Сообщение на тему: "Формирование ценных ориентаций личности школьника с отклонениями в поведении."
учебно-методический материал (9 класс) на тему
Задача внеклассной воспитательной работы школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
led.sovet_.docx | 23.77 КБ |
ped_sovet.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Известный философ Моисей Самойлович Каган считает, что личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами, а тем:
Что и как она знает
Что и как она ценит
Что и как она созидает
С кем и как она общается
Каковы ее художественные потребности
Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Не всякий человек является личностью. Новорожденный младенец—это уже человек, но отнюдь еще не личность. Нельзя также считать личностью ребенка-идиота.
Проблема формирования личности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанных.
Один из классиков олигофренопедагогики — Эдуард Сеген писал, что умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом он придавал главное значение последнему, т. е. отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что умственно отсталый ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений (в отсутствии духовных интересов и потребностей,
Внеклассная и внешкольная воспитательная работа пронизывает весь процесс обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Она имеет коррекционную направленность и оказывает корригирующее влияние на личность воспитанника.
На внеклассных занятиях дети узнают нормы и правила поведения в обществе, учатся жить и работать в коллективе.
Общая и главная задача внеклассной воспитательной работы школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Именно целенаправленная и систематическая внеклассная воспитательная деятельность в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.
Полноценная социальная адаптация умственно отсталых детей невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе нравственного и правового просвещения и воспитания личности учащихся вспомогательной школы.. Важная воспитательная задача -- помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению Для этого мы с детьми проводим ежедневные беседы. внеклассное чтение, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, игры и т. п.
Вместе с тем умственная отсталость, нарушая адаптационные способности личности вследствие стойкого расстройства функций головного мозга, в значительной степени изменяет социальное поведение человека. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам Специальной задачей воспитания личностных качеств в школе VIII вида является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности.
Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом, установить смысл действия другого лица часто являются истинной причиной нарушения поведения у умственно отсталых детей. Для решения данной задачи я использую занятия по рассмотрению, обыгрыванию и решению ситуаций. Для этого нами создана картотека ситуаций: житейские, проблемные, опасные и стрессовые(ситуация ответственности, ситуация повиновения, сит.агрессивности, сит.ценности, сит.непослушания, сит.альтернативности) При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Приучение к соблюдению норм поведения начинается с младших классов вспомогательной школы, причем в ряде случаев оно может предшествовать разъяснению и убеждению, поскольку младшие умственно отсталые школьники часто оказываются не в состоянии понять смысл той или иной поведенческой нормы. Во многих случаях важно обеспечить четкий, доступный показ образца поведения (например, демонстрация того, как себя вести в столовой, при встрече со взрослыми, кинотеатре и т. п.). В младшем школьном возрасте дети используют памятки. Ежедневно я использую «Правиловедческие разминки» Воспитанники активно в них участвуют. Запоминают и повторяют данные правила. Мной составлена картотека правил и памяток-заповедей в виде инструкций, презентаций и видеороликов. Таких как:
Правила поведения в школе
Правила санитарии и гигиены
Правила поведения в общественных местах
Правила хорошего тона
Правило бесконфликтной дисциплины
Правила выражения чувств(способы регуляции чувств, способы борьбы со стрессом)
Правила взаимопомощи
Правила безопасности жизнедеятельности
Подросток с умственной отсталостью – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности. Формы нарушенного поведения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений в основном такие : побеги из дома, из школы, отказы от учебы, нарушения школьной дисциплины и правил поведения в общественных местах, воровство, злоупотребление алкоголем, наркомания, суицидное поведение, сексуальные отклонения и другие нарушения. Все это служит доказательством проявления в их поведении такого качества, как повышенная агрессивность. В работе с подростками девиантного поведения в свободное время я использую программу «Перекресток». Дети овладевают такими навыками, как умение знакомиться, выбирать друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать компромиссные, положительные решения, учатся уверенному поведению в конфликтных и стрессовых ситуациях, построению взаимоотношений. Данная программа включает следующие методы коррекции: Мозговой штурм ,Классная дискуссия, Драматические представления, Выступления, Обучение во взаимодействии, Ролевое моделирование , лекции воспитателя, (Мной подобраны притчи, мифы и легенды на различные темы),рабочие листы. Осуществляя работу по профилактике социальных отклонений в поведении олигофренов стоит обратить серьезное внимание на вопросы антиалкогольной, антинаркотической пропаганды. Данная программа содержит фактическую информацию о вреде курения, алкоголя, наркотиков. И направлена на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.
При формировании ценных ориентаций личности перед воспитателем стоит не менее важная задача: выработать у детей умение правильно оценивать окружающее и самих себя. Нарушение самокритичности у учащихся школы 8 вида отрицательно отражается на возможностях приобщения их к самовоспитанию, которое требует к тому же не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков.
Решение этой задачи способствует становлению самосознания, без которого нет ни личности, ни ее развития.
Для этого я использую минутки самопознания- «Внимателен ли ты? «Воспитанный ли ты сын или дочь?» «Понимаете ли вы лиц противоположного пола?» «Склонность к риску» «Уровень тревожности» «Гибкость мышления « «Быстрота мышления « «Твое отношение к любви» «Активизация внутренних ресурсов» «Тенденции общения» и др.
В коррекционной школе особенно обращается внимание на то, чтобы не допустить безумной переоценки возможностей учащихся в самостоятельном принятии и реализации ответственных решений, связанных с психологическим благополучием отдельной личности и детского коллектива. Предъявляемые к ребенку требования должны быть посильны для него, при этом следует учесть, что многим умственно отсталым детям нужно помочь в выполнении тех или иных поручений, обязанностей.
Умственно отсталые школьники очень чутко реагируют на поощрения, заслуженные при проявлении своих положительных качеств, что педагогам коррекционных школы следует постоянно помнить. Лев Семенович Выготский, справедливо критиковал современную ему теорию и практику дефектологии, который говорил: «Мы подмечаем крупицы дефектов и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей, которыми обладают дети, страдающие ненормальностями. Поэтому мы в своей группе стараемся выделять, акцентировать внимание на положительные результаты в учебной и внеклассной деятельности наших детей. Для этого нами разработана карта педагогической оценки. Приложение 1
Для правильного выбора средств педагогических воздействий и построения системы воспитания умственно отсталых школьников важно, конечно, учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ученика его знание соответствующих социальных норм, отношение к ним, интересы, цели деятельности, близкие и отдаленные перспективы, планы, привычки, самооценку и уровень притязаний, положение в коллективе сверстников, отношение к товарищам, учителям, учебе, труду, игре. Для этого мы планируем ввести индивидуальные программы работы с трудными детьми и детьми группы риска. Приложение 2
Необходимо помнить что, воспитание социально-нормативного поведения умственно отсталых школьников может быть успешным только в том случае, если поведение окружающих не вступает в противоречие с нравственными нормами. В школе 8 вида личный пример взрослых, при известной склонности умственно отсталых детей к подражанию, является одним из наиболее действенных условий формирования социального поведения.
Муниципальное Общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с органичными возможностями здоровья Коробчеевская С(К)О школа-интернат 8 вида.
Выступление на педагогическом совете.
Тема: Формирование ценных ориентаций личности школьника с отклонениями в поведении.
Воспитатель 1 квалиф.категории
Сурикова Т.В.
Коломна-2015
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
З адача внеклассной воспитательной работы школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду.
Методы и приемы воспитания: Беседы Внеклассные чтения Экскурсии Просмотр и обсуждения фильмов, телепередач Игры Тренинги
Картотека ситуаций: Житейские Проблемные Опасные Стрессовые
Правиловедческие разминки: Правила поведения в школе Правила санитарии и гигиены Правила поведения в общественных местах Правила хорошего тона Правило бесконфликтной дисциплины Правила выражения чувств(способы регуляции чувств, способы борьбы со стрессом) Правила взаимопомощи Правила безопасности жизнедеятельности
Работа с подростками девиантного поведения: Программа «Перекресток»
Минутки самопознания: «Внимателен ли ты? «Воспитанный ли ты сын или дочь?» «Понимаете ли вы лиц противоположного пола?» «Склонность к риску» «Уровень тревожности» «Гибкость мышления « «Быстрота мышления « «Твое отношение к любви» «Активизация внутренних ресурсов» «Тенденции общения» и др.
Приложение 1: Карта педагогической оценки по разделам Программы подготовки воспитанников. Приложение 2: Индивидуальная программа воспитательной работы с воспитанниками.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...
сообщение на тему "Формирование культуры здоровья на уроках швейного дела"
Принципы и методы здоровьесберегающего обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья.Одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной школе является строгое соблюдени...
Сообщение на тему: «Формирование адекватной самооценки обучающихся пятых классов на уроках математики»
Регулятивные УУД предполагают умение учащихся адекватно воспроизводить самооценку и сравнивать её с оценкой учителя....
Сообщение на тему: "Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроках иностранного языка"
УУД И ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ...
Сообщение на тему: Формирование УУД в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания
Работая над темой «Формирование системы УУД на уроках истории и обществознания» поставила своей целью отработку умений организации урока в рамках системно - деятельностного подходаПередо м...
Сообщение на тему: " Формирования универсальных учебных действий на уроках истории".
Формирование универсальных учебных действий на уроках историиСпецифика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информа...
Сообщение на тему"«Формирование читательской грамотности на платформе ЦОК (Цифровой образовательный контент)» "
Районная научно-практическая конференция педагогических работников.Доклад на тему:«Формирование читательской грамотности на платформе ЦОК (Цифровой образовательный контент)»...