Статья «Проблемы профессиональной самооценки при формировании потребности в самообразовании воспитателя.»
статья
Статья «Проблемы профессиональной самооценки при формировании потребности в самообразовании воспитателя.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы профессиональной самооценки при формировании потребности в самообразовании воспитателя.»
В данной статье рассматривается взаимосвязь профессиональной самооценки и потребности в самообразовании.
Исходя из того, что что профессиональная самооценка воспитателя является важным фактором совершенствования его как личности. Необходимо выявить, как влияет профессиональная самооценка воспитателей, работающих в школах, на формирование у них интереса к своей профессии, выполнение должностных обязанностей, развитии потребности в самообразовании.
Профессиональная самооценка воспитателя формируется в процессе выполнения должностных обязанностей на основе развития профессионального самосознания. Осмысливая свои профессиональные обязанности, воспитатель осознает тем самым свое место в образовательном процессе, свою роль в воспитании учащихся, осознает себя как личность.
С другой стороны, чем богаче личность, тем шире диапазон ее индивидуальных, творческих и нравственных возможностей, тем интенсивнее идет процесс усвоения роли воспитателя. Поскольку деятельность воспитателя протекает в учебном и педагогическом коллективах, важнейшим элементом в содержании его профессионального сознания выступает осознание своего долга и ответственности, своих прав и обязанностей.
Самооценка – отмечает Л.В.Бороздина, включает в себя два компонента: рационально-оценочный компонент (знание личности о себе) и эмоционально-оценочный (отношение личности к себе, которое проявляется в степени удовлетворённости человеком своими качествами, поступками, результатами деятельности, своей продуктивности.
В педагогической деятельности самооценка воспитателя выступает в качестве регулятора отношения к себе, своим педагогическим знаниям и умениям. Адекватная самооценка с наличием самокритичности помогает педагогу-воспитателю не останавливаться на достигнутом, улучшать свою воспитательную деятельность, работу по самообразованию и самосовершенствованию.
Сравнивая себя и других педагогов в процессе трудовой деятельности, он пытается взглянуть на себя «со стороны», понять соответствует ли он своей роли, правильно ли и с каким результатом он действует.
Школа и ее руководство, весь педагогический коллектив вырабатывает основные направляющие линии, определяющие эффективность самообразования в том числе и воспитателя. Эти линии направленны на достижение главной цели – совершенствование педагогического мастерства воспитателя. Стремлению и обеспечению динамического развития личности учащегося.
Это развитие не может быть осуществлено без постоянно работающего над собой в плане развития и самосовершенствования воспитателя. Необходимо стремиться изучать новейшие достижения психолого-педагогической науки с целью внедрения их в собственную деятельность. Воспитатель должен непосредственно связывать процесс самообразования с содержанием собственной деятельности, осмысливать направления и этапы саморазвития в связи с особенностями контингента учащихся и работы с ними.
Воспитатель планирует свою работу по самообразованию в двух направлениях.
-Изучение и анализ передового опыта других воспитателей и методической литературы;
-Весь обобщенный опыт конкретного воспитателя направляется на глубокое осмысление и решение конкретной воспитательной проблемы, обозначенной в воспитательном планировании и решении его актуальных задач, встающих перед ним каждый день.
Исходя из анализа литературы, можно вычленить группы воспитателей, у которых профессиональная самооценка находится на разных уровнях.
- Воспитатели, у которых профессиональная самооценка адекватна, то есть их объективное отношение к себе, к уровню собственных знаний и умений соответствует занимаемому ими положению. Они не в полной мере удовлетворены тем, как выполняют свои должностные обязанности, считают, что могли бы значительно лучше их выполнять, если бы лучше были подготовлены и большие работали над своим самообразованием. Они четко осмысливают уровень своих педагогических знаний и умений, знают, что им недостает для улучшения воспитательной деятельности, принимают верные шаги для повышения своего профессионального роста.
- Воспитатели с завышенной самооценкой, полностью или частично удовлетворенные работой, считают, что обладают достаточными профессиональными знаниями и умениями для выполнения должностных обязанностей. Такая позиция происходит, по видимости, из ограниченного понимания профессиональной роли и недостаточной инициативы. Иллюзия благополучия поддерживается у этих воспитателей еще и тем, что они, действительно добросовестно выполняют свои обязанности и получают положительную оценку своих действий. Естественно, что стремления к серьезно повышать свое мастерство у них практически отсутствует. Они удовлетворены своим положением и готовы продолжать трудиться на том же уровне.
- Воспитатели с заниженной профессиональной самооценкой, причем, она могла сложиться только благодаря определенному мнению окружающих, которое оказало влияние на личность, в результате чего у него сложилось определенное мнение о себе. Если же у него отсутствует механизм самокритичности, то он не может соотнести свою профессиональную самооценку с истинным положением вещей. В результате он чувствует, что не может самоутвердится в профессиональной деятельности, замыкается в себе. Поэтому в их деятельности не проявляется творческая инициатива. Может появиться желание сменить работу. Поэтому процесс самообразования не приобретает в их глазах большой значимости.
Итак, через анализ профессиональной самооценки можно выявить определенный уровень профессиональных потребностей, а отсюда потребность в самообразовательной деятельности.
Какие же практические выводы, связанные с улучшением самообразовательной работы мы можем сделать?
- Необходимо изучить объективные факторы, тормозящие развитие профессиональных потребностей.
- Необходимо проанализировать условия работы воспитателя с целью упорядочения режима и умения оказывать своевременную и эффективную помощь в установлении нормальных взаимоотношений с руководством школы, коллегами.
- Больше и активнее стимулировать работу воспитателей, побуждая их к инициативе и творчеству в работе, воздействуя на мотивы их отношения к труду.
- Необходимо активнее включать педагогический коллектив в анализ собственной работы, побуждать каждого воспитателя к самоанализу.
Проведение работы во всех указанных направлениях будет способствовать развитию профессиональной самооценки воспитателей, развитию их творчества и инициативы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Особенности в формировании потребности учащихся самопознания и саморазвития личности"
доклад о личностно-ориентированном обучении и воспитании...
Статья "Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов старшеклассников , обучающихся в образовательных учреждениях интернатного учреждения"
Данная статья была опубликована в сборнике " Вопрсы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" (выпуск 7 часть) 3. Основная цель сборника – интеграция межвед...
План профессионального самообразования воспитателя
Самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к воспитателю высокие требования. Для...
Проблемы самооценки и формирования "Я- концепции"
В числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологичес...
Статья «Формирование потребности в здоровом образе жизни у школьников»
Статья «Формирование потребности в здоровом образе жизни у школьников»...
Статья: "Проблемы организации обучения детей с особыми образовательными потребностями"
В статье раскрываются проблемы организации обучения детей с особыми образовательными потребностями....
Самообразование воспитателя - одна из форм профессионального мастерства педагога
Необходимость самообразования в воспитании и обучении детей...