Метапредмет как точка опоры развития личности
статья
Опыт ценнее тысячи мнений, рождённых воображением. М.В. Ломоносов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmet_kak_tochka_opory.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метапредмет как точка опоры развития личности»
Исключительная динамичность современного общества требует непрерывного повышения образовательного уровня. Готовы ли наши выпускники к этому? Что должно стать основой их успешной самореализации? Эти вопросы волнуют современное учительство.
Учитель сталкивается с определёнными трудностями. Выбрав тот или иной профиль образования, наши социально адаптированные ученики, «ненужные» им для поступления в вуз уроки просто отбывают. Другие, ловко держа под партой телефон, только делают вид, что внимательно слушают и выполняют задания.
Я хочу, чтобы каждый мой ученик в этой жизни состоялся. Многие видят эту цель, но как её достигнуть?
Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения, нацеливают так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик обрёл смысл и мотив своего пребывания на уроке.
При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Особое место, на мой взгляд, занимают метапредметные результаты.
Учёные Н.В. Громыко и М.В. Половкова предлагают новую образовательную форму – метапредмет, которая выстраивается поверх традидиционных предметов. В её основе - интеграция учебного материала. Ученик, работая с разным материалом, осваивает сходные приёмы: анализ, синтез, схематизацию, проблематизацию и другие. Если он владеет этими приёмами, то у него исчезает проблема с заучиванием больших объёмов информации. Но, метапредметы пока преподаются на экспериментальных площадках. Как же достичь максимального результата в обычной школе?
Профессор Е.С. Полат , в своих работах, высоко оценивала метод проектов, применение которого, способствует развитию универсальных умений или метапредметных.
Таким образом, современная ситуация в теории и практике образования обусловила выбор темы педагогического проекта.
Цель проекта – разработать систему развития метапредметных умений через организацию проектной деятельности обучающихся.
Задачи проекта:
- изучить опыт учёных и педагогов по выбранной теме;
- раскрыть и реализовать на практике возможности метода проектов;
- разработать программу развития метапредметных умений и навыков;
- разработать методику диагностики сформированности метапредметных умений и навыков;
- повысить мотивацию образования обучающихся.
Объект проекта – применение в учебном процессе метода проектов.
Предмет проекта – развитие метапредметных умений обучающихся.
Гипотеза проекта – если включить в процесс обучения проектную деятельность, то создание практико – ориентированных ситуаций позволит сформировать метапредметные умения и навыки, что повысит качество образования и мотивацию обучения.
Цель проекта достигается через урочную и внеурочную форму работы (кружки, занятия курсов дополнительного образования). Его участники – учащиеся 9-11 классов. Каждый этап проекта рассчитан на один учебный год.
Проект состоит из трех этапов
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня развития метапредметных умений и навыков обучающихся;
- повышение качества знаний, степени обученности по истории;
- участие в предметных олимпиадах, конкурсах и научных конференциях;
- успешное прохождение итоговой аттестации и сдача ЕГЭ выпускниками школы;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления исторического прошлого и настоящего.
В начале работы над проектом, в 9-х классах, была проведена входная диагностика по методу П.И. Третьякова. По результатам диагностического исследования было выявлено, что необходимо продолжить работу в этом направлении.
Цель первого этапа: развитие у девятиклассников умений необходимых для проектирования. На этом этапе особую роль играет умение находить нужную информацию, выделять главное, устанавливать связи. Выбор актуальных и дискуссионных тем, индивидуальный темп работы, определение посильных и интересных задач создаёт положительный эмоциональный настрой на работу. Всё это отражает гуманные идеи сохранности здоровья обучающихся. Проектная деятельность осуществляется под контролем и оценивается учителем.
Это можно сделать при помощи таблицы требований.
Развитие метапредметных умений на более высоком уровне предполагает организацию социальной практики старшеклассников, поэтому необходимо организовать работу в архиве, в музеях, библиотеках . Метод проектов на всех этапах даёт возможность накапливать социальный опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которой зависит дальнейшее интеллектуальное и социальное развития личности.
Например, в ходе изучения истории России 20в., в 9-м классе я предлагаю тему проекта в форме ретропрогнозирования « Каким был бы мой край, если бы не было Октябрьской революции 1917 г.?» (приложение 4). Чтобы решить проблему проекта ребятам необходимо изучить разнообразный архивный материал: статьи газет, отчёты, протоколы заседаний, воспоминания современников, фотоальбомы. Такая практика даёт возможность развивать умения работать с различными источниками информации. Защита проекта проходит как внеклассное мероприятие. Изучив экономический потенциал дореволюционного Николаевска, ученики пришли к выводу о возможном превращении маленького города- в крупный, с развитой перерабатывающей промышленностью. Ведь по количеству и разнообразию промышленных предприятий город Николаевск - превосходил современный Пугачёв.
Цель второго этапа проекта — развитие у обучающихся навыка исследования, как универсального способа освоения действительности.
Способствует достижению этой цели работа исторического кружка « Краевед»
( приложение 5) . На одном из первых занятий кружка ребята составляют памятку « Как работать над исследовательским проектом» (приложение 6), в которой определяют этапы создания такого проекта и его особенности.
