Этическая игра "Толерантность - это ты и я"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Школа – сад с.Катравож
имени Героя Советского Союза А.М.Зверева
Этическая игра
«Толерантность –
это ты и я»
Подготовила: Сязи О.Н. воспитатель
Катравож 2017
Цели:
- познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
- развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
- дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
- развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
- воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Форма проведения: групповая работа с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами. При опросе ведущий меняет порядок отвечающих, но каждый раз делает так, что первыми отвечают менее компетентные группы, таким образом, каждый будет иметь возможность высказать свою точку зрения, практически не повторяясь.
Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара, проводится анкетирование.
Планируемые результаты:
Личностные качества
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности, подвести обучающихся к пониманию того, что толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом;
Межпредметные умения
- совершенствовать умения понимать проблему, аргументированно отстаивать свою точку зрения, делать выводы; умение слушать и слышать другого.
Ход мероприятия
- Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.
Рассказывается сказка. Приём «Чтение с остановками»
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)
Продолжение сказки:
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
- Россия - многонациональная страна. Здесь проживает более 180 народов и народностей. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Сейчас мы поработаем в группах. У каждой группы на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из них.
- «Не делай другому того, от чего больно тебе».
- «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
- «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
- «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
Передайте эти мысли своими словами.
Какой общий смысл есть в этих высказываниях?
- Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.
(Далее ведущий обращается к участникам мероприятия).
Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
Давайте вместе обобщим все сказанное, Составим правила толерантного человека.
Приём «Кластер»
Далее ведущий предлагает каждой группе вписать свои ответы в кластер.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
Ведущий зачитывает рассказ “Перед вами две дороги. Выбирайте...” (можно представить в виде сценки)
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
Ведущий задаёт вопросы на которые отвечают 1-2 представителя групп
- Почему молодой человек отказался помочь?
- Как бы вы поступили в этом случае?
- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
- Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”
- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
Попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.
У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.
Конверт 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.
Качества, которые чаще всего встречаются, крепятся на плакат.
Ведущий (обращение к участникам мероприятия). Свойственны ли вам те качества, которые характеризуют толерантного человека. Являетесь ли вы толерантной личностью. В форме таблицы предлагается информация к размышлению. (таблица на доске)
Толерантная личность | Интолерантаная личность |
Уважение мнения других | Непонимание |
Доброжелательность | Игнорирование |
Желание что-либо делать вместе | Эгоизм |
Понимание и принятие | Нетерпимость |
Чуткость | Выражение пренебрежения |
Любознательность | Раздражительность |
Снисходительность | Равнодушие |
Доверие | Цинизм |
Гуманизм | Немотивированная агрессивность |
Группы знакомятся с данными таблицы и самостоятельно делают выводы.
Участники получают возможность:
1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.
2. Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.
Ведущий высказывают свою точку зрения.
Общий вывод: не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интотолерантных людей. В современном мире нет примеров толерантного общества. У человечества не выработался иммунитет против интолерантности. Человек совершает в жизни разные поступки. Важно, есть ли в нас стремление к толерантным отношениям, желание полноценно реализовать свои способности, опираясь на устойчивые жизненные позиции, ценности и идеалы.
Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
Заключительное задание «Дерево толерантности»
- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Дети на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в фойе школы.)
- В конце мне хочется сказать, что каждый класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор
Рефлексия
– Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
– Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие?
– Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
– В каких сферах жизни проблема толерантности стоит наиболее остро?
– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская модель внеурочного занятия по этическому воспитанию "Родительский дом -начало начал..."
Это модель внеурочного занятия с подростками,составлена она по технологии "этического диалога "с учащимися....
Философско-этическая проблематика пьесы "На дне"
Проблематика пьесы М.Горького "На дне". Правда мечты и правда реальности. Спор о человеке....
Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"
Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...
Классный час по этической грамматике для 7 класса "Настоящий друг"
В данном материале представлен ход урока по этической грамматике в 7 классе. Тема дружбы, о настоящих друзьях...
Актуальные вопросы этической культуры.
Школа, решая социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому учащемуся определить чувство ответственности за сохранение моральных основ общества....
Этические и деонтологические аспекты работы младших медицинских сестёр больницы.
Этические и деонтологические аспекты работы младших медицинских сестёр больницы имеют огромное значение для успешной социализации выпускников коррекционной школы....
Презентация "Что такое этический диалог?"
Презентация знакомит с основными принципами технологии "Этический диалог?". Презентация подготовлена к выступлению на республиканском семинаре заместителей директоров по воспитательной работе (2010 гг...