Организация работы по самообразованию педагога. Методические рекомендации
консультация
Материал в помощь педагогам по вопросам организации самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_samoobrazovaniyu.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования».
Герберт Спенсер
Необходимость педагогического самообразования обусловлена теми изменениями, которые постоянно происходят в образовании: появляются новые методики обучения и воспитания, разрабатываются новые способы и средства педагогической деятельности, обновляются образовательные программы, вводятся новые нормативы, корректируется законодательство. Поэтому педагогу необходимо обновлять свои знания и умения и приобретать новые.
Также совершенствование качества образовательной деятельности в ДОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти, но эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров, конференций невелика без процесса самообразования.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений»
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Педагог должен не только быть грамотным непосредственно в своей профессиональной сфере, но и иметь знания в близлежащих научных областях (психологии, социологии – различных сферах общественной жизни, культуры речи…). Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа, колледжа... Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это можно назвать всего лишь отговорками, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию с детьми, родительскому собранию, выступлению на методическом мероприятии у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану, программе, читать одни и те же доклады. Они должны меняться, варьироваться, совершенствоваться.
• Стремительный рост современной науки. Особенно педагогики и психологии. (Актуально выражение на этот счет: «В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой»).
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения, в первую очередь, отражаются на детях и, конечно, на их родителях, приходится сталкиваться с особенностями функционирования семьи в целом. И педагогу приходится учиться работать с различными категориями детей и родителей. Это, конечно, очень тонкая работа, требующая большого педагогического мастерства.
• Конкуренция. (в наше не простое время имеет место быть = тяжело с работой).
• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, стимулирующие надбавки, а может быть даже звания и награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно!
Направления самообразования педагога
Определим основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
• Профессиональное (непосредственно профессиональная деятельность педагога)
Осуществление педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой (обучение и воспитание по 5 образовательным областям:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие)
(Т.е. профессиональная задача педагога – формирование компетенций у детей в рамках образовательных областей)
• Психолого-педагогическое (использование психологических знаний в своей педагогической деятельности)
(Ориентированно как на обучающихся, так и на родителей)
Психологические знания, используемые в данном направлении и ориентированные на обучающихся:
- Возрастные особенности; Кризисные периоды (3года, 7лет);
- Особенности развития психических познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение);
- Развитие коммуникативных навыков :
- формирование детского коллектива;
- особенности работы с различными категориями детей: «особые дети» -гиперактивные, агрессивные, тревожные, одаренные…
Психологические знания, используемые в данном направлении и ориентированные на родителей:
- Умение выстраивать отношения с родителями;
- Формы работы с родителями.
• Методическое (педагогические технологии, формы, методы, приемы работы с детьми)
• Интересы и хобби (свои интересы и хобби педагог переносит в образовательную деятельность)
Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Курсы повышения квалификации
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, путешествия
Составляющие процесса самообразования педагога
Попробуем вместе представить деятельность педагога в области самообразования с помощью списка глаголов. Составим с этими глаголами предложения, которые будут отражать работу над темой по самообразованию.
Изучать, апробировать, внедрять, применять, посещать, проводить, анализировать, совершенствовать, повышать, читать, обмениваться
•Изучать, апробировать, внедрять, применять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы в своей профессиональной деятельности;
• Посещать семинары, конференции, мастер-классы, занятия коллег;
• Проводить открытые занятия для анализа со стороны коллег;
• Анализировать (проводить самоанализ) своей профессиональной деятельности;
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии;
• Повышать уровень своей квалификации, эрудиции, общей культуры;
• Читать педагогические периодические издания, методическую литературу, психологическую литературу;
• Обмениваться опытом с коллегами (на уровне своего учреждения, муниципальном, региональном, федеральном уровнях). Как вариант – сетевое взаимодействие.
Педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.
Организация процесса самообразования
В организации самообразования ключевую роль играют:
а) направление работы;
б) тема самообразования.
Тема, выбираемая для самообразования, должна быть актуальной для самого педагога, для той образовательной организации, в которой он работает.
В качестве темы самообразования можно выбрать:
- одну из задач работы образовательной организации на текущий год (годовая задача);
- аспект профессиональной деятельности, вызывающий у педагога затруднение;
- тему, связанную с развитием уже достигнутого положительного результата (например, для педагога может быть актуальным расширение теоретических знаний и практических умений по уже имеющемуся опыту, для того чтобы обобщить свой успешный опыт и расширить сферу его применения).
Личный план самообразования педагога
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• актуальность
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой в рамках каждого этапа
• измерительно-диагностический инструментарий (диагностические методики, анкеты, опросники…)
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе (подготовка доклада на методическом мероприятии - семинары, педагогические советы, муниципальные мероприятия)
• литература, источники
Составляющие личного плана самообразования не являются постоянными, одинаковыми для всех. Они могут меняться в зависимости от темы самообразования.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагог должен понимать как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, быть открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
Под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, анализ этой деятельности и формулирование выводов. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения самодиагностикой и диагностикой обучающихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проведение мастер-классов Методические рекомендации
Организация и проведение мастер-классов Методические рекомендации Мастеркласс это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, пока...
«Урок – одна из основных форм организации и обеспечения профессионального образования», методические рекомендации начинающим преподавателям
Урок – одна из основных форм организации учебного процесса. Каким он должен быть? Как должна изменяться его структура в условиях кабинетной системы обучения? Как современный урок, его методику привест...
Методические рекомендации для педагога дополнительного образования «Организация работы по самообразованию»
Активная самообразовательная деятельность является основой любого непрерывного образования. Самообразование представляет собой постоянный и существенный компонент процесса самосовершенствования специа...
Организация и проведение природоведческой экскурсии. (Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Методика организации и проведения выставки детских творческих работ из природного материала. (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Методические рекомендации "Составление плана работы по самообразованию педагогов дополнительного образования"
Методические рекомендации помогут педагогам написать программу по самообразованию....
Консультация педагогов "Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся"
Консультация проводится для педагогов, занимающихся вопросами организации исследовательской и проектной ьдеятельности учащихся ественннонаучной направленности....