РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» Направление: общеинтеллектуальное направление
рабочая программа

Мехова Ирина Анатольевна

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Шахматы» для внеурочной деятельности младших школьников А.А. Тимофеев. (сборник  программ          внеурочной   деятельности: 1–4 классы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_shahmaty.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«ШАХМАТЫ»

Направление: общеинтеллектуальное направление

                                     Возраст учащихся:9-10 лет

                                     Срок реализации:1 год ( 34 часа)

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Шахматы» для внеурочной деятельности младших школьников А.А. Тимофеев. (сборник  программ         внеурочной         деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. — 168 с.)

Содержание программы разбито на четыре  модуля по 33ч и 34ч, из которых можно скомпоновать курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение четырёх лет с периодичностью один раз в неделю.

Планируемые результаты освоения предмета

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих    результатов:

Личностные результаты

1. развитие любознательности и сообразительности;

2. развитие целеустремлённости, внимательности, умения контроли-ровать свои действия;

3.развитие навыков сотрудничества со сверстниками;  

4. развитие наглядно-образного мышления и логики.

Метапредметные результаты

1. играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

2.записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;3.находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

4.оценивать количество материала каждой из сторон и определятьналичие материального перевеса;

5. планировать, контролировать и оценивать действия соперников;6. определять общую цель и пути её достижения;

7. решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале;

8. ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём,королём и ладьёй из любой позиции;

9. понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

10. сравнивать и анализировать действия других игроков;

11. разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили;

12. осуществлять простейшие комбинации;

13. определять наиболее эффективные способы достижения результата;

14. занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;

15. блокировать проходные пешки, оценивать качество расположенияфигур;

16.  использовать базовые понятия.

Предметные результаты:1.шахматную доску и её структуру;

2.обозначение полей линий;

3.ходы и взятия всех фигур, рокировку;

3.основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной;

4. выигрышные стратегии матования одинокого короля;

5.основные идеи комбинаций различных типов;

6.понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;

7. слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированныхпешек в центре, централизацию блокады;

Содержание тем учебного курса

Название разделов

Количество часов

Модуль 1

1

Фигуры и шахматная доска

2

Ходы и взятия фигур

12ч

3

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат

10ч

4

Запись шахматных ходов

5

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

6

Общие принципы разыгрывания дебюта

ИТОГО

33ч

Модуль 2

7

Повторение

8

Защита

9

Реализация большого материального перевеса

10ч

10

Эндшпиль

11

Практическая игра

ИТОГО

34ч

Модуль 3

12

Повторение

13

Тактика в шахматах и определение комбинации

29ч

14

Практическая игра

ИТОГО

34

Модуль4

15

Атака в шахматной партии

16

Оценка позиции

17

Игра в середине партии

22ч

18

Практическая игра

ИТОГО

34 ч

Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Модуль1

Повторение  (3ч)

1

Способы защиты от нападения.

1

2

Матование одинокого короля.

1

3

Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

1

Тактика в шахматах и определение комбинации (29ч)

4-7

Тактические приёмы и комбинации.

4

8-13

Вариант, форсированный вариант, жертва.

6

14-17

Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали.

4

18-27

Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка,разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций.

10

28-32

Комбинации на сочетание идей.

5

Практическая игра

33

Практическая игра

1

34

Практическая игра

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии (общеинтеллектуальное направление)

Разработка элементов декора для школы с применением аутентичных проектных технологий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» (общеинтеллектуальное направление) для 5 класса

Программа направлена на закрепление базы знаний,полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения немецкого языка в средней школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – предприниматель» (общеинтеллектуальное направление). Возраст обучающихся 15-16 лет

Рабочая программа «Я-предприниматель» разработана для реализации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению по предмету «Математика» на основе Федерального го...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» (общеинтеллектуальное направление) 5-9 классы

Программа составлена на основе: программы автора И. Г. Сухина федеральный курс «Шахматы школе» ", с учётом требований программы общеобразовательных учреждений. http://chessmanual.blogspot.com/ шахма...