Цели урока. Практикум для учителя
методическая разработка по теме
В данной работе предпринята попытка систематизации и обобщения информации по данной теме, а также разработаны практические рекомендации для учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
celi_uroka_posobie.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Методическое пособие
«
Цели урока»
(Практикум для учителя)
(Пособие составлено заместителем директора по УВР Ивановой Л.А.)
Кант– 2012 г.
Содержание
- Введение
- Воспитательные цели урока
- Развивающие цели урока
- Образовательные цели
- Заключение
- Список использованной литературы
Рождение любого урока начинается с определения его темы и постановки триединой дидактической цели, включающей в себя три аспекта: образовательный, воспитывающий, развивающий и дополнительно-мотивационной. Именно они определяют систему действий учителя на предстоящем уроке. Под целями урока, занимающими ключевую позицию среди его признаков, понимаются те результаты, которые предполагает достичь учитель в процессе совместной деятельности с учащимися при их обучении, воспитании и развитии. Если цель урока определена неточно или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить.
Триединая цель урока- основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте.
ТЦУ есть тот систематизирующий стержень, без которого урок никогда не превратиться в целостную систему.
Все цели – образовательные, воспитательные и развивающие – тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении урока различна.
Приведем наиболее типичные ошибки, допускаемые при определении и формулировке образовательных целей урока:
- подмена целей наименованиями структурных элементов урока (например, формулировка типа «Рассказать о свойствах ….»
- применение расплывчатых формулировок образовательных целей, не ориентирующих на достижение каких-либо результатов обучения на уроке, например, такой формулировки: «Обосновать способы…»
- формальное использование общих программных образовательных целей без учета особенностей подготовки класса и места урока в системе уроков.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
"Воспитывающее обучение- это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.
С какими же нравственным объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке?
- Прежде всего- это "другие люди". Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к "другим людям" проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность. Формирование гуманных отношений на уроке- непреходящая задача учителя.
- Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность
- Третий объект- общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам- все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу. Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке- в этом ученик проявляет себя как член общества.
- Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке , является труд.
- Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию учителя на уроке.
- И , наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у ребят
Воспитательные цели урока осуществляются в рамках целостного подхода к процессу становления личности и охватывает все основные стороны воспитания учащихся: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, эстетическое и физическое.
Реализуются составные элементы различных сторон воспитания при обучении предмета комплексно и непрерывно на каждом уроке.
- содействовать формированию мировоззренческих понятий
- сформировать обще трудовые умения
- сформировать нравственные понятия
- показать связь предмета с реальной действительностью
- воспитывать трудолюбие, целеустремленность, честность, порядочность, любовь к Родине
- бережное отношение к …
- гордость за …
- интерес к предмету
- любовь к природе
- патриотизм
- взаимопомощь
- доброту
- чуткость
- уважение к людям
- самостоятельность
- гигиенические навыки
- аккуратность
- смелость
- активную жизненную позицию
- культуру общения
- осознанное отношение к учебе
- любовь к прекрасному
- настойчивость
- стремление к самореализации
- ответственность за принятое решение
- твердость характера
- любознательность
- необходимость соблюдения правил личной безопасности
- этику поведения
- умение выслушать
- умение сопереживать
- чувство добра, милосердия, гуманизма, сострадания, чувство самосохранения
- коммуникабельность
- находчивость
- усидчивость
- вежливость
- сформировать обще трудовые умения
- воспитать бережное отношение к школьному имуществу
- воспитать целеустремленность
|
|
|
|
|
|
|
|
РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания . Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.
- Развитие речи: Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ -показатель интеллектуального и общего развития ученика
- Развитие мышления. Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.
- Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
- Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения и т.п.
- Развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности;
- Развитие умений учебно-познавательной деятельности ( в том числе умений организации учебного труда, работы с книгой и другими источниками информации, развитие культуры устной и письменной речи и т.д.)
Развивающие цели урока направлены на общее развитие учащихся, предполагающее, в частности, не только развитие их интересов, но и способностей. Для учителя большую значимость имеют наиболее эффективные пути осуществления развивающей функции обучения:
- развивать пространственное воображение учащихся …
- способствовать развитию воображения…
- способствовать развитию логического мышления при решении задач…
- способствовать выработке навыков … (решение задач)
- ознакомить учащихся с широким спектром применения …
- способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний, работы с …
- создать содержательную базу для изучения смежных дисциплин…
- сформировать умения применять алгебраический аппарат к изучению реальной действительности…
- развивать культуру устной, диалогической, письменной речи
- сформировать умения наблюдать, подмечать закономерности
- сформировать умение обобщать, проводить рассуждения по аналогии…
- совершенствовать навыки…
- развивать психические процессы: внимание, память, речь, воображение
- образное, логическое мышление
- развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, смекалку
- развивать познавательный интерес
- развивать математическую, графическую культуру
- развивать творческие способности
- развивать эстетический вкус
- развивать умения работы с книгой, другими источниками информации
- вести дискуссию
- выделять главное
- обобщать изученное
- анализировать информацию
- работать в заданном темпе
- развивать навыки контроля и самоконтроля
- развивать навыки работы в парах, группах
- развитие умений преодолевать трудности
- развитие умений искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника
- совершенствовать навыки написания…
- вовлечь учащихся в процесс сотрудничества…
- учить анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы, рецензировать
- расширять кругозор учащихся
- формировать, развивать навыки контроля, самоконтроля, взаимоконтроля
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект ТЦУ
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
- Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
- Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
- Формировать навыки- точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
- Формировать умения- сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
- Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
"...целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке : репродуктивного, конструктивного или творческого"
- рассмотреть понятие …
- ввести понятие …
- закрепить знания при решении задач, практических упражнений
- закрепить знания о…
- разобрать свойства, …теорему и т.д.
- проверить знания учащихся
- систематизировать знания учащихся по теме …
- обобщить изученный материал …
- формировать умения применять … при …
- показать применение …
- познакомить учащихся с …, ознакомить с …
- повторить … вспомнить …
- способствовать выработке навыков …
- научить…
- выработать умения …
- повторить и систематизировать изученный материал …
- сформулировать …
- показать способы, приемы, применение …
- рассмотреть способы …
- сформировать представление, понимание, знание
- тренировать; упражнять в …
- продолжить …
- изучить, научить …
- дополнить знания, обобщить представления…
- расширить сведения, углубить знания
- добиться усвоения …
- ознакомить с приемами, методами …
- обеспечить овладение …
- раскрыть содержание понятий …
- продолжить формирование навыков …
- объяснить, разъяснить …
- сформировать представление …
- научить распознавать…
- учить обосновывать выбор…
- продолжить работу по…
- систематизировать представления, знания о …
- вовлечь учащихся в деятельность по…
- обсудить работу по …, знакомство с …
- повторить ранее изученный материал…
- ознакомить со свойствами..
- обеспечить усвоение…
- обобщить изученное, углубить знания по..
- дополнить, расширить…
- обосновать…
- отработка последовательности действий, алгоритма..
- проконтролировать…
- объяснить в доступной форме…
Заключение
Советы учителю:
1. Сделайте цель урока целью учеников.
- Попросите учеников объяснить значение целей или сформулировать цели. Если ученики не понимают целей, то они не могут привести примеры.
- Объясните важность темы для них (а не только для контрольной или экзамена).
- Концентрируйтесь на знаниях и умениях соответствующих интересам и потребностям учеников.
- Используйте игры, фильмы и демонстрации.
- Используйте опросы, результаты анкетирования учеников для исправления своих ошибок в преподавании.
2. Относитесь внимательно к организации урока
- Дайте ученикам такую цель, которая помогла бы им сконцентрироваться на уроке.
- Начните урок с записи плана на доске или работайте над планом с классом.
- Разбейте урок на стадии.
- Периодически напоминайте об этапе работы.
- Подводите итог каждого этапа урока.
На практике педагоги часто задаются вопросом :зачем прописывать цель, если все и так ясно из названия урока? Правильно, цель должна вытекать из темы урока или занятия, цель трактуется как предмет стремления; то, что надо, желательно осуществить (С.И. Ожегов), предвосхищаемый в сознании результат деятельности. Цель в равной степени должна быть очевидна и для педагога и для учащегося. Это позволит организовать работу учеников и успешно управлять ею. Четко сформулированная цель прорисовывает ход предстоящего урока и способствует его успешной реализации.
Литература
- Н.Ю.Скороходова. "Психология ведения урока»
- Г.О.Аствацатуров. «Технология целеполагания урока»
- Кириллова Г.Д. «Теория и практика урока в условиях развивающего обучения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Уроки практикумы по алгебре в 9 классе по теме "Решение целых уравнений"
Уроки проводятся по методике взаимообмена заданиями под девизом " Обучая товарища, учусь сам"....
Типологический словарь уроков. Практикум для учителя
Раскрываемая тема актуальна и представляет практический интерес для всех учителей, преподающих в школе, т.к. ориентирует на выбор такого типа урока и формы его проведения, которые способст...
Урок-практикум в 10 классе. Цель: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.
Задачи урока: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.Развивающие: с помощью разнообразных упражнений развивать у учащихся логическ...
Презентация к семинару-практикуму для учителей ИЗО ЮАО «Проектирование урока изобразительного искусства, реализующего цели формирования универсальных учебных действий»
Презентация к семинару-практикуму для учителей ИЗО ЮАО «Проектирование урока изобразительного искусства, реализующего цели формирования универсальных учебных действий»...
Как учитель понимает цель урока и как эта цель достигается
Данная статья рекомендована начинающему заместителю директора по учебно-воспитательной работе....
Квадратные неравенства. Практикум. 9 класс Урок-путешествие Цели урока:
Аннотация к уроку: Квадратные неравенства, практикум.Урок развивающего контроляОбщие сведенияБукреева Нина Анатольевна- учитель математики государственного бюджетного образовательного учреждения средн...