Рабочая программа по функциональной грамотности
рабочая программа (5 класс)
Программа курса РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Модуль "Читательская грамотность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti._chitatelskaya_gramotnost.doc | 399 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 105 имени М.И. Рунт»
городского округа Самара
Программа курса
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(5-9 классы)
Модуль: Читательская грамотность
Программа составлена Базалей Л.В, учителем начальных классов
МБОУ Школы № 105 г.о. Самара
г. Самара
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком
смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека
- современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за-дач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего
поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
- Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность).
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Грамотность | ||||
Читательская | Математическая | Естественно- | Финансовая | |
научная | ||||
5 класс | находит и | находит и | находит и | находит и |
Уровень | извлекает | извлекает | извлекает | извлекает |
узнавания и | информацию из | математическую | информацию о | финансовую |
понимания | различных | информацию в | естественнонауч- | информацию в |
текстов | различном | ных явлениях в | различном | |
контексте | различном | контексте | ||
контексте | ||||
6 класс | применяет | применяет | объясняет и | применяет |
Уровень | извлеченную из | математические | описывает | финансовые |
понимания и | текста | знания для | естественнонауч- | знания для |
применения | информацию для | решения разного | ные явления на | решения |
решения разного | рода проблем | основе | разного рода | |
рода проблем | имеющихся | проблем | ||
научных знаний | ||||
7 класс | анализирует и | формулирует | распознает и | анализирует |
Уровень | интегрирует | математическую | исследует личные, | информацию в |
анализа и | информацию, | проблему на | местные, | финансовом |
синтеза | полученную из | основе анализа | национальные, | контексте |
текста | ситуации | глобальные | ||
естественнонауч- | ||||
ные проблемы в | ||||
различном | ||||
контексте | ||||
8 класс | оценивает | интерпретирует и | интерпретирует и | оценивает |
Уровень | форму и | оценивает | оценивает | финансовые |
оценки | содержание | математические | личные, местные, | проблемы в |
(рефлексии) | текста в рамках | данные в | национальные, | различном |
в рамках | предметного | контексте лично | глобальные | контексте |
предметного | содержания | значимой | естественнонауч- | |
содержания | ситуации | ные проблемы в | ||
различном | ||||
контексте в | ||||
рамках | ||||
предметного | ||||
содержания |
- PISA // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.html
- Планируемые результаты отражают структурные компоненты различного вида грамотности по PISA.
9 класс | оценивает | интерпретирует и | интерпретирует и | оценивает |
Уровень | форму и | оценивает | оценивает, делает | финансовые |
оценки | содержание | математические | выводы и строит | проблемы, |
(рефлексии) в | текста в рамках | результаты в | прогнозы о | делает выводы, |
рамках | метапредмет- | контексте | личных, местных, | строит |
метапред- | ного содержания | национальной или | национальных, | прогнозы, |
метного | глобальной | глобальных | предлагает | |
содержания | ситуации | естественнонауч- | пути решения | |
ных проблемах в | ||||
различном | ||||
контексте в | ||||
рамках | ||||
метапредметного | ||||
содержания |
Личностные
Грамотность | ||||
Читательская | Математическая | Естественно- | Финансовая | |
научная | ||||
5-9 классы | оценивает | объясняет | объясняет | оценивает |
содержание | гражданскую | гражданскую | финансовые | |
прочитанного с | позицию в | позицию в | действия в | |
позиции норм | конкретных | конкретных | конкретных | |
морали и | ситуациях | ситуациях | ситуациях с | |
общечелове- | общественной | общественной | позиции норм | |
ческих | жизни на основе | жизни на основе | морали и | |
ценностей; | математических | естественнонауч- | общечелове- | |
формулирует | знаний с позиции | ных знаний с | ческих | |
собственную | норм морали и | позиции норм | ценностей, | |
позицию по | общечеловечес- | морали и | прав и | |
отношению к | ких ценностей | общечеловечес- | обязанностей | |
прочитанному | ких ценностей | гражданина | ||
страны |
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс-комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.
Таким образом, общее количество часов: минимальное – 170 часов максимальное – 340 часов.
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34 до 68, т.е по 1-2 часа в неделю:
- 8-16 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;
- 8-18 часов для модуля естественнонаучной грамотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинать реализацию с модуля по формированию читательской грамотности.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти
- любом порядке, например:
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
- 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
- 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
- 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
- 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
- 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
- соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу
- форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности»
- класс
№ | Тема занятия | Всего | Теория | Прак- | Формы деятельности |
часов, | тика | ||||
1/2 часа | |||||
в неделю | |||||
1. | Определение основной темы в фольклорном | Беседа, конкурс. | |||
произведении. Пословицы, поговорки как | 1/2 | 0/0,5 | 1/1,5 | ||
источник информации. | |||||
2. | Сопоставление содержания текстов | 1/2 | 0/0,5 | 1/1,5 | Работа в парах. Ролевая игра. |
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. | |||||
3. | Работа с текстом: как выделить главную мысль | 2/2 | 0,5/0,5 | 1,5/1,5 | Беседа, дискуссия в формате |
текста или его частей? | свободного обмена мнениями. | ||||
4. | Типы текстов: текст-описание (художественное | 0/2 | 0/0,5 | 0/1,5 | Круглый стол. |
и техническое). | |||||
5. | Что такое вопрос? Виды вопросов. | 0/2 | 0/1 | 0/1 | Квест, конкурс. |
6. | Типы задач на грамотность чтения. Примеры | 1/2 | 0/1 | 1/1 | Квест, игра «Что? Где? Когда?». |
задач. | |||||
7. | Работа со сплошным текстом. | 1/2 | 0 | 1/2 | Ролевая игра. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | ||
Итого | 8/16 | 0,5/4 | 7,5/12 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего | Теория | Прак- | Формы деятельности | |||
часов, | тика | |||||||
1/2 часа | ||||||||
в неделю | ||||||||
1. | Определение основной темы и идеи в эпическом | 1/2 | 0/0,5 | 1/1,5 | Беседа, конкурс. | |||
произведении | ||||||||
2. | Древнерусская | летопись | как | источник | 0/2 | 0/1 | 0/1 | Круглый стол, ролевая игра. |
информации о реалиях времени. | ||||||||
3. | Сопоставление | содержания | художественных | Работа в парах, | ||||
текстов. Определение авторской | позиции в | 1/2 | 0/1 | 1/1 | ||||
игра в формате КВН. | ||||||||
художественных текстах. | ||||||||
4. | Работа с текстом: как понимать информацию, | 2/2 | 0,5/0,5 | 1,5/1,5 | Квест, круглый стол. | |||
содержащуюся в тексте? | ||||||||
5. | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, | 0/2 | 0/0,5 | 0/1,5 | Круглый стол, дискуссия. | |||
отчет, репортаж) | ||||||||
6. | Типы задач на грамотность. Интерпретационные | 1/2 | 0/0,5 | 1/1,5 | Квест, игра «Что? Где? Когда?». | |||
задачи. | ||||||||
7. | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. | 1/2 | 0/0 | 1/2 | Беседа, дискуссия в формате | |||
свободного обмена мнениями. | ||||||||
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | |||||
Итого | 8/16 | 0,5/4,5 | 7,5/11,5 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего | Теория | Прак- | Формы деятельности | ||
часов, | тика | ||||||
1/2 часа | |||||||
в неделю | |||||||
1. | Определение основной темы и идеи в | ||||||
лирическом произведении. Поэтический текст | 1/2 | 0/0,5 | 1/1,5 | Беседа, конкурс. | |||
как источник информации. | |||||||
2. | Сопоставление | содержания | текстов | ||||
публицистического | стиля. | Общественная | 0/2 | 0/1 | 0/1 | Работа в парах. | |
ситуация в текстах. | |||||||
3. | Работа с текстом: как преобразовывать | Беседа, круглый стол, | |||||
текстовую информацию с учётом цели | 1/2 | 0/0,5 | 1/1,5 | ||||
ролевая игра. | |||||||
дальнейшего использования? | |||||||
4. | Типы текстов: текст-объяснение | ||||||
(объяснительное сочинение, резюме, | 0/2 | 0/0,5 | 0/1,5 | Квест, дискуссия, круглый стол. | |||
толкование, определение). | |||||||
5. | Поиск комментариев, подтверждающих | ||||||
основную мысль текста, предложенного для | 1/2 | 0/0 | 1/2 | Деловая игра. | |||
анализа. | |||||||
6. | Типы задач на грамотность. Позиционные | 1/2 | 0/0,5 | 1/1,5 | Квест, круглый стол. | ||
задачи. | |||||||
7. | Работа с несплошным текстом: | ||||||
информационные листы и объявления, графики | 2/2 | 0 | 2/2 | Деловая игра. | |||
и диаграммы. | |||||||
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | ||||
Итого | 8/16 | 0/3,5 | 8/12,5 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего | Теория | Практика | Формы деятельности |
часов, | |||||
1/2 часа | |||||
в неделю | |||||
1. | Определение основной темы и идеи в | ||||
драматическом произведении. Учебный текст как | 1/2 | 0/0,5 | 1/1,5 | Беседа, конкурс. | |
источник информации. | |||||
2. | Сопоставление содержания текстов официально- | 0/2 | 0/1 | 0/1 | Работа в парах. |
делового стиля. Деловые ситуации в текстах. | |||||
3. | Работа с текстом: как применять информацию из | 1/2 | 0/0,5 | 1/1,5 | Беседа, круглый стол. |
текста в изменённой ситуации? | |||||
4. | Типы текстов: текст-инструкция (указания к | 0/2 | 0/0,5 | 0/1,5 | Квест, дискуссия. |
выполнению работы, правила, уставы, законы) | |||||
5. | Поиск ошибок в предложенном тексте. | 1/2 | 0/0 | 1/2 | Квест, круглый стол. |
6. | Типы задач на грамотность. Информационные | 1/2 | 0/0,5 | 1/1,5 | Квест, круглый стол. |
задачи. | |||||
7. | Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, | 2/2 | 0 | 2/2 | Деловая игра. |
договоры (рубежная аттестация). | |||||
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | ||
Итого | 8/16 | 0/3,5 | 8/12,5 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего | Теория | Практика | Формы деятельности | ||
часов, | |||||||
1/2 часа | |||||||
в неделю | |||||||
1. | Формирование читательских умений с опорой на | ||||||
текст и внетекстовые знания. Электронный текст | 1/2 | 0/0,5 | 1/1,5 | Беседа, конкурс. | |||
как источник информации. | |||||||
2. | Сопоставление содержания | текстов научного | 0/2 | 0/1 | 0/1 | Работа в парах, дискуссия. | |
стиля. Образовательные ситуации в текстах. | |||||||
3. | Работа с текстом: как критически оценивать | ||||||
степень достоверности содержащейся в тексте | 2/2 | 0,5/0,5 | 1,5/1,5 | Квест, круглый стол. | |||
информации? | |||||||
4. | Типы | текстов: | текст-аргументация | 0/2 | 0/0,5 | 0/1,5 | Деловая игра, круглый стол. |
(комментарий, научное обоснование). | |||||||
5. | Составление плана на основе исходного текста. | 0/2 | 0/0,5 | 0/1,5 | Работа в группах, соревнование в | ||
формате КВН. | |||||||
6. | Типы | задач на грамотность. Аналитические | 1/2 | 0/0,5 | 1/1,5 | Квест, круглый стол. | |
(конструирующие) задачи. | |||||||
7. | Работа со смешанным текстом. | 2/2 | 0/0 | 2/2 | Деловая игра. | ||
Составные тексты (рубежная аттестация). | |||||||
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | ||||
Итого | 8/16 | 0,5/4 | 7,5/12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...
Рабочая программа ВД "функциональная грамотность " 10 класс
программа предназначена для развития потребности в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению – восприят...
Рабочая программа по функциональной грамотности для 8 класса
Актуальность. Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в о...
Рабочая программа по функциональной грамоте 7 класс
В программе представлена нормативная база. Отражены все направления по вункциональной грамоте. Представлено тематическое планирования сучетом реализации программы 34 часа в год 1 раз внеделю....
Внеурочное занятие по программе "Основы функциональной грамотности"
Разработка внеурочного занятия по формированию функциональной грамотности, включающая задания на читательскую и математическую грамотности....
Рабочая программа по функциональной деятельности
Программа в соответствии с новыми ФГОС...
Рабочий лист по функциональной грамотности
Внеклассное мероприятие по развитию функциональной грамотности по направлению математической грамотности«Здоровье»для учащихся 5 класса...