ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
статья на тему

Щербакова Юлия Геннадьевна

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

М.В.Березуцкая, Ю.Г.Щербакова

бюджетное образовательное учреждение «Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий» Омск, Россия

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Личность развивается в процессе деятельности. А социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности. Формирование личности подростков осуществляться в процессе социальной деятельности[1, c. 56].

Отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации, ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет эффективно воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками отклоняющегося поведения.

Эффективность воспитательного воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма.

К данной форме можно отнести  массовые представления, проводимые в колледже - "Банк колледжа", "Новогодний КВН", "Здоровый специалист - успешная карьера", "Удаль молодецкая». Шоу-представления - "Мисс Весна", "Комический футбол",  "Тебе, молодой". Литературные вечера - "С гордостью о России ", "Березовая Русь", "Осенняя пора, очей очарование...". Творческие встречи с известными людьми, ветеранами ВОВ, Афганистана.

Вышеперечисленные формы вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями подростков.

Просветительные формы включают в себя лекции - "Искусство общения", "Профилактика зависимостей", «Уроки семьи и семейных ценностей», «Жизнь подарила, мир подарила…»; беседы - "Наше уголовное и административное право", "Подростки и улица" и др.; экскурсии в музеи и на предприятия города.

В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность», «таинственность». На первый план выступает познавательная значимость.

Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные игры и викторины «Брейн - ринг», «Что? Где? Когда?», «Своя игра».

Интерес у подростков вызывают молодежно-добровольческие обьединения такие как,  "Я - Гармония", студия современного танца "Студ-джаз", студия современного вокала "Студенты", СТЕМ "С приветом к Вам!".

Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков,  созданы комнаты психологической разгрузки, секции по физической культуре и спорта, техническому творчеству.

Сложившиеся в настоящее время формы культурно-досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

Рассмотрим основные направления культурно-досуговой деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно - досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты, викторины, презентации, проекты.

Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Народное единство», «Историческое прошлое нашей Родины»; тематика дискуссий: «Какой он – герой нашего времени», «Я и общество»; презентации «Молодежь России – за здоровый образ жизни! », « Этих дней не смолкнет слава»; проекты  "Счастливы вместе", "Мы с ветераном", «Один день в армии!».

В данном случае привлечение наглядных технических средств смогут придать эмоциональную окраску и выразительность, которые вызовут наибольший интерес у подростков.

Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий. Проведение конкурсов профессионального мастерства – «Супер специалист XXI века», «Моя профессия!».

      Одной из основных сторон культурно-досуговой деятельности является нравственно-эстетическое воспитание. Его цель – развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве во всем многообразии его проявлений с общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задача состоит в том, чтобы вовлечь подростков в  деятельность с помощью организации представлений («Радуга добрых дел», «Группа года», «Мисс Весна»), творческих конкурсов («Счастливое детство», «Гимн чести, мужеству и славе», «Таланты земли Омской» и др.), посещение выставок, музеев, встреч с интересными людьми и многое другое.

 Направление на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей детей и подростков. Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств.

Развитию данного направления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи со спортсменами их тренерами,  участие в спортивных мероприятиях: «Кросс наций», «Быстрее, выше, сильнее!», «Рекорд колледжа», «Мы за ЗОЖ», «Мир детям!», а так же в соревнованиях – по настольному теннису, армрестлингу, волейболу, баскетболу, кроссу;  спартакиадах – по мини-футболу, шахматам.

 Все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы. Совершенствование личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность.

Список литературы

1. Бирженюк Г.М. основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. -  С-Пб., 1992.

2. Ерошенков И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. - М.: Просвещение, 1986.

3.   Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. - Орел, ОГИИК, 1997.

4.   Проблемы эстетического развития личности школьника под ред. А.И.Бурова.-  М., 1987.

5.   Психологический словарь, 2-е изд. Под ред. Зимченко В.П. -  М., 1996.

6.   План воспитательной работы «ОГКУ и ПТ» за 2011-2012 учебный год.

7.   Теория и методика социальной работы, Часть II. -  М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности профилактики социально-негативных явлений в среде подростков из сельской местности

Это выпусканая квалификационная работа для диплома магистра психологии. Автор Болотова Э.И. педагог-психолог МБОУ "Алексеевская СОШ". В дипломе рассмотрены теоретические основы социально-негативного п...

ПРОГРАММА: "Профилактика негативных тенденций в молодежной среде"

Помощь детям и молодежи группы риска в нынишних условиях приобретает особую актуальность. Проблема организации эффективной работы с детьми группы риска является острой и актуальной для нашей школы т.к...

Профилактика социально-негативных явлений в среде детей и подростков

Родительское собрание на тему "Профилактика социально-негативных явлений в среде детей и подростков"...

Методические рекомендации по профилактике наркомании, алкоголизма в молодежной среде "Мы против наркотиков"

Методические рекомендации по профилактике наркомании, алкоголизма в молодежной среде "Мы против наркотиков"...

Материалы к родительскому собранию по теме: "Профилактика социально-негативных явлений в среде детей и подростков"

Презентация к родительскому собранию по профилактике употребления ПАВ у подростков...

Презентация "Формирование смысложизненных ориентаций личности - фактор профилактики социальных отклонений подростков"

Одно из основных мировоззренческих понятий, имеющий огромное значение для становления духовно- нравственного облика личности, самосовершенствования индивида и общества в целом, синтеза индивидуального...

Профилактика негативного влияния в молодежной среде

Профилактика негативного влияния в молодежной среде...