статья "Особенности в формировании потребности учащихся самопознания и саморазвития личности"
статья по психологии по теме
доклад о личностно-ориентированном обучении и воспитании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_osobennosti_v_formirovanii_potrebnosti_uchashchihsya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Особенности в формировании потребности учащихся
самопознания и саморазвития личности
Подготовила: Нургазина К.С.
Астана - 2015
Мы переживаем смену веков и тысячелетий. Это неизбежно вызывает радикальные социальные изменения: на смену обществу техногенного типа идет посттехногенное общество, главное отличие которого изменение отношения к человеку. Если в техногенном обществе человек объект, вещь, средство, то в посттехногенном он субъект и главная цель развития. Отсюда — признание прав человека и создание максимальных условий для его развития и самореализации.
Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобретают характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, широта профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи становятся основой прогресса, устойчивости и безопасности страны.
В этих условиях Первая леди Сара Алпыскызы инициировала широкомасштабную образовательную программу «Самопознание» по нравственно-духовному развитию подрастающего поколения. Автор идеи изначально была убеждена в том, что вершина мудрости – Любовь, а секрет счастья – в познании человеком самого себя, раскрытии своих неограниченных возможностей для достижения счастья и жизненного успеха. Глубоко символично, что начало эксперимента по апробации программы «Самопознание» совпало с началом нового тысячелетия. По мнению культурологов, с этого момента начался новый период в мировой истории, именуемый «культурой антропоцентрического типа». Содержание этого этапа предполагает ценностное осмысление сущности человека и его места в окружающем мире.
К сожалению, школа недостаточно чувствительна к возрастным особенностям детей, зачастую нивелирует их творческую индивидуальность, не формирует базовых жизненных навыков. Инновационная педагогическая система призвана восстановить соответствие образовательного процесса духовной природе человека, учитывать особенности внутреннего мира каждого ребенка, его эмоционально-чувственный и ментальный опыт.
Обращение к социокультурным реалиям, к теории и практике школьного образования позволяет сделать вывод о существующих противоречиях между:
— новыми экономическими и социокультурными требованиями конкурентной среды и реальными личностными и профессионально-ориентированными качествами выпускников школ;
— достаточно высоким уровнем развития предметных знаний учащихся и их слабой социально-ориентированной направленностью;
— образовательными потребностями современных школьников, их возрастающим интересом к экономическим, политическим, правовым, нравственным, профессиональным и другим проблемам и реальным содержанием традиционного школьного образования, отсутствием адекватных образовательных программ и социально-ориентированных педагогических технологий; -значительными возможностями дополнительного образования школьников в формировании конкурентоспособности личности и отсутствием соответствующей теоретико-методологической, дидактической и проектной базы для обоснования, построения и осуществления на практике процесса формирования конкурентоспособности личности, исходя из специфики и резервов дополнительного образования как подсистемы школьного образования.
Суть программы «Самопознание» заключается во всесторонней педагогической поддержке ученика в процессе его личностного становления и социализации. Стержень программы – предмет «Самопознание» – призван стать своеобразным компасом подрастающего поколения в современном мире.
В учебно-методических комплектах по новому предмету авторы раскрывают разные грани жизненных ценностей и личностных качеств людей. Материалом для них послужили духовный опыт человечества и последние научные достижения в области квантовой физики, нейрофизиологии, психологии, энергоинформационной педагогики
Самопознание - изучение личностью собственных физических и психических особенностей. Оно позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, оценить свои качества, действия и мысли. Самопознание должно происходить в спокойной благоприятной атмосфере, ибо в противном случае может привести к неадекватной самооценке (завышенной или заниженной). От самооценки зависит самовоспитание и направление практических действий.
На начальном этапе, конкретного инструментария по диагностики в методических рекомендациях не было. Изучив диагностики отдельных качеств развития личности, в качестве стартовых индикаторов мы исследовали:
Ø Самооценку ребёнка
Ø Я- концепцию
Ø Предпочитаемую деятельность
Ø Мотивацию учения
Мы выявили:
Ø заниженную самооценку – 65%
Ø детям было трудно выразить понимание своего Я (из 10 возможных ответов дети смогли сформулировать 5)
Ø преобладала внешняя положительная и внешне-отрицательная мотивация.-50%
Для практических действий по самосовершенствованию многие учащиеся выбирали себе девиз. Например: «Мечту достигают упорным трудом», «Победи себя, если хочешь победить других», «Иди вперед и не сдавайся» и т.д. Совершенство конкретных личностей приводит к совершенству окружающего мира в целом.
Саморазвитие, самосовершенствование (или работа над собой) - необходимое условие развития человека. Механизмами осуществления самосовершенствования выступают внутренние (естественно-природные потребности, влечения, желания и т.д.) и внешние (социальные - стремление к счастью, постижению истины, свободе, собственности и т.д.) стимулы.
Саморазвитие - сознательная и планомерная работа над собой с целью формирования определенных свойств и качеств.
Саморазвитие не приходит самопроизвольно. Оно начинается с осмысления себя и своего места в окружающем мире, отношения к миру и ценностям, принятым в нем, нахождение расхождений между этими ценностями и присущими личности свойствами и качествами.
Движущей силой саморазвития являются возникшие потребности личности. Последние проявляются, как правило, не ранее подросткового периода, ибо процесс самосовершенствования требует определенного развития для возникновения мысли о необходимости изменении в себе самом.
Существуют три основных формы самосовершенствования:
- самопознание («узнавание» себя под определенными критериями);
- самоактуализация («подведение» себя под определенные нормы и требования);
- саморазвитие, самовоспитание является высшей формой самосовершенствования.
