Программа воспитательной работы
методическая разработка (11 класс)
Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном воздействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателем, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе - в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Это отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих.
Воспитательная система класса - как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty.docx | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном воздействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателем, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе - в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Это отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих.
Воспитательная система класса - как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива.
Режим работы с классом
- Контроль над посещаемостью и дисциплиной
- Организация дежурства в кабинете Еженедельно:
- Проверка дневников
- Проведение классных мероприятий
- Индивидуальная работа с учащимися - ежедневно (по мере необходимости).
Самоуправление в классе
Ученическое самоуправление - система, при которой в классе активно действует механизм принятия решения самими учениками по важнейшим вопросам организации учебно-воспитательного процесса, контроля над ним и исполнения принятых решений.
Принципы самоуправления:
- Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
- Выборность — полномочия приобретаются в результате выборов.
- Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
- Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
- Целесообразность - деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
- Гуманность - действия органов самоуправления должны, базироваться на нравственных принципах.
- Самодеятельность — творчество, активность, самостоятельность учащихся.
- Ответственность — необходимо регулярно отчитываться о
проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями. Педагогической целью ученического самоуправления является
демократизация жизни класса и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом. Процессу развития самоуправления способствует личностно ориентированная модель общения взрослого со старшеклассником.
Рекомендация по реализации программы воспитания «Новое поколение».
Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы - развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные и командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми. Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально - психологической, медицинской, административно - хозяйственной. Работать в методическом объединении классных руководителей,
Направления реализации программы « Новое поколение».
- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
- Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
- Формирование культуры здоровья.
Этапы реализации
- этап
- развитие творческой активности, создание условий для ее проявления
- формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям
- формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни
- этап
- формирование стремление к развитию и совершенствованию своих творческих способностей
- создание условий для появления активности в организации жизни класса
- создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.
- формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек
- этап
- формирование умения находить применение своим творческим умениям и навыкам
- формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции
- формирование стремление более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования
- формирование сознательного выбора здорового образа жизни
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на>следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, общественно-организаторскую,досуговую'.
Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:
Гражданско-патриотическое воспитание «Я - гражданин России»
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины й способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Нравственное воспитание
Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".
(Свадковский И.Ф.)
Экологическое воспитание «Я отвечаю за окружающий мир»
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
«Здоровый образ жизни».
Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
Эстетическое воспитание «Мир прекрасного».
Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.
Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития
задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания.
Для исследования эффективности программы воспитания «Новое поколение» целесообразно использовать следующие критерии:
- Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
- Уровень воспитанности;
- Сформированность ценностных отношений учащихся;
- Формирование мотивации к обучению;
- Умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
- различные методики диагностики;
- беседы с учащимися;
- наблюдения;
- интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
Предполагаемые результаты.
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:
- Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
- Активная гражданская позиция.
- Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Творческий подход к любимому делу.
Перечисленные закономерности определяют принципы работы воспитан шьного процесса. Исходя из основных задач, жизнедеятельность обучающихся организуется на следующих принципах: Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка.
Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальн
ых, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.
Культуросообразностъ: рассматривается нами как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй.
Принцип событийности: введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел. Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.
Цель воспитательной работы:
создать благоприятные условия для формирования личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, красоты, истины, на основе индивидуального и коллективного подхода во внеучебной деятельности в рамках воспитательной системы класса, школы.
ЗАДАЧИ:
-оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
-оказывать помбщь подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
-создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
-создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся, -формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
-дальше развивать национальное самосознание на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.
Концептуальное обоснование
В воспитательной системе существует ряд закономерностей, определяющих принципы воспитательного процесса и выражающих основные требо вания к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.
Первая закономерность: воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов обучающихся при определении целей и задач педагогического процесса.
Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребёнка... Говоря об активности ребёнка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому я опираюсь, прежде всего, на потребности и мотивы ребёнка, стараюсь определять, что является главным для ребёнка на данный момент. Вторая закономерность определяет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений...
Третья закономерность: эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Гражданско – патриотическое воспитание
Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный | Отметка о выполнении |
Крещение Руси | сентябрь | Кл. руководитель | |
Диспут «Дети и Конституция. Кто защищает наши права» | ноябрь | Кл. руководитель | |
Конкурс военной песни «Идет солдат по городу» | февраль | Кл. руководитель | |
«Нашим защитникам – настоящим и будущем» | февраль | Кл. руководитель | |
День космонавтики «Он первый» | апрель | Кл. Руководитель | |
«Героям благодарные потомки» | май | Кл. руководитель |
Нравственное воспитание
Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный | Отметка о выполнении |
«Человек среди людей». Твое поведение в общественных местах | октябрь | Кл. руководитель | |
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» | декабрь | Кл. руководитель | |
«Что такое духовное богатство человека» | февраль | Кл. руководитель | |
«Мой самый дорогой человек» -праздник 8 марта | март | Кл. руководитель | |
«Искусство общения» | апрель | Кл. руководитель | |
Какая у тебя воля? Как воспитать силу воли? | май | Кл. руководитель |
Экологическое воспитание
Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный | Отметка о выполнении |
«Беречь нашу планету – зачем и для кого?» | октябрь | Кл. руководитель | |
«Домашняя экология» | декабрь | Кл. руководитель | |
«Жизнь птиц» познавательная беседа | март | Кл. руководитель | |
«Загрязнение окружающей среды» | апрель | Кл. руководитель | |
«Мы за здоровой образ жизни» | май | Кл. руководитель |
Здоровый образ жизни
Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный | Отметка о выполнении |
Влажная уборка класса | три раза в неделю | дежурный | |
Правила противопожарной безопастности | сентябрь | Кл. руководитель | |
«О спорт! Ты – мир!» | ноябрь | Кл. руководитель | |
Соблюдение правил техники безопасности во время каникул | Ноябрь, декабрь, май. | Кл. руководитель | |
«Курение – коварная ловушка» | январь | Кл. руководитель | |
«Компьютер и здоровье» | март | Кл. руководитель | |
«Физическая активность – путь к здоровью» | май | Кл. руководитель |
Трудовое воспитание
Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | Отметка о выполнении |
Участие в школьных субботниках | По графику | Кл. руководитель | |
Выращивание комнатных растений | Весной, осенью | Кл. руководитель. Сектор цветоводов | |
Генеральная уборка в классе | В конце каждой четверти | Трудовой сектор | |
Утепление окон классной комнаты | октябрь | Кл. руководитель. Трудовой сектор |
Эстетическое воспитание
Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | Отметка о выполнении |
«Осенняя дискотека» | ноябрь | Кл. руководитель | |
Игра «Творчество Пушкина» | декабрь | Кл. руководитель | |
Литературная гостиная. П.Ершов «Конек – Горбунок» | февраль | Кл. руководитель | |
Экскурсия на природу (фотографии о природе) | апрель | Кл. руководитель | |
Экскурсия в музей | май | Кл. руководитель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"
Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...
Программа воспитательной работы. Развитие личности в процессе творчества и сотрудничества.
Программа рассчитана на четыре года (5- 8 классы)....
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...