Ученикам, защитившим лучшие работы, предоставляется право выступать на школьных конференциях. В старших классах проектная работа превращается в подлинно научное исследование, которое позволяет, например, установить связь между историей семьи и историей Отечества. Целью проекта « Обычные будни необычных людей» стало изучение вклада в историю нашего города
Царёва А.М., прадеда учащейся 10 - го класса. Продуктом проекта стала интересная презентация и научная работа, получившая призовое место на региональной научной конференции « Инициатива молодых» (приложение 7). Промежуточным итогом развития метапредметных умений можно считать работу обучающихся по заполнению листов самооценки. Вывод: значительный % старшеклассников считает, что приобрели исследовательские умения. Самооценка показала, что некоторые не готовы к публичным выступлениям. Результаты самооценки, в основном совпали с оценкой учителя.
Изучая прошлое, мои ученики должны разбираться и в настоящем, чтобы управлять будущем.
Работа на третьем этапе моего педагогического проекта нацелена на закрепление сформированных метапредметных умений через активную работу над интегрированными проектами.
Этот этап имеет свои особенности:
- его участники – выпускники, которые заняты подготовкой к ЕГЭ и поступлением в вузы;
- только часть выпускников мотивирована на получение гуманитарного образования;
- рабочий день старшеклассника составляет 8-10 часов, поэтому особенно актуальны принципы здоровьесбережения;
Предпосылкой создания интегрированных проектов стал положительный опыт педагогов нашей школы в проведении интегрированных уроков (литература и история, биология и история, география и история). Именно интеграция позволяет дать всестороннее, представление об изучаемом предмете или явлении. Она способствует формированию творческого подхода к процессу обучения, как у учителя, так и у учеников, созданию в школе атмосферы сотрудничества.
Рассматривая определенную тему в рамках одного учебного предмета, трудно заинтересовать всех обучающихся одновременно, так как среди них есть и ребята, склонные к изучению предметов естественно - научного цикла. Здесь интеграция оказывает педагогам неоценимую услугу, так как в рамках одной темы равные возможности для самореализации получают ученики со склонностями к различным предметным областям.
С этой целью были выявлены линии сопряжения в различных предметных областях. На практике это выглядело так.
В течение года старшеклассники из разных источников собирают интересный материал на темы, которые актуальны сегодня, например:
- роль нефти в современном мире;
- « Курильский орешек»;
- влияние экологии на международные отношения.
Такая деятельность способствует и формированию личностных результатов: толерантности, гражданской ответственности, понимания окружающей реальности, приоритетности национальных интересов России.
Для того, чтобы ученики могли убедиться в практической значимости подобной работы, возможно, предложить им проанализировать формулировки требований к кандидатам на занятие вакансий.
Вот несколько подобных примеров:
- « умение работать в команде» (Web-мастер);
- «умение индивидуально планировать работы» (референт-администратор);
- « опыт организации и проведения презентаций» (менеджер по работе с общественностью);
- « умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения» (региональный торговый представитель);
- « умение структурировать информацию» (ведущий специалист в банке).
Это и есть метапредметные умения необходимые для успешной самореализации личности.
Использование проектной методики позволило более детально и глубоко изучить отдельные темы курса истории, научить работать с разными источниками информации, обратить внимание учеников на изложение различных точек зрения (версий, оценок, мнений).
Но наряду с успехами нужно отметить и возникшие трудности. Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снижают их творческую активность. Особенно актуальными на современном этапе стали проблемы сохранения здоровья школьников, поэтому необходимо избежать перегрузки. Но, несмотря на отдельные трудности, проектная деятельность реализует своё главное назначение – способствует формированию личностного опыта ребёнка, опыта «быть личностью». Ибо обогащённая ценностным личным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
Организация оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время в лагере с дневным пребыванием «Точка опоры -2015»
Цель проекта: развитие личности участников смены путем вовлечения их в творческую, познавательную и проектную и исследовательскую деятельность....
План-конспект занятия "Точка опоры" клуба "Школа родителей"
Занятие с метафорическими карточками "Диксит". Провожу в кругу. Направлено на профилактику эмоционального выгорания родителей, повышение эмоциональной эффективности. Поиск и усиление в...
Научная статья "В поисках точки опоры: ценности как основа и цель образовательного процесса"
В статье раскрывается значение ценностной составляющей современного образования. Автор на основе современных аксиологических исследований делает вывод о том, что в контексте ФГОС ценности являются осн...
Мастер-класс.Мотивация.Точка опоры.
Разработка мастер-класса является методической помощью для учителей русского языка и литературы.В разработке использованы и материалы коллег из сети Интернет....
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Точка опоры"
Данная программа ориентирована создание условий, способствующих профилактике девиантного поведения подростков, посредством комплексной работы с учащимися «группы риска» 5-7 классов и их ро...
Презентация по физике на тему:«Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»
loz;Простые механизмы◊Виды механизмов◊Рычаги: *Рычаг *Ворот *Блок◊Наклонная плоскость *Клин *Винт◊Условие равновесия рычага◊Применение рычагов...