Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.
статья по литературе (8 класс) на тему
В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gnezdilovaiproektno-issled.doc | 329 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Н. Гнездилова
МОУ «Лицей №24 имени Героя Советского Союза А.В.Корявина» г.Сергиев Посад
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИ
Образованный человек в современном обществе - это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов и исследовательская деятельность учащихся, которые в последние годы приобретают все большую популярность среди педагогов.
Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы.
Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Следовательно, выполнение задания требует от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений, универсальных учебных действий.
Много лет учителя литературы лицея №24 успешно внедряют в учебный процесс урок-проект, который является одной из интересный, увлекательных, познавательных форм учебной деятельности, позволяющий сочетать различные педагогические технологии: коллективный способ обучения (КСО), компьютерные (новые информационные) технологии, дифференцированного обучения, педагогику сотрудничества, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных знаний и многие другие. Учитель вместе с учениками решает, по каким темам будут проведены такие уроки. Урок-проект– полезная альтернатива классно-урочной системе, но он отнюдь не должен вытеснять её. Большой опыт проектного обучения показывает, что его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.
Например, рассмотрим урок-проект: «Тайна повести «Ася» И.С.Тургенева, который был проведен в 8 «Б» классе. Предмет исследования - текст повести "Ася". Проблема, которую предстоит решить: что И.С.Тургенев считает составляющими человеческого счастья. Попытаться "вывести" формулу: любовь = Х + Х? Класс делится на микролаборатории, каждая из которых представит свой продукт проектной деятельности. На этот урок отводится два часа. В первый час группы занимаются исследовательской и творческой работой. Характер задания многоплановый, а потому может привлечь к работе ребят с разными интересами. Творческое воображение, фантазия, а так же ясное представление о смысловой наполненности повести - все это помогает создать интересные работы. Это урок обобщения, подведения итогов, конечным результатом которого будет "формула любви" по И.С.Тургеневу.
Начинаю урок со слов И.С.Тургенева: "У счастья нет завтрашнего дня... У него есть настоящее - и то не день - а мгновение». В своих работах ребята создают образы-символы, которые "подсказало" ассоциативное мышление. (Приложение)
Учащиеся, имеющие склонность к аналитическому мышлению, берутся за составление "формул". Как же это происходит? Необходимо вспомнить, в какие минуты герои были счастливы, что помогало ощутить им это состояние? А потом обратиться к концу повести: а что же помешало быть счастливым? Уровень такого задания предполагает творческую переработку полученной ранее информации таким образом, что в результате создается новое целое. Проанализируем две встречи, два разговора: первый разговор и сцену разрыва. Здесь вступает в силу мелодия тургеневской прозы. Интонация первого задушевного разговора светлая, но печальная. Почему? Ведь, казалось, найдена тропинка друг к другу. Анализируем художественные детали: цвет и свет, слова, которые произносят герои, ключевой образ летящей птицы. Видим, что задушевным этот разговор является лишь для Аси: именно она открывает душу, а не герой. Он не испытывает то, что испытывает Ася. Он ее не понимает. Эти два человека не предназначены друг другу судьбою. Обратимся к сцене разрыва. Почему Ася на свидании "словно мертвая птица", ведь она надеется на любовь? Тургенев постепенно подводит нас к этой мысли: не судьба.
Когда герой еще счастлив, Ася раньше всех понимает, что им не быть вместе, а Гагин убежден, что свободы не будет. Он видит, что Н. поступает по правилам, а любовь - это не правило, не закон. Любовь - нарушение всех правил, бурю чувств испытывает герой после разрыва. Тургенев наказывает своего героя за то, что тот не узнал любовь, что сомневался в ней. В любви сомневаться нельзя, любовь нельзя откладывать на завтра. Вот так, от эпизода к эпизоду учащиеся отыскивают в тексте образы, смысловые понятия, которые бы смогли стать составляющими такой человеческой ценности, как любовь, счастье.
Таким образом, с помощью наводящих вопросов учителя, углубляясь в художественную ткань текста, подключив творческое воображение - приходит та самая духовная и творческая работа, близкая замыслу автора, - словесные рисования. Составление синквейна - душевное состояние героя. Истоки счастья господина Н. Технология составления синквейна, как инновационной формы работы. Первое слово, понятие, которое должно являться существительным, выбирается в зависимости от темы. О чем идет речь? О душевном состоянии главных героев накануне встречи. Что же будет главным составляющим? Душа! Итак, первое понятие выявлено. Дальше должны следовать два прилагательных к нему. Чем была наполнена душа господина Н? Разочарованием, опустошением, как следствие праздности. Отсюда два определения: опустошенная, разочарованная. Дальше следует три глагола к этому же понятию. Что же происходит с нашим героем? В его душе? Что мучает его? Чем он живет? Он влюблен, ждет от жизни большего, но духовно он беден. Поэтому мучается, ждет, опустошаясь все больше и больше (мучается, ждет, созерцает).
Потом следует предложение или фраза, содержащая основные выводы. Каково состояние души Н. после первого дня знакомства? Он весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья. И, наконец, последняя, итоговая фраза. В ней субъективное восприятие героя, его состояние. Счастье близко, не пропусти! В результате такого синтеза (эпизодов, ключевых слов) происходит объединение отдельных элементов в новое целое - "формулу любви", которая выглядит у учащихся следующим образом:
Любовь= (счастье + понимание)²= нежность² + ласка² +обожание²
Любовь = понимание + взаимность (любовь требует единодушия и
единомыслия)
Любовь = взаимность²+ счастье² + (ласка + доверие) (доброта+верность)
Любовь= доверие + искренность
Каждая группа, анализируя текст, самостоятельно и совершенно индивидуально подходит к решению поставленной задачи. Поэтому формулы выглядят по-разному. Но такое понятие, как любовь, является неизменным составляющим данной формулы. Затем каждая микрогруппа защищает, представляет свои творческие работы. Представители каждого творческого союза показывают свою работу - "формулу", сопровождая аргументированными объяснениями в выборе понятий, образов, символов, делая выводы. Учитель задает вопросы и постоянно обращает внимание всего класса на особо интересные места в выступлении: "заметьте", "следите", "обратите внимание", и т.д., тем самым активизируя приемы познавательной деятельности.
После обсуждения происходит презентация групповых ответов. Для данного урока, когда необходимо дать обобщенный ответ, можно предложить группам совместно-последовательную форму ответов: результат деятельности каждой группы становится, как в мозаике, определенной ступенью к решению общей проблемы. В конце урока, прослушав все выступления, подводим итоги: «Итак, мы проследили развитие чувств героя, пережили вместе с ним психологические изменения его души. Любовь - тайна. Нам пришлось быть очень внимательными и чуткими читателями, чтобы разгадать "психологическую загадку" повести И. С. Тургенева. Вспомните театральную декорацию первого урока: засушенная веточка герани, записочки... Какое значение имеет образ засохших цветов»?
Ответы учащихся разнообразны, интересны, неожиданны. Ветка герани, шутливо брошенная из окна "маленькой озорной ладошкой", была, по сути, приглашение на "бал любви". Будь веточка эта подхвачена вовремя, она могла бы стать для героя пропуском к жизни радостной, счастливой, одним словом, жизни подлинной. Поэтому для И. С. Тургенева человеческое счастье, любовь состоят из "мгновений", которыми нельзя пренебрегать, мгновения длиною в жизнь. Таким образом, проблемный метод и его формы, которые использовались на уроке- проекте, позволили каждому сделать маленькие открытия.
Приведу примеры проектов, выполненных учащимися по другим темам:
1.В 9 классе самая значимая и объемная тема "Жизнь и творчество А.С.Пушкина", по данной теме можно провести работу по созданию проекта "Лицейская лирика А.С.Пушкина". Реализация этого проекта-работа в творческих группах: «Стихотворцы», «Рифмоплеты», задания по стихосложению, «Занимательное Пушкиноведение», «Живые картинки» помогают ученикам понять, глубже разобраться в творчестве поэта, стать ближе к нему.
2.Тема исследования «Духовная проза Н.В.Гоголя» на элективном курсе вызвала большой интерес у ребят. Учебная цель которого, выявить уровень владения материалом, умения обобщать и структурировать информацию, интегрировать знания. Ученики, опираясь на знания, полученные из различных источников, должны создать схематическую или образную модель понятия «Духовная проза Н.В.Гоголя». Продукт: модель карты мыследеятельности. (Приложение)
3.Урок-проект в 11 классе по теме: «Многоликий мир поэтов Серебряного века». Учебная цель: определить уровень владения навыком анализа поэтического текста, филологического чтения, умения видеть своеобразие авторской позиции, формулировать собственное представление о поэзии Серебряного века. Конечный продукт: литературный альманах, где учащиеся иллюстрируют строчки стихотворений, специально подобранными изображениями, передающими основное содержание этих строк, пишут о многообразии, неповторимости поэзии того времени, используя различные виды творческих заданий.
