Организация и проведение природоведческой экскурсии. (Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
методическая разработка по экологии на тему

Гребенникова Ольга Сергеевна

методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

 «Центр развития творчества детей и юношества»

 Каменского муниципального района

Воронежской области

Организация

и проведение природоведческой экскурсии.

(Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

                                                                           

                                          Подготовила: педагог дополнительного

                                                  образования высшей квалификационной                                                    категории Гребенникова О.С.    

Каменка 2010г.

Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Природа всегда была добрым другом человека. Кто из нас хотя бы однажды не замирал от восторга, любуясь тонкоствольной березкой, бурной или величавой спокойной рекой, нежным изяществом подснежника. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы – большое счастье. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствуют развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Они учатся всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности.

           Любовь к природе и бережное к ней отношение, привитые с детства - основа естествоведческих познавательных интересов. Дети с малых лет жадно воспринимают ее многообразный мир: их радуют и влекут к себе и цветы, и птицы, и звери, и «картины» времен года. Еще К. Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребенка может соперничать с влиянием педагогики. Богат и прекрасен мир природы! Огромное его благотворное влияние на душу ребенка. Но сама природа не воспитывает активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства - нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста. Воспитанная у детей действенная любовь к растениям, к животным способна положить начало многим познавательным и практическим интересам.

      Одним из ведущих средств познания природы является целенаправленное общение детей с природой во время экскурсий. Именно на экскурсиях наиболее широко реализуется задача формирования экологической культуры, когда ребенок находится в особой внешней обстановке, наблюдает, сравнивает, составляет правильные образы - представления о предметах и явлениях природы, учиться видеть за словом его конкретное содержание, накапливает, уточняет и обогащает свои знания по природе.

    Чтобы провести полноценную экскурсию следует учитывать ее этапы:

I.    Подготовка педагога к экскурсии.

II.   Подготовка обучающихся.

  1. Проведение экскурсии.
  2. Итоги экскурсии.

Рассмотрим подробно каждый этап.

I.Подготовка педагога к экскурсии.

     Составляя рабочую программу на учебный год, педагог намечает примерный календарь проведения экскурсий, исходя из образовательной программы. Педагог, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной. Поэтому накануне педагогу следует побывать в лесу самому, чтобы разработать такой маршрут ее проведения, при котором дети увидят, например, яркие краски осенней листвы, скромную прелесть поздноцветущих растений, графическую четкость безлистных ветвей, зрелую тяжесть сочных плодов. Затем  педагог намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети, устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, педагог заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе.

      В плане-конспекте педагог указывает цель, порядок проведения экскурсии, содержание вступительной беседы, конспектирует пояснения на каждом этапе, записывает, что именно должны увидеть и сделать обучающиеся. Очень важно заранее определить вопросы, на которые дети должны будут ответить в процессе экскурсии. Также педагог должен продумать, какие учебные игры и какой активный отдых организовать с учениками во время экскурсии, определить основные вопросы с ними после экскурсии.

     Методика экскурсии зависит от ее темы и цели, возраста и знаний обучающихся. На первых экскурсиях педагог является наиболее активным лицом: он демонстрирует растения и другие объекты, обращает внимание детей на характерные детали, дает небольшие практические задания. Экскурсия в этом случае носит иллюстративный характер. Если у обучающихся есть навык натуралистической работы, и они идут на экскурсию не впервые, то можно усилить в экскурсии элементы самостоятельной исследовательской работы. Самостоятельная работа способствует лучшему усвоению материала, формированию познавательного интереса. Разрабатывая план отдельной экскурсии, следует избегать стандарта в планировке: нельзя допускать, чтобы экскурсия по изучению растений осенью была сходна по своему плану с весенней экскурсией. Однообразие методики притупляет восприятие обучающихся.

II. Подготовка обучающихся к экскурсии.

       За несколько дней до экскурсии педагог проводит с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии. Подготовка детей начинается с сообщения учителем темы, задачи и маршрута экскурсии. Также учитель рекомендует, какие книги полезно прочитать перед экскурсией; сообщает детям, что они будут делать во время экскурсии, на что нужно обратить внимание, что взять с собой, рекомендует подготовить удобную обувь и одежду. Перед выходом необходимо проверить, не забыто ли что-нибудь. Необходимо привлечь детей к подготовке экскурсионного снаряжения и оборудования. Эта работа повышает интерес к предстоящему занятию. Примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу: лопатки для выкапывания растений, нож складной для срезания веток с дерева, папки для растений, корзинки для переноски природного материала.

