Статья: "Проблемы организации обучения детей с особыми образовательными потребностями"
статья
В статье раскрываются проблемы организации обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_savitskayan.a._mou_litsey_g._kozmodemyanska.docx | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.А. Савицкая,
заместитель директора по УВР,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Каждый ребёнок – особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят особенный не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Согласно приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» с 1 сентября 2016 года в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс должен быть организован в соответствии с установленными для данной категории обучающихся федеральными государственными образовательными стандартами.
Все было бы просто, если бы дело касалось только пандусов, лифтов и туалетов для детей-колясочников. Для обучающихся с ОВЗ необходимо специально оборудованное место в классе и, в частности, наличие специальной техники, специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактических пособий.
В соответствии с профессиональным стандартом для современного педагога должна быть характерна «готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья». Акцентируется позиция о необходимости владения педагогом методиками и технологиями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
В профессиональном стандарте педагога прописаны компетенции, которыми должен обладать учитель при обучении детей с ОВЗ:
- специальная профкомпетентность (специальные знания о психологических особенностях детей с ОВЗ, умение применять эти знания при организации взаимодействия с ребёнком);
- социальная профкомпетентность (сформированность у педагога способов совместной деятельности и сотрудничества с ребёнком с ОВЗ);
- личностная профкомпетентность (способность педагога планировать свою профессиональную деятельность в условиях осуществления обучения ребёнка с ОВЗ).
Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает ряд проблем массовой школы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Основным «барьером» является не страх перед неизвестным, не страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, не психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми, не профессиональная неуверенность учителя и не нежелание изменяться.
Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, так как инклюзия требует изменения содержательной и организационной стороны учебного процесса.
Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.
Если говорить о качестве инклюзивного процесса в системе образования: необходима разработка комплекса программ мониторинговых исследований, связанных с оценкой процесса инклюзии как в общеобразовательном учреждении, так и в системе в целом. Это позволит получить информацию по вопросам методического обеспечения системы инклюзии, а также психологической поддержки инклюзивного процесса.
Список источников:
- Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. -С. 83-92.
- Григорьева Г. Ф. Дети должны учиться вместе / Г. Ф. Григорьева. - (Качественное образование). - (Стандарты и пути) // Национальные проекты. - 2009. - N 12. -С. 70-71.
- Жуков В. В. Кто стучится в класс ко мне? / В. В. Жуков. - (Школа и родители) // Директор школы. - 2007. - N 3. - С. . 86-91.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями
В статье представлены методы и приёмы обучения детей, испытывающих трудности в учебной деятельности...
Выступление на открытом заседании ПМПк "Обучение детей с особыми образовательными потребностями: поиск, перспективы, решения."
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуал...
Обучение детей с особыми образовательными потребностями
Обучение детей с особыми образовательными потребностями...
Тематический семинар для педагогов "Обучение детей с особыми образовательными потребностями"
В связи с ноыми требованиями ФГОС современные педагоги должны знать и применять методы и приемы работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Семинар актуализирует важную информацию по тем...
Использование интерактивных учебных пособий на уроках русского языка, литературы, логопедических занятиях при обучении детей с особыми образовательными потребностями
В работе дано описание интерактивныз пособий, которые можно использовать при работе с детьми с ОВЗ...
Выступление по теме "Актуальные модели и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями".
Общий алгоритм деятельности педагогов и специалистов сопровождения в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута. 1. Администрация школы определяет в какой класс и к каком...
материалы к семинару "Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями"
Представлены материалы из опыта работы методического объединения учителей математики....