Профилактическая психолого-педагогическая программа "Точка опоры"
рабочая программа по психологии (5, 6, 7 класс)
Данная программа ориентирована создание условий, способствующих профилактике девиантного поведения подростков, посредством комплексной работы с учащимися «группы риска» 5-7 классов и их родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tochka_opory.docx | 652.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена
- Описание участников программы
- Цель и задачи программы
- Общая характеристика программы (принципы, этапы реализации)
- Предполагаемый результат и критерии оценки эффективности
- Условия реализации программы
- Календарно-тематическое планирование
- Перспективный план
9. Литература
- Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена
Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема девиантного поведения детей, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания).
Система семейного воспитания в последние десятилетия претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей, а также правовых знаний у детей. В результате даже в вполне благополучных семьях часто отсутствуют взаимопонимание между детьми и родителями. Следствием этого является отсутствие превентивной психологической защиты, ценностного барьера у ребенка, препятствующего негативным проявлениям в его поведении.
В свою очередь это может провоцировать социально-психологическую дезадаптацию, основными проявлениями которой будут снижение учебной мотивации, нарушение дисциплины, хроническая неуспеваемость, а также деформация системы ценностей и социальных установок, асоциальное поведение, нарушение норм правил и морали. Среди психологических нарушений у подростков с дезадаптивным поведением отмечают эмоциональную нестабильность, повышенный уровень агрессии, заниженную самооценку, несформированность умений конструктивно решать конфликтные ситуации, замкнутость, отчужденность.
Именно поэтому система профилактической работы должна быть комплексной и включать в себя, как работу с семьей, направленную на выявление причин и профилактику трудностей, возникающих в детско-родительских отношений, так и на работу с подростком, обеспечивающую коррекцию целого ряда личностных структур (мотивационно-потребностную, когнитивную, эмоционально-волевую).
Профилактическая психолого-педагогическая программа «Точка опоры» включает в себя два этих взаимодополняющих направления и предназначена для подростков с дезадаптивными формами поведения, в том числе аддиктивным и делинквентным.
Работа по программе делится на три блока
Первый блок ориентирован на оказание индивидуальной психологической помощи родителям, которая осуществляется в виде беседы, консультации и направлена на гармонизацию детско-родительских отношений.
Второй блок ориентирован на оказание индивидуальной психологической помощи педагогам, которая направлена решение проблемных ситуаций по вопросам обучения, воспитания и взаимодействия в системе «учитель-ученик» и совместную разработку действий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся «группы риска».
Третий блок ориентирован оказание групповой психологической помощи подросткам, которая построена на самоисследовании, осознании собственных чувств, установок и мыслей, способствуя коррекции личностных структур и расширению поведенческого репертуара. Групповая работа ведется по следующим направлениям:
- развитие мотивационно-потребностной сферы (коррекция деформированных мотивов, потребностей, социальных и личностных диспозиций, развитие навыков целеполагания и осознанного выбора);
- развитие когнитивной сферы (осознание подростком собственных мотивов, потребностей, стремлений, отношений, установок своего поведения, эмоционального реагирования, а также степени их адекватности и конструктивности);
- развитие эмоциональной сферы (модификация способа переживания, эмоционального реагирования, восприятия самого себя и своих отношений с другими);
- развитие волевой сферы (обучение навыкам саморегуляции психического состояния; спонтанного расслабления, снятия психофизического напряжения, мышечных зажимов, релаксации через дыхательные упражнения).
- Описание участников программы
Программа предназначена для учащихся 5-7 классов, входящих в «группу риска», и их родителей
Количественный состав групп: оптимальное количество участников – 8 человек.
Эффективность деятельности такой группы определяется не только приемлемой плотностью взаимодействия, но и возможностью контролировать и управлять действиями участников со стороны тренера.
Качественный состав групп: при комплектовании группы учитываются психологические особенности учащихся. В зависимости от этого модифицируется программа тренинга (может быть усилен один из блоков, входящих в программу).
- Цель и задачи программы
Цель: создание условий, способствующих профилактике девиантного поведения подростков, посредством комплексной работы с учащимися «группы риска» и их родителями
Задачи:
- формировать у учащихся осознанную позицию, расширять возможности выбора альтернативных моделей поведения;
- развить у учащихся навыки целеполагания (обучить самостоятельной и осознанной постановке цели, анализу и оценке условий и возможностей при ее достижении, а так же планированию последовательности действий);
- развить у учащихся волевую регуляцию поведения, в том числе умение управлять эмоциональным состоянием, сдерживать негативные импульсы;
- сформировать у учащихся адекватную самооценку и уровень притязаний, соответствующих их реальным возможностям;
- развить у учащихся навыки рефлексии (расширить возможности самопознания, помочь в осознании своих ресурсов и ограничений);
- формировать у учащихся «здоровые» модели образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
- способствовать повышению педагогической культуры родителей;
- оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка
- Общая характеристика программы
Принципы реализации программы
- принцип личностно-ориентированного стиля общения – основан на уважении личности безоценочном отношении;
- принцип дифференцированного подхода - учет индивидуальных особенностей участников программы;
- принцип безопасности – создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных;
- принцип эмоционального комфорта: создание при взаимодействии с участниками программы атмосферы, помогающей им раскрывать свои ресурсы и возможности и адекватно воспринимать обратную связь
Этапы реализации программы
- Подготовительный
- Сбор первичной информации о подростках, стоящих на различных формах учета, в том числе вызывавшихся на Совет Профилактики. Проведение индивидуальных встреч психолога с целью мотивации на дальнейшую продуктивную деятельность.
- Входящая диагностика учащихся
Проведение входящей диагностики подростков с целью изучения личностных особенностей (проективная методика «Несуществующее животное»), оценки уровня самооценки (методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан), оценки уровня тревожности (методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан), изучению внутрисемейных отношений (проективная методика «Рисунок семьи»).
- Основной
Проведение тренинговых занятий, направленных на коррекцию деформированных мотивов и потребностей, развитие позитивного самовосприятия и навыков саморегуляции и эффективной коммуникации.
Проведение индивидуальных консультаций для родителей, направленных на прояснение причин затруднений детско-родительских отношения.
Проведение индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам взаимодействия в системе «учитель-ученик» и решение проблемных ситуаций.
- Итоговая диагностика
Проведение итоговой диагностики подростков с целью изучения личностных особенностей (проективная методика «Несуществующее животное»), оценки уровня самооценки (методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан), оценки уровня тревожности (методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан), изучению внутрисемейных отношений (проективная методика «Рисунок семьи»).
Форма работы – диагностика, тренинговые занятия, индивидуальные консультации.
Количество занятий – 10.
Частота встреч – 1 раза в месяц.
Структурные компоненты занятий
Тренинговые занятия проводятся по следующей структуре:
- приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы;
- разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности;
- основная часть. В этой части тренинга решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность;
- рефлексия занятия. Оценка занятия с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий;
- прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
- Предполагаемый результат и критерии оценки эффективности
- у подростков повышается способность к самопознанию, самоанализу и самоконтролю;
- создаются условия для реализации личностного потенциала подростка
- у подростков повышается толерантность к стрессовым ситуациям
- у подростков формируются установки на здоровый образ жизни;
- повышается психолого-педагогическая компетентность взрослых (родителей, педагогов, классных руководителей).
Средствами формирования служат методы социально-психологического тренинга, дискуссионные занятия, техники арт-терапии и релаксационные упражнения.
Критерии оценки эффективности: расширение поведенческого репертуара подростков (беседа, наблюдение), расширение представлений о способах саморегуляции (беседа, наблюдение), повышение уровня самооценки (методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан), гармонизация детско-родительских отношений (проективная методика «Рисунок семьи»)
6. Условия реализации программы
Программа рассчитана на 3 учебных года (всего 30 занятий).
Первый год обучения включает в себя 2 блока: «Самопознание и рефлексия», «Учимся сотрудничеству».
Второй год обучения включает в себя 2 блока: «Мир эмоций», «Проблемы можно решать»
Третий год обучения включает в себя 2 блока: «Саморегуляция и целеполагание», «Основы здорового образа жизни»
Цикл занятий одного учебного года рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой один раза в месяц. Время занятия: 45 минут. В каждой группе 6-8 человек.
- Календарно-тематическое планирование
I год обучения
№ | Название | Количество часов | Содержание | Используемые приемы и упражнения | |
1. | Знакомство | 1 | Цель и задачи курса Правила групповой работы. Ожидания участников группы | Ритуал приветствия Правила работы в группе Испорченный телефон Я тебя не понимаю Групповая дискуссия «Наши ожидания» Рефлексия Ритуал прощания | |
Блок «Самопознание и рефлексия» | |||||
2. | Мое имя | 1 | Развитие навыков самопознания и рефлексии, актуализация положительного образа «Я» | Ритуал приветствия Снежный ком Все мои Я Автобиография имени Рефлексия Ритуал прощания | |
3. | Кто я? | 1 | Прояснение Я-концепции Анализ психологических характеристик своих и окружающих людей | Ритуал приветствия Кто я? Притча «Ворона и павлин» Расскажи обо мне Медитативная техника «Дерево» Рефлексия Ритуал прощания | |
4. | Точка опоры | 1 | Помощь в раскрытии своих сильных сторон Актуализация личностных ресурсов | Ритуал приветствия Скажу откровенно Точка опоры Сильные стороны Проективный рисунок «Я такой, как есть – я такой, каким хочу быть» Рефлексия Ритуал прощания | |
5. | Чувство собственного достоинства | 1 | Укрепление самооценки Получение позитивной обратной связи | Ритуал приветствия Пожелания Мои достоинства. Обратная связь. Самый-самый Скульптура Рефлексия Ритуал прощания | |
Блок «Учимся сотрудничеству» | |||||
6. | Понимаем друг друга без слов | 1 | Развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков Сплочение группы | Ритуал приветствия Повороты Договоримся? Такие вот вопросы Переправа Рефлексия Ритуал прощания | |
7. | Просьба | 1 | Как правильно высказать просьбу Упрочение уверенности в себе | Ритуал приветствия Новый способ Список прав Пирог с начинкой Свободный микрофон Рефлексия Ритуал прощания | |
8. | Я в ситуации конфликта | 1 | Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях Эффективная коммуникация | Ритуал приветствия Чемпионат борьбы на пальцах Вавилонская башня Сглаживание конфликтов Встреча на мосту Рефлексия Ритуал прощания | |
9. | Учимся сотрудничеству | 1 | Отработка навыков работы команде | Ритуал приветствия Коллективный счет Небоскреб Трио Конфета в бутылке Рефлексия Ритуал прощания | |
10. | Итоговое занятия | 1 | Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации. | Ритуал приветствия Я также, как и ты Что изменилось? Чемодан в дорогу Рефлексия Ритуал прощания | |
ИТОГО: 10 часов |
II год обучения
№ | Название | Количество часов | Содержание | Используемые приемы и упражнения |
1. | Вводное занятия | 1 | Правила групповой работы Ожидания участников группы | Ритуал приветствия Ожидания участников группы Игры на сплочение Рефлексия Ритуал прощания |
Блок «Мир эмоций» | ||||
2. | Эмоции и чувства | 1 | Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере
Умение выражать свое эмоциональное состояние | Ритуал приветствия Пальцы Имена чувств Зеркало О пользе и вреде эмоций Рефлексия Ритуал прощания |
3. | Обида | 1 | Как справиться с обидой Формирование адекватной самооценки | Ритуал приветствия Антоним Детские обиды Обиженный человек Копилка обид Рефлексия Ритуал прощания |
4. | Злость | 1 | Как безопасно выражать злость Гармонизация эмоционального состояния | Ритуал приветствия Эмоциональный градусник Камешек в ботинке Рассерженные шарики Медитативная техника «Вверх по радуге» Рефлексия Ритуал прощания |