      Педагогу следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем требованиям-заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них - соблюдение тишины. Следующая важная заповедь, которую дети должны знать, - это терпение, терпеливость. Быть терпеливым предполагает способность экскурсанта - гостя природы в течение длительного времени молчаливо наблюдать за поведением животных. Надо притаиться, чтобы не беспокоить их своим присутствием. Только так можно что-нибудь увидеть и открыть в природе. Третья заповедь - это внимательность. Ее отсутствие приводит к тому, что многие не замечают красот и чудес природы. Люди не замечают, что в окружающей нас природе все взаимосвязано, одно явление зависит от другого. Поэтому очень важно учить своих питомцев находить эти связи, предсказывать погоду, проверять народные приметы, а главное, прогнозировать последствия своего поведения. Наблюдая целенаправленно за природой, дети узнают ее язык, живой и образный. Наблюдения за животными также могут дать много любопытной и полезной информации о самых различных связях в природе: растения - насекомые; насекомые - птицы; растения - птицы и т.п., об отношениях человека к ним. Из-за отсутствия наблюдательности многие не могут предсказать последствий своего поведения, своего вмешательства в жизнь растений и животных и этим наносят большой вред природным обитателям. Перед экскурсией, исходя из воспитательной позиции, педагог формирует у обучающихся следующие правила поведения:

          • отмечать, запоминать наиболее типичные или красивые растения, но не собирать их;

           • наблюдать за бабочками, жуками, лягушками, но не ловить, не трогать их;

          • к птичьим гнездам не следует подходить очень близко, а тем более трогать и брать их с собой и др.;

     Для обеспечения полного порядка на экскурсии педагог распределяет детей на группы по 3-5 человек; каждая группа выбирает старшего, который отвечает за дисциплину своей группы. Такой порядок облегчает проведение экскурсии, учит детей работать в коллективе. Восприятие экскурсионных объектов будет полнее, если во время подготовки к экскурсии обучающихся заинтересовать проблемно-познавательными заданиями, дать предварительные сведения об объектах экскурсии. Каждой группе дается конкретное свое задание. Педагог обязательно консультирует детей, как во время экскурсии вести записи, составлять планы, чертить схемы, собирать экскурсионный материал и т.д.

III. Проведение экскурсии.

      В структуре проведения экскурсии можно выделить следующие основные моменты:

      1. Необходимой частью каждой экскурсии является вводная беседа. В беседе отмечаются особенности времен года, погоды, состояние растительности, дается характеристика местности с географической стороны. Проводится она либо в учебном учреждении, либо непосредственно на месте. В зависимости от возраста и подготовки, обучающихся сведения могут быть различны по объему, но всегда должны быть строго научны, проверены и обоснованы. Язык беседы должен быть точным, ясным, образным и простым.

      Экскурсионную беседу заметно оживляют материалы художественной литературы, особенно стихотворения русских классиков с описанием природы. В заключение беседы педагог напоминает о распределении заданий, дает дополнительные разъяснения. Если вводная беседа проводится уже на месте работы, то педагог показывает приемы сбора растений или их частей (плодов, семян, листьев и т.д.), если беседа проходит в классе, то имеет смысл демонстрация кино - или диафильма по теме экскурсии, что помогает обучающимся глубже и полнее осмыслить ее.

      2. Важнейшей частью всякой экскурсии являются наблюдения детей. Наблюдения проходят по вопросам-заданиям, целью которых является: направить внимание детей на нужный объект или явление, помочь провести сравнение изучаемых объектов, рассмотреть объект по частям, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предметов. Задания должны включать только тот материал, который вполне конкретно можно изучить на экскурсии. Не следует говорить о том, что дети не смогут увидеть в природе в данный момент. Исключения составляют лишь те случаи, когда нужно установить факт отсутствия в природе каких-то объектов, например, на зимней экскурсии педагог обращает внимание детей на отсутствие насекомых в это время года. В разговор о красоте осеннего леса и его объектов должны быть вовлечены все воспитанники. С этой целью им предлагается выбрать и показать тот участок леса или то растение, которые им кажутся наиболее красивыми, а также попросить объяснить, в чем именно заключается эта красота, и дать характеристику тех чувств, которые возникают у них под воздействием природы.

Очень важно и в то же время довольно трудно направить работу обучающихся по намеченному плану. На экскурсии в лесу у детей «разбегаются глаза» от многообразия живых форм: их привлекают и птицы, и насекомые, и звери, и растения. На экскурсиях обучающиеся знакомятся не только с отдельными фактами и явлениями, но и с методикой изучения этих явлений. Методика должна основываться на приемах научного исследования, но в то же время она должна быть доступна детям. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природного материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничить его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание детей только на определенных растениях и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

  Когда дети работают самостоятельно, педагог не должен оставаться пассивным наблюдателем. Надо показать, как правильно выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Во время самостоятельной работы педагог контролирует работу всех групп.                                            

Еще одним из способов закрепления материала является дидактическая игра, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое занимательное. Вот такие игры можно провести во время экскурсии в природу:

 «У кого детки с этой ветки?» Игра проводится во время осенней экскурсии. Дети собирают по заданию учителя листья, веточки с деревьев и кустарников, плоды этих растений, (сосны, ели, дуба, клена, рябины, ольхи, орешника и др.) Взяв у каждого ученика по одной ветке, учитель встает в центр круга, поднимает вверх веточки и спрашивает: «У кого детки с этой ветки?» Дети показывают плоды или листья с этой веточки или просто отвечают. Далее учитель или ученик-ведущий поочередно показывает ветки различных деревьев. Игра помогает запомнить ученикам названия деревьев и кустарников, научиться различать их по листьям, плодам и семенам.

«Найди это дерево». В игре принимают участие все дети. Выбирается ведущий, который называет деревья, а все другие дети должны в лесу быстро найти и остановиться возле одного из названных деревьев. Учитель наблюдает за правильностью выполнения. Выигрывает тот ученик, который быстрее всех безошибочно определил большее количество деревьев.

«Ботанические жмурки». Все учащиеся делятся на две команды. Игроком одной из команд завязывают глаза и выдают по 5 листьев, цветов, семян, плодов и др. на ощупь или по запаху они должны определить какие растения у них в руках. За каждое правильное название - одно очко. Потом команды меняются (растения подбираются самые разнообразные, но хорошо знакомые детям).

В процессе игры дети легче усваивают знания, т.к., в отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог учит, объясняет, а дети овладевают знаниями играя. Включение в экскурсии дидактических игр ведет к формированию устойчивого интереса обучающихся к природе. На экскурсии дети удовлетворяют свою потребность в физической активности, получают возможность знакомиться с предметами и явлениями окружающего мира непосредственно в природе, где можно не только увидеть, но и потрогать, понюхать, попробовать на вкус, удовлетворяют потребность в общении и сотрудничестве со сверстниками, в самоутверждении и положительной самооценке.

3. Беседа по материалам наблюдений.

      В условное время или по сигналу все собираются вместе на обобщающую беседу - «конференцию», где учащиеся рассказывают о своих наблюдениях и находках, демонстрируют собранный материал. Задача педагога заключается в том, чтобы в заключительной беседе была определенная последовательность, подводящая обучающихся к нужным выводам и обобщениям, обеспечивающая целостность экскурсии. На обратном пути можно провести повторение фактического материала, с которым познакомились на экскурсии, дать указания по домашнему заданию для самостоятельных наблюдений.

IV. Подведение итогов экскурсии. Подведение итогов должно быть кратким, иначе ослабляются эмоциональность впечатлений от экскурсии. Этот этап включает обработку собранного материала и его использования в учебной работе. Весь собранный материал по возвращении с экскурсии следует привести в порядок: рассортировать, листья заложить в пресс для просушки. Соцветия поставить в пустые вазы для естественного высыхания, кору, пни, плодовые тела грибов-трутовиков освободить от пыли и положить в шкаф. Для закрепления экскурсионных впечатлений можно использовать такой вид работы, как сочинение. Эта работа способствует развитию у обучающихся: излагать свои впечатления об увиденном и услышанном на экскурсии, выражать свои чувства, активизации письменной речи, обогащению словаря. Целью работы педагога с обучающимися является не только формирование экологической культуры, но и пробуждение интереса к объектам окружающей среды, в том числе и к самому себе как неотъемлемой части природы, воспитание чувства ребенка, его эмоциональной чуткости, желания стать помощником природе, научиться приносить пользу растениям, животным и людям.

Хорошим заключением общения с природой может послужить стихотворение «Лесная сказка», дающее своеобразный как бы обобщенный пейзажный облик природы и эмоциональное обоснование необходимости сбора природного материала, что входило в одну из задач данной экскурсии:

Лесная сказка самая прекрасная!

В ней тишина, и шорох, и покой,

Вода в ручье прозрачная и ясная,

И пень, покрытый нежною листвой.

В ней солнце озаряет детство радостью,

В ней столько непонятного порой,

Манит черника свежей-свежей сладостью,

И гриб уводит в чашу за собой!

В ней столько трелей звонких, шумных, радостных!

В ней счастью нет придела и добру!

И если хочешь наслаждений сладостных,

То в лес наш отправляйся поутру!

Солнце глазки открывает – лес притихший оживает!

Дверь лесную отворим, с лесом мы поговорим!

                               

             

Литература.

  1. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Сост. Л.Ф. Мельчаков. – М., 1981.
  2. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. Начальная школа. -1990, N5, С.28-34.
  3. Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес. Начальная школа. -1991, N7, С.30-34.
  4. Захлебный А.Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 1986.
  5. Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы. Начальная школа. - 1988, N1, C.25-27.
  6. Каменева Л.А., А.К.Матвеева, Л.М.Маневцова и др. Как знакомить школьников с природой. - М.: Просвещение, 1983г. 
  7. Маневцова Л. М. Листок на ладони. - СПб.: Детство-Пресс, 2004г.
  8. 2 Мир природы и ребёнок/под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.:  Изд-во «Акцидент», 1998г. 
  9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001г.  
  10. Пирог В.В. На лесной полянке. Сказка о грибах. Начальная школа. -1989, N5, C.71-73.
  11. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. // Начальная школа. -1986, N8, C.63-64.
  12. Экологическое и эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. Л.П. Печко. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению соревнований по юношескому автомногоборью (для педагогов дополнительного образования детей (тренеров-преподавателей)

Методические рекомендации по  организации и проведению соревнований   могут быть полезны администраторам образовательных учреждений для ознакомления с порядком эффективной работы при пр...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Памятка педагогу при проведении занятий»

Дополнительное образование детей, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостный образовательный процесс, развивает творческий потенциал обучающихся в соответствии с...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...