Статья «Формирование потребности в здоровом образе жизни у школьников»
методическая разработка (9 класс) на тему
Статья «Формирование потребности
в здоровом образе жизни у школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_potrebnosti_v_zdorovom_obraze_zhizni_u_shkolnikov.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Формирование потребности
в здоровом образе жизни у школьников»
В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». В приложении к растущему организму ребенка это определение условно, т. к. «состояние полного физического и социального благополучия» определяется в динамике роста, как результат взаимодействия изменяющихся во времени количественных и качественных признаков, которые формируются под влиянием генотипа и развивающейся нейро-эндокринной системы. Перестройка этих регуляторных систем в процессе развития у каждого ребенка характеризуется существованием «критических периодов», когда возрастает риск формирования стойких отклонений в состоянии здоровья. Известно и другое: дети даже одного возраста могут значительно отличаться по уровню биологической зрелости. Наибольшие расхождения наблюдаются в подростковом возрасте.
Существенное влияние на формирование здоровья ребенка оказывает индивидуальная конституция растущего организма, его реактивность, унаследованная от родителей и изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды. Наследственное или семейное предрасположение может явиться причиной практически любого заболевания человека, изначально формирующегося под флагом диатеза (неврастенического, вегето-дистонического, аллергического и др.).
Среди функциональных отклонений у школьников отмечаются расстройства нервной системы (раздражительность, головные боли, страхи, плохой сон) и функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы. Они не только снижают работоспособность и эмоциональный тонус детей, но и могут стать причиной более серьезных заболеваний.
Педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что у большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни ( как он относится к своему здоровью ). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на уроке. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить. Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем.
Встреча ребенка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию, следовательно, к формированию жизненно важных мотивов, в том числе мотивов здоровья.
Ответственное отношение к здоровью - это достаточно сложное психическое новообразование. Оно включает:
- отношение к здоровью как к ценности;
- формирование представлений о себе как о здоровом человеке;
- переживание возможности утраты здоровья, мысль об этом должна вызывать тревогу;
- способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причем энергия опасения должна преобразовываться в энергию действия;
- конкретные привычки здорового образа жизни.
Показателем сформированности такого новообразования являются прочные знания о способах сохранения здоровья, умение анализировать свои поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на состояние здоровья, наличие умений проводить самонаблюдения. Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние организма или отдельных систем органов, с тем чтобы своевременно выявлять отклонения и проводить коррекцию (это простые оздоровительные действия: закаливание, тренировка, регуляция массы тела путем изменения рациона питания, снятие напряжения с помощью изменения режима дня, выполнения релаксационных упражнений).
Самооценку текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей можно научить учащихся осуществлять с помощью несложных методик.
Наша школа работает над проблемой «Формирование потребности в ЗОЖ у школьников». Все МО и службы школы свои усилия направили на просвещение педагогов (они должны обладать определенной суммой знаний и необходимыми методиками), просвещение родителей и учеников и выработку у них практических умений и навыков.
Формирование у взрослых и детей валеологической грамотности (знание научных основ здорового образа жизни, умения и навыки укрепления здоровья), воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы сохранения здоровья нации.
На уроках биологии мною используются задания для самостоятельного отслеживания школьниками состояния своего здоровья.
Задания для самоанализа по биологии.
Задание № 1.
Определите свой тип телосложения. Для этого необходимо измерить свой рост и определить массу тела по формуле: масса тела (в кг.) найти К (коэффициент типа телосложения). Рост (в см.)
Результат от деления в пределах: 0,28 – 0,31 свидетельствует о недостаточной массе, астеническом типе телосложения (астеник худощав, несколько плоскогруд, мускулатура развита слабо);
0,32 - 0,44 свидетельствует о нормальной массе, нормостеническом типе телосложения (нормостеник, или атлетик, широкогруд, плечист, мускулатура выражена отчетливо);
0,45 – 0,53 свидетельствует о чрезмерной массе, гиперстенический тип телосложения (гиперстеник имеет плотное телосложение).
Цифры ниже или выше пределов – свидетельство либо истощения, либо ожирения.
Задание № 2.
Определите показатель развития грудной клетки (ПРГК)
Окружность грудной клетки (в см.)
ПРГК = рост (в см.) * 100
Если ПРГК меньше 50 см. – у вас слабое развитие грудной клетки;
ПРГК 50 – 55 – среднее развитие грудной клетки;
ПРГК больше 56 – отличное развитие грудной клетки;
Разница в сантиметрах между окружностью грудной клетки во время глубокого вдоха и глубокого выдоха называется экскурсией грудной клетки. У ученика 9 – 10 класса она равна 5 – 7 сантиметров. Большая экскурсия свидетельство хорошего объема легких и пропорционального телосложения, меньшая – недостаточный объем легких.
Задание № 3.
Определите пропорциональность своего телосложения.
Примерное соотношение между частями тела:
- окружность шеи вдвое больше окружности запястья и вдвое меньше окружности талии;
- окружность бедра в 1,5 раза больше окружности голени;
- окружность голени примерно равна окружности шеи (у девушек) и окружности напряженного бицепса (у юношей).
Данные измерений запишите в тетради, сравните, как сильно они отличаются от требуемых показателей.
При больших отличиях необходимы дополнительные занятия физической культурой.
Задание № 4.
Проверьте свою осанку, используя рисунок:
При искривлении поясничного отдела позвоночника формируется лордоз, характеризующийся выгнутостью позвоночника и грудной клетки, что приводит к нарушению функций дыхательной и пищеварительной систем.
Если происходит искривление в грудном отделе позвоночника, то развивается кифоз – сутулость.
Если происходит боковое искривление позвоночника, то развивается сколиоз.
Задание № 5.
В течение 2 месяцев выполняйте упражнения, способствующие формированию осанки и развитию мышц плечевого пояса и плеча. Данные заносите в таблицу:
Время проведения контрольного подсчета | Число жимов |
|
|
Сравните данные. Дайте объяснение полученным результатам.
Задание № 6.
Проведите самонаблюдение за состоянием тренированности сердца.
1. Найдите пульс, прощупав лучевую артерию. Пульс подсчитывайте за 15 сек. (в пересчете на минуту). Примите лежачее положение и расслабьте мышцы на 2 – 3 минуты. Подсчитайте пульс. Затем подсчитайте пульс сидя за столом. Попрыгайте на месте в течение 2 минут, сразу после прыжков подсчитайте пульс. Проделайте в течение 2 минут упражнения с грузом и запишите результаты после подсчета пульса. Сведите все данные в таблицу:
Работа сердца при различном состоянии организма. | Пульс. |
|
|
Почему меняется пульс?
2. Определите степень тренированности сердца по формуле:
П 2 – П 1
Т = П 1 * 100%, где
П 1 – частота пульса в положении сидя;
П 2 – частота пульса после 10 приседаний.
Оценка результатов:
Т < 30% - тренированность сердца хорошая;
Т = 38% - тренированность сердца недостаточная;
Т > 45% - тренированность сердца низкая.
Задание № 7.
Определите наименьшее расстояние зрения.
- Закройте один глаз и приближайте к другому глазу книгу с мелким шрифтом до тех пор, пока еще можно читать.
- С помощью линейки определите то наименьшее расстояние, на котором Вы видите текст. Для человека с нормальным зрением это расстояние равно 10 – 13 сантиметрам. Если расстояние больше, то у Вас дальнозоркость, если меньше – близорукость.
Задание № 8.
Подсчитайте количество энергии, необходимой для написания контрольной работы.
При письме сидя, на 1 килограмм массы тела человек тратит 7,12 кДж в 1 час (например, m = 50 кг., урок длится 45 минут, т. е. 0,45 часа. Значит, энерготраты составляют: 7,12 * 50 * 0,45= 267 кДж). Сделайте вывод о причинах энерготраты и источниках энергии.