5. | Как справиться с плохим настроением | 1 | Преодоление чувства тревоги Гармонизация эмоционального состояния | Ритуал приветствия Какого я цвета Твое настроение Чувствую себя хорошо Аукцион Расслабляемся Рефлексия Ритуал прощания |
Блок «Позитивное самовосприятие» | ||||
6. | Полюбить себя | 1 | Развитие уверенности в себе Закрепление благоприятного отношения к себе | Ритуал приветствия Бип Не могу полюбить себя Встаньте перед зеркалом Я в лучах солнца Гимн себе Рефлексия Ритуал прощания |
7. | Самоуважение и самоодобрение | 1 | Развитие представлений о своих положительных качествах Укрепление самооценки | Ритуал приветствия Приветственная фраза Автопилот Самоодобрение Формула успеха Я ценю себя Рефлексия Ритуал прощания |
8. | Звездная карта моей жизни | 1 | Укрепление устойчивого Я Развитие позитивных представлений о себе | Ритуал приветствия Ты меня уважаешь? Моя вселенная Медитативная техника «Дом моей души» Рефлексия Ритуал прощания |
9. | Я умею, я могу | 1 | Развитие представлений о своих положительных качествах Формирование позитивного образа Я | Ритуал приветствия Спонтанная сказка Я умею, я могу Мои сильные стороны Рисуночная техника «Самый лучший» Рефлексия Ритуал прощания |
10 | Возможности и ресурсы, или что я могу взять с собой в дорогу | 1 | Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации | Ритуал приветствия Сундучок счастливых воспоминаний Путешествие Рисуночная техника «Я беру с собой» Рефлексия Ритуал прощания |
ИТОГО: 10 часов |
III год обучения
№ | Название | Количество часов | Содержание | Используемые приемы и упражнения |
1. | Вводное занятия | 1 | Правила групповой работы Ожидания участников группы | Ритуал приветствия Ожидания участников группы Игры на сплочение Рефлексия Ритуал прощания |
Блок «Саморегуляция и целеполагание» | ||||
2. | Мои проблемы | 1 | Проблемы и поиск решения Преодоление трудностей | Ритуал приветствия Проблемы Преодоление Крокодил Победи своего дракона Рефлексия Ритуал прощания |
3. | Как достичь цели | 1 | Как достичь цели Преодоление препятствий на пути к достижению цели | Ритуал приветствия Бегущие огни По секрету Шаги к цели Важность планирования Именинный пирог Рефлексия Ритуал прощания |
4. | Я поле конфликта | 1 | Как ставить цель Преодоление препятствий | Ритуал приветствия Датский бокс Теоретический блок «Способы выхода из конфликтной ситуации» Ковер мира Сладкая проблема Веселая гусеница Рефлексия Ритуал прощания |
5. | Конфликт внутри тебя | 1 | Внутренние противоречия Обретение внутреннего равновесия | Ритуал приветствия Дотронься до Хочу-могу Теоретический блок Скелет шкафу Мои ресурсы Рефлексия Ритуал прощания |
Блок «Основы здорового образа жизни» | ||||
6. | Время быть здоровым | 1 | Физическое и психологическое здоровье Что оказывает влияние на здоровье | Ритуал приветствия Ассоциации Теоретический блок: «Физическое и психологическое здоровье» Модель здорового человека Стена вредных привычек Притча «Все в твоих руках» Рефлексия Ритуал прощания |
7. | Знакомство с привычками | 1 | Вредные и полезные привычки Что оказывает негативное влияние на здоровье | Ритуал приветствия Я также, как и ты Теоретический блок: «Вредные и полезные привычки» Страна привычек Дебаты «Привычки и здоровый образ жизни Рефлексия Ритуал прощания |
8. | Скажи сигаретам алкоголю нет | 1 | Отработка навыков эффективной коммуникации | Ритуал приветствия Снежный ком Табу Моделирование ситуаций Создание коллажа «Мы за здоровый образ жизни» Рефлексия Ритуал прощания |
9. | Я хозяин своей жизни | 1 | Ответственность за свою жизнь
| Ритуал приветствия Я-высказывания Список удовольствий Прошлое, настоящее, будущее Рисуночная техника «Я выбираю жизнь» Рефлексия Ритуал прощания |
