

Программа интегрирована с ежегодным графиком республиканских и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические и практические знания на турнире, а также выявить недостатки в подготовке.

Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), компьютерных шахмат, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям Лицея. 

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

  • Практическая игра.
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  • Участие в турнирах и соревнованиях.

Предметные компетенции обучающихся:

1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

· Участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам;

· В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

· В проведении педагогом инструктажей;

· В применении индивидуальных форм работы;

· В корректировке игры;

· В рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

· Педагогическое наблюдение;

· Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.

2. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

· Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

· Изучении специализированной литературы;

· Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

Компетентностный подход выражен:

· В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

· В проведении бесед;

· В применении индивидуальных и групповых форм работы.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

· Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;

·    Определение уровня эрудиции обучаемых.

3. Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года обучения (172 часов). На реализацию курса отводится 1 час в неделю (5 класс – 35 часа в год, 6 класс – 35часа в год, 7 класс – 35 часа в год, 8 класс – 35 часа в год). В каждом классе занятия проводятся 1 раз в неделю. В каждом классе продолжительность занятия 40 минут. Режим занятий обусловлен нормативно-правовой общеобразовательной базой.

Весь учебный материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Изучение программного материала для каждого класса рассчитано на один год. В каждом классе решаются соответствующие задачи.

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты курса «Шахматы».

Личностные результаты освоения программы курса

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
  • бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,
  •  соотнесение целей с возможностями
  • определение временных рамок определение шагов решения задачи
  •  видение итогового результата
  •  распределение функций между участниками группы
  •  планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение задавать вопросы
  • умение получать помощь
  • умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами
  • умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)
  • способность принять другую точку зрения, отличную от своей;
  • способность работать в команде;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога.

Предметные результаты освоения программы курса

  • Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.
  • Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
  • Сформировать умение ставить мат с разных позиций.
  • Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.
  • Сформировать умение записывать шахматную партию.
  • Сформировать умение проводить комбинации.
  • Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

                               Тематическое планирование   5 класс (35часа)

No

п/п

Тема  раздела,

кол

-

во часов

Содержание

Характеристика основных

видов деятельности

Планируемые

результаты

1

Шахматные

Дебюты  (11

часов)

Дебют. План в дебюте.

Дебютные принципы.

Гамбиты. Выбор дебютного

репертуара. Основные виды

дебютов. Разыгрывание фигур.

Определять

главное   и

существенное  на  основе

развивающих  заданий  и

упражнений,     путем

логических   задач

и

проведения  дидактических

игр.

Выделять

закономерности.

Ориентироваться

в   своей

системе  знаний:  отличать

новое  от  уже  известного  с

помощью учителя.

Определять        и

формулировать

цель

деятельности

с  помощью

учителя.

Проговаривать

последовател

ьность действий.

Высказывать. Выявлять

закономерности  и

проводить аналогии.

своё

предположение (версию)

Работать

по  предложенному

учителем плану.

Перерабатывать

полученную

информацию:  сравнивать  и

группировать     такие

шахматные  объекты,  как

ходы шахматных фигур.

Анализировать

ситуацию,

устанавливать   причинно

-

следственные связи.

Называть

предметы  по

описанию.

Знать

названия  шахматных

фигур:  ладья,  слон,  ферзь,

конь, пешка, король, правила

хода  и  взятия  каждой

фигурой;

Демонстрировать

целенаправленное     и

осмысленное наблюдение.

уметь       проводить

элементарные комбинации;

Планировать

нападение  на

фигуры     противника,

организовать  защиту  своих фигур;

Ориентироваться

на

шахматной   доске,   в

шахматной нотации;

Определять

последовательность событий;

Выявлять

закономерности  и

проводить диагонали.

Закончив

пятый год

обучения

учащийся

должен знать:

·            правила

игры в

шахматы;

·            права и

обязанности

игрока;

·            иметь

представление

о истории и

происхождении

шахмат;

·            

основные

понятия о

тактике и

стратегии.

Должен уметь:

·            

применять

указанные

знания на

практике;

·            

концентрирова

ть внимание,

ценить время;

·            играть

в шахматы с

удовольствием.

2

Шахматные

партии(4 часа)

Мобилизация сил. Борьба за

центр. Центры открытые,

закрытые, фиксированные.