Задание № 9.
Подсчитайте энергетическую ценность дневного рациона (в кДж). Для подсчета используйте счетчик калорий А. Покровского (если его нет, то можно использовать сантиметровую линейку, где 1 мм. = 100 кДж). Составьте свой дневной рацион с помощью таблицы «Энергоемкость продуктов питания», определите энергетическую ценность каждого блюда.
Оцените свой рацион с учетом энерготрат. Сделайте вывод об особенностях вашего питания и обмена веществ.
Задание № 10.
1. Изучите ротовую полость.
Сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало. Ротовую полость осветите электрическим фонариком. Найдите резцы, клыки, малые и большие коренные зубы. Отметьте, какие из зубов повреждены, какие отсутствуют. С помощью двух карманных зеркал рассмотрите зубные коронки с наружной и внутренней сторон. После выполнения задания заполните таблицу «Мои зубы». Наличие зубов обозначайте цифрой 1. поврежденные зубы обозначайте звездочкой, запломбированные – точкой, удаленные, - знаком тире.
Мои зубы.
Левая сторона | Правая сторона | Всего | |||||||
Резцы | Клы-ки | Малые коренные зубы | Большие коренные зубы | Рез-цы | Клыки | Малые коренные зубы | Большие коренные зубы | ||
Верхняя | |||||||||
Нижняя |
2. Сделайте общий вывод о состоянии своих зубов. Дайте рекомендации по улучшению состояния своих зубов. Обоснуйте, как правильно чистить зубы.
Задание № 11.
Определите чувствительность слуха. Ручные часы медленно приближайте к правому (или левому) уху. Когда начнете слышать их тиканье, измерьте расстояние, на котором находятся часы от уха испытуемого: чем больше это расстояние, тем выше слуховая чувствительность.
Задание № 12.
Самооценка здоровья.
Оцените по 5 – бальной системе свое самочувствие, работоспособность и настроение. Рассчитайте среднюю оценку. Если за последний год вы болели четыре раза или более, уменьшите полученную цифру на один балл.
Если Вы оценили свое здоровье на 5 баллов, постарайтесь не терять достигнутого уровня.
Если оценили ниже 5 баллов – ищите причину отклонений в здоровье.
Задание № 13.
Самооценка физического здоровья (проба по К.П. Бутейко).
- Сядьте удобно, расслабьтесь;
- Сделайте спокойный вдох и неполный выдох;
- Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд Вы сможете не дышать.
Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит проба проведена неточно. Не нужно себя пересиливать при задержке дыхания: как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно.
Проба по Бутейко оценивается так: более 40 секунд – здоров, от 20 до 40 секунд – здоровье ослаблено, менее 20 секунд – имеются какие-то заболевания.
Запишите свой результат и периодически повторяйте пробу.
Задание № 14.
Оцените состояние своего здоровья
(размер здоровья по Н.М. Амосову).
Если Вы не болели в течение учебного года – у Вас самый высокий уровень здоровья.
Если заболевание возникло во время эпидемии или во время экзаменов – средний уровень здоровья.
А если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень Вашего здоровья самый низкий.
Проанализируйте свое здоровье за последний год и сделайте выводы.
Задание № 15.
Оцените свой образ жизни.
Здоровье человека зависит от множества факторов, половину из которых составляет образ жизни.
Оцените по 5 – бальной шкале:
- Достаточно ли внимания уделяете физической нагрузке?
- Правильно ли питаетесь?
- Замечаете ли Вы у себя какие-нибудь вредные привычки?
- Умеете ли Вы уменьшать проявления болезни?
Полученную сумму баллов разделите на 4. Получилась средняя оценка. Сделайте вывод, на что Вам надо обратить внимание, чтобы быть здоровым.
Задание № 16.
Научитесь снимать утомление глаз.
