21_10_5класс_общество_труд и творчество
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
21_10_5класс_общество_труд и творчество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21_10_5klass_obshchestvo_trud_i_tvorchestvo.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
урок обществознание
класс 5
тема: «Труд и творчество»
Цель урока: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности, познакомить с практическими видами творчества.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать представления о роли труда в жизни человека;
- сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;
- дать учащимся 5 класса понятие «творчество», познакомить с сущностью человеческой деятельности в процессе творчества.
Развивающие:
- развить творческие способности, фантазию и воображение;
- способствовать развитию художественного вкуса учащихся;
- научить обобщать полученные знания по теме;
- способствовать развитию коммуникативных навыков работы;
- формировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.
Воспитательные:
- воспитать культуру взаимоотношений, поведения, общения, здорового образа жизни, культуры умственного труда, управления своей деятельностью;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- выработать активную жизненную позицию;
- воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.
Формируемые в ходе урока УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: проектор, компьютер.
1.Расширить представления уч-ся о творчестве, как одном из видов трудовой деятельности.
2.Содействовать расширению кругозора уч-ся через изучение информации о творческих
достижениях мастеров прошлого и настоящего.
3.Способствовать воспитанию уважения к истинным мастерам, создающим своим трудом материальные и духовные ценности.
УУД.
Личностные:- формирование готовности к саморазвитию.
Регулятивные:- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов.
Познавательные:- анализировать, обобщать, имеющиеся данные, соотносить их к собственным опытом и знаниями.
Коммуникативные:- развивать коммуникативные умения учащихся, связанные с работой в группе, публичным выступлением.
Основные понятия: Палех, Жостово, Павловский посад, Дулево, Гжель.
Межпредметные связи: при изучении данной темой необходимо опираться на знания учащихся по таким предметом, как история, технология и изобразительное искусство.
Ресурсы: компьютер, экран, проектор, доска, диск по обществознанию, презентации учащихся по мастерам народного творчества.
Форма урока- фронтальная
№ | Ход урока: |
I. | Организационный момент. -Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы изучили тему «труд – основа жизни». Мы говорили о важности труда, о том, что дает человеку труд. Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный ком». Сейчас каждый из вас будет называть одно слово- то, что дает труд. Вы слушаете очень внимательно, потому что каждый последующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое. Начну я. Радость… |
II. | Введение в тему урока. Определение целей и задач урока. - Итак, у нас с вами получился огромный снежный ком с тем, что дает нам труд, и я от всей души каждому из вас желаю, чтобы у вас в будущем было все то, что вы здесь написали. - Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: ДУРТ И ОВТСЕЧРОВТ. -Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? (труд и творчество) Как догадались? -Вот теперь запишите тему урока в тетрадь. -Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план. 1. Что такое творчество? 2. Чем отличается труд человека от «труда» животных? 3. Кто такие мастер и ремесленник? 4. Творчество в искусстве. |
III. 1. | Изучение новой темы. - Итак, ребята, что же такое творчество? - Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете) - Используя эти способы, три ученика постараются найти нужную нам информацию. Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным. Творчество- это… 1. выражение своих эмоций и чувств. 2. деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. 3. деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. 4. процесс радостного, позитивного познания жизни. Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика. |
2. | В чем отличие труда человека от труда животных (работа в группах)? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю выполнить вам небольшое задание. Работать будем по группам (по 3 человека). Задание: найдите в тексте учебника, в чем отличие труда человека от труда животных (стр.81). Вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос. Ответы написать на доске. Различия: «Труд» животных: -животные не могут думать, как они будут работать; - инстинкт -не ставят цель при работе; - нет цели -какие орудия труда они будут использовать; - не использует средств труда -не умеют планировать работу; - не планируют - определить, сколько времени понадобиться на выполнение работы – не задумываются о сроках, времени. Вывод: этому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать. А что характерно для труда человека? - планирование; - создаёт новые машины и механизмы; - совершенствует всё вокруг себя. Какова цель деятельности человека? Удовлетворение своих потребностей. Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе. |
3. | Самостоятельная работа по учебнику. Найдите в тексте учебника на стр. 83 и запишите в тетради значение новых слов: ремесло, ремесленник, мастер. Ремесло – это деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. Ремесленник - человек, владеющий ремеслом, умеющий делать полезные вещи. Мастер — человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные. (записываем в тетрадь) Кого мы можем назвать людьми творческих профессий? - писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов. Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. Хотя творчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец. |
4. | Физкультминутка. Игра «Товары и услуги» Я называю слова, если это товар - нужно сделать наклон вперед, если услуга- присесть, руки вперед. (Товар-продукт, произведенный на продажу. Услуга-действие, приносящее пользу другому.) Стрижка в парикмахерской (у), тетрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба( у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т). |
Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок. В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом. Издавна человечество знало такие ремёсла, как:
и многие другие. | |
5. | Фильм «Чем пахнут ремёсла?» (Презентация) |
6. | Работа по учебнику. Откройте стр.87 прочитайте историю строительства церкви на острове Кижи и скажите какое впечатление произвело на вас прочитанное? - Ответы учащихся. |
7. | Подведение итогов урока. Подведя итог нашему уроку, каждый ряд составит синквеин со словом творчество. (Группы по очереди читают полученные стихи). |
8. | Рефлексия. - Наш урок подходит к концу. Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё- то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы- на средней, если ничего не понятно- на последней. Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой? |
9. | Домашнее задание: стр.89, зад. 1 ряд - №2,2 ряд - №4, 3ряд - №5 И завершить урок мне хотелось бы словами Константина Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»
Учреждения дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....
интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"
интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.
Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...
Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".
Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы в старших классах....
25_01_5класс_общество_труд и творчество
25_01_5класс_общество_труд и творчество...