Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 кл
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 6-7 классов, 35 учебных занятий, 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativnogo_kursa_osnovy_proektnoy_deyatelnosti.docx | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО учителей истории и обществознания. протокол № 1 от «29» августа 2017 г. | ПРИНЯТО: на заседании АНМС Протокол №1 От «30» августа 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ МО г.Нягань «СОШ№4» __________________ И.В.Гайнулова Приказ № 422 от «30» августа 2017 г. |
Рабочая
программа
факультатива «Основы проектной деятельности»
для 6Б класса
Учитель: Юркина Н.П.
2017-2018учебный год
Календарно-тематическое планирование модуля «Моя лаборатория» – 6 класс
№ | Тема занятия | Содержание |
| Дата проведения | ||
План | Факт | |||||
Введение (2 ч) | ||||||
1 | Моя лаборатория | Оборудование юного исследователя (лупа, микроскоп, секундомер, компас, пробирки, линейка, диск Секки, термометр и т.п.) | ||||
2 | Презентация работ | Выставка учебных исследовательских и творческих работ. Анализ тематики исследований, оппонирование результатов. ПР1 | ||||
Азбука учебного исследования (2 ч) | ||||||
3 | Учебное исследование | Учебное и научное исследование, их различия и сходство. Предмет, объект, методы исследования. | Выбор объекта и предмета исследования | |||
4 | Алгоритм деятельности юного исследователя | Диагностика и самодиагностика оценки опыта творческой деятельности. ПР2 | ||||
Выбор темы исследования (2 ч) | ||||||
| Проблема исследования | Проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос. Целеполагание и мотивация. Требования к постановке целей исследования (реалистичность, ранжируемость, диагностируемость) | ||||
| Выбор темы исследования | Актуальность выбора проблемы исследования. Поиск противоречия, формулировка темы исследования. Групповая дискуссия. | ||||
Поиск и способы первичной обработки информации (8 ч) | ||||||
| Источники информации | Литературные источники, архивные данные, устные и рукописные источники. Интернет. | Подбор источников по теме исследования | |||
| Способы текстовой организации информации | Картотека (каталог), план, тезис, конспект. | Конспект выбранной статьи, план, тезисы | |||
| Работа с каталогами | Работа с алфавитным и систематическим каталогами. Аннотация перечня литературы. | Составление аннотации | |||
| Список источников | Правила оформления списка источников. Обзор литературы. | Написание обзо-ра литературы по теме | |||
| Дополнительные источники | Поиск дополнительных источников информации, в том числе на электронных носителях. Верификация данных | Найти несколько сайтов по теме | |||
| Графическое представление информации | Логические опорные сигналы, картосхемы, диаграммы, графики, таблицы, графы. ПР4 | Генеалогическое дерево семьи | |||
| Компьютерное представление данных | Компьютерные презентации, web-сайты, электронные таблицы, публикации, документы. | Подобрать фотографии | |||
| Компьютерная презентация «Моя семья» | Размещение текстовых и графических данных на слайдах. Работа со сканером и цифровым фотоаппаратом. | ||||
Методы учебного исследования (6 ч) | ||||||
| Теоретические методы исследования | Методы учебного исследования, классификация. Теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, моделирование, индукция, дедукция) | ||||
| Эмпирические методы исследования | Эмпирические методы исследования (эксперимент, наблюдение, опрос, тест, рейтинг, работа с документами, зарисовка, фото, видео). Виды эксперимента: естественный (полевой) и лабораторный. | ||||
17 | Применение теоретических методов | Применение теоретических методов при работе с источниками информации по теме исследования (работа в парах, проблемных группах). ПР5 | ||||
18 | Применение эмпирических методов | Применение эмпирических методов по теме исследования (исследование общественного мнения) |
| |||
19 | Применение эмпирических методов | Применение эмпирических методов по теме исследования (наблюдение, эксперимент). ПР6 | ||||
20 | Обработка результатов | Представление статистических данных в графической форме | ||||
Разработка темы исследования (8 ч) | ||||||
| Алгоритм учебного исследования | Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы | ||||
| Организация учебного исследования. Планирование | Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов. | ||||
| Организация учебного исследования. Источники | Работа с литературными и другими источниками (архивы, устные) | ||||
|
| Постановка экспериментов, опытов, проведение наблюдений, фиксация результатов.ПР7 | ||||
| Организация учебного исследования. Статистика | Составление анкет, опросников, проведение интервью, референдума, телефонного опроса | ||||
| Оформление результатов исследования | Требования к оформлению результатов исследования. Культура оформления. Дизайн. | ||||
| Организация результатов исследования | Фиксация данных на бумажных и электронных носителях. Фото и видеосъёмка. Аудиозапись. | ||||
|
| Написание отчёта, эссе, ведение дневника наблюдений. Выставка результатов исследований | ||||
Теоретическое обоснование результатов исследования (4 ч) | ||||||
| Научные основы исследования | Роль научного знания в решении проблем исследования. Анализ теоретических положений на основе различных источников информации, обоснование результатов исследования. |
| |||
|
| Соответствие гипотезе, формулировка и аргументация выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования | ||||
|
| Формирование приложения к исследовательской работе. Структурирование данных, систематизация, методики. | ||||
|
|
| ||||
Презентация результатов исследования (3 ч) | ||||||
33 | Презентация | Презентация, её виды, компьютерная презентация. Требования к презентации. Рецензия. |
| |||
|
| Публичное выступление по результатам исследования. ПР9 | ||||
|
| Оценка деятельности группы и отдельных учащихся. |
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД) составлена на основе Программ учебных модулей«Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы) пособия «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2012). Согласно базисному учебному плану школы, курс ОПД входит в школьный компонент.
Общая характеристика учебного предмета
Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). Образовательное учреждение может выбирать модули и планировать последовательность их предъявления учащимся в зависимости от сложившейся образовательной ситуации.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
Учащиеся 5, 6, 7 классов должны уметь различать (но еще не реализовывать самостоятельно) разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.
Содержание модулей
В содержании модулей наблюдается цикличность изучения этапов исследования, но глубина проработки тем увеличивается от 5 класса к 7 классу.
Модуль «Первые шаги» – 5 класс решает задачу приобщения пятиклассников к общественной жизни своей местности, классного коллектива. В основе занятий – наблюдения, элементы исследования, полезные практические дела. Итогом изучения первого модуля является выявление и формирование устойчивых мотивов, интересов и потребностей школьников в жизненном самоопределении.
Модуль «Моя лаборатория» – 6 класс формирует аналитические умения и навыки по широкому спектру вопросов, которые значимы для самих учащихся и территории проживания, требуют своего решения. Школьники на основе комплексного применения полученных знаний на практике получают общее представление об алгоритме учебного исследования. Итогом данного этапа изучения курса должно стать ясное понимание избранной проблемы (подтемы) исследования, над которой будет работать ученик индивидуально и в команде с учётом возрастных особенностей.
Модуль третий «Мы творим и создаём» – 7 класс систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию, выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главной задачей этого этапа деятельности является разработка собственного варианта решения проблемы. Итогом должна стать программа действий, разработка варианта реализации программы с элементами моделирования принятия позитивного решения исследуемой проблемы. В этих целях возможны самые различные акции учащихся: письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, СМИ, общественные организации; личное практическое участие путём проведения КТД по обустройству территории, оказанию помощи престарелым жителям). Практические результаты должны иметь социально значимую направленность.
Тематическое планирование
№ темы | Название темы | Количество занятий | |
1 | Введение | 2 часа | |
2 | Азбука учебного исследования | 2 часа | |
3 | Выбор темы исследования | 2 часа | |
4 | Поиск и способы первичной обработки информации | 8 часов | |
5 | Методы учебного исследования | 6 часов | |
6 | Разработка темы исследования | 8 часов | |
7 | Теоретическое обоснование результатов исследования | 4 часа | |
8 | Презентация результатов исследования | 3 часа | |
Всего: | 35 часов |
Список литературы
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2017. – 224 с.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2010. – 176 с.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2010. – 80 с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2014. 80 с. (Методическая библиотека).
- Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2016.
Электронные пособия
- Intel. Обучение для будущего. – Intel, 2015.
- Join Multimedia 2016. Winning projects. – Siemens AG, 2016.
- Join Multimedia 2017. Winning projects. – Siemens AG, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Программа факультативных занятий для учащихся 7,8 классов «Практикум по физической культуре «Фартлек»
Проблема ведения здорового образа и стиля жизни тесно связана с системой воспитания в школе, семье и в конкретном социуме. Факультативные занятия «Практикум по физической культуре «Фартлек» позволят...
Программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов
Программа факультативных занятий "За здоровый образ жизни". Рекомендовано для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида»....
Рабочая программа факультативного занятия по физике для учащихся 6 класса
Тематическое планирование факультативного занятия по физике для учащихся 6 класса " Введение в курс физики". Программа расчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Содержит теоретический материал и эк...
Программа факультативных занятий для учащихся восьмых классов специальных (коррекционных) школ VIII вида «Будем беречь здоровье»
В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. Врачи конс...
Программа факультативных занятий для учащихся 5-х классов "Моя социализация"
курс занятий для учащихся 5-х классов, направленный на успешную социализацию в обществе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОММИКСАХ» для учащихся 3 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОММИКСАХ» для учащихся 3 классов...