Как учитель понимает цель урока и как эта цель достигается
статья

Данная статья рекомендована начинающему  заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карлаш Алексанра Васильевна

Заместитель директора по УВР осш им. А.Макаренко,

 Тюлькубасский район,

Туркестанская область

«Как учитель понимает цель урока и как эта цель достигается»

  Одним из существенных недостатков многих уроков, даже учителей, имеющих многолетний стаж, является неумение четко поставить цель урока , подчинить цели все стороны, составные части, этапы урока. Дело не только в том, чтобы в поурочном плане была указана цель работы на уроке. Эта формальность может быть соблюдена, а настоящей цели учитель и не видит. Бесцельный урок превращается в пустую трату времени, утомляет учеников, приучает их к бездеятельности, прививает плохую нравственную черту – лень.                 Казалось бы, нет ничего проще понимания цели урока. «Цель урока? - повторяют часто учителя мой вопрос. - Ученики будут читать, пересказывать. Это и есть цель урока». Идем на урок. Охватывает чувство тревоги: напрасно тратится время, дети пойдут с урока с такими же умениями, как и пришли на урок, ничего не прибавиться. Почему это так? Потому что учитель не ставит главной цели, которую именно здесь надо ставить: учить все6х детей читать (а не только тех, кто будет вызван), развивать технику чтения и т.д. Учитель напоминает учащимся, что они должны внимательно слушать, как читает вызванный ученик, запоминать ошибки и потом их исправлять. Дети, заметив ошибку, уже не слушают читающего, а думают: как бы не забыть обнаруженную ошибку. Лес рук для исправления ошибки, много шума, а толку мало: дети не учатся читать. А что значит учиться читать на уроке иностранного языка? Это прежде всего научиться воспринимать слово как единое целое, а на пути к такому восприятию лежит анализ слова. Цель работы заключается в том, чтобы ребенок про себя читал, работал самостоятельно, упражняя органы артикуляции, необходимо отводить время на молчаливое чтение, при этом учителю вести постоянное наблюдение. Один читает быстро, другой медленно, все это надо учитывать. И нет ничего опасного в том, что один отстал и читает не то, что товарищ, вызванный учителем. И нет ничего опасного в рабочем шуме. После урока, анализируя работу учителя и учеников, я обращаю внимание именно на эти недостатки. Учитель теперь имеет представление о том, что такое цель урока при данном виде работы. Многолетний опыт убеждает, что цель урока труднее всего определить именно в тех случаях, где, казалось бы, работа очень проста и никаких трудностей в определении цели нет. К таким урокам относятся уроки естественно-математического цикла, где решаются задачи.

  Как же ставить цель и достигать ее во время решения задач? Часто наблюдаю такое явление: учитель прочитал задачу, условие задачи повторяют лучшие ученики- создается впечатление, будто бы задачу поняли все. Как часто обманывает это впечатление и учителя, и администратора, посещающего урок. Спросите слабого ученика, и он не сумеет объяснить условие, он не понял его. Лучший же ученик идет к доске, решает задачу; в ходе решения время от времени вызывает с места, главным образом лучших учеников, они объясняют…Учитель считает, что цели на данном уроке достигнуты: ученики учатся решать задачи. Но что же на самом деле происходит на таком уроке? Слабые и средние ученики вообще разучиваются работать самостоятельно. бывает так, что за 5-7 лет учебы ученик ни разу не решил самостоятельно ни одной задачи – ни в школе, ни дома.

Встретившись с таким явлением, посоветуйте учителю: не увлекайтесь коллективными формами работы, не создавайте видимость благополучия. В основу работы положите самостоятельную, индивидуальную работу школьников. Применяйте дифференцированный подход к обучению: дайте несколько вариантов работы, пусть каждый работает самостоятельно/ Пусть сам разберется в условиях задачи, пусть думает самостоятельно. На первых порах наблюдается разнобой в работе учеников: один решил задачу за 15 минут, и ему надо давать вторую задачу, другой не сумел решить задачу и до конца урока. Это не должно разочаровывать. На следующий урок дайте ту же задачу, пусть думает, думает. Заставляйте работать самостоятельно. Ум не формируется без умственного напряжения, без мысли, без самостоятельных поисков. Придет день, когда самый слабый ученик в конце концов самостоятельно решит задачу.

Молодому завучу хочется пожелать: посещайте и анализируйте уроки математики, физики, химии со специальной целью- анализ самостоятельности мышления, умственного труда учащихся.

При посещении и анализе этих уроков особенно важно увидеть, как работает каждый ребенок, ставит ли учитель эту цель: самостоятельный труд всех без исключения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока. Практикум для учителя

В данной работе предпринята попытка систематизации и обобщения информации по данной теме, а также  разработаны практические рекомендации  для учителя....

Урок составлен учителем МАОУ СОШ №14 Николаевой Г.Е. Тема урока «Les sports d’hiver olympiques». Цель урока: формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни средствами французского языка.

Пояснительная записка.           Данная разработка урока предназначена для учащихся 10 -11 классов с целью популяризации здорового образа жизни и спор...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Постановка цели урока. SMART цель.

В настоящее время рекомендуется вести подготовку к уроку более целенаправленно. Этому служит постановка цели уроки по SMART. Предлагаем вашему вниманию презентацию по данной теме....

Презентация к семинару-практикуму для учителей ИЗО ЮАО «Проектирование урока изобразительного искусства, реализующего цели формирования универсальных учебных действий»

Презентация к семинару-практикуму для учителей ИЗО ЮАО «Проектирование урока  изобразительного искусства,  реализующего цели формирования  универсальных учебных действий»...