Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"
рабочая программа (7 класс) по теме
Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.
Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.
Диагностические данные воспитанников коррекционной школы показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В нашей системе данной программы важное место занимает группа средств направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты, психологические беседы по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, будет больше содержаться обсуждений с детьми жизненных ситуаций.
Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
g_b.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида №4
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель МС Директор школы
О.М.Журавлёва_________ О. Н. Самойлова_______
Карасёва В. А.
«В воспитании ребёнка важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни, предметом собственных стремлений и личного счастья».
И. В. Свадковский.
Пояснительная записка.
Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.
Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.
Диагностические данные воспитанников коррекционной школы показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В нашей системе данной программы важное место занимает группа средств направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты, психологические беседы по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, будет больше содержаться обсуждений с детьми жизненных ситуаций.
Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.
Говоря о морали, я подразумеваю поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла.
Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно через беседы с воспитателем, радость достижения целей, благодарный труд открывает человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самосовершенствованию, умению один на один остаться с собственной душой, посвящена данная программа.
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ (О) С КОУ С(К) О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальной (коррекционной) образовательного учреждения VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, образовательной программой ОУ.
Структура программы.
Программа включает в себя систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете, и его моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми по следующим направлениям: здоровье, общение, досуг, отечество, труд.
Цель программы.
Воспитание нравственно-этических качеств, важнейшей ценности духовного развития ребёнка.
Задачи программы.
- Формировать у воспитанников осознание ценности человеческой жизни.
- Просвещать воспитанников с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
- Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость, учить им следовать в повседневной жизни.
- Расширять представления детей о морально-этических нормах поведения и общения, как в обществе так и с окружающими людьми.
- Воспитывать интерес к самим себе, желание самосовершенствования.
- Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
Методы достижения поставленной цели.
1 Тематические беседы по нравственной тематике.
2 Дискуссии по нравственной тематике.
3 Практикумы, игры по этикету.
4 Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.
5 шефская работа малышам, ветеранам труда, нуждающимся людям.
6 Посещения музея, библиотеки, памятных и исторических мест.
7 Конкурсы.
8 Родительские собрания.
Программа предназначена для воспитанников 7 – 8 классов и рассчитана на 1 год, 36 часов.
Для отслеживания результатов занятий по нравственно-этическому воспитанию, программа заканчивается диагностикой нравственных ценностей детей.
Дети будут вести специальные тетради, в которых фиксируются темы занятия, выполняются творческие задания, а также воспитанники по своему желанию будут вести записи личного характера, которые будут обсуждаться в индивидуальном порядке.
Будет проведено одно родительское собрание на тему: «Наши трудные дети».
Содержание программы.
№ п/п | Тема занятия | Формы взаимодействия. Содержание. | Кол-во часов | |
| ||||
1 | Поговорим об особенностях темперамента. | Психологический практикум на основе беседы. Составить у детей представления о типологических свойствах и темпераменте, изучить названные свойства. | 1 | |
2 | Человек – привычки – человек – воли. | Информационно-психологическая беседа. Способствовать воспитанию волевых качеств детей. | 1 | |
3 | Ярмарка достоинств. | Игра-практикум. Развивать уверенность в себе. | 1 | |
4 | Поверь в себя. | Час-размышление. Развитие представлений детей о способностях человека. Помочь воспитанникам в развитии способностей. | 1 | |
| ||||
1 | Как вести себя среди людей. | Мастерская общения на основе обсуждения проблемных ситуаций из жизни детей. Нравственное воспитание детей. | 1 | |
2 | Мы все такие разные. | Обсуждение жизненных ситуаций. Воспитание у детей чувство терпимости по отношению к окружающим людям, уважение их прав и индивидуальности, традиций, истории, культуры. | 1 | |
3 | Будьте добрыми и человечными. | Час-размышление. Размышление с детьми о важных нравственных ценностях: добре, уважении, о сложном нравственном выборе. | 1 | |
4 | Прекрасно там, где пребывает милосердие. | Беседа-размышление. Помочь детям разобраться о нравственном выборе, где присутствует жалость, уважение, желание помочь. | 1 | |
5 | Два шага до конфликта. | Психологический практикум. Усвоить правила разрешения конфликтов. Развивать умение анализировать конфликтные ситуации и разрешать их. | 1 | |
6 | Совесть – это наш внутренний судья. | Практикум. Решение проблемных ситуаций из личных наблюдений детей. | 1 | |
7 | Дружбой дорожить умей. | Беседа. Формирование представлений о дружбе, как важнейшей нравственной ценности. | 1 | |
8 | Кто родителей почитает, тот век не погибает. | Презентация. | 1 | |
Формирование основ безопасности и здорового образа жизни. | ||||
1 | Правила безопасности детей. | Беседа с элементами дискуссии. Изучение правил безопасности поведения в быту, на улице. | 1 | |
2 | Учись говорить «нет». | Тренинг. Формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, курения. Наркотиков; умения активного противостояния пагубным привычкам. | 1 | |
3 | Полезны ли полезные привычки. | Диалог с элементами игры. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье, негативного отношения к вредным привычкам. | 1 | |
Поговорим откровенно. | ||||
1 | Если друг оказался вдруг. | Психологическая беседа с элементами обсуждения проблемных ситуаций из жизни детей. Совершенствовать навыки общения, способствовать преодолению барьеров в общении. | 1 | |
2 | Влюблённость? Дружба? Любовь? | Диспут с использованием тестов и их обсуждения. Духовно-нравственное воспитание детей. | 1 | |
3 | Счастье – это… | Диспут. Мини сочинение. | 1 | |
Школа вежливости. | ||||
1 | О такте общения. | Брейн-ринг. Формирование представлений детей об основных этических нормах и навыках культурного общения. | 1 | |
2 | Соблюдаем этикет в общественных местах. | Практикум. Сформировать представления детей об основных этических нормах и навыках культурного общения. | 1 | |
3 | Хорошие манеры. | Тест. Обсуждение высказываний детей с последующим составлением нравственного кодекса. | 1 | |
4 | Приветливость – золотой ключик открывающий сердца людей. | Конкурсная программа. Помочь детям осознать культурное и доброе отношение друг к другу. | 1 | |
5 | Вежливость слов и поступков. | Разбор ситуаций. | 1 | |
6 | Игра на знание этикета. | Разбор ситуаций. Помочь детям осознать нравственный выбор в проблемных ситуациях на знание этикета. | 1 | |
Клуб знатоков права «Быть гражданином» | ||||
1 | России верные сыны. | Тематический устный журнал. Расширение и углубление знаний детей о выдающихся людях России. | 1 | |
2 | Правовой статус несовершеннолетних. | Правовой лекторий. Сформировать представление детей о правовом статусе несовершеннолетних, единстве прав и обязанностях в обществе. | 1 | |
3 | Мы – дети Земли. | Час – диалог. Развитие у воспитанников чувства собственного достоинства и терпимости по отношению к другим людям, уважении их прав, индивидуальности. | 1 | |
4 | Поверь в себя | Психологическая ролевая игра. Формирование позитивного отношения к жизни и здоровью | 1 | |
Воспитание своего «Я» | ||||
1 | Что такое моё «Я»? Знаю ли я себя? | Час – самопознания. Помочь детям познать свой внутренний мир. | 1 | |
2 | Сотвори себя сам. | Обсуждение проблемных ситуаций из жизни детей. Убедить воспитанников в необходимости стремления к самопознанию и самосовершенствованию. | 1 | |
3 | Я в мире людей, люди, которые рядом. | Анализ жизненных ситуаций на основе наблюдений детей. Разыгрывание ситуаций на основе анализа и самооценки. | 1 | |
4 | Как стать успешным? | Конкурсная программа. Воспитание уверенности в своих силах, неприятия равнодушия к себе. | 1 | |
5 | Как развивать свои способности? | Час размышление. Формирование представлений детей о том, что такое способности человека. | 1 | |
Найди свой путь. Выбор профессии. | ||||
1. | Дороги, которые выбираем… | Беседа. Нравственное воспитание детей. | 1. | |
2. | Склонности и интересы в выборе профессии. | Психологический практикум. Определить интересы детей. | 1. | |
Родительское собрание. | ||||
1. | Наши трудные дети. | Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребёнка. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей. Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общения с трудными детьми. | 1. |
Прогнозируемый результат.
Воспитанники должны знать:
- О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
- О стремлении к самосовершенствованию.
- О культуре поведения и общения.
Воспитанники должны уметь:
- Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
- Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
- Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
Используемая литература.
- Художественная литература, афоризмы.
- Научно-популярная литература по этике, психологии, педагогике.
- Журналы. «Воспитание школьника», «Коррекционная педагогика».
- И. И. Дерекклеева «Справочник воспитателя»
- М.А.Алоева «Сердце отдаю детям».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие нравственно-этических норм у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (8-9 кл.)"
Программа утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Она направлена на воспитание у подростков ответственности за свои поступки, которые имеют значение для окружающих людей, а та...
Комьютерная презентация программы по духовно-нравственному воспитанию "Дерево добра".
Презентация прграммы "Дерево добра"...
Рабочая программа кружка для учащихся 5 класса «Добро пожаловать в мир английской грамматики»
Рабочая программа кружка для учащихся 5 класса «Добро пожаловать в мир английской грамматики»....
Программа внеурочной деятельности 6 класс "Дорогою добра"
Программа внеурочной деятельности 6 класс "Дорогою добра"...
Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа по летнему отдыху детей «Дорогою добра »
Пояснительная записка.Краткосрочная программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Дорогою добра» по социально-гуманитарному направлению раб...