Философско-этическая проблематика пьесы "На дне"
презентация к уроку литературы (11 класс) на тему

Проблематика пьесы М.Горького "На дне". Правда мечты и правда реальности. Спор о человеке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon filosofsko-eticheskaya_problematika_pesy.ppt507.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Слайд 2

Важнейшая смысловая категория - Правда - ложь Правда - вера правда 2 оппозиции: Разное понимание правды и разное отношение к вере определяет позицию и место каждого из ночлежников (а не их социальная биография) Вера объединяет Актёра, Анну, Наташу, Настю, близки к ним Васька Пепел и Клещ. Их вера (пусть и иллюзорная) поддерживает их жизнь. Эта ВЕРА и есть для них ПРАВДА Бубнов, Барон, Сатин

Слайд 3

Правда реальности и правда мечты – две грани проблемы пьесы. Бубнов, Сатин и Актёр далеки от иллюзий. Они им не нужны. Для Актёра, Наташи, Насти, Анны и других ВЕРА важнее ПРАВДЫ. Поэтому так горячо откликнулись на реплику Луки: «Во что веришь, то и есть».

Слайд 4

правда Лука . «Во что веришь, то и есть» – Человек – правда. Доброта Луки утешающая.он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи, Неподделен его интерес к людям. Он нужен «страдальцам», т.к. ободряет и утешает их, поддерживая уже сложившуюся мечту, не предлагая своих рецептов. Даёт веру, надежду, согревает сочувствием души людей слабых. Бубнов Человек зависит от среды. Правда «злая»,не одушевлённая добром. Сатин Человеку нужна мечта, НО Двигаться к ней он ДОЛЖЕН САМ! Ему нужна деятельная любовь, уважение вместо жалости. « Человек – вот правда» ВЫВОД: Правда текучая, подвижная. Тонки переходы добра в равнодушное бессилие, правды – в ложь.

Слайд 5

Спор о человеке. (Лука – Сатин) «Человека пожалеть нужно» «Человек может верить и не верить… он за всё платит сам… и потому он свободен».

Слайд 6

Лука. Сложный, противоречивый герой. С одной стороны как бы даёт импульс пробуждающемуся сознанию Сатина, С другой – его доброта, снисходительность, желание помочь могут обернуться роковыми последствиями для слабых духом. Правда, вина за это падает на них самих. Лука утешает людей, прибегая ко лжи. Он просто не очерствел душою, творит реальное, деятельное добро, не просто утешает, а философски обосновывает свою позицию: «Человека может спасти и научить добру не насилие, не тюрьма, а только добро».

Слайд 7

Споря со своим героем, Горький показывает, что «спасительная» ложь ещё никого не спасала. Нельзя вечно жить в плену иллюзий, так как выход из них – всегда трагедия. А, главное, человек, живущий в мире иллюзий, ПРИМИРЯЕТСЯ со своей унылой жизнью, то есть СОГЛАШАЕТСЯ ТЕРПЕТЬ. Этого Горький не приемлет .

Слайд 8

Горькому удалось показать одну из самых опасных черт сознания и психологии социальных низов России: Неудовлетворённость реальностью; Анархический критицизм этой реальности; Вместе с тем зависимость от внешней помощи; Вера в «чудесное» спасение; Неготовность к самостоятельному жизненному творчеству

Слайд 9

Обсудим: Мнение исследователя : «В основе драмы лежит глубоко религиозная проблема. Понятие «дно» имеет не только социальное, но и духовно-нравственное содержание». Вопросы : Может ли человек жить без веры? Утверждение : «Ради правды нужно жертвовать всем». Цитату: Из книги Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»:

Слайд 10

Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Сверхчеловек — смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли! Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, все равно, знают ли они это или нет. Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие, от которых устала земля: пусть же исчезнут они! Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители. Теперь хулить землю — самое ужасное преступление, так же как чтить сущность непостижимого выше, чем смысл земли! Некогда смотрела душа на тело с презрением: и тогда не было ничего выше, чем это презрение, — она хотела видеть тело тощим, отвратительным и голодным. Так думала она бежать от тела и от земли. О, эта душа сама была еще тощей, отвратительной и голодной; и жестокость была вожделением этой души! Но и теперь еще, братья мои, скажите мне: что говорит ваше тело о вашей душе? Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою? Поистине, человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он — это море, где может потонуть ваше великое презрение.

Слайд 11

Что есть тело (сверхчеловек) без души?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Капитанская дочка». История создания. Проблематика.

Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ)   Предмет : литература Тема урока: « Капитанская дочка». История создания. Проблематика. Тип урока: урок новых знаний ( урок пр...

Проблематика повести В.Распутина "Прощание с Матерой"

Данный урок разработан для учащихся 11 класса. Занятие прекрасно зарекомендовало себя в формате подготовки к ЕГЭ по русскому языку: внимание учащихся останавливается на проблемах, затронутых автором, ...

Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»

1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».Мотивы лирики и проблематика романа.

Задачи:- обучающие: умение анализировать учебный материал.-развивающие: учить выражать свои мысли литературным языком, формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельно...

Теоретическая информация для родителей по острой проблематике

Представлена информация, на которую чаще всего поступает запрос психологу от родителей подростков....

Открытый урок литературы 11класс по теме Проблематика повести В. Распутина "Прощание с Матёрой"

Данный урок был проведён в канун юбилея  писателя В.Распутина. Урок носил воспитательный характер....