СЛОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЕБИНАРОВ КАК ONLINE-МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
статья (10 класс)
В статье рассматривается такой современный метод online-обучения, как вебинар. Этот метод требует определенных навыков работы не только учителей, но и обучающихся. Выявляется перспективность данного метода как формы коммуникативного взаимодействия по сравнению с традиционными методами обучения. Указываются трудности, возникающие при организации вебинаров. Анализируются возможности повышения их эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnosti_i_perspektivy_vebinarov_kak_online-metoda_obucheniya.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЕБИНАРОВ КАК ONLINE-МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается такой современный метод online-обучения, как вебинар. Этот метод требует определенных навыков работы не только учителей, но и обучающихся. Выявляется перспективность данного метода как формы коммуникативного взаимодействия по сравнению с традиционными методами обучения. Указываются трудности, возникающие при организации вебинаров. Анализируются возможности повышения их эффективности.
Актуальность исследуемой проблемы. Требованием времени является повышение эффективности коммуникативного взаимодействия преподавателя и студента. Успешное овладение знаниями, выработка устойчивых навыков их использования значительно возрастают, если кроме традиционных методов обучения используются информационно-компьютерные технологии. Обучение в режиме онлайн значительно расширяет функции традиционного занятия, формирует новые перспективы в методике организации учебного процесса. Особую популярность приобретает такой метод интернет-обучения, как вебинар. Название вебинар произошло от английских слов web (сеть, паутина) и seminar (семинар), что в переводе означает «семинар в сети». Брендовый знак «webinar» принадлежит компании InterCall. Несмотря на название, программное обеспечение, предназначенное для организации вебинаров, можно использовать и для проведения других форм учебного процесса [2]. Материал и методика исследований. С 2012 г. на базе Московского государственного университета экономики, статистики и и информатики (МЭСИ – МГУЭСИ) постоянно проводились вебинары по гуманитарным дисциплинам. В основном читались лекции и проводились семинарские занятия. Например, были прочитаны вебинары по общей риторике (http://study.mesi.ru/webinars/default.aspx – архивные документы МЭСИ). В Казанском национальном техническом университете имени А. Н. Туполева – КАИ было проведено несколько вебинаров – лекционных занятий по философии. Результаты исследований и их обсуждение. Первоначально методическая работа преподавателя строилась не так просто. Привыкание к камере и записи не всегда проходит гладко. Но со временем преподаватель начинает чувствовать себя спокойно и уверенно. Читать то, что написано на слайдах, нельзя, так как любой взрослый человек, который видит этот текст, так же считывает его мгновенно. А вот рассказ и комментарии к слайду – необходимое подспорье в усвоении материала. Если есть возможность, студенты могут задавать вопросы. Они могут задаваться как из зала, так и в чате. Преподаватель на ходу может озвучивать их и отвечать. Иногда задают совсем неожиданные вопросы. Но преподаватель, имея солидную практику, как правило, всегда сможет дать компетентный ответ. Небольшое отвлечение на вопросы дает некоторую разрядку в проведении вебинаров. Кроме того, оно является показателем того, слышат ли студенты преподавателя. Во время проведения вебинара не стоит пренебрегать и шуткой. Тогда обучение проходит легко и непринужденно. В настоящее время вебинары уже не являются каким-то новым или недоступным методом обучения. Если обычная лекция или семинар представляют собой прямое общение преподавателя с аудиторией, то вебинар как средство общения уже не является непосредственным контактом с преподавателем. Это общение происходит через Интернет. Но оно не менее, а даже более востребовано в наши дни. Главное достоинство этого рода общения – дистанция любого размера, а одно важнейшее условие – техническая оснащенность аудитории как для преподавателя, так и для студента, что в настоящее время уже является обыденным. Студенты даже могут находиться дома. Связь между преподавателем и студентом поддерживается через Интернет посредством веб-приложения, а дома – при помощи Skype. Это обеспечивает сравнительно невысокую себестоимость организации обучения такого рода. Вебинары могут представлять собой лекцию, когда преподаватель раскрывает какую-то тему, а студенты смотрят эту видеолекцию, а потом сами выступают. Вебинар как интерактивное учебное занятие может проходить и в другом варианте: студенты могут выступать со своими докладами, задавать друг другу и преподавателю вопросы, вести полемику. Тогда вебинар будет представлять собой семинар, который проводится в компьютерной сети. Интернет-ресурсы являются средством дистанционного интерактивного обучения, а компьютер и связанные с ним технологии обучения прочно вошли в учебный процесс высшей школы. Современные студенты ценят свое время, имеют по сравнению со студентами прошлых лет гораздо больше возможностей найти нужный материал по дисциплине самостоятельно. Вебинары могут представлять собой лекционный курс, и основную нагрузку при этом несет на себе преподаватель. Он имеет возможность демонстрировать материалы (слайды, сайты, текстовые документы, рабочий стол своего компьютера), рисовать и писать формулы на виртуальной «белой доске» [11]. Вебинары являются такой формой обучения, которая создает возможность значительно повысить активность студентов по сравнению с обычной лекцией. Участники вебинаров могут смотреть, слушать и задавать вопросы в разной форме. Студент находится как бы один на один с преподавателем, но в то же время и удален от него, что вызывает более спокойное общение.
Креативность такого рода общения, особенно для студентов, является очевидной. Вебинары почти всегда записываются, а значит, есть возможность просмотреть материал в любое время и даже несколько раз. Поэтому это наиболее эффективное средство, помогающее адекватно воспринимать нужный материал, воспроизводить и осмысливать его. Вебинар является также прекрасной перспективой в организации государственной политики в области образования лиц с ограниченными возможностями [3]. Вебинары можно проводить на различных платформах: Windows, MacOS, iPad, Android. И это только часть интернет-ресурсов. Подключаясь с iPad, часто можно общаться с преподавателем в чате. Браузеры, используемые для видеотрансляции, – Internet Explorer, Google Chrome, Mozilla Firefox, Safari и другие [10]. Такой диалог в режиме реального времени даже экономит материальные средства, предназначенные для обучения, как самой школы, так и студентов. Организация вебинара дает возможность создать очень большую аудиторию для общения и даже привлечь к нему других членов семьи. Возможны разные варианты процесса взаимосвязи лектора с удаленными слушателями. Первый вариант – у лектора есть своя (живые слушатели) и виртуальная аудитория, второй вариант – у лектора есть только виртуальная аудитория и есть возможность ее видеть, третий вариант – у лектора есть виртуальная аудитория, которая ему не видна [8]. Обычная лекция не дает возможности привлечь такое количество участников, как это можно организовать на вебинарах. Сейчас общая длительность проведения семинаров на платформе Webinar.Ru ежедневно составляет более 1000 часов в сутки. Американский педагог Сэлман Хан – создатель своей именной академии – записал около 2800 видеоподкастов с лекциями по различным предметам, которые пользуются большим успехом [4]. Такая ситуация вряд ли возможна при организации традиционных занятий. Организация вебинара может быть сопряжена с рядом трудностей: 1. По сравнению с традиционным занятием преподавателю трудно удержать в поле зрения всех студентов, успеть заметить их реакцию, вовремя ответить на вопросы. Поэтому методически как подготовка, так и проведение вебинара требуют от преподавателя более напряженной работы по сравнению с обычным занятием. 2. Учебный процесс осуществляется в значительной степени с помощью использования технических средств. Однако успех проведения вебинара будет во многом зависеть от того, насколько технически оснащены все участники, насколько они владеют информационно-компьютерными технологиями. Если техника работает хорошо, то проблем не возникает. Однако сбои в функционировании техники, возможные ошибки или недостаточное владение навыками пользования веб-ресурсами могут снизить эффективность проведения занятия. Поэтому подготовка к такой форме обучения должна быть особенно тщательной. Доступность вебинаров как онлайн-метода общения не вызывает сомнения. Успех проведения вебинаров во многом зависит от того, насколько преподаватель сумеет заинтересовать студентов. Поэтому онлайн-обучение повышает требования к преподавателю. Эффективность вебинара определяется следующими важнейшими качествами проводящего вебинар преподавателя. Во-первых, преподаватель должен обладать высоким теоретическим уровнем подготовки, глубоким знанием предмета. Во-вторых, важен профессиональный опыт ведения занятий. Эффективность такого обучения зависит не только от методической и научной эрудиции преподавателя, не менее значимым является умение вызвать стойкий интерес и активность студентов во время обсуждения проблем. Поэтому преподаватель должен хорошо ориентироваться, уметь быстро менять тактику ведения вебинара. Важно не только четко сформулировать закон, разъяснить термин, но и вовре мя заметить реакцию студентов, выразить одобрение или, если возникнет необходимость, грамотно поправить их, кратко, но по существу ответить на вопросы и т. д. Во время онлайн-встреч студенты, как правило, чувствуют себя более раскрепощенными, могут задавать больше вопросов и свободнее высказывать свое мнение. Если преподаватель постоянно работает со студентами в системе онлайн, он может быстро создавать сообщения, а студенты так же быстро на них реагировать. В-третьих, для успеха вебинара очень важным является хороший настрой преподавателя и чувство уверенности. Он должен обладать хорошо поставленной речью, поскольку во все времена хороший оратор пользовался большим успехом у слушателей. После занятия лектор может в записи просмотреть свои выступления, увидеть себя со стороны и проанализировать каждое свое слово и жест. Но это смогут сделать и студенты. Поэтому преподавателю следует более тщательно готовиться к такой форме занятия. Интернет в силу своих уникальных возможностей создает комфортную среду жизнедеятельности, дополняющую внутреннее и внешнее пространство личности. Он может выступать как пространство для личностного эксперимента [7]. Участие в вебинаре открывает новые возможности для студентов, но одновременно предъявляет к ним новые требования и повышает уровень ответственности. Многие студенты выражают стремление к участию в научной работе, используя различные формы интернет-среды. Но одно дело – желание студентов, а другое – их возможности. Они привыкли в основном запоминать или делать работу по аналогии. Но думать самостоятельно пока трудно. Поэтому им можно предложить консультации в качестве подготовительного этапа перед участием в вебинарах. Как правило, студенты очень охотно идут на такие консультации. Им нравится что-то создавать, они стремятся к творчеству. Очень важно, чтобы преподаватель развивал в студентах способность мыслить самостоятельно. Это будет хорошей платформой для их будущей научной работы. В последние годы вебинары получают все большее распространение при создании виртуальных научных лабораторий, межвузовских творческих групп, проведении onlineконференций, студенческих научных форумов и других форм научного межвузовского сотрудничества студентов [1]. И предварительная, и последующая работа на вебинаре требует серьезной подготовки преподавателей и студентов. Но она обязательно даст положительные результаты. В свете идей гуманистической психологии и педагогики вебинары открывают новые возможности взаимодействия преподавателя и студентов. Они помогают выстраивать такое сотрудничество, в котором доброжелательное отношение друг к другу стимулирует открытость, желание общаться в процессе познания, самостоятельность мышления, рефлексию [5]. Вебинары в настоящее время являются достаточно новым и в то же время эффективным методом обучения. Непосредственное живое общение лектора с аудиторией вряд ли когда-нибудь уйдет в прошлое. Но вебинары, на наш взгляд, займут важное место в ряду перспективных образовательных технологий в связи с их простотой, экономией времени и большими возможностями развития творческих способностей слушателей [6]. В будущем разнообразные формы вебинаров будут все больше распространяться и совершенствоваться. Вебинары получат масштабное развитие при сетевом образовании в качестве одной из форм функционирования сетевой образовательной платформы [9].
