Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы как способ формирования мотивации к чтению.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Данный материал познакомит с ипользованием информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokah_literatury.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ВЛАДИМИРА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы как способ формирования мотивации к чтению.
(Из опыта работы учителя литературы)
Подготовила учитель
литературы
МБОУ «СОШ № 13»
Г. Владимира
Королева
Светлана Евгеньевна
ВЛАДИМИР
2017
Описание формы работы.
Данная форма внеклассной работы по литературе была использована мною в 5 классе общеобразовательной школы.
Сегодня много говорят об ослабевающем интересе к чтению. И хотя увеличение актива библиотек, доступность книг, развитие издательской деятельности периодической печати способствует удовлетворению спроса на ту или иную книгу, журнал, брошюру, качество культуры чтения и интерес к литературе падает.
Навык чтения, привычка видеть в книге мудрого товарища, умение заочно общаться с писателем закладывается в детстве. Чем интереснее будет общение ребенка с книгой, тем вероятнее, что, повзрослев, он потянется к ней снова. Как увлечь детей чтением, как помочь начинающему читателю поверить в великие возможности просвещения, которые несет художественная литература? На этот вопрос пытаются ответить многие, кому не безразлична судьба будущих поколений.
В нашей школе ежегодно проводятся Рождественские чтения, для которых выбираются небольшие по объему произведения, не изучаемые по программе. Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» прекрасно соответствует атмосфере Рождественских чтений и по содержанию, и по объему.
Первоначальный замысел сводился к устному обсуждению прочитанного – традиционной форме Рождественских чтений. Но эмоциональное настроение детей было такова, что возникла необходимость продолжить работу. Опираясь на имеющийся опыт начальной школы, где практикуется написание письма неизвестному адресату, например, Деду Морозу, ветерану и т.д., детям было предложено написать письмо автору рассказа, в котором каждый мог бы выразить свои чувства, поделиться впечатлениями, высказать благодарность или пожелания и тем самым вступить в заочный диалог с писателем.
Поскольку на предложение написать письмо писателю отозвались 100% слушающих рассказ детей, встал вопрос, каким образом можно продолжить работу, чтобы поддержать читательский интерес и развить творческий потенциал.
Исключались следующие варианты работы:
- продолжить обсуждение на одном из уроков литературы, т. к. это напоминало бы обычный урок.
- написать ответ на детские письма от имени автора.
И тогда появилась идея создания некоего мальчика, Феди Книжкина, ученика 5-го класса владимирской школы, который тоже прочитал рассказ Ф.М. Достоевского и написал письмо автору, выразив в нем свое мнение. Оговаривалось, что письмо Феди будет зачитываться с его согласия, и он даже рад, если ему ответят сверстники, поскольку ему интересно узнать их мнение. Это дало возможность представить намеренно противоположный, якобы существующий в действительности взгляд на проблему и продолжить диалог, в котором приходилось оспаривать чужую точку зрения и противостоять ей силой убеждения слова. Подобная работа увлекла детей, вызвала стремление вступить в дискуссию, отстоять свою точку зрения и сформировала умение грамотного и аккуратного оформления письма.
Способы оформления писем были различными: часть учащихся написали от руки, по собственной инициативе в рукописных вариантах письма дети сопровождали текст рисунками, в которых выражали свое чувственно-эмоциональное восприятие. Например, к силуэту героя рассказа Ф.М. Достоевского, иллюстрирующего письмо, ребенок прибавил крылышки ангела и в личной беседе пояснил, что, по его убеждению, мальчик после гибели «превратился в ангела и стал счастлив».
Но некоторые решили, что в работе будут использовать компьютер. Таким образом, каждый проявил индивидуальность и в тоже время сформировал определенные навыки.
Далее по желанию детей было составлено коллективное письмо Ф.М. Достоевскому, в которое вошли наиболее понравившиеся им выдержки из писем одноклассников. Коллективное письмо легло в основу мультимедийного проекта, выполненного детьми.
Хочется отметить, что данная работа выполнялась детьми с большим интересом и азартом, возраставшими от задания к заданию.
Была составлена справка заведующей школьной библиотекой об участии учеников 5 «А» класса в работе библиотеки.
С момента записи в библиотеку ученики 5 «А» класса являются активными посетителями библиотеки, но круг их интересов менялся:
Класс | Тематика выбранных книг | Количество взятых экземпляров |
3 класс |
| 22 19 |
4 класс |
| 13 18 26 14 |
5 класс |
Посещают читальный зал библиотеки. | 7 2 14 2 57 22 |
После знакомства с текстом рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» пять человек пришли в библиотеку за текстом данного произведения для родителей, пожелавших познакомиться с рассказом после того, как дети поделились с ними своими впечатлениями.
Письма Ф.М. Достоевскому, написанные учащимися. |
Здравствуйте, уважаемый Федор Михайлович. Прочитала Ваш рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». Рассказ мне понравился, потому что он повествует не только о жизни несчастного мальчика, но и рассказывает о взаимоотношениях людей. Когда ребенок нуждался в помощи, ему никто не помог, не накормил, не согрел. Богатые дамы откупились от него копеечкой. Люди не должны быть такими бессердечными и черствыми! Хочется, чтобы все взрослые прочитали это произведение и всегда помогали нуждающимся в помощи детям. Пишите побольше таких рассказов. Плескунина Таня, ученица 5 класса «А». |
Уважаемый Федор Михайлович! Недавно я прочитала рассказ «Мальчик у Христа на ёлке», написанный Вами. Хочу выразить Вам свою благодарность за то, что написали это произведение. В нем Вы рассказали о судьбе несчастного мальчика из бедной семьи. У него не было теплой одежды, ему нечего было есть, а мама умерла. Он остался один в этом страшном мире. Но так быть не должно! После тяжёлых испытаний мальчик обрёл счастье на небе, у Христа на ёлке. А самое страшное, как мне кажется, что у Христа на ёлке присутствовало очень много детей, которые были несчастны на земле. Рассказ учит нас быть добрыми и помогать людям, которые нуждаются в помощи. Люди должны быть счастливы при жизни, а не после смерти. И поэтому рассказ мне показался грустным. Но такие произведения необходимы читателям, потому что они заставляют задуматься о том, что на земле есть несчастные люди, которых быть не должно. А если они всё-таки есть, то им нужно помогать! С уважением Бурмистрова Вика, ученица 5 класса «А». |
Уважаемый Федор Михайлович! Я прочитала Ваш рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». Рассказ мне понравился, но он очень грустный. Мне жалко мальчика и его семью, потому что они умерли из-за черствости и жестокости людей. Им никто не помог, не накормил, не обогрел, а богатые дамы имели такую возможность. Спасибо, Вам за то, что Вы заставили меня задуматься о том, что мы должны помогать людям, которые нуждаются в помощи. Абросимова Анна, ученица 5 класса «А». |
Письмо Феди Книжкина стилизовано под детские возможности изложения. Собственное имя Феди Книжкина взято произвольно.
Данные работы учащихся не корректировались и не подвергались орфографической правке, поэтому отражают индивидуальные особенности детского изложения. Некоторые орфографические знаки в письмах были подсказаны учителем.
Письмо Феди Книжкина, адресованное сверстникам. | Письма учащихся Феди Книжкину. |
Федор Михайлович! Я прочитал Ваш рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». Честно говоря, он мне не понравился. Очень грустно читать о судьбе несчастного мальчика. Неужели Вы не могли придумать что-нибудь повеселее? Особенно мне не понравилось, что Вы рассказываете эту печальную историю на фоне светлого праздника – Рождества. Этим Вы как-то омрачаете праздник, и вместо радости на сердце становится тяжело. Наверное, Вы не очень-то добрый, если придумали рассказ с таким грустным финалом, и не нашлось ни одного героя, который бы помог мальчику. Да свидания, Федя Книжкин. | Здравствуй, Федя Книжкин. Прочитала твое письмо автору рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Я согласна с твоим мнением, что Ф.М. Достоевский написал такой грустный рассказ на фоне светлого праздника – Рождества. Этого не надо было делать! В праздники хочется веселиться, получать подарки, быть рядом с близкими и любимыми людьми. Мне кажется, что автор создал это произведение после каких-нибудь грустных событий в своей жизни, поэтому нельзя называть его злым. Хочется прочитать другие произведения Достоевского. Может быть, в них мы встретим счастливых героев! До свидания. Самойлова Даша. |
Здравствуй, Федя Книжкин. Я тоже прочитал рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и согласен с твоим мнением, что рассказ очень грустный, и поэтому он мне тоже не понравился. Мне очень хотелось изменить ход событий в жизни этого несчастного мальчика: он должен был жить, обрести новую семью, получать подарки, наряжать рождественскую ёлку. Дети не должны умирать из-за жестокости окружающих людей. До свидания. Мосалев Антон. | |
Здравствуй, Федя! Я прочитала твое письмо, но с тобой я не согласна. Да, действительно, рассказ грустный, и мне жалко этого мальчика. он был несчастен на земле, но обрел счастье в раю. Осуществилась его заветная мечта: он попал на рождественскую ёлку. Там он встретил свою маму. У Христа он будет счастлив всегда, потому что он много страдал на земле. До свидания, Федор. Семёнова Яна. |
Приложение.
Текст произведения.
Ф.М. Достоевский
МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ
Но я романист, и, кажется, одну "историю" сам сочинил. Почему я пишу: "кажется", ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.
Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. "Очень уж здесь холодно", -- подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.
Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется -- никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь -- господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.
Вот и опять улица, -- ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие -- миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, -- только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, -- вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, -- и присел за дровами: "Тут не сыщут, да и темно".
Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: "Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, -- подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них,-- совсем как живые!.." И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. "Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!"
-- Пойдем ко мне на елку, мальчик, -- прошептал над ним вдруг тихий голос.
Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, -- о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, -- но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.
-- Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! -- кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. -- Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? -- спрашивает он, смеясь и любя их.
-- Это "Христова елка", -- отвечают они ему. -- У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки... -- И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей... А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо...
А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.
И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, -- то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа -- уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии на уроках математики как способ повышения мотивации учащихся.
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьн...
Информационные технологии на уроках математики как способ повышения мотивации учащихся.
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьн...
Урок по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».
Методическая разработка урока по физической культуре с использованием инновационных педагогических технологийУрок по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола...
«Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой»
Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическо...
Театрализация на уроках литературы как способ повышения мотивации к обучению.
Данная статья посвящена театральной технологии и способе ее применения на уроках литературы во время изучения творчества И. Гончарова и его романа "Обломов"....
Методическая разработка урока по физической культуре по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».
Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическо...