Проектная деятельность на уроках гуманитарного цикла
проект

Расенко Татьяна Григорьевна

Что такое ученический проект?

 Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah_gumanitarnogo_tsikla_3.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

                           Проектная деятельность на уроках гуманитарного цикла

Основной задачей преподавателя является - подготовить и выпустить в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию и усваивать ее в виде новых знаний, т. е. формировать у учащихся информационную компетенцию.

Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения. В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти. Метод проектов: % развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; % развивает творческие способности и самостоятельность; % он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования; % он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов; % позволяет обучить умению получать знания через свою деятельность. С помощью метода проектов возможно обучить:  выявлять и формулировать проблемы;  проводить их анализ;  находить пути их решения;  работать с информацией;

Что же такое ученический проект?

 Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?


Рефлексивные умения:

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения: 

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействоать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс (изделие)
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
• Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей. В реализации проектной деятельности есть и свои сложности.

Во- первых, проектная деятельность требует тщательной предварительной подготовки, переосмысления методов и организационных форм работы, что на деле означает — слишком многое надо менять учителю в своей привычной, достаточно загруженной работе, а для этого нет ни свободного времени, ни достаточного количества методических рекомендаций.

Во-вторых, классно-урочная система, присущая отечественной школе, с регламентированной организацией учебного материала и деятельности учителя и учащихся, а также технические и организационные трудности, характерные для большого количества школ, затрудняют процесс внедрения проектной методики в учебный процесс.

 Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому необходим выход на внеклассную деятельность по предмету, на научно-исследовательскую деятельность ребят. На мой взгляд, проектный метод – это хорошая альтернатива классно – урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят тем, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках гуманитарного цикла

В статье изложены основные положения работы над проектами на уроках. Этот вид работы, несомненно стоит того, чтобы его включили в свою деятельность все педагоги....

Проектная деятельность на уроках естественного цикла

В наш современный век ребёнка не удивишь ни видеофильмом, ни, тем более, слайдовой презентацией. Поэтому проблема развития познавательного интереса к предмету очень актуальна....

Элементы проектной деятельности на уроках гуманитарного цикла. Рефлексия, как завершающий этап

 Рефлексия результатов проекта – очень важный, заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся в процессе осознает все, что он сделал, какие сп...

Проектная деятельность на уроках, во внеурочной деятельности, в кружковой работе как способ интеграции предметов эстетического цикла и технологии.

Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над проектной деятельностью учащихся на уроках, во внеурочной деятельности,  в кружковой работе как способ интегра...

Специфика использования исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла в основной школе

В  концепции развития образования на 2016-2020 годы ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ли...

Доклад на тему: «Основные направления внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла.»

В Концепции модернизации образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности...