Статья «Проблемы профессиональной самооценки при формировании потребности в самообразовании воспитателя.»
статья

Ерохина Надежда Александровна

Статья «Проблемы профессиональной самооценки при формировании потребности в самообразовании воспитателя.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемы профессиональной самооценки при формировании потребности в самообразовании воспитателя.»

В данной статье рассматривается взаимосвязь профессиональной самооценки и потребности в самообразовании.

Исходя из того, что что профессиональная самооценка воспитателя является важным фактором совершенствования его как личности. Необходимо выявить, как влияет профессиональная самооценка воспитателей, работающих в школах, на формирование у них интереса к своей профессии, выполнение должностных обязанностей, развитии потребности в самообразовании.

Профессиональная самооценка воспитателя формируется в процессе выполнения должностных обязанностей на основе развития профессионального самосознания. Осмысливая свои профессиональные обязанности, воспитатель осознает тем самым свое место в образовательном процессе, свою роль в воспитании учащихся, осознает себя как личность.

С другой стороны, чем богаче личность, тем шире диапазон ее индивидуальных, творческих и нравственных возможностей, тем интенсивнее идет процесс усвоения роли воспитателя. Поскольку деятельность воспитателя протекает в учебном и педагогическом коллективах, важнейшим элементом в содержании его профессионального сознания выступает осознание своего долга и ответственности, своих прав и обязанностей.

Самооценка – отмечает Л.В.Бороздина, включает в себя два компонента: рационально-оценочный компонент (знание личности о себе) и эмоционально-оценочный (отношение личности к себе, которое проявляется в степени удовлетворённости человеком своими качествами, поступками, результатами деятельности, своей продуктивности.

В педагогической деятельности самооценка воспитателя выступает в качестве регулятора отношения к себе, своим педагогическим знаниям и умениям. Адекватная самооценка с наличием самокритичности помогает педагогу-воспитателю не останавливаться на достигнутом, улучшать свою воспитательную деятельность, работу по самообразованию и самосовершенствованию.

Сравнивая себя и других педагогов в процессе трудовой деятельности, он пытается взглянуть на себя «со стороны», понять соответствует ли он своей роли, правильно ли и с каким результатом он действует.

Школа и ее руководство, весь педагогический коллектив вырабатывает основные направляющие линии, определяющие эффективность самообразования в том числе и воспитателя. Эти линии направленны на достижение главной цели – совершенствование педагогического мастерства воспитателя. Стремлению и обеспечению динамического развития личности учащегося.

Это развитие не может быть осуществлено без постоянно работающего над собой в плане развития и самосовершенствования воспитателя. Необходимо стремиться изучать новейшие достижения психолого-педагогической науки с целью внедрения их в собственную деятельность. Воспитатель должен непосредственно связывать процесс самообразования с содержанием собственной деятельности, осмысливать направления и этапы саморазвития в связи с особенностями контингента учащихся и работы с ними.

Воспитатель планирует свою работу по самообразованию в двух направлениях.

-Изучение и анализ передового опыта других воспитателей и методической литературы;

-Весь обобщенный опыт конкретного воспитателя направляется на глубокое осмысление и решение конкретной воспитательной проблемы, обозначенной в воспитательном планировании и решении его актуальных задач, встающих перед ним каждый день.

Исходя из анализа литературы, можно вычленить группы воспитателей, у которых профессиональная самооценка находится на разных уровнях.

  1. Воспитатели, у которых профессиональная самооценка адекватна, то есть их объективное отношение к себе, к уровню собственных знаний и умений соответствует занимаемому ими положению. Они не в полной мере удовлетворены тем, как выполняют свои должностные обязанности, считают, что могли бы значительно лучше их выполнять, если бы лучше были подготовлены и большие работали над своим самообразованием.  Они четко осмысливают уровень своих педагогических знаний и умений, знают, что им недостает для улучшения воспитательной деятельности, принимают верные шаги  для повышения своего профессионального роста.
  2. Воспитатели с завышенной самооценкой, полностью или частично удовлетворенные работой, считают, что обладают достаточными профессиональными знаниями и умениями для выполнения должностных обязанностей. Такая позиция происходит, по видимости, из ограниченного понимания профессиональной роли и недостаточной инициативы. Иллюзия благополучия поддерживается у этих воспитателей еще и тем, что они, действительно добросовестно выполняют свои обязанности и получают положительную оценку своих действий. Естественно, что стремления к серьезно повышать свое мастерство у них практически отсутствует. Они удовлетворены своим положением и готовы продолжать трудиться на том же уровне.
  3. Воспитатели с заниженной профессиональной самооценкой, причем, она могла сложиться только благодаря определенному мнению окружающих, которое оказало влияние на личность, в результате чего у него сложилось определенное мнение о себе. Если же у него отсутствует механизм самокритичности, то он не может соотнести свою профессиональную самооценку с истинным положением вещей. В результате он чувствует, что не может самоутвердится в профессиональной деятельности, замыкается в себе. Поэтому в их деятельности не проявляется творческая инициатива. Может появиться желание сменить работу. Поэтому процесс самообразования не приобретает в их глазах большой значимости.

Итак, через анализ профессиональной самооценки можно выявить определенный уровень профессиональных потребностей, а отсюда потребность в самообразовательной деятельности.

Какие же практические выводы, связанные с улучшением самообразовательной работы мы можем сделать?

  1. Необходимо изучить объективные факторы, тормозящие развитие профессиональных потребностей.
  2. Необходимо проанализировать условия работы воспитателя с целью упорядочения режима и умения оказывать своевременную и эффективную помощь в установлении нормальных взаимоотношений с руководством школы, коллегами.
  3. Больше и активнее стимулировать работу воспитателей, побуждая их к инициативе и творчеству в работе, воздействуя на мотивы их отношения к труду.
  4. Необходимо активнее включать педагогический коллектив в анализ собственной работы, побуждать каждого воспитателя к самоанализу.

Проведение работы во всех указанных направлениях будет способствовать развитию профессиональной самооценки воспитателей, развитию их творчества и инициативы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов старшеклассников , обучающихся в образовательных учреждениях интернатного учреждения"

Данная статья была опубликована в сборнике " Вопрсы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" (выпуск 7 часть) 3. Основная  цель  сборника  –  интеграция  межвед...

План профессионального самообразования воспитателя

Самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к воспитателю высокие  требования. Для...

Проблемы самооценки и формирования "Я- концепции"

В числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологичес...

Статья «Формирование потребности в здоровом образе жизни у школьников»

Статья «Формирование потребности в здоровом образе жизни у школьников»...

Статья: "Проблемы организации обучения детей с особыми образовательными потребностями"

В статье раскрываются проблемы организации обучения  детей  с особыми образовательными потребностями....

Самообразование воспитателя - одна из форм профессионального мастерства педагога

Необходимость самообразования в воспитании и обучении детей...