Участие сельской школы в образовательных проектах центров для одаренных детей
статья

Руденко Марина Николаевна

В статье представлен опыт взаимодействия сельской школы с муниципальным, региональным и федеральным центрами для одаренных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchastie_v_proektah_tsentrov_dlya_odarennyh.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Участие сельской школы в образовательных проектах центров

для одаренных детей

Информационные технологии изменили нашу жизнь, затронув многие сферы. Их важная роль проявилась и в деятельности образовательных учреждений. Для сельских школ они открыли перспективы, которые им ранее были вообще не доступны. Возможность доступа к  электронным цифровым ресурсам, учебным пособиям,  сайтам виртуальных галерей и музеев  позволили в некоторой степени сократить разрыв в образовательных результатах учебных заведений крупных мегаполисов и  удаленных территорий, сельских школ. Постепенно  сложившееся в обществе мнение, что качество образования в сельских школах ниже, стало меняться.

Оказалось, что информационные технологии в сочетании с плюсами сельской школы – более тесные связи с социумом всех участников образовательного процесса, непосредственные личные контакты обучающихся, учителей, родителей, реальные возможности для индивидуализации, близость к природе и систематическое освоение детьми опыта практического сельскохозяйственного труда – позволили свести к минимуму ее минусы.

В МБОУ СОШ № 48, расположенной в небольшом селе Алексеевка Октябрьского района Ростовской области также ощущался ограниченный круг общения детей, небольшой выбор форм и методов обучения  и воспитания, негативно влиявший на развитие интеллектуальных и социальных компетенций. Эти недостатки педагогический коллектив компенсировал за счет расширения границ социального взаимодействия, предоставив детям широкие возможности для постижения многогранного опыта. 

Одним из направлений деятельности  в решении указанных проблем стало участие наших школьников в образовательных проектах центров работы с одаренными детьми муниципального, регионального и всероссийского уровней. Но открыли мы такую возможность для всех желающих детей нашей школы, исходя из принципа, что каждый ребенок по-своему одарен. Эти взаимодействия мы органично вписали в систему работы всей школы.

Первый уровень – взаимодействие с муниципальным «Центром культурного развития» (ЦКР). В нем создан отдел, занимающийся выявлением, творческим и интеллектуальным развитием, образованием и профессиональной ориентацией талантливых детей района.  Они реализуют различные проекты - конкурсы, соревнования, олимпиады, фестивали, обучающие семинары и мастер-классы, а также координируют деятельность по участию школьников в мероприятиях муниципального, регионального и Всероссийского  уровней, в которых наши дети имеют возможность участвовать. Через реализацию технологий дистанционного образования ЦКР привлекает ведущих преподавателей образовательных учреждений района, преподавателей  учреждений высшего профессионального образования для проведения цикла краткосрочных интенсивных школ (профильных смен).

В ЦКР создано Детское телевидение, работа которого направлена на реализацию ключевых социальных потребностей школьников: общение, творческое самовыражение, профориентацию, построение современного  «молодежного кластера». Наши дети также участвуют в создании программ, готовят репортажи.

Внедренные и апробированные ЦКР инновационные методики и современные технологии работы с одаренными детьми становятся доступны и нашим педагогам. Центр осуществляет сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями по вопросу  научно-методического сопровождения работы с одаренными детьми.

Второй уровень взаимодействия - Региональный центр (РЦ) выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Ступени успеха». Мы увидели в нем колоссальную возможность повышения интеллектуального уровня именно для сельских детей, лишенных возможностей, которые есть у школьников больших городов.

РЦ также предлагает интересные образовательные проекты. Огромные возможности нашим детям открывает очная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Занятия проводятся онлайн с помощью обучающей системы Moodle в режиме реального времени с использованием интернет-технологий независимо от местонахождения. В личном кабинете хранится вся необходимая информация – ссылки для доступа к вебинарам, расписание лекций, теоретический материал. Домашние задания педагоги высылают на электронную почту. С преподавателем онлайн-занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Мы помогаем детям и родителям сориентироваться, оформляем заявки, собираем документы, осуществляем консультации по полученным заданиям. Ежегодно несколько наших детей обучается на таких программах. 2 учащихся обучались на очных дистанционных занятиях в течение года по направлениям «Право» и «Обществознание».

Также РЦ проводит интенсивные образовательные программы. Каждая профильная смена посвящена углубленному изучению отдельного предмета и длится от 14 до 21 дней. Занятия по предмету органично дополняется досуговой деятельностью, экскурсионными мероприятиями, занятиями по командообразованию и здоровьесбережению, что направлено не только на совершенствование познавательных способностей и мышления, но и на комплексное развитие социальных, творческих и коммуникативных навыков обучающихся.

Учащийся нашей школы Пиляев Дмитрий прошел обучение на интенсивной смене по направлению «История». 1 учащаяся прошла летний интенсив по направлению «Актуальные проблемы общества».

Третий уровень – федеральный, участие в образовательных программах Образовательного центра «Сириус» г. Сочи. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства. К сожалению, наши дети пока еще недостаточно конкурентноспособны, что не позволяет им пройти отбор.  Но «первая ласточка» у нас уже есть: в 2019 году обучение в «Сириусе» прошла наша ученица Башарова Ангелина по направлению «Литературное творчество».

Участие наших детей в образовательных проектах центров для одаренных детей создает условия для реализации их интеллектуального и личностного потенциала, профессионального самоопределения и становления независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей.

Это взаимодействие способствует знакомству детей с передовыми отечественными технологиями, расширению кругозора, отработке навыков публичных выступлений и презентаций, профессиональному становлению, гармоничному развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие школы в образовательных проектах

«О конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, готовых внедрять проекты создания специализированных классов для одаренных детей математического и естественнонаучного направлений»...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей...

Индивидуальный образовательный маршрут (план) одаренных детей.

Разработала, реализую, внедрила в практику школы (2010-2015): индивидуальный образовательный маршрут (план) одаренных детей; индивидуальные подпрограммы  работы с одаренными детьми в рамках реали...

Разработка модели организации единого образовательного пространства для одаренных детей с общей одаренностью.

Ускорение - позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития....

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей художественной направленности "Одарённые дети"

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких вид...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

АннотацияСтатья поднимает вопрос актуальности и возможностей использования цифровой среды школы, которая может играть существенную роль в развитии одаренности, как инструмента расширения и обогащения ...