ЭССЕ Учителя географии + Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОС в процессе обучения школьников географии
методическая разработка по географии на тему
Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОС
в процессе обучения школьников географии
С. В. Хиль,
учитель географии
МБОУ «Гимназия № 8», г. Сочи ,
Краснодарский край
Что бы достичь успехов в применении новых ФГОС-2 мне кажется нужно встать на место ученика. Чем живет сегодняшний ученик? Наше время очень сильно отличается от того времени, которое было 5-10 лет назад. В любую свободную минуту ученик стремится к играм (на компьютере, телефоне, планшете), чаты, видео просмотры на Youtube… Из всемирной паутины льётся огромный поток информации порой лучшей информации и видео, которые более интересны ученику чем урок географии…
Символом нашей эпохи становится слово – ИНТЕРЕСНО
Конечно, очень трудно с этим тягаться, но тягаться можно и нужно!
В условиях реализации ФГОС ООО к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться [1]. Концепция обновления содержания образования, ставит перед нами задачу формирования личности, ориентированной на саморазвитие, самообразование, самореализацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_goda.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Едва ли есть высшее из наслаждений,
как наслаждение творить.
Н. Гоголь
ЭССЕ
Учителя географии
Хиля Сергея Владимировича
Без творчества нет учителя… Нельзя не согласиться с этой фразой, по моему мнению, точно отражающей суть педагогического труда. Ведь кто он, настоящий учитель? Он творец! Тво-рец! И не только своих уроков, он творец детских душ, постоянно находящийся в поиске того, при помощи чего он сможет свой достаточно тяжелый труд превратить в работу, приносящую радость всем: и ему, учителю, и ученикам. Достоевский сказал: «Творчество неотделимо от человека и составляет с ним целое. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок…» Я думаю, эти слова справедливо можно отнести к учителю…
Как же создается урок творческий, на котором ученики будут не спать, не мечтать и не играть тайком в телефоны?
Как сделать так, чтобы занятие не только вооружало учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, увлеченность, формировало их творческое сознание? Мой ответ – необходимо всегда продумать его структуру и особенно - начало занятия.
Каждый учитель знает, что урок нужно начинать с обозначения целей урока. Но прийти и сказать, например, что сегодня темой нашего урока будет «Мировой океан», это довольно скучно, так что рука ученика, лежащая на клавиатуре телефона, там и останется и, скорей всего, нажмет кнопку, а вот если учителю таинственным голосом, не спеша, начать рассказывать историю «Титаника», потерпевшего крушение в этом самом океане, то внимание учеников останется прикованным к педагогу. А можно еще перед началом урока зайти в класс с запиской в «найденной в море» бутылке (которую 2 часа конструировал дома, украшая водорослями и ракушками) и попросить учеников расшифровать фразу…
Конечно, невозможно каждый раз из кожи лезть, чтобы придумать изюминку «завязки действия», но достаточно часто это получается. И это может быть не только проблемный вопрос, с которого начинается разговор с учащимися, это может быть история или просто даже байка из жизни, это могут быть слова одного из великих или высказывание одного из литературных персонажей.
-А извозчики – то на что ж? – восклицает госпожа Простакова в комедии Фонвизина «Недоросль»…Этот вопрос я задаю детям, и вот уже разворачивается дискуссия, во время которой обсуждается и материал занятия.
Можно и по-другому… Главное, продолжать хотеть испытывать наслаждение творить свой урок и передавать этот свой заряд мальчишкам и девчонкам…
Тут и рукотворные вулканы помогут, и макеты гор, и флюгеры, и осадкомеры… Какие потрясающие вещи делают ребята, готовясь к урокам географии! Главное – похвалить каждого и найти в его работе то, что достойно этой похвалы… Вот где проявляется оно, то самое драгоценное творчество, которое заставляет детей забыть об Интернете и мультфильмах. Он, этот маленький человек, живет своим произведением, а значит, он духовно развивается…
Что еще помогает сделать урок подобным произведению искусства?
