Профилактическая психолого-педагогическая программа "Точка опоры"
рабочая программа по психологии (5, 6, 7 класс)

Милитенко Елена Сергеевна

Данная программа ориентирована создание условий, способствующих профилактике девиантного поведения подростков, посредством комплексной работы с учащимися «группы риска» 5-7 классов и их родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tochka_opory.docx652.41 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена
  2. Описание участников программы
  3. Цель и задачи программы
  4. Общая характеристика программы (принципы, этапы реализации)
  5. Предполагаемый результат и критерии оценки эффективности
  6. Условия реализации программы
  7. Календарно-тематическое планирование
  8. Перспективный план

           9. Литература

  1. Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена

 Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема девиантного поведения детей, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания).  

Система семейного воспитания в последние десятилетия претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей, а также правовых знаний у детей. В результате даже в вполне благополучных семьях часто отсутствуют взаимопонимание между детьми и родителями. Следствием этого является отсутствие превентивной психологической защиты, ценностного барьера у ребенка, препятствующего негативным проявлениям в его поведении.

В свою очередь это может провоцировать социально-психологическую дезадаптацию, основными проявлениями которой будут снижение учебной мотивации, нарушение дисциплины, хроническая неуспеваемость, а также деформация системы ценностей и социальных установок, асоциальное поведение, нарушение норм правил и морали. Среди психологических нарушений у подростков с дезадаптивным поведением отмечают эмоциональную нестабильность, повышенный уровень агрессии, заниженную самооценку, несформированность умений конструктивно решать конфликтные ситуации, замкнутость, отчужденность.

           Именно поэтому система профилактической работы должна быть комплексной и включать в себя, как работу с семьей, направленную на выявление причин и профилактику трудностей, возникающих в детско-родительских отношений, так и на работу с подростком, обеспечивающую коррекцию целого ряда личностных структур (мотивационно-потребностную, когнитивную, эмоционально-волевую).

Профилактическая психолого-педагогическая программа «Точка опоры» включает в себя два этих взаимодополняющих направления и предназначена для подростков с дезадаптивными формами поведения, в том числе аддиктивным и делинквентным.

Работа по программе делится на три блока

Первый блок ориентирован на оказание индивидуальной психологической помощи родителям, которая осуществляется в виде беседы, консультации и направлена на гармонизацию детско-родительских отношений.

Второй блок ориентирован на оказание индивидуальной психологической помощи педагогам, которая направлена решение проблемных ситуаций по вопросам обучения, воспитания и взаимодействия в системе «учитель-ученик» и  совместную разработку действий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся «группы риска».

Третий блок ориентирован оказание групповой психологической помощи подросткам, которая построена на самоисследовании, осознании собственных чувств, установок и мыслей, способствуя коррекции личностных структур и расширению поведенческого репертуара. Групповая работа ведется по следующим направлениям:

  • развитие мотивационно-потребностной сферы (коррекция деформированных мотивов, потребностей, социальных и личностных диспозиций, развитие навыков целеполагания и осознанного выбора);
  • развитие когнитивной сферы (осознание подростком собственных мотивов, потребностей, стремлений, отношений, установок своего поведения, эмоционального реагирования, а также степени их адекватности и конструктивности);
  • развитие эмоциональной сферы (модификация способа переживания, эмоционального реагирования, восприятия самого себя и своих отношений с другими);
  • развитие волевой сферы (обучение навыкам саморегуляции психического состояния; спонтанного расслабления, снятия психофизического напряжения, мышечных зажимов, релаксации через дыхательные упражнения).

  1. Описание участников программы

Программа предназначена для учащихся 5-7 классов, входящих в «группу риска», и их родителей

 Количественный состав групп: оптимальное количество участников – 8 человек.

Эффективность деятельности такой группы определяется не только приемлемой плотностью взаимодействия, но и возможностью контролировать и управлять действиями участников со стороны тренера.

Качественный состав групп: при комплектовании группы учитываются психологические особенности учащихся. В зависимости от этого модифицируется программа тренинга (может быть усилен один из блоков, входящих в программу).

  1. Цель и задачи программы

Цель: создание условий, способствующих профилактике девиантного поведения подростков, посредством комплексной работы с учащимися «группы риска» и их родителями

Задачи:

  • формировать у учащихся осознанную позицию, расширять возможности выбора альтернативных моделей поведения;
  • развить у учащихся навыки целеполагания (обучить самостоятельной и осознанной постановке цели, анализу и оценке условий и возможностей при ее достижении, а так же планированию последовательности действий);
  • развить у учащихся волевую регуляцию поведения, в том числе умение управлять эмоциональным состоянием, сдерживать негативные импульсы;
  • сформировать у учащихся адекватную самооценку и уровень притязаний, соответствующих их реальным возможностям;
  •   развить у учащихся навыки рефлексии (расширить возможности самопознания, помочь в осознании своих ресурсов и ограничений);
  •   формировать у учащихся «здоровые» модели образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
  •  способствовать повышению педагогической культуры родителей;
  •  оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка

  1. Общая характеристика программы

Принципы реализации программы

  • принцип личностно-ориентированного стиля общения – основан на уважении  личности безоценочном отношении;
  • принцип дифференцированного подхода -  учет индивидуальных особенностей участников программы;
  • принцип безопасности – создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных;
  • принцип эмоционального комфорта: создание при взаимодействии с участниками программы атмосферы, помогающей им раскрывать свои ресурсы и возможности и адекватно воспринимать обратную связь

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный
  1. Сбор первичной информации о подростках, стоящих на различных формах учета, в том  числе вызывавшихся на Совет Профилактики. Проведение индивидуальных встреч психолога с целью мотивации на дальнейшую продуктивную деятельность.
  1. Входящая диагностика учащихся

Проведение входящей диагностики подростков с целью изучения личностных особенностей (проективная методика «Несуществующее животное»), оценки уровня самооценки (методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан), оценки уровня тревожности (методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан), изучению внутрисемейных отношений (проективная методика «Рисунок семьи»).

  1. Основной

Проведение тренинговых занятий, направленных на коррекцию деформированных мотивов и потребностей, развитие позитивного самовосприятия и навыков саморегуляции и эффективной коммуникации.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей, направленных на прояснение причин затруднений  детско-родительских отношения.

Проведение индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам взаимодействия в системе «учитель-ученик» и решение проблемных ситуаций.

  1. Итоговая диагностика

Проведение итоговой диагностики подростков с целью изучения личностных особенностей (проективная методика «Несуществующее животное»), оценки уровня самооценки (методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан), оценки уровня тревожности (методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан), изучению внутрисемейных отношений (проективная методика «Рисунок семьи»).

Форма работы – диагностика, тренинговые занятия, индивидуальные консультации.

Количество занятий – 10.

Частота встреч – 1 раза в месяц.

Структурные компоненты занятий

Тренинговые занятия проводятся по следующей  структуре:

- приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы;

- разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности;

- основная часть. В этой части тренинга решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность;

- рефлексия занятия. Оценка занятия с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий;

- прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

  1. Предполагаемый результат и критерии оценки эффективности
  • у подростков повышается способность к самопознанию, самоанализу и самоконтролю;
  • создаются условия для реализации личностного потенциала подростка
  • у подростков повышается толерантность к стрессовым ситуациям
  • у подростков формируются установки  на здоровый образ жизни;
  • повышается психолого-педагогическая компетентность взрослых (родителей, педагогов, классных руководителей).

Средствами формирования служат методы социально-психологического тренинга, дискуссионные занятия, техники арт-терапии и релаксационные упражнения.

Критерии оценки эффективности: расширение поведенческого репертуара подростков (беседа, наблюдение), расширение представлений о способах саморегуляции (беседа, наблюдение), повышение уровня самооценки (методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан), гармонизация детско-родительских отношений (проективная методика «Рисунок семьи»)

6. Условия реализации программы

Программа рассчитана на 3 учебных года (всего 30 занятий).

Первый год обучения включает  в себя 2 блока: «Самопознание и рефлексия», «Учимся сотрудничеству».

Второй год обучения включает в себя 2 блока: «Мир эмоций», «Проблемы можно решать»

Третий год обучения включает в себя 2 блока: «Саморегуляция и целеполагание», «Основы здорового образа жизни»

Цикл занятий одного учебного года рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой один раза в месяц. Время занятия: 45 минут. В каждой группе 6-8 человек.

  1. Календарно-тематическое планирование

I год обучения

Название

Количество часов

Содержание

Используемые приемы и упражнения

1.

Знакомство

1

Цель и задачи курса

Правила групповой работы.

Ожидания участников группы

Ритуал приветствия

Правила работы в группе

Испорченный телефон

Я тебя не понимаю

Групповая дискуссия «Наши ожидания»

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Самопознание и рефлексия»

2.

Мое имя

1

Развитие навыков самопознания и рефлексии, актуализация положительного образа «Я»

Ритуал приветствия

Снежный ком

Все мои Я

Автобиография имени

Рефлексия

Ритуал прощания

3.

Кто я?

1

Прояснение Я-концепции

Анализ психологических характеристик своих и окружающих людей

Ритуал приветствия

Кто я?

Притча «Ворона и павлин»

Расскажи обо мне

Медитативная техника «Дерево»

Рефлексия

Ритуал прощания

4.

Точка опоры

1

Помощь в раскрытии своих сильных сторон

Актуализация личностных ресурсов

Ритуал приветствия

Скажу откровенно

Точка опоры

Сильные стороны

Проективный рисунок «Я такой, как есть – я такой, каким хочу быть»

Рефлексия

Ритуал прощания

5.

Чувство собственного достоинства

1

Укрепление самооценки

Получение позитивной обратной связи

Ритуал приветствия

Пожелания

Мои достоинства. Обратная связь.

Самый-самый

Скульптура

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Учимся сотрудничеству»

6.

Понимаем друг друга без слов

1

Развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков

Сплочение группы

Ритуал приветствия

Повороты

Договоримся?

Такие вот вопросы

Переправа

Рефлексия

Ритуал прощания

7.

Просьба

1

Как правильно высказать просьбу

Упрочение уверенности в себе

Ритуал приветствия

Новый способ

Список прав

Пирог с начинкой

Свободный микрофон

Рефлексия

Ритуал прощания

8.

Я в ситуации конфликта

1

Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях

Эффективная коммуникация

Ритуал приветствия

Чемпионат борьбы на пальцах

Вавилонская башня

Сглаживание конфликтов

Встреча на мосту

Рефлексия

Ритуал прощания

9.

Учимся сотрудничеству

1

Отработка навыков работы  команде

Ритуал приветствия

Коллективный счет

Небоскреб

Трио

Конфета в бутылке

Рефлексия

Ритуал прощания

10.

Итоговое занятия

1

Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации. 

Ритуал приветствия

Я также, как и ты

Что изменилось?

Чемодан в дорогу

Рефлексия

Ритуал прощания

ИТОГО: 10 часов

        

II год обучения

Название

Количество часов

Содержание

Используемые приемы и упражнения

1.

Вводное занятия

1

Правила групповой работы

Ожидания участников группы

Ритуал приветствия

Ожидания участников группы

Игры на сплочение

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Мир эмоций»

2.

Эмоции и чувства

1

Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере

 

Умение выражать свое эмоциональное состояние

Ритуал приветствия

Пальцы

Имена чувств

Зеркало

О пользе и вреде эмоций

Рефлексия

Ритуал прощания

3.

Обида

1

Как справиться с обидой

Формирование адекватной самооценки

Ритуал приветствия

Антоним

Детские обиды

Обиженный человек

Копилка обид

Рефлексия

Ритуал прощания

4.

Злость

1

Как безопасно выражать злость

Гармонизация эмоционального состояния

Ритуал приветствия

Эмоциональный градусник

Камешек в ботинке

Рассерженные шарики

Медитативная техника «Вверх по радуге»

Рефлексия

Ритуал прощания

5.

Как справиться с плохим настроением

1

Преодоление чувства тревоги

Гармонизация эмоционального состояния

Ритуал приветствия

Какого я цвета

Твое настроение

Чувствую себя хорошо

Аукцион

Расслабляемся

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Позитивное самовосприятие»

6.

Полюбить себя

1

Развитие уверенности в себе

Закрепление благоприятного отношения к себе

Ритуал приветствия

Бип

Не могу полюбить себя

Встаньте перед зеркалом

Я в лучах солнца

Гимн себе

Рефлексия

Ритуал прощания

7.

Самоуважение и самоодобрение

1

Развитие представлений о своих положительных качествах

Укрепление самооценки

Ритуал приветствия

Приветственная фраза

Автопилот

Самоодобрение

Формула успеха

Я ценю себя

Рефлексия

Ритуал прощания

8.

Звездная карта моей жизни

1

Укрепление устойчивого Я

Развитие позитивных представлений о себе

Ритуал приветствия

Ты меня уважаешь?

Моя вселенная

Медитативная техника «Дом моей души»

Рефлексия

Ритуал прощания

9.

Я умею, я могу

1

Развитие представлений о своих положительных качествах

Формирование позитивного образа Я

Ритуал приветствия

Спонтанная сказка

Я умею, я могу

Мои сильные стороны

Рисуночная техника «Самый лучший»

Рефлексия

Ритуал прощания

10

Возможности и ресурсы, или что я могу взять с собой в дорогу

1

Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации

Ритуал приветствия

Сундучок счастливых воспоминаний

Путешествие

Рисуночная техника «Я беру с собой»

Рефлексия

Ритуал прощания

ИТОГО: 10 часов

III год обучения

Название

Количество часов

Содержание

Используемые приемы и упражнения

1.

Вводное занятия

1

Правила групповой работы

Ожидания участников группы

Ритуал приветствия

Ожидания участников группы

Игры на сплочение

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Саморегуляция и целеполагание»

2.

Мои проблемы

1

Проблемы и поиск решения

Преодоление трудностей

Ритуал приветствия

Проблемы

Преодоление

Крокодил

Победи своего дракона

Рефлексия

Ритуал прощания

3.

Как достичь цели

1

Как достичь цели

Преодоление препятствий на пути к достижению цели

Ритуал приветствия

Бегущие огни

По секрету

Шаги к цели

Важность планирования

Именинный пирог

Рефлексия

Ритуал прощания

4.

Я  поле конфликта

1

Как ставить цель

Преодоление препятствий

Ритуал приветствия

Датский бокс

Теоретический блок «Способы выхода из конфликтной ситуации»

Ковер мира

Сладкая проблема

Веселая гусеница

Рефлексия

Ритуал прощания

5.

Конфликт внутри тебя

1

Внутренние противоречия

Обретение внутреннего равновесия

Ритуал приветствия

Дотронься до

Хочу-могу

Теоретический блок Скелет  шкафу

Мои ресурсы

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Основы здорового образа жизни»

6.

Время быть здоровым

1

Физическое и психологическое здоровье

Что оказывает влияние на здоровье

Ритуал приветствия

Ассоциации

Теоретический блок: «Физическое и психологическое здоровье»

Модель здорового человека

Стена вредных привычек

Притча «Все в твоих руках»

Рефлексия

Ритуал прощания

7.

Знакомство с привычками

1

Вредные и полезные привычки

Что оказывает негативное влияние на здоровье

Ритуал приветствия

Я также, как и ты

Теоретический блок: «Вредные и полезные привычки»

Страна привычек

Дебаты «Привычки и здоровый образ жизни

Рефлексия

Ритуал прощания

8.

Скажи сигаретам алкоголю нет

1

Отработка навыков эффективной коммуникации

Ритуал приветствия

Снежный ком

Табу

Моделирование ситуаций

Создание коллажа «Мы за здоровый образ жизни»

Рефлексия

Ритуал прощания

9.

Я хозяин своей жизни

1

Ответственность за свою жизнь

 

Ритуал приветствия

Я-высказывания

Список удовольствий

Прошлое, настоящее, будущее

Рисуночная техника «Я выбираю жизнь»

Рефлексия

Ритуал прощания

10

В новый путь (подведение итогов работы по программе)

1

Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации

Ритуал приветствия

Каким я вижу себя

Что изменилось?

Чемодан в дорогу

Создание коллажа «Наша группа»

Рефлексия

Ритуал прощания

ИТОГО: 10 часов

  1. Перспективный план на год

Месяц

Мероприятие

Цель

Количество занятий

Сентябрь

Сбор первичной информации о подростках, стоящих на разных видах учета, в том  числе вызывавшихся на Совет Профилактики.

формирование тренинговой группы

Диагностика

получение результатов входящей диагностики

Вводное занятие

Ознакомление с программой занятий, обсуждение правил работы в группе, знакомство

1

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Проведение тренинговых занятий. Блок «Самопознание и рефлексия»/ «Мир эмоций»/ «Саморегуляция и целеполагание»

Развитие навыков самопознания и рефлексии/актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере/развитие навыков целеполагания и саморегуляции

4

Февраль

Март

Апрель

Май

Проведение тренинговых занятий. Блок «Учимся сотрудничать»/ «Позитивное самовосприятие»/ «Основы здорового образа жизни»

Развитие навыков эффективного взаимодействия, расширение представлений о конструктивном способе выхода из конфликтных ситуаций/ формирование позитивного образа «Я»/ расширение представлений о здоровом образе жизни

4

Май

Итоговое занятие

Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации

1

Диагностика

получение результатов повторной диагностики, подведение итогов

Литература

1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. М: Владос, 1998. – 234 с.

2. Грецов А.Г. Лучшие упражнения по саморегуляции. /Учебно-методическое пособие под общей редакцией Евсеева С.П. – СПб, 2006. – 187 с.

3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб: Питер, 2007. – 193 с.

4. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер. / Под ред.

Емельяновой Е.В. – М.: Владос, 2008. – 201 с.

5. Ковалева А.М.  Социализация личности: норма и отклонение. М: Владос, 1996. – 321 с.

6.  Макарычева Г.И. Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2007. – 219 с.

7. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка. – СПб: Питер, 2011. – 298 с.

8. Мухина, В. С. Возрастная психология. -  М: Академия, 2002. – 311 с.

9.Федосеенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. – М: АРКТИ, 2008. – 239 с.

     

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я в мире профессий Профилактическая психолого-педагогическая программа для учащихся 9 классов МКОУ «Волчихинская СШ№1»

Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, спосо...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Психологическая подготовка к экзаменам"

Программа «Психологическая подготовка к экзаменам» является профилактической психолого-педагогической программой. Программа направлена на профилактику трудностей психологического характера...

профилактическая психолого-педагогическая программа "Возьми с собою в жизнь"

Данная программа направлена на социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, стоящей на пороге выхода из детского дома....

Профилактический психолого-педагогический проект "Умение жить среди людей"

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я - пятиклассник"

Для работы с детьми "группы риска" при адаптации к среднему звену...