Программа воспитательной работы
методическая разработка (11 класс)

Масягина Светлана Ивановна

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном воздействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.

Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателем, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе - в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Это отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих.

Воспитательная система класса - как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном воздействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.

Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателем, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе - в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Это отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих.

Воспитательная система класса - как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива.

Режим работы с классом

  •  Контроль над посещаемостью и дисциплиной
  •  Организация дежурства в кабинете Еженедельно:
  •  Проверка дневников
  •  Проведение классных мероприятий
  •  Индивидуальная работа с учащимися - ежедневно (по мере необходимости).

Самоуправление в классе

Ученическое самоуправление - система, при которой в классе активно действует механизм принятия решения самими учениками по важнейшим вопросам организации учебно-воспитательного процесса, контроля над ним и исполнения принятых решений.

Принципы самоуправления:

  1.  Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
  2.  Выборность — полномочия приобретаются в результате выборов.
  3.  Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
  4.  Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
  5.  Целесообразность - деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
  6.  Гуманность - действия органов самоуправления должны, базироваться на нравственных принципах.
  7.  Самодеятельность —        творчество, активность, самостоятельность учащихся.
  8.  Ответственность —        необходимо регулярно отчитываться о

проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями. Педагогической целью        ученического самоуправления является

демократизация жизни класса и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом. Процессу развития самоуправления способствует личностно ориентированная модель общения взрослого со старшеклассником.

Рекомендация по реализации программы воспитания «Новое поколение».

Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы - развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные и командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми. Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально - психологической, медицинской, административно - хозяйственной. Работать в методическом объединении классных руководителей,

Направления реализации программы « Новое поколение».

  1.  Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
  2.  Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
  3.  Формирование культуры здоровья.

Этапы реализации

  1.  этап
  •  развитие творческой активности, создание условий для ее проявления
  •  формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям
  •  формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования
  •  формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни
  1.  этап
  •  формирование стремление к развитию и совершенствованию своих творческих способностей
  •  создание условий для появления активности в организации жизни класса
  •  создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.
  •  формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек
  1.  этап
  •  формирование умения находить применение своим творческим умениям и навыкам
  •  формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции
  •  формирование стремление более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования
  •  формирование сознательного выбора здорового образа жизни

Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на>следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, общественно-организаторскую,досуговую'.

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

Гражданско-патриотическое воспитание «Я - гражданин России»

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины й способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".

(Свадковский И.Ф.)

Экологическое воспитание «Я отвечаю за окружающий мир»

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

«Здоровый образ жизни».

Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.

Эстетическое воспитание «Мир прекрасного».

Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.

Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития

задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.

Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания.

Для исследования эффективности программы воспитания «Новое поколение» целесообразно использовать следующие критерии:

  1.  Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
  2.  Уровень воспитанности;
  3.  Сформированность ценностных отношений учащихся;
  4.  Формирование мотивации к обучению;
  5.  Умение общаться, сознавать свои поступки.

Для изучения эффективности программы воспитания используются:

  •  различные методики диагностики;
  •  беседы с учащимися;
  •  наблюдения;
  •  интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.

Предполагаемые результаты.

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:

  •  Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
  •  Активная гражданская позиция.
  •  Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  •  Творческий подход к любимому делу.

Перечисленные закономерности определяют принципы работы воспитан шьного процесса. Исходя из основных задач, жизнедеятельность обучающихся организуется на следующих принципах: Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.

Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка.

Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальн

ых, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.

Культуросообразностъ: рассматривается нами как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй.

Принцип событийности: введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел. Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.

Цель воспитательной работы:

создать благоприятные условия для формирования личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, красоты, истины, на основе индивидуального и коллективного подхода во внеучебной деятельности в рамках воспитательной системы класса, школы.

ЗАДАЧИ:

-оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.

-оказывать помбщь подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.

-создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

-создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся, -формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

-дальше развивать национальное самосознание на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.

Концептуальное обоснование

В воспитательной системе существует ряд закономерностей, определяющих принципы воспитательного процесса и выражающих основные требо вания к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.

Первая закономерность: воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов обучающихся при определении целей и задач педагогического процесса.

Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребёнка... Говоря об активности ребёнка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому я опираюсь, прежде всего, на потребности и мотивы ребёнка, стараюсь определять, что является главным для ребёнка на данный момент. Вторая закономерность определяет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений...

Третья закономерность: эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

Гражданско – патриотическое воспитание

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

Крещение Руси

сентябрь

Кл. руководитель

Диспут «Дети и Конституция. Кто защищает наши права»

ноябрь

Кл. руководитель

Конкурс военной песни «Идет солдат по городу»

февраль

Кл. руководитель

«Нашим защитникам – настоящим и будущем»

февраль

Кл. руководитель

День космонавтики «Он первый»

апрель

Кл. Руководитель

«Героям благодарные потомки»

май

Кл. руководитель

Нравственное воспитание

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

«Человек среди людей». Твое поведение в общественных местах

октябрь

Кл. руководитель

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

декабрь

Кл. руководитель

«Что такое духовное богатство человека»

февраль

Кл. руководитель

«Мой самый дорогой человек» -праздник 8 марта

март

Кл. руководитель

«Искусство общения»

апрель

Кл. руководитель

Какая у тебя воля? Как воспитать силу воли?

май

Кл. руководитель

Экологическое воспитание

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

«Беречь нашу планету – зачем и для кого?»

октябрь

Кл. руководитель

«Домашняя экология»

декабрь

Кл. руководитель

«Жизнь птиц» познавательная беседа

март

Кл. руководитель

«Загрязнение окружающей среды»

апрель

Кл. руководитель

«Мы за здоровой образ жизни»

май

Кл. руководитель

Здоровый образ жизни

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

Влажная уборка класса

три раза в неделю

дежурный

Правила противопожарной безопастности

сентябрь

Кл. руководитель

«О спорт! Ты – мир!»

ноябрь

Кл. руководитель

Соблюдение правил техники безопасности во время каникул

Ноябрь, декабрь, май.

Кл. руководитель

«Курение – коварная ловушка»

январь

Кл. руководитель

«Компьютер и здоровье»

март

Кл. руководитель

«Физическая активность – путь к здоровью»

май

Кл. руководитель

Трудовое воспитание

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

Участие в школьных субботниках

По графику

Кл. руководитель

Выращивание комнатных растений

Весной, осенью

Кл. руководитель.

Сектор цветоводов

Генеральная уборка в классе

В конце каждой четверти

Трудовой сектор

Утепление окон классной комнаты

октябрь

Кл. руководитель.

Трудовой сектор

Эстетическое воспитание

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

«Осенняя дискотека»

ноябрь

Кл. руководитель

Игра «Творчество Пушкина»

декабрь

Кл. руководитель

Литературная гостиная. П.Ершов «Конек – Горбунок»

февраль

Кл. руководитель

Экскурсия на природу (фотографии о природе)

апрель

Кл. руководитель

Экскурсия в музей

май

Кл. руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...