РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» Направление: общеинтеллектуальное направление
рабочая программа
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Шахматы» для внеурочной деятельности младших школьников А.А. Тимофеев. (сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_shahmaty.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«ШАХМАТЫ»
Направление: общеинтеллектуальное направление
Возраст учащихся:9-10 лет
Срок реализации:1 год ( 34 часа)
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Шахматы» для внеурочной деятельности младших школьников А.А. Тимофеев. (сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. — 168 с.)
Содержание программы разбито на четыре модуля по 33ч и 34ч, из которых можно скомпоновать курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение четырёх лет с периодичностью один раз в неделю.
Планируемые результаты освоения предмета
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
1. развитие любознательности и сообразительности;
2. развитие целеустремлённости, внимательности, умения контроли-ровать свои действия;
3.развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
4. развитие наглядно-образного мышления и логики.
Метапредметные результаты
1. играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
2.записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;3.находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
4.оценивать количество материала каждой из сторон и определятьналичие материального перевеса;
5. планировать, контролировать и оценивать действия соперников;6. определять общую цель и пути её достижения;
7. решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале;
8. ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём,королём и ладьёй из любой позиции;
9. понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
10. сравнивать и анализировать действия других игроков;
11. разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили;
12. осуществлять простейшие комбинации;
13. определять наиболее эффективные способы достижения результата;
14. занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
15. блокировать проходные пешки, оценивать качество расположенияфигур;
16. использовать базовые понятия.
Предметные результаты:1.шахматную доску и её структуру;
2.обозначение полей линий;
3.ходы и взятия всех фигур, рокировку;
3.основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной;
4. выигрышные стратегии матования одинокого короля;
5.основные идеи комбинаций различных типов;
6.понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
7. слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированныхпешек в центре, централизацию блокады;
Содержание тем учебного курса
№ | Название разделов | Количество часов |
Модуль 1 | ||
1 | Фигуры и шахматная доска | 3ч |
2 | Ходы и взятия фигур | 12ч |
3 | Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат | 10ч |
4 | Запись шахматных ходов | 2ч |
5 | Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен | 2ч |
6 | Общие принципы разыгрывания дебюта | 4ч |
ИТОГО | 33ч | |
Модуль 2 | ||
7 | Повторение | 6ч |
8 | Защита | 6ч |
9 | Реализация большого материального перевеса | 10ч |
10 | Эндшпиль | 9ч |
11 | Практическая игра | 3ч |
ИТОГО | 34ч | |
Модуль 3 | ||
12 | Повторение | 3ч |
13 | Тактика в шахматах и определение комбинации | 29ч |
14 | Практическая игра | 2ч |
ИТОГО | 34 | |
Модуль4 | ||
15 | Атака в шахматной партии | 3ч |
16 | Оценка позиции | 3ч |
17 | Игра в середине партии | 22ч |
18 | Практическая игра | 6ч |
ИТОГО | 34 ч |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Модуль1 Повторение (3ч) | ||||
1 | Способы защиты от нападения. | 1 | ||
2 | Матование одинокого короля. | 1 | ||
3 | Простейшие пешечные и ладейные эндшпили. | 1 | ||
Тактика в шахматах и определение комбинации (29ч) | ||||
4-7 | Тактические приёмы и комбинации. | 4 | ||
8-13 | Вариант, форсированный вариант, жертва. | 6 | ||
14-17 | Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. | 4 | ||
18-27 | Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка,разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций. | 10 | ||
28-32 | Комбинации на сочетание идей. | 5 | ||
Практическая игра | ||||
33 | Практическая игра | 1 | ||
34 | Практическая игра | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» общеинтеллектуальной направленности по географии для 5 класса
Содержание: 1.Пояснительная записка...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (общеинтеллектуальная направленность) для 3 класса.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии (общеинтеллектуальное направление)
Разработка элементов декора для школы с применением аутентичных проектных технологий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» (общеинтеллектуальное направление) для 5 класса
Программа направлена на закрепление базы знаний,полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения немецкого языка в средней школе....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – предприниматель» (общеинтеллектуальное направление). Возраст обучающихся 15-16 лет
Рабочая программа «Я-предприниматель» разработана для реализации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению по предмету «Математика» на основе Федерального го...
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год
Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» (общеинтеллектуальное направление) 5-9 классы
Программа составлена на основе: программы автора И. Г. Сухина федеральный курс «Шахматы школе» ", с учётом требований программы общеобразовательных учреждений. http://chessmanual.blogspot.com/ шахма...