В своей книге «Путь к себе» С.А. Назарбаева обращает наше внимание на поиск новых и наиболее совершенных форм и методов всестороннего воспитания и развития личности подрастающего поколения
Суть программы «Самопознание» заключается во всесторонней педагогической поддержке ученика в процессе его личностного становления и социализации.
Для освоения программы предложен специальный инструментарий – интерактивные методики.
«Круг Радости» (ритуал приветствия) – обязательный методический прием, который является введением в занятие, воссоздает своеобразную психологическую установку, эмоциональную атмосферу, которая ориентирует ребенка на доброжелательное, уважительное отношение к окружающим. Педагогический смысл этого ритуала заключается в том, чтобы ребенок чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский круг, где он пользуется доверием и сам доверяет другим.
Эта методика сразу нашла положительный отклик у душах ребят. Так мы передавали и частичку своего тепла, добра, веселья, ласки, заботы; импульсы удачи и успеха, приветствовали друг друга как разные народы Земли и многое другое. В итоге ребята сами стали придумывать ритуал круга радости. В нем было видно проявление личностных качеств детей.
«Минутка тишины» ,«Наедине с собой» – методический прием, который обращен на эффективное формирование эмоций, чувств, на развитие рефлективности в целом (релаксация), на развитие саморефлексивности ребенка в процессе обращения внимания на свои ощущения, чувства, впечатления. Поначалу не все дети восприняли правильно эту методику. Трудно было даже закрыть глаза, а не то чтобы что-то увидеть и почувствовать. Но на уроке самопознания у ребёнка есть право на свободу выбора делать или нет.
Традиционные приемы:
«Чтение» ,«Рассказ учителя», «Побеседуем» – важный вид и этап активизации речевой и мыслительной деятельности, которая создает условия для коллективного прослушивания и чтения рассказов, сказок, притч с последующим обсуждением и анализом.
«Цитата урока» - помогает эмоционально, образно воспринимать материал, обогащает речь учащихся мудростью предков.
Качественно проводить и разнообразить этапы урока по развитию речи помогли курсы по «Развитию критического мышления через чтение и письмо».
«Игра», «Упражнение» – традиционные методы обучения, которые рекомендуются как для активизации познавательного интереса детей, так и для создания живой и непринужденной атмосферы на занятии. Через игровую деятельность воссоздается модель жизненной ситуации, происходит проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка, на его индивидуальный опыт. В игре дети приобретают практику взаимодействия со сверстниками, обогащают память знанием – пониманием ценности.
«Творческая работа» - важная часть групповой деятельности детей, которая включает в себя: ролевые игры и упражнения, рисование и театрализованные представления, изготовление макетов, плакатов и коллажей, проектов. Дети раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» через создаваемые и воспроизводимые образы. Совместная творческая деятельность способствует развитию таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение другого, формирует уверенность в своих силах, воспитывает чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания.
«Размышление над ситуацией», «Просмотр видеоматериалов» учат детей рассуждать , анализировать и синтезировать увиденные в жизни ситуации.
И заключительный этап – «Круг «От сердца к сердцу» - эмоциональный «финал» учебного занятия, который предусматривает обмен впечатлениями, формулирование пожеланий друг другу и выступает диагностическим барометром для педагога.
В законе об образовании РК одной из основных задач выделено «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности»
Задача становления и формирования конкурентоспобной личности является государственной и, в конечном счете, является проблемой безопасности государства. Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха
В качестве сущностных признаков конкурентоспособности выделены: интеллектуальный потенциал, самоактуализация, адекватная самооценка, самообучение, коммуникабельность, интернальность, нравственный императив, способность принимать ответственные решения, ценностно-ориентированная адекватность, готовность к профессиональному самоопределению
Качества личности, которые являются составляющими конкурентоспособности и характеризуют ее с различных сторон.
- способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям ;
- социализация, рефлексия, мотивация
- активность, толерантность, мобильность, настойчивость, целеустремленность, воля, сотрудничество --как факторы конкурентоспособного взаимодействия
- самооценка, самореализация, самоорганизация
- профессиональное самоопределение
- способность к эффективному принятию решений
- интеллектуальность
- творческость (креативность)
- нацеленность на учебу и способность интенсивно трудиться
- самоактуализация
- стратегия выигрыша
- способность к самоутверждению и самообучению
- ассертивность (самоутверждающее поведение)
- жизненная успешность
- смысложизненная ориентация
Чтобы достичь конкурентоспособности личности необходимо изменение традиционной системы образования на личностно-ориентированное. Так как л.о.о. нацелено, прежде всего, на раскрытие развитие личности каждого ребёнка, его самобытной индивидуальности. «Хороший» ученик в этом случае понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование креативной образовательной среды на основе ИКТ как основа саморазвития личности на уроках географии
В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современном образовании разл...
Программа занятий для подростков с целью: самопознания и саморазвития учащихся 7-9 классов
Программа позволит подросткам изучить личностные особенности, повысить психологическую компетентность, овладеть навыками эффективного общения....
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ К САМОВОСПИТАНИЮ И САМОРАЗВИТИЮ.
Статья учителя, классного руководителя как сформировать у своих учеников потребность к самоспитанию и саморазвитию...
Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания как путь формирования творчески активной способной к саморазвитию личности на основе “альтернативных ситуаций”
Данная статья подробно раскрывает сущность творческого мышления, его особенности и отличия от критического типа мышления. Поэтому одной из целей является формирование личности творчески активной, спос...
«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»
Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...
Индивидуальный подход и формирование потребности в саморазвитии физического потенциала у студентов
Индивидуальный подход и формирование потребности в саморазвитии физического потенциала у студентов (посредством разработанной программы и нормативной основы физического воспитания населения России о В...
ДОКЛАД «Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации учащихся и формирования условий для саморазвития личности». (2021 год)
Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации учащихся и формирования условий для саморазвития личности...