Расположение пешек. Пешки

изолированные, сдвоенные,

отсталые и висячие.

Карлсбаденская структура.

Пешечный перевес.

Взаимодействие сил. Пять

типов взаимодействия фигур.

Пять фактор

ов, определяющих

ценность фигур. Борьба за

пешки и поля. Как

активизировать собственные

фигуры. Практическое

управление по основам

стратегии.

3

Классификация

дебютов   (2

часа)

Принципы развития дебюта.

Основные цели дебюта.

Главное

быстрое развитие

фигур и борьба за центр.

Классификация дебютов.

Дебют, с которого нередко

делается мат.

Преждевременный выход

ферзем. Тренировочные

партии.

4

Виды защиты

(9 часов)

О шахматных планах. Как

создается план игры. Оценка

позиции. Тактические удары и

комбинации. Завлечение и

отвлечение. Перегрузка фигур.

Промежуточный ход. Захват

пункта.

5

Атака

с разных

полей (9 часов)

Атака  на  короля.  Слабый

пункт   при   рокировках.

Контратака.   Практические

занятия.  Разбор  специально

подобранных позиций. Анализ

партий лучших шахматистов.

5. Содержание курса.

Пятый год обучения.

Блок 1.

1. Организационный момент. Знакомство.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2. Повторение материала изученного за год.

Этика поведения шахматиста во время игры.

3. Разбор дебютов.

Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.

4. Три правила дебюта.

Различные системы проведения шахматных турниров.

Особенности шахматной борьбы. Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.

5. Нападение и защита. Размен.

Сравнительная ценность фигур. Размен. Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества.

6. «Силовые» методы в шахматах.

Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.

7. Активность – важнейший принцип игры шахмат.

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход и несколько ходов. Двойной, вскрытый шах.

8. Основные цели дебюта.

Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.

Блок 2.

9. Как разыгрывать дебют.

Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка.

10. Дебютные ловушки.

11. Расположение пешек и пешечные слабости.

12. Три стадии шахматной партии.

13. Стратегические цели.

Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные.

14. Быстрое развитие фигур.

15. Направленная борьба за центр.

16. Классификация дебютов.

Блок 3.

17. Дебют четырёх коней.

18. Шотланская партия.

19. Защита Каро-Канн.

20. Ферзевой гамбит.

Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цунгванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.

21.

22. Учебные партии с 1 по 11.

23. Развитие фигур.

Проведение занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных

24. Владение открытыми линиями.

Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.

25. Слабые и сильные поля.

26. Ослабление позиции короля.

Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

27. Контрольные упражнения.

Блок 4.

28. Как не надо и как надо атаковать короля.

29. Атака на слабый пункт f7 f2.

30. Атака на не рокированного короля.

Решение задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.

31. Не рокируй под атаку.

32. Атака при односторонних рокировках.

33. Расположение пешек после рокировки.

34. Фигурная атака.

Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. Сеансы одновременной игры.

35. Атака по слабым полям.

Закончив пятый год обучения учащийся должен знать:

· правила игры в шахматы;

· права и обязанности игрока;

· иметь представление о истории и происхождении шахмат;

· основные понятия о тактике и стратегии.

Должен уметь:

· применять указанные знания на практике;

· концентрировать внимание, ценить время;

· играть в шахматы с удовольствием.

                              Тематическое планирование 6 класс  (35 час)

No

п/п

Тема  раздела,

кол

-

во часов

Содержание

Характеристика основных

видов деятельности

Планируемые

результаты

1

Основные

позиции

(8 часов)

Тактические удары и комбинации.

Нападение на фигуру созданием

удара. Нападение на фигуру

устрашением защищающего

удара. Защита фигуры. Вилка.

Обмен. Подставка. Контрудар.

Связи фигур. Двойной удар.

Сквозное нападение (рентген).

Перекрытие. Сочетание приемов

нападения. Угроза мата в один

ход. Создание угрозы мата. О

противодействии угрозы мата.

Полезные и опрометчивые шаги.

Тренировочные партии.

Обозначение

шахматных  фигур

и терминов. Запись

начального

положения.

Краткая

и  полная

шахматная нотация.   Запись

шахматной партии.