После чтения, письма и другой нагрузки на глаза полезно выполнять следующие упражнения (выполняются сидя):
Упражнение №1
- зажмурить глаза на 3 – 5 секунд;
- затем открыть на 3 – 5 секунд;
- повторить 6 – 8 раз.
Упражнение №2
- быстро моргать в течение 2 – 3 минут
Упражнение №3
- закрыть веки;
- нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.
Упражнение №4
- закрыть глаза;
- тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки на 1 – 2 секунды;
- повторить 3 – 4 раза.
Задание № 17.
Определите степень физической подготовки (пробы Купера).
1) 12 – минутный тест ходьбы и бега (в километрах).
| Мужчины | Женщины |
Превосходно | более 3,0 | более 2,4 |
Отлично | 2,75 – 3,0 | 2,3 – 2,4 |
Хорошо | 2,5 – 2,75 | 2,1 – 2,3 |
Удовлетворительно | 2,2 – 2,5 | 1,9 – 2,1 |
Плохо | 2,1 – 2,2 | 1,6 – 1,9 |
Очень плохо | менее 2,1 | менее 1,6 |
2) тест ходьбы на 2400 метров (в мин., сек.).
| Мужчины | Женщины |
Превосходно | менее 8,37 | менее 11,50 |
Отлично | 8,37 – 9,40 | 11,50 – 12,29 |
Хорошо | 9,41 – 10,48 | 12,30 – 14,30 |
Удовлетворительно | 10,49 – 12,10 | 14,31 – 16,54 |
Плохо | 12,11 – 15,30 | 16,55 – 18,30 |
Очень плохо | более 15,30 | более 18,30 |
Задание № 18.
Определите уровень физической подготовленности по частоте пульса.
- Если во время бега Вы можете разговаривать, значит, нагрузка допустимая (тест «разговором» по К. Куперу).
- Максимально допустимая частота пульса = 220 – возраст.
- Наиболее благоприятная частота пульса при физической нагрузке – 130 ударов в минуту.
Задание № 19.
Определите, правильно ли Вы питаетесь.
Внимательно прочитайте правила питания:
- пищу надо принимать 4 – 5 раз в день, в определенные часы, не чаще чем через 4 часа;
- пережевывать пищу медленно и тщательно;
- вечером не пить чай, кофе;
- сахар заменить медом, фруктами, ягодами, овощами;
- белый хлеб есть как можно реже;
- стараться обходиться без соли;
- воду пить небольшими порциями до двух литров в день. Не пить воду во время еды (снижается концентрация желудочного сока);
- пищу принимать свежеприготовленную, в теплом виде;
- во время еды не разговаривать, не читать, не смотреть телевизор;
- садиться за стол только тогда, когда хочется есть.
Запишите свое отношение к правилам в баллах: «да» - 2 балла; «нет» - 0 баллов; «иногда» - 1 балл.
Оценка питания:
20 – 19 баллов – отлично;
18 – 17 баллов – хорошо;
15 – 16 баллов – удовлетворительно;
14 баллов и менее – плохо.
Задание № 20.
Оцените состояние своего здоровья по ногтям (по Аюрведе).
Признак | Заболевание |
Бледный цвет ногтей Желтизна ногтей Синие ногти Вогнутые ногти Выступающие ногти Длинные линии на ногтях Белые пятна на ногтях Поперечные борозды | Малокровие Болезни печени Сердечная недостаточность Недостаток железа в организме Сердечная и легочная недостаточность Плохая всасываемость в органах пищеварения Признак стресса Плохое питание или запущенные болезни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе
Здоровый образ жизни, спорт, адаптационый потенциал системы кровообращения...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее».
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее»...
Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности
Важным в определениях здоровья считается отношение к нему самого человека, как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.Именно поэтому любое общеобразовательное у...
«Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеурочную деятельность по физической культуре в школе »
В практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физическо...
Формирование потребности здорового образа жизни
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близк...
Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности
Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности Здоровье – бесценное досто...
«Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности»
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – ...