Рабочая программа факультативного занятия по физике для учащихся 6 класса
календарно-тематическое планирование по физике (6 класс) на тему
Тематическое планирование факультативного занятия по физике для учащихся 6 класса " Введение в курс физики". Программа расчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Содержит теоретический материал и экспериментальные задания по темам: " Введение", " Первоначальные сведения о строении вещества", " Взаимодействие тел".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnoe_zanyatie_po_fizike_dlya_uchashchikhsya_6_klassa.rar | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт
рабочей программы
Тип программы программа основного общего образования
Статус программы: рабочая программа факультативного курса « Введение в курс физики для учащихся 6 классов».
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ «СОШ № 3» программа определяет приоритеты в содержании общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ «СОШ № 3» программа является основанием для определения качества реализации общего среднего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 6-х классов МБОУ « СОШ № 3»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 35 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Введение в курс физики для учащихся 6 классов» предназначена для учащихся 6 классов, рассчитана на 35 часов. В курсе используется технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, позволяющие продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными. Содержание курса направлено на формирование интереса к учебному исследованию. Факультативный курс позволяет применить на практике те навыки которые у учащихся уже сформированы в 5 классе: совместная работа в группе по обсуждению проблем; самостоятельное планирование деятельности; разработка способов оценки деятельности, рефлексия. Результаты обучения школьников и оценка определяются по анкетам и отчетам. Актуальность данного курса заключается в следующем: формирование исследовательских умений поддерживает фундаментальность образования, а формирование проектных умений позволяет быть образованию современным, адаптировать школьников к быстро меняющимся изменениям в окружающем мире. Такой опыт обеспечит их дальнейшее профессиональное участие в научной или технической деятельности, связанной с физикой.
Основные формы занятий: лекции, семинары, практическая, проектная и исследовательская деятельность.
Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи курса:
- ввести в курс предмета физика;
- выявить способных учащихся и вовлечь их в исследовательскую и проектную деятельность;
- развивать познавательную активность и самостоятельность;
- развить интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности
учащихся.
Ожидаемые результаты
По окончании курса учащиеся должны знать:
- что изучает физика;
- методы изучения природы;
- что такое физическая величина и как ее измерить;
- овладеть навыками исследовательской деятельности;
Учащиеся должны уметь
- описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
- проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
- проводить измерения с помощью различных приборов;
- выполнять инструкции по технике безопасности;
- оформлять результаты исследования.
При изучении предмета у учащихся формируются такие компетенции как:
коммуникативная – ученик стремится быть понятым; социальная – ученику нравится работать в группе, занимая определенное положение в ней; предметная – проявление интереса и способностей в физике; исследовательская – уметь наблюдать, измерять, проводить эксперимент, строить эмпирические зависимости, индуктивные рассуждения и модели; информационная – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
автономизационная – быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению,самообразованию.
Примерное тематическое планирование учебного материала
Название разделов и тем курса | Лекции | Практ. занятия | Всего | |
Введение (13 часов) | 13 | |||
1. | Природа и человечество. Физика. | 1 | ||
2. | Астрономия-наука о небесных телах. | 1 | ||
3. | Научные методы изучения природы. | |||
4. | Эксперимент-метод установления и проверки физических законов. | 1 | ||
5. | Физическая теория. | 1 | ||
6. | Физические величины и их измерения. | 1 | ||
7. | Метрическая система мер. | 1 | ||
8. | Точность измерений и вычислений. | 1 | ||
9. | Определение цены деления прибора. | 1 | ||
10. | Запись больших и малых чисел. Знакомство с приставками. | 1 | ||
11. | Измерение объема тел правильной формы с помощью линейки. | 1 | ||
12. | Измерение объема тел с помощью мензурки. | 1 | ||
13. | Измерение площади ладони и стопы. | 1 | ||
Первоначальные сведения о строении вещества. | 5 | |||
14. | Строение веществ. Молекула. | 1 | ||
15/16. | Явление диффузии. Зависимость скорости протекания диффузии от температуры тела. | 1 | 1 | |
17. | Три состояния вещества. | 1 | ||
18. | Игра « Смотр знаний» | 1 | ||
Взаимодействие тел. | 12 | |||
19. | Механическое движение. | 1 | ||
20. | Скорость движения. | 1 | ||
21. | Измерение времени движения. Расчет пути и скорости движения. | 1 | ||
22. | Инерция. | 1 | ||
23. | Масса тела. | 1 | ||
24. | Работа с рычажными весами. Измерение массы тела. | 1 | ||
25. | Плотность вещества. | 1 | ||
26. | Определение плотности различных веществ лабораторным способом. | 1 | ||
27. | Сила. Виды сил. | 1 | ||
28. | Работа с динамометром. | 1 | ||
29. | Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 | ||
30. | Момент силы. Проверка правила моментов. | 1 | ||
Погрешности измерений | 3 | |||
31. | Понятие о погрешности измерений | 1 | ||
32/33. | Расчет погрешностей в исследовательской работе. Формулирование основных выводов. | 1 | 1 | |
Практическое использование физических знаний | 2 | |||
34. | Физика и игрушка. | 1 | ||
35. | Игра « Физико-математический КВН» | 1 | ||
Итого часов | 18 | 17 | 35 |
Содержание обучения.
1.Введение (13 часов).
Природа и человечество. Физика. Астрономия-наука о небесных телах. Научные методы изучения природы. Эксперимент-метод установления и проверки физических законов. Физическая теория. Физические величины и их измерения. Метрическая система мер. Точность измерений и вычислений. Запись больших и малых чисел. Знакомство с приставками.
Лабораторные работы:
Определение цены деления прибора.
Измерение объема тел правильной формы с помощью линейки.
Измерение объема тел с помощью мензурки.
Измерение площади ладони и стопы.
2. Первоначальные сведения о строении вещества. ( 5 часов)
Строение веществ. Молекула. Явление диффузии. Три состояния вещества.
Лабораторные работы:
Зависимость скорости протекания диффузии от температуры тела.
3. Взаимодействие тел. ( 12 часов).
Механическое движение. Скорость движения. Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Виды сил. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.
Лабораторные работы:
Измерение времени движения. Расчет пути и скорости движения.
Работа с рычажными весами. Измерение массы тела.
Определение плотности различных веществ лабораторным способом.
Работа с динамометром.
Проверка правила моментов.
Погрешности измерений ( 3 часа).
Понятие о погрешности измерений. Расчет погрешностей в исследовательской работе. Формулирование основных выводов.
Практическое использование физических знаний ( 2 часа).
Игра « Физико-математический КВН». Физика и игрушка.
Литература:
1. Учебник по физике для учащихся 7 класса автор А.В. Перышкин, Москва, Дрофа,2011 г.
2. Физика и астрономия.
3. Книга для чтения по физике.
4. Физика-юным.
5. Беседы по физике.
6. Хрестоматия по физике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...
Программа факультативных занятий по физике в медико-биологическом 10 классе
В программе указаны цели и задачи курса, представлено тематическое планирование и список литературы....
Программа факультативных занятий по физике в медико-биологическом 11 классе
В программе указаны цели и задачи курса, представлено тематическое планирование и список литературы....
Рабочая программа факультативных занятий по психологии в 5 классе
Переход ребенка из начальной школы в среднее звено - это нелегкий этап в жизни любого школьника. "Трудности роста" связаны с абсолютно иной организационной структурой построения учебного процесса. эти...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОММИКСАХ» для учащихся 3 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОММИКСАХ» для учащихся 3 классов...
Программа факультативного курса по физике для учащихся 10-11 классов «ФИЗИКА. ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ»
Цель курса: помочь учащимся готовиться к итоговой аттестации, контролировать уровень подготовки по основным разделам курса физики...