10 | В новый путь (подведение итогов работы по программе) | 1 | Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации | Ритуал приветствия Каким я вижу себя Что изменилось? Чемодан в дорогу Создание коллажа «Наша группа» Рефлексия Ритуал прощания |
ИТОГО: 10 часов |
- Перспективный план на год
Месяц | Мероприятие | Цель | Количество занятий |
Сентябрь | Сбор первичной информации о подростках, стоящих на разных видах учета, в том числе вызывавшихся на Совет Профилактики. | формирование тренинговой группы | |
Диагностика | получение результатов входящей диагностики | ||
Вводное занятие | Ознакомление с программой занятий, обсуждение правил работы в группе, знакомство | 1 | |
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь | Проведение тренинговых занятий. Блок «Самопознание и рефлексия»/ «Мир эмоций»/ «Саморегуляция и целеполагание» | Развитие навыков самопознания и рефлексии/актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере/развитие навыков целеполагания и саморегуляции | 4 |
Февраль Март Апрель Май | Проведение тренинговых занятий. Блок «Учимся сотрудничать»/ «Позитивное самовосприятие»/ «Основы здорового образа жизни» | Развитие навыков эффективного взаимодействия, расширение представлений о конструктивном способе выхода из конфликтных ситуаций/ формирование позитивного образа «Я»/ расширение представлений о здоровом образе жизни | 4 |
Май | Итоговое занятие | Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации | 1 |
Диагностика | получение результатов повторной диагностики, подведение итогов |
Литература
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. М: Владос, 1998. – 234 с.
2. Грецов А.Г. Лучшие упражнения по саморегуляции. /Учебно-методическое пособие под общей редакцией Евсеева С.П. – СПб, 2006. – 187 с.
3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб: Питер, 2007. – 193 с.
4. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер. / Под ред.
Емельяновой Е.В. – М.: Владос, 2008. – 201 с.
5. Ковалева А.М. Социализация личности: норма и отклонение. М: Владос, 1996. – 321 с.
6. Макарычева Г.И. Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2007. – 219 с.
7. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка. – СПб: Питер, 2011. – 298 с.
8. Мухина, В. С. Возрастная психология. - М: Академия, 2002. – 311 с.
9.Федосеенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. – М: АРКТИ, 2008. – 239 с.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я в мире профессий Профилактическая психолого-педагогическая программа для учащихся 9 классов МКОУ «Волчихинская СШ№1»
Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, спосо...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Психологическая подготовка к экзаменам"
Программа «Психологическая подготовка к экзаменам» является профилактической психолого-педагогической программой. Программа направлена на профилактику трудностей психологического характера...
профилактическая психолого-педагогическая программа "Возьми с собою в жизнь"
Данная программа направлена на социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, стоящей на пороге выхода из детского дома....
Психологическое занятие из профилактической психолого-педагогической программы «Социального и личностного развития подростка и профилактики отклоняющегося поведения «Свой выбор!»
Знакомство участников со структурой эмоциональных переживаний. Обучение приемам снятия стрессового напряжения....
Профилактический психолого-педагогический проект "Умение жить среди людей"
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...
Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, фор...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я - пятиклассник"
Для работы с детьми "группы риска" при адаптации к среднему звену...