Конечно, разнообразные формы урока. Вот, например, уроки – исследования, проблемные уроки, уроки в виде игры, викторины. К сожалению, в наше время довольно узок кругозор у многих школьников, и им трудно на пальцах объяснить, как выглядит какаду, кто такой аборриген, как происходит круговорот воды в природе. И тут уж никуда не деться без тех самых компьютерных технологий, благодаря которым ученик может перенестись и на берег океана, и в пустыню, и подняться на самую высокую вершину. Карта на большом экране! Яркая, четкая, с движущейся по ней стрелкой – что может более наглядно заставить детей представить материал занятия!
Кроме того, мне кажется, использование метапредметных связей только украшает урок, насыщает его, поэтому связь с уроками биологии, химии, физики, истории должна по возможности как можно чаще прослеживаться на уроках географии. И еще… мне нравится превращать детей в писателей, сочиняющих сказки, стихи, загадки о равнинах и горах, морях и океанах, о разных городах и придумывающих рассказы о топографических знаках…А почему бы не писать периодически орфографические диктанты, например, по теме: «Географические названия», а успехами учеников не делиться с учителем русского языка и литературы?
И почему бы не учить на уроках географии ребят умению задавать (правильно!) вопросы, конструируя различные их типы и не предлагать им составлять тестовые задания, но только не к уроку, а, например, к игре эрудитов или телешоу. Такие задания развивают способности понимать, рассуждать, логически аргументировать, находить закономерности в явлениях и изменениях объектов, кроме того, позволяют проверить знания учеников о соотношении между различными предметами, свойствами, знание порядка, алгоритма действий. Самые интересные задания можно потом использовать на уроках – играх …
Между прочим, ребятам нравится готовить доклады на темы, которые еще только предстоит изучать. У них есть возможность проявить самостоятельность, подбирая материал, понимая, что главное требование к работе – это чтобы интересно было всем. Шаблонно, нудно, монотонно – НЕ ПРИНИМАЕТСЯ!!!
А географические КВНы, клубы путешественников, викторины…
А еще на занятиях можно разыгрывать сценки: «Интервью со знаменитыми путешественниками и мореплавателями», «Разговор двух горных вершин» или «Жалобы полезных ископаемых» и другие…
Да, между прочим, я не спеша (так получается!), но все – таки приближаюсь к исполнению своей мечты – провести урок географии на английском языке! И английский учу не только я, но и мои ученики, которые должны будут отвечать на таком уроке – мечте только на английском!
…Говоря о творчестве на уроке, нельзя останавливаться только на его, скажем так, творческой оболочке – интересной форме, видах работы и т.д. Творчество учителя состоит еще и в том, чтобы влиять на своих учеников, формировать их характеры. Ведь, например, рассказывая на уроках об открытиях, сделанных путешественниками, я заставляю ребят задуматься над тем, какие черты характера помогли известным исследователям добиться своей мечты, прийти к цели…Да, география, да, разговор о климате и природных поясах, о полезных ископаемых и реках… Но за всем этим стоит человек, и на моих уроках должен тоже формироваться ЧЕЛОВЕК, творческий, думающий, неравнодушный…
И еще…Я ведь классный руководитель! К тому ж, географ! Ну куда без походов, спортивного ориентирования на местности! Кстати, скоро весна, а значит, меня с учениками ждут потрясающе красивые Агурские водопады. Но это будет не только прогулка по лесу, это будет занятие на воздухе с рассматриванием рельефа местности, горных пород и растений… А что если мне это занятие… не могу писать больше. Пришло оно, вдохновение, и я уже знаю, каким он будет, этот мой необычный урок!
…Ж.Ренар сказал: «Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества» Мне кажется, это про меня…
Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОС
в процессе обучения школьников географии
С. В. Хиль,
учитель географии
МБОУ «Гимназия № 8», г. Сочи ,
Краснодарский край
Что бы достичь успехов в применении новых ФГОС-2 мне кажется нужно встать на место ученика. Чем живет сегодняшний ученик? Наше время очень сильно отличается от того времени, которое было 5-10 лет назад. В любую свободную минуту ученик стремится к играм (на компьютере, телефоне, планшете), чаты, видео просмотры на Youtube… Из всемирной паутины льётся огромный поток информации порой лучшей информации и видео, которые более интересны ученику чем урок географии…
Символом нашей эпохи становится слово – ИНТЕРЕСНО
Конечно, очень трудно с этим тягаться, но тягаться можно и нужно!
В условиях реализации ФГОС ООО к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться [1]. Концепция обновления содержания образования, ставит перед нами задачу формирования личности, ориентированной на саморазвитие, самообразование, самореализацию.
Третий год я участвую в реализации новых образовательных стандартов в обучении географии. За это время стало очевидным, что изменилась роль учителя, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. И если так можно выразится у современного учителя – новая система координат – новое мышление. Это требует не только изменений в соответствии с запросами общества образовательных программ, но и активного применения различных педагогических технологий.
На мой взгляд, проектная деятельность становится столь востребованной в современной школе также благодаря универсальности этой технологии. Выпускник должен научиться:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме [2].
Метод проектов обеспечивает заявленный в Стандарте второго поколения деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать перевод обучающегося в режим саморазвития.
Остановлюсь на тех проектах, которые активно применяю в своей практике.
Практико-ориентированный проект используется мною в урочной деятельности. Данный проект предполагает получение продукта, который можно в дальнейшем использовать в работе. В качестве примера приведу урок-проект «Вехи великих географических открытий». В начале урока выявляется проблема, связанная с трудностью выбора «Какие открытия можно считать самыми главными в открытии и освоении материков?», определяются цели и задачи. Учащимся предлагается решить проблему с помощью проектной работы по созданию «Ленты времени». Работа организуется по группам. Каждая группа исследует главные результаты великих географических открытий. В процессе выполнения заданий составляется лента времени: путешествия каменного века, путешествия морских народов, открытие «Нового Света», пути в Индию, Австралии, Антарктиды.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество учащихся и преподавателя. Учитель выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Таким образом, метод проектов тесно связан с педагогикой сотрудничества. Школьники активно включаются в информационные проекты. Например, при изучении темы «Горные породы» в 6 классе был предложен исследовательский проект по теме «Откуда берутся горные породы и минералы и почему они так разнообразны?» Проект создавался с целью выяснить, откуда берутся горные породы и минералы и причины их разнообразия на Земле. В ходе работы были проведены мини-исследования горных пород различными методами по следующим параметрам: внешние признаки, плотность, твердость. Конечным продуктом стала презентация, по материалам которой прошла защита проекта.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры и предоставляют широкий простор для различных видов деятельности. Такие проекты можно использовать как в урочной, так и во внеклассной работе. Они могут быть коллективными и индивидуальными. Продуктом таких проектов может стать любая творческая работа. Например, при изучении темы «Движения земной коры» в 6 классе с большой мотивацией в изучении данной темы группой учащихся была представлена модель вулкана с имитацией выхода лавы из кратера вулкана и выбросом пепла. Особой популярностью при выборе темы работы у учащихся пользуются «Путешествие к центру Земли», « Загадки мирового океана», «Я оболочка Земли …», «Исследователь тундры». Практическая значимость проектной деятельности состоит в формировании умения представлять свою работу. Поэтому завершающим этапом выполнения проекта является его защита. При защите учащиеся обосновывают причины и актуальность выбранной темы, описывают пути реализации проекта и представляют полученный продукт.
Таким образом, главным результатом проектной деятельности, является развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в работе [3]. Работая над проектом, каждый ученик имеет возможность проявить собственную фантазию. Этот метод позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни.
На примере работы в 5-х классах опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках географии вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем: большой объем информации; неумение работать с информацией; недостаточное количество наглядных пособий; некоторые темы являются достаточно сложными. Теперь каждый урок можно провести по-новому, увлекая детей, представляя информацию более наглядно, разнообразно. Благодаря оснащенности кабинета географии (экран, проектор, Internet) применяю ИКТ [3], которые позволяют мне демонстрировать на уроке: фотографии животных, растений, маршруты великих географических открытий, географическое представление о материках.
С помощью интерактивной доски можно сравнить различные карты, схемы и таблицы, провести электронное тестирование, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы, аудиозаписи «Голоса животных», музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда. Компьютер использую на всех этапах урока:
- этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук);
- этап усвоения новых знаний (презентация темы урока, таблицы, схемы, анимация);
- этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).
Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.
В своей работе я использую различные виды компьютерных программ. Одна из наиболее доступных для применения в работе программ — Microsoft Power Point, ролики на Youtube. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования школьников.
Microsoft Power Point можно также использовать и для тестирования. Тесты позволяют достаточно оперативно выявить уровень знания учащихся.
Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира.
Еще одно из направлений использование ИКТ — использование готовых программных продуктов. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. География» включает тематические уроки, анимированные интерактивные задания. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки, видеофрагменты, занимательные факты. Материал, представленный в доступной форме, способствует развитию познавательного интереса школьников.
Благодаря использованию данного материала по предмету у ребят повысилась мотивация к учению, они с удовольствием выполняют домашнее задание, готовят дополнительные материалы к урокам, активно работают, стараются показать свои знания на уроках.
Но еще большую пользу приносят презентации, которые созданы и прокомментированы самими ребятами. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы. Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимым приобретением. Одна из моих учениц применяет интересный прием, дает конфету за правильный вопрос по презентации, это не только придает интерес к уроку, но также прививает интерес и к предмету.
Показатель динамики достижений школьников — один из основных показателей в оценке образовательных достижений. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием [1]. Наша творческая группа учителей географии (в составе которой я принимал участие) разработала критерии оценивания УУД школьников по 100-бальной системе. Мониторинг провел в 5- классах ( первичный, по итогам I полугодия, по итогам учебного года) и в 6-х классах. К сожалению динамика достижений пока незначительная, но и процесс обучения длится несколько лет.
В результате работы по внедрению ФГОС по географии в 5-6 классах могу сделать определенные выводы:
- концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
- материально-технические возможности школы (использование ИКТ технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;
- много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;
- наблюдая за шестиклассниками, дети стали лучше говорить, легче реагировать на вопросы учителя, вступать в диалог; рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; работать в паре; показывать навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке.
Кроме положительных моментов отмечаю проблемы в реализации новых стандартов:
1.0Слабое обеспечение методическим комплексом.
2.0Работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями. Поскольку не все родители еще готовы сотрудничать с учителем предметником. Необходимо мотивировать и семью школьника в совместной планомерной работе по подготовке к профильному образованию.
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. В успешной реализации цели образования по новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое
отношение к педагогической деятельности [5].
Литература
1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М. Просвещение - 2011г.
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. А. М. Кондаков, Л. П. Кезин. Основная школа. Москва. Просвещение -2011г.
3.К.Н.Поливанов. Проектная деятельность школьников. М.Просвещение – 2011г.
4. О.В.Рыбьякова. Информационные технологии на уроках в школе. Издательство Учитель. Волгоград - 2008г.
5.ФГОС. Каталог статей. [Электронный ресурс]/г.Ржев,2012г.- Режим доступа: http://rzhev-school 8.ucoz.ru/publ/fgos/fgos/vvedenie_fgos_ooo_opyt_problemy_perspektivy/45-1-0-306
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...
ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В СФЕРЕ ПЕРЕРЕХОДА К ФГОС-3 НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КОЛЛЕДЖА СВЯЗИ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.А.ПЕТРОВА
В данном докладе представлен опыт внедрения ФГОС-3 в образовательный процесс в Ставропольском колледже связи. Прослежены не только преимущества внедрения ФГОС-3 как для преподавателей, так и для работ...
"Современный образовательный процесс:опыт,проблемы и перспективы”
ldquo;Современный образовательный процесс:опыт,проблемы и перспективы”. Ежегодный бюллетень.Выпуск3. Материалы республиканской научно-практической конференции. Изд.БИРО.,Уфа-2005. стр.161....
Статья в сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Инклюзивные процессы в образовательных организациях: опыт, проблемы и перспективы". г. Армавир, 2018 г.
Целевая комплексная воспитательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?" для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) учреждений постр...
Мои открытые уроки Опыт внедрении ФГОС нового поколения на уроках географии.
В современном динамично быстро меняющемся мире и информационном пространстве ученику необходимы не столько знания, сколько умение их добывать и умение самостоятельно добытые знания ...
Дистанционное обучение на уроках иностранного языка: опыт, проблемы и перспективы развития.
Аннотация: В данном докладе рассматриваются возможности преподавания ИЯ в рамках дистанционного обучения и эффективность использования современных педагогических технологий.Ключевые слова: дистанционн...
«Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания обучающихся в практике преподавания предметов ОРКСЭ и ОДНКНР»
Тема доклада: «Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания обучающихся в практике преподавания предметов ...