Резюме. Вебинар является наиболее эффективным методом преподавания, направленным на максимальное усвоение студентами той или иной темы, так как он охватывает массу форм воздействия на студентов. Это, в отличие от традиционных форм, аудиосредства: общение в режиме реального времени и размещение различных материалов в виде аудиозаписей. Это и видеосредства: видеоролики и другие материалы из Интернета. Это презентации преподавателя, которые он демонстрирует в интернет-среде. Это обмен сообщениями не только между преподавателем и студентами, но и между самими студентами, и, безусловно, это чат как средство обмена сообщениями в один клик. Вебинар во многом помогает заменить прямое общение преподавателя и обучающегося, так как совершенно исключить педагога как личность из учебного процесса невозможно. Метод работы вебинара мы называем опосредованно-прямым, поскольку такая онлайн-связь через Интернет вполне может рассматриваться как общение тесное, свободное и персональное. Преподаватель фактически находится «здесь» и «лицом к лицу» со студентом. Вебинары дают возможность и видеть, и слышать друг друга даже на довольно большом расстоянии. Перспективным является проведение вебинара с заранее заполненной аудиторией, в которой, как правило, присутствует и второй преподаватель. Он помогает поддерживать порядок и тоже участвует в вебинаре, что является более затратным для вуза, но зато более полезным для студентов. Два преподавателя – это возможность и большего контроля, и более глубоких рассуждений, и активных дискуссий. ЛИТЕРАТУРА 1. Абсалямова С. Г., Мухаметгалиева Ч. Ф., Хуснуллова А. Р. Активизация научно-исследовательской работы студентов как фактор сокращения инновационного разрыва с развитыми странами // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17, № 2–4. – С. 717–721. 2. Калинина С. Д. Вебинар как форма электронного обучения в высшей школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mgimo.ru/files2/2015_05/up70/file_35bb1795d1636570975eeb5ccdccc13d. 3. Лебедкова Н. В., Шушакова А. Н. Формирование ключевых компетенций у студентов через применение ИКТ // Молодой ученый. – 2012. – № 4. – С. 425–427. 4. Начать обучение, теперь. Поиск Академии Хана [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://translate.yandex.ru/translate?srv=yasearch&url=http%3A%2F%2Fwww.khanacademy.org%2F&lang=en-ru&ui=ru. 5. Педагогические технологии дистанционного обучения : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е. С. Полай. – М. : Академия, 2006. – 400 с. 6. Петрова Н. Н., Сидоренко Л. П. Вебинары как эффективный метод online-обучения // Психологопедагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации : сб. науч. тр. – Славянск-на-Кубани, 2015. – С. 83–86. 7. Раицкая Л. К. Оптимизация учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде // Вестник МГИМО-Университета. – 2013. – Вып. 1(28). – С. 18–20. 8. Сахапов Р. Л., Абсалямова С. Г. Новые приоритеты промышленной политики и смена парадигмы инженерного образования // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2015. – № 3. – С. 221–229. 9. Сидоренко Л. П., Петрова Н. Н. Искусство лектора в реальном и виртуальном пространстве // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации : сб. науч. тр. – Славянск-на-Кубани, 2014. – С. 163–167. 10. Учись там, где тебе удобно [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.specialist.ru/center/educationtypes/webinar/tehnologiya-vebinara. 11. Фролов Ю. В. Подготовка и проведение вебинаров : учебно-методическое пособие для преподавателей, студентов и слушателей системы повышения квалификации. – М. : МГПУ, 2011. – 30 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективы использования межпредметных связей в обучении английскому языку
Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы “беспредметен” (И.А. Зимняя): он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэт...
Консультация для родителей в форме он-лайн вебинара, направленная на дистанционное обучение родителей употребления глагола "to be" в Present Simple.
Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребёнок путается в употреблении такого простого и такого сложного глагола "to be", а Вы ничего не можете ему подсказать, приходите на вебинар http://my.we...
Вебинары - современные средства дистанционного обучения
В статье говорится о современном средстве дистанционного обучения, предлагается инструкция для участника вебинара....
ЭССЕ Учителя географии + Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОС в процессе обучения школьников географии
Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОСв процессе обучения школьников географииС. В. Хиль,учитель географииМБОУ «Гимназия № 8», г. Сочи ,Краснодарский край...
Вебинар как способ дистанционного обучения грамматической стороне речи немецкого языка
Общеизвестно, что в наши дни Интернет прочно обосновался в жизни общества и во всех его сферах, в том числе и в образовании. Самой значимой для образования возможностью интернета стало дистанционное о...
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ» (CLIL – CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING) ПРИ СОЗДАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ» (CLIL – CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING) ПРИ СОЗДАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ...
Презентация вебинара " Использование проблемно-диалогического обучения"
Презентация в рамках вебинара " Использование проблемно-диалогического обучения как фактора формирования коммуникативной компетенции"...