Презентация "Формирование смысложизненных ориентаций личности - фактор профилактики социальных отклонений подростков"
презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_smyslozhiznennyh_orientatsiy.ppt | 273 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Становление духовно-нравственной личности ребенка, самосовершенствования индивида и общества в целом.
Из чего складывается смысл жизни ? Человек задает вопросы: цель моего появления на свет; каким и кем я буду; чего я хочу добиться от жизни (самореализации); Я и окружающий меня мир;
Смысл жизни одно из основных мировоззренческих понятий, имеющий огромное значение для становления духовно- нравственного облика личности, самосовершенствования индивида и общества в целом, синтеза индивидуального и коллективного, сохранения гуманистических тенденций в развитии цивилизации.
Существует много мнений о первостепенной значимости «смысла жизни» для становления человека
В. Франкл – австрийский психотерапевт Человек, дезориентированный в проблеме осознания смысла жизни, не сформировавший духовную позицию, переживает «экзистенциальный вакуум» (внутреннюю пустоту), дезориентацию в ценностях, связанную с отсутствием побуждений, подсказывающих выбор определенной деятельности.
Франклом было разработано направление - логотерапия ( Logos -смысл)- «лечение смыслом», современная личность остро нуждается в постоянной психологической поддержке. Условия осознания смысла жизни- это самосознание себя свободной личностью, признание объективных ценностей в реальном мире.
Я.А. Коменский Смысл жизни ученика в самореализации, «совершенствовании человеческой природы».
К.Д. Ушинский Смыслом жизни называл обретение человеком счастья, которое важно понимать не как удовольствие от «внешних удобств жизни», а как душевное и духовное самосовершенствование благодаря развитию ума, воли, трудолюбия, формированию нравственных ценностей.
В.А. Сухомлинский Воспитательная система содействовала учащимся в постижении смысла жизни благодаря формированию нравственного идеала, ответственности, самоуважения, уважения к окружающим, навыкам разрешения нравственных конфликтов, общению с искусством, наукой, природой.
Причины отсутствия смысла жизни Воспитание несовершеннолетних в неблагополучных семьях и как следствие безнадзорность и беспризорность; Низкий социокультурный и интеллектуальный уровень семьи; Отсутствие ассертивных навыков (безволие); Психофизическое насилие в семье;
Следствие Различного рода зависимости: игровая, пищевая, алкогольная, наркотическая; Склонность подростков к суициду; Вовлечение в неформальные молодежные экстремистские объединения, религиозные секты;
Принципы формирования смысла жизни Принцип онтологичности -процесс взаимодействия педагога с учащимися («Что я ценю в жизни», «Каковы мои идеалы», «В чем смысл жизни»). Смысл существования -в самом существовании, в стремлении, несмотря на всевозможные трудности, совершенствуя мир, совершенствоваться самому. Принцип гендерного подхода –учет половых особенностей учащихся, специфику их воспитания, обучения, развития.
Принцип здоровьесбережения -ученик ориентируется взрослыми на положительные образцы жизнедеятельности, на заботу о собственном теле, физическом и психологическом здоровье, ориентации на здоровый образ жизни. Принцип психологизации – предполагает организацию образовательного процесса с опорой на психологические закономерности развития личности, обеспечивая психологический комфорт образовательного пространства, индивидуализацию деятельности школьника.
Принцип профориентационной направленности -актуализация вопроса профессионального самоопределения учащихся с учетом возрастного фактора самореализации. Принцип профилактической направленности -взаимодействие ученика и педагога направленное на негативное влияние алкоголя, наркотических и токсических веществ, табакокурения, опасность вовлечения в асоциальные структуры.
На основе представленных принципов были определены следующие направления воспитания Онтологическое воспитание –целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанником для конкретизации вопросов бытия: «Каким быть?», «Кем быть?», «Что делать?», «В чем смысл моей жизни?».
Этико-эстетическое воспитание- взаимодействие педагога с учащимися с целью привития подопечным норм культуры поведения, развитие способностей к восприятию и сохранению красоты в окружающем мире. Профориентационное воспитание реализация учащимися своих общих и специальных способностей для выбора будущей профессии и самоопределения в сфере личных увлечений.
Профилактическое воспитание- систематическое целенаправленное взаимодействие с учащимися с целью предупреждения совершения противоправных действий, потребления психоактивных и наркотических веществ, бродяжничества, вовлечения в религиозные секты.
Условия необходимые для поиска смысла жизни ребенку Базовое доверие к миру сформированное в семье; Принятие личности ребенка; Любовь родителей; Честолюбие и достоинство (быть в чести и почете благородно и полезно); Целеустремленность и трудолюбие; Идеал для подражания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный аспект урока информатики как средство формирования смысложизненных ориентаций школьников
Программа проводимой исследовательской деятельности, целью которой является выявление форм и методов воспитательного воздействия, способствующих формированию смысложизненных ориентаций школьнико...
Формирование смысложизненных ориентации суворовцев при обучении грамматики английского языка.
Данная методическая разработка подчеркивает значимость нравственных ценностей подростков в современном мире и предлагает приемы формирования положительных смысложизненных ориентаций посредством обучен...
Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.
На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯКОЛЛЕДЖА...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ...
Сообщение на тему: "Формирование ценных ориентаций личности школьника с отклонениями в поведении."
Задача внеклассной воспитательной работы школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду....
Формирование самосознания и смысложизненных ориентаций у подростков (статья)
В данной статье автор делиться практикой использования Программы «Школа волшебства», которая составлена педагогом-психологом на основе программы Т.Д. Зинкевич-Евстиг...