Игровая  практика

(с     записью

шахматной  партии

или   фрагмента

шахматной

партии).

Достижение

материального

перевеса.

Дидактические

игры  и  задания»

Выигрыш

материала»

(выигрыш  ладьи,

слона,    коня).

Игровая  практика.

Дидактические

игры

и  задания

«Защита»

(уничтожение

атакующей

фигуры,  уход  из

-

под  боя).

Ферзь  и

король   против

короля.

Дидактические

игры  и  задания

«Шах  или  мат»,

«Мат  или  пат»,

«Мат в один ход»,

«На    крайнюю

линию»,  «В  угол»,

«Ограниченный

король»,  «Мат  в

два хода».

Требовани

я к

знаниям и умениям 6

года обучения

Закончив шестой год

обучения учащиеся

должны знать:

·     Историю

мировых и русских

(советских) шахмат,

имена чемпионов

мира;

·     Правила

разыгрывания

основных дебютов и

окончаний;

·     Основы тактики

и стратегии шахмат;

·     Порядок

проведения и

организацию

шахматных

соревнований

(турниров)

·     Правила этикета

при игре в шахматы

и их выполнение.

Закончив шестой год

обучения учащиеся

должны уметь:

·     Уверенно

применять

тактические приемы

и сочетать их в своей

игре;

·     Строить и

реализовывать свои

стратегические

планы;

·     Осознавать свои

ошибки и видеть

ошибки соперников

2

        Развитие

фигур(6 часа)

Что такое стратегия и

стратегический план.

Мобилизация сил. Борьба за

центр. Центры открытые,

закрытые, фиксированные.

Расположение пешек. Пешки

изолированные, сдвоенные,

отсталые и висячие.

Карлсбаденская структура.

Пешечный перевес.

Взаимодействие сил. П

ять типов

взаимодействия фигур. Пять

факторов, определяющих

ценность фигур. Борьба за пешки

и поля. Как активизировать

собственные фигуры.

Практическое управление по

основам стратегии.

3

Гамбиты

(4

часа)

Из чего состоит шахматная

партия: начало (дебют),

середина

(миттельшпиль), окончание

(эндшпиль). Десять правил для

начинающих в дебюте. Записи

партии. Различные виды

преимущества. Силовые методы

борьбы. Оценка позиции.

4

Перезагрузка

фигур

(9 часов)

Тактические удары и комбинации.

Нападение  на  фигуру

созданием

удара.  Нападение  на  фигуру

устрашением    защищающего

удара.  Защита  фигуры.  Вилка.

Обмен.  Подставка.  Контрудар.

Связи фигур. Двойной удар

5

Атака

с разных

полей (8 часов)

Атака  на  короля.  Слабый  пункт

при  рокировках.  Контратака.

Практические

занятия.  Разбор

специально подобранных позиций.

Анализ    партий    лучших

шахматистов.

Шестой год обучения. (35 часа)

Блок 1.

1. Повторение пройденного материала изученного за год.

2. Игровая практика (нач. игры)

3. Три правила дебюта.

4. Основные цели дебюта.

Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур.

5. Слабые и сильные поля.

6. «Силовые» методы в шахматах.

7. Ослабление позиции короля.

8. Нападение и защита. Размен.

Блок 2.

9. Жертва, угроза.

10. Форсированный вариант.

11. Оценка позиции.

12. Быстрое развитие фигур.

13. Развитие фигур-основ новый принцип в дебюте.

14. Пешечные слабости.

Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур.

15. Развитие фигур и борьба за центр в дебюте.

16. Классификация дебютов.

Блок 3.

17. Ферзевой гамбит.

18. Преимущество в развитии.

Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

19. Владение открытыми линиями.

20. Ослабление позиции короля.

21. Преимущество в пространстве.

22. Двойной удар.

23. Открытое нападение.

24. Связка.

25. Завлечение.

Блок 4.

26. Отвлечение.

27. Уничтожение защиты.

28. Освобождение пространства(поля или линии)

29. Блокирование поля(или нескольких полей)

30. Перегрузка фигур.

31. Разрушение пешечного прикрытия.

Требования к знаниям и умениям 6 года обучения.

Закончив шестой год обучения учащиеся должны знать:

· Историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;

· Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;

· Основы тактики и стратегии шахмат;

· Порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров) · Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.

Закончив шестой год обучения учащиеся должны уметь:

· Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре;

· Строить и реализовывать свои стратегические планы;

· Осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперников

                             Тематическое планирование       7 класс (35часов )

No

п/п

Тема  раздела,

кол

-

во часов

Содержание

Характеристика основных

видов деятельности

Планируемые

результаты

1

Развитие фигур

(

11

часов

        Двойной удар. Сквозное

нападение (рентген). Перекрытие.

Сочетание приемов нападения.

Угроза мата в один ход. Создание

угрозы мата. О противодействии

угрозы мата. Полезные и

опрометчивые шаги.

Тренировочные партии.

        Шахматная

нотация.

Обозначение

горизонта

лей,

вертикалей, полей.

Обозначение

шахматных фигур

и терминов. Запись

начального

положения.

Краткая и полная

шахматная

нотация. Запись

шахматной партии.

Ценность

шахматных фигур.

Пример матования

одинокого короля.

Решение учебных

положений на мат в

два хо

да без

жертвы материала

и с жертвой

материала (из

учебника второго

года обучения).

Выявление причин

поражения в них

одной из сторон.

Дидактическое

задание “Мат в 1

ход” (на втором

либо третьем ходу

партии).

Дидактические

задания “Поймай

ладью”, “Поймай

ферзя”.

акончив

седьмой

год обучения

учащиеся должны

знать:

·     Историю

мировых и русских

(советских) шахмат,

имена чемпионов

мира;

·     Правила

разыгрывания

основных дебютов и

окончаний;

·     Основы тактики

и стратегии шахмат;

·     Порядок

про

ведения и

организацию

шахматных

соревнований

(турниров)

·     Правила этикета

при игре в шахматы

и их выполнение.

Закончив седьмой

год обучения

учащиеся должны

уметь:

·     Уверенно

применять

тактические приемы

и сочетать их в своей

игре;

·     Строи

ть и

реализовывать свои

стратегические

планы;

·     знать и уметь

пользоваться

позиционными

преимуществами.

2

Виды  партий(5

часа)

        Что такое стратегия и

стратегический план.

Мобилизация сил. Борьба за

центр. Центры открытые,

закрытые, фиксированные.

Расположение пешек. Пешки

изолированные, сдвоенные,

отсталые и висячие.

Карлсбаденская структура.

Пешечный перевес.

Взаимодействие сил. П

ять типов

взаимодействия фигур. Пять

факторов, определяющих

ценность фигур. Борьба за пешки

и поля. Как активизировать

собственные фигуры.

Практическое управление по

основам стратегии.

3

Борьба   за

центр (2 часа)

Из чего состоит шахматная

партия:

начало (дебют), середина

(миттельшпиль), окончание

(эндшпиль). Десять правил для

начинающих в дебюте. Записи

партии. Различные виды

преимущества. Силовые методы

борьбы. Оценка позиции.

4

Виды   защит

короля

(9 часов)

Тактические удары и комбинации.

Нападе

ние  на  фигуру  созданием

удара.  Нападение  на  фигуру

устрашением    защищающего

удара.  Защита  фигуры.  Вилка.

Обмен.  Подставка.  Контрудар.

Связи фигур. Двойной удар

5

Ослабление

позиции   (8

часов)

Атака  на  короля.  Слабый  пункт

при  рокировках.  Контратака.

Практические  занятия.  Разбор

специально подобранных позиций.

Анализ    партий    лучших

шахматистов.

Седьмой год обучения (34 часа).

Блок 1.

1. Повторение пройденного материала изученного за год.

2. Игровая практика (начало игры).

3. Сравнительная ценность шахматных фигур.

4. Основные цели дебюта.

5. Классификация дебютов.

Шахматная литература. Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии.

Словарь шахматной композиции

6. Развитие фигур и борьба за центр.

7. Активность важнейший принцип игры шахмат.

8. Как разыгрывать дебют. Основные цели.

Блок 2.

9. Расположение пешек.

10. Пешечные слабости.

11. Классификация дебютов.

12. Развитие фигур.

О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение.

13. Борьба за центр в дебютах.

14. Защита двух коней.

15. Шотланская партия.

16. Ирланская партия.

Блок 3.

17. Французкая защита.

18. Защита Каро-Канн.

19. Сицилианская защита.

20. Ферзевый гамбит.

21. Защита Немцовича.

22. Дебют четырех коней.

Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.

23. Защита двух коней.

24. Разбор учебных партий.

25. Материальное преимущество.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

26. Позиционное преимущество.

Блок 4.

27. Преимущество в пространстве.

28. Владение открытыми линиями.

29. Слабые и сильные поля.

30. Ослабление позиции короля.

31. Как малыми силами удержать превосходство силы противника.

32. Чья пешка первая проходит в ферзи.

33. Пешечный прорыв.

34. Переход в выигрышные пешечные окончания. Найденный путь.

Требования к знаниям и умениям 6 года обучения

Закончив седьмой год обучения учащиеся должны знать:

· Историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;

· Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;

· Основы тактики и стратегии шахмат;

· Порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров)

· Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.

Закончив седьмой год обучения учащиеся должны уметь:

· Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре;

· Строить и реализовывать свои стратегические планы;

· знать и уметь пользоваться позиционными преимуществами

                        Тематическое планирование       8 класс(35 часов)

No

п/п

Тема  раздела,

кол

-

во часов

Содержание

Характеристика основных

видов деятельности

Планируемые

результаты

1

Построение

стратегических

планов

(11 часов)

Двойной удар. Сквозное

нападение (рентген). Перекрытие.

Сочетание приемов нападения.

Угроза мата в один ход. Создание

угрозы мата. О противодействии

угрозы мата. Полезные и

опрометчивые шаги.

Тренировочные партии.

        Шахматная

нотация.

Обозначение

горизонталей,

вертикалей, полей.

Обозначение

шахматных фигур

и терминов. Запись

начального

положения.

Краткая и полная

шахматная

нотация. Запись

шахматной партии.

Ценность

шахматных фигур.

Пример матования

одинокого короля.

Решение учебных

положений на мат в

два хода без

жертвы материала

и с жертвой

материала (из

учебника второго

года обучения).

Выявление причин

поражения в них

одной из сторон.

Дидактическое

задание “Мат в 1

ход” (на втором

либо третьем ходу

партии).

Дидактические

задания

“Поймай

ладью”, “Поймай

ферзя”.

Закончив

седьмой

год обучения

учащиеся должны

знать:

·     Историю

мировых и русских

(советских) шахмат,

имена чемпионов

мира;

·     Правила

разыгрывания

основных дебютов и

окончаний;

·     Основы тактики

и стратегии шахмат;

·     Порядок

проведения и

организацию

шахматных

соревнований

(турниров)

·     Правила этикета

при игре в шахматы

и их выполнение.

Закончив седьмой

год обучения

учащиеся должны

уметь:

·     Уверенно

применять

тактические приемы

и сочетать их в

своей

игре;

·     Строить и

реализовывать свои

стратегические

планы;

·     знать и уметь

пользоваться

позиционными

преимуществами.

2

Король  против

пешек.(5 часа)

Что такое стратегия и

стратегический план.

Мобилизация сил. Борьба за

центр. Центры открытые,

закрытые, фиксированные.

Расположение пешек. Пешки

изолированные, сдвоенные,

отсталые и висячие.

Карлсбаденская структура.

Пешечный перевес.

Взаимодействие сил. П

ять типов

взаимодействия фигур. Пять

факторов, определяющих

ценность фигур. Борьба за пешки

и поля. Как активизировать

собственные фигуры.

Практическое управление по

основам стратегии.

3

Активный

король (2 часа)

Из чего состоит шахматная

партия:

начало (дебют), середина

(миттельшпиль), окончание

(эндшпиль). Десять правил для

начинающих в дебюте. Записи

партии. Различные виды

преимущества. Силовые методы

борьбы. Оценка позиции.

4

Окончания

партий

(9 часов)

Тактические удары и комбинации.

Нападение  на  фигуру  созданием

удара.  Нападение  на  фигуру

устрашением    защищающего

удара.  Защита  фигуры.  Вилка.

Обмен.  Подставка.  Контрудар.

Связи фигур. Двойной удар

5

Комбинации

эндшпиля  (8

часов)

Атака  на  короля.  Слабый  пункт

при  рокировках.  Контратака

.

Практические  занятия.  Разбор

специально подобранных позиций.

Анализ    партий    лучших

шахматистов.

Восьмой год обучения (34 часа).

Блок 1.

1. Организационный момент. Знакомство.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2. Повторение материала изученного за год.

Этика поведения шахматиста во время игры.

3. Оценка позиции.

4. Реализация преимущества.

5. Построение стратегических планов.

6. Реализация преимущества в окончании.

7. Особенности фигур.

8. Плохие слоны и слабость поля.

Блок 2.

9. Слабые и сильные поля.

10. Куре шахматных окончаний.

11. Правило квадрата.

Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

12. Когда королю мешает собственная пешка.

13. Король и пешка против короля.

14. Оппозиция, как оттолкнуть «плечом» короля противника.

15. «золотое» правило оппозиции.

16. Запасные ходы для овладения оппозицией.

Блок 3.

17. Лишняя пешка-никогда не лишняя.

Активный пароль. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур. Позиционная ничья. Практические занятия.

18. Активный король – как лишняя фигура.

19. Отдаленная проходная пешка.

20. Как малыми силами удержать превосходящие силы противника.

21. Фигуры против пешки. Ферзь, ладья, слон, конь.

22. Ладейные окончания.

23. Коневые окончания.

24. Слоновые окончания.

Обозначение места фигуры на доске. Масса упражнений для тренировки. Запись позиции.

25. Слон против коня.

26. Преимущество двух слонов в эндшпиле.

Блок 4.

27. Ферзевые окончания.

28. Борьба фигур без пешек.

29. Лишнее качество при пешках.

30. 20 правил игры в эндшпиле.

31. Тактические удары и комбинации.

32. Атака на короля.

33. Атака при разносторонних рокировках.

34. Контратака в центре.

Требования к знаниям и умениям 8 года обучения.

Закончив восьмой год обучения учащиеся должны знать:

· Историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;

· Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;

· Основы тактики и стратегии шахмат;

· Порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров)

· Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.

Закончив восьмой год обучения учащиеся должны уметь:

· Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре;

· Строить и реализовывать свои стратегические планы;

· Ставить слоновые маты.

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. М.: ФиС, 1965.
  2. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. М.: ФиС, 1980.
  3. Гришин В.Г., Ильин Е.И. Шахматная азбука. М.: ФиС, 1972.
  4. Ильин Е. В стране шахматных королей. М.: «Малыш», 1985.
  5. Майзелис И. Шахматы. М.: Детгиз, 1960.
  6. Никитин А.П., Фрадкин А.М. Книга начинающего шахматиста. Красноярск, 1983.
  7. Панов В. Курс дебютов. М.: ФиС, 1961.
  8. Панов В. Шахматы для начинающих. М.: ФиС, 1955.
  9. Сухин И.Г. Шахматы, первый год. М.: Просвещение, 1996.
  10. Сухин И.Г. Шахматы, второй год. М.: Просвещение, 1996.

Сказки и рассказы для детей о шахматах

  1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
  2. Гришин В., Осипов Н. В гостях у короля.
  3. Ильин Е. В стране деревянных Королей. М.: Малыш, 1982

Материально-техническое обеспечение

  • шахматные доски с набором шахматных фигур
  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
  • шахматные часы
  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации
  • интерактивная доска компьютер учителя

7. Планируемые результаты изучения курса

В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально-одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • Текущий:

- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»

действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
  • Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем:

- внутренняя система оценки на основе сформированности целеполагания, развития контроля, самооценки

- внешняя система оценки на основе результативности участия в турнирах, викторинах; беседы с родителями.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Результаты образовательной деятельности:

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чемпион" во 2 классах

Мы часто незнаем, чем занять наших детей на прогулке или во время динамической паузы. В своей программе я предлагаю игры в которые дети играют с удовольствием. Игры которые помогут решить как оздорови...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...

рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс

программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» 7 класс

Программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллект...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хозяюшка", для 6 класса

В программе представлены занятия по изготовлению акссессуаров, шкатулок из открыток и цветов из ниток....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса

Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...