4. Семейный проект: «Читаем везде, читаем всюду, читаем вместе» нашел живой отклик у ребят и их родителей, способствовал пропаганде семейного чтения. Продуктом проектной деятельности учащихся и родителей станут тематические статьи, эссе, сочинения по личным впечатлениям, анализ стихотворений, статьи исследовательского характера, фотографии из семейного альбома, иллюстрации к произведениям, альманахи, при создании которых мы вспоминаем заповеди творческого письма:
1. Открывай и создавай законы творчества.
2. «Чудо слова» не любит суеты и спешки.
3. Будь требователен к себе и снисходителен к другим
4. Учись слушать и слышать.
5. Пиши увлеченно, увлеченность украшает жизнь.
6. Цени написанное и создавай свою творческую кладовую.
7. Твори, выдумывай, пробуй.
Как говорил А.Платонов, «у меня есть мысль, и я ее думаю». Поэтому каждый созданный текст – находки, радостные открытия, отклики на проблемы. Из мыслей и переживаний учащихся порой вырастает маленькое открытие. Для меня уроки литературы – это уроки творчества, уроки нравственности и духовности, это успех каждого ребенка. Применение метода проектов приводит к повышению мотивации учащихся, большей заинтересованности к постижению нового, повышению активности учащихся
В условиях профилизации старшей школы становится важным обучение учеников проведению самостоятельного учебного исследования, которое осуществляется при условии включения его в учебно-исследовательскую деятельность. Научное искание, формирование исследовательского типа мышления становится основой базовой культуры личности старшего школьника. Чтобы добиться результатов в процессе формирования исследовательской компетенции, педагогу необходимо научить воспитанника самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий. Для решения этих задач у нас в лицее создано научное общество учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в разных областях, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской работы под руководством научных консультантов: педагогов и представителей высшей школы. Секция литературы вызывает у учащихся непреходящий интерес. На научно-практической конференции мои ученики представляют свои исследовательские работы по темам: «Я голос ваш, жар вашего дыханья» (по лирике М.И.Цветаевой), или «Мир народнопоэтических, православных образов в поэзии С.А.Есенина», « Мелодией одной звучит печаль и радость» (по поэзии А.А.Ахматовой). Работа «Критические заметки о современной малой прозе в журнале «Новый мир» была оценена дипломом 1 степени на лицейской НПК. Авторы двух последних работ Власова Юлия, Макеева Мария являются победителями муниципального и призерами регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе и именными стипендиатами губернатора Московской области.
В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Среди педагогических технологий в последние годы проектно-исследовательская деятельность учащихся приобретает все большую популярность, так как она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. Актуальность данной технологии особенно возрастает в последнее время, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в разных жизненных ситуациях.
Приложение
Урок-проект: «Тайна повести И.С.Тургенева «Ася»»
А счастье было так возможно.
А.С.Пушкин
Л - _________________________________
Ю- _________________________________
Б - _________________________________
О - _________________________________
В - _________________________________
Ь - _________________________________
Психологическая загадка
Состояние души |
Ася ________________________________ ________________________________ | Господин N _________________________________ ________________________________ |
Душа!
____________________ _________________________
__________________ __________________ _______________________
______________________________________________________________
___________________________
Первой любви не сотрется печать
__________________________________________ печать
__________________________________________ вспоминать,
__________________________________________обоим:
_________________________________________ закроем-
__________________________________________ не умрет,
__________________________________________ не придет!
Тургеневская девушка | Тургеневский мужчина |
_______________________________ _______________________________ | __________________________________ ________________________________ |
Формула ЛЮБВИ
_______________________________________________________
________________________________________________________
Заповеди творческого письма
1. Открывай и создавай законы творчества.
2. «Чудо слова» не любит суеты и спешки.
3. Будь требователен к себе и снисходителен к другим
4. Учись слушать и слышать.
5. Пиши увлеченно, увлеченность украшает жизнь.
6. Цени написанное и создавай свою творческую кладовую.
7. Твори, выдумывай, пробуй.
Карта мыследеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы
Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....
Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».
1.Актуальность . Методический проект разработан на основе обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...
Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"
В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...
Образовательный проект «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».
Конкурсный материал на "Учитель года"...
Реализация системно- деятельностного подхода через проектно- исследовательскую деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...
Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся как один из эффективных методов формирования метапредметных результатов
Однако сегодня приоритетным становится не сумма знаний, а сам путь познания, так как учеба как простое воспроизведение знаний уже не отвечает современным требованиям модели выпускника